«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в специально организованной деятельности вне занятий»
консультация (подготовительная группа) на тему
Дошкольный возраст, как период детства характеризуется повышенной двигательной активностью ребенка, а как следствие и нарастанием его физических возможностей, которые, сочетаясь с его повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, могут приводить к возникновению травм или опасных для жизни ситуаций. Нанести вред жизни и здоровью детей, могут различные предметы домашнего обихода, такие как: бытовая техника, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, бытовая химия, продукты питания, дикие и домашние животные, различные транспортные средства, некоторые растения и насекомые, низкая температура воздуха, солнечные лучи, погружение в воду, люди и многое другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Безопасность | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст, как период детства характеризуется повышенной двигательной активностью ребенка, а как следствие и нарастанием его физических возможностей, которые, сочетаясь с его повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, могут приводить к возникновению травм или опасных для жизни ситуаций. Нанести вред жизни и здоровью детей, могут различные предметы домашнего обихода, такие как: бытовая техника, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, бытовая химия, продукты питания, дикие и домашние животные, различные транспортные средства, некоторые растения и насекомые, низкая температура воздуха, солнечные лучи, погружение в воду, люди и многое другое. Условно можно разделить эти источники опасности на: 1.Природные, 2.Техногенные, 3. Социальные. (Е.Я.Гаткин, Е.В.Нисковская, В.Г.Пономарев). В литературных источниках часто встречается классификация деления опасностей по возможности ее возникновения, т.е. которая связана с местом пребывания человека: 1.Опасности бытового характера. 2. Опасности, возникающие на природе. 3. Опасности, связанные с улицей или дорогой. 4. Опасности, которые связаны с возможными контактами с незнакомыми людьми (дома и на улице). Проанализировав эту классификацию, можно отметить, что где бы ни находился и чем бы ни занимался человек, всегда вокруг него существует вероятность скрытой угрозы, но это не должно означать, что несчастный случай непременно произойдет, и в тоже время если существует вероятность ее проявления и существуют определенные условия, то можно говорить об опасности, как потенциальной.
Дошкольный возраст - это важнейший период в жизни ребенка, когда формируется его личность, закладываются основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни. Ребенок в силу своего малого опыта не может самостоятельно определить всю меру предполагаемой опасности, поэтому задачей каждого взрослого является защита ребенка. Это значит, что детям нужно доступно разъяснять и помогать избегать травмоопасных ситуаций и повреждений, потому как невозможно все время удерживать ребенка возле себя или водить его все время за руку. Необходимо знакомить их с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае возникновения опасности, формировать представления о способах безопасного поведения в быту, воспитывать и развивать основы экологической культуры, прививать любовь к родной природе, учить обращаться с животными, а также воспитывать ответственное отношение к себе как участнику дорожного движения и объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей, а это своего рода социализация ребенка, а также учитывать следующие основные принципы:
- последовательности и системности в подаче материала ребенку (новое должно основываться на предыдущем материале)
- доступности, когда усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей ребенка
- включенности в активную деятельность (игровую, познавательную или поисковую)
- наглядности (необходима для восприятия ребенком правил безопасного поведения, в частности на иллюстративном материале)
- психологического комфорта ребенка, когда отсутствует некий стрессовый фактор.
Эти принципы помогут в реализации задач по формированию представлений о правилах безопасности жизнедеятельности у дошкольников. К.Д. Ушинский писал, что образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей.
Опасность - это явление, процесс или объект, способный в определенных условиях непосредственно или косвенно нанести ущерб здоровью человека, говорит в своих исследованиях Т.П.Гарнышева.
Интернет-источник «Википедия» характеризует слово Опасность, как вероятность, возможность того, что может произойти какое-то нежелательное событие, либо Опасность - это начавшееся или возможное неблагоприятное воздействие на человека и его окружающую среду вредных факторов различного происхождения: вероятность возникновения неблагоприятных событий, угрожающих жизни, здоровью, имуществу человека, его правам и интересам.
Опасность - это ключевое из понятий безопасности жизнедеятельности, она носит одновременно скрытый или открытый характер.
Вопросами формирования безопасности жизнедеятельности детей занимались отечественные психологи В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. которые освещают многообразие идей и подходов к проблемам безопасности детей. В своем исследовании В.А.Деркунская пишет о том, что «Отношение ребенка определенного возраста характеризуется тем, что он проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. С удовольствием выполняет простейшие умения, доброжелательно вступает со сверстниками и взрослыми в общение, положительно настроен на выполнение элементарных трудовых процессов, радуется самостоятельным и совместным действиям и их результату. (В.А.Деркунская Диагностика культуры здоровья дошкольников) Первые шаги по формированию у дошкольников представлений о правилах безопасности начинает осуществляться осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях. В 1995 г. была разработана программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста", в соответствии с которой детям старших групп в доступной форме доносятся знания по вопросам безопасного поведения в быту, на дороге при общении с незнакомыми людьми и другие элементарные понятия безопасного поведения. В дошкольном возрасте знания детьми усваиваются определенным образом, т.е в исследованиях П.Я.Гальперина, Н.Ф..Талызиной и других описаны компоненты, которые при поэтапном их выполнении обеспечат усвоение умственных действий, на основе которых и происходит формирование представлений у ребенка, а в дальнейшем на их основе формируются знания и умения. Следовательно, необходимо начинать осуществлять процесс формирования представлений безопасного поведения у дошкольников постепенно и поэтапно: на первом этапе важно вызвать заинтересованность детей, уточнить и систематизировать имеющиеся у них знания о правилах безопасности, на втором этапе необходимо уже вводить знакомые детям правила в их повседневную жизнь, а также показывать их проявления в разных жизненных ситуациях, затем начинать упражнять воспитанников в умении применять эти правила, на третьем же этапе на основе полученных и усвоенных знаний и умений у детей возможно уже осознанное овладение реальными практическими действиями. Важным является то, что никак нельзя упустить шанс, который дает возможность формировать у ребенка оберегающее и ответственное отношения к самому себе и окружающему миру в рамках безопасности. На первый взгляд вроде бы ничего сложного, просто надо познакомить ребенка с правилами безопасного поведения, но на самом же деле осуществить все это очень трудно, потому как, многие из знакомых и незнакомых мне родителей . ежедневно на глазах своих детей нарушают эти самые правила и не задумываются над тем, какой пример для подражания они подают своим детям. Также не задумываются они и о том, что ставят перед детьми неразрешимую задачу: как же все таки действовать правильно, как говорят им взрослые или как поступают взрослые, а затем можно ли верить этим взрослым? Когда случается неприятная ситуация с ребенком, то виноватыми оказываются окружающие его взрослые, но в первую очередь это родители, которые своим примером должны были научить, воспитать и уберечь своего ребенка от возможных неприятностей. Ребёнок же в свою очередь должен четко знать, как надо вести себя в той или иной ситуации, как необходимо действовать. На сегодняшний день ситуация такова, что никто не может гарантировать безопасность ребенку. Вопросы воспитания, расширения представлений в вопросах безопасности, а также приобретения опыта и привития дошкольникам навыков безопасности отражены в трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П. Анастасовой, К.Ю. Белой, Г.К. Зайцева, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Л.А. Кондрыкинской, И.Ю. Матасовой, Р.Б. Стеркиной, Л.Г. Татарниковой, Л.Ф. Тихомировой, Т.Г. Хромцовой и др.
Поэтому безопасность на сегодняшний день является актуальной проблемой современности.
Есть некая формула безопасности, которая изложена для детей стихотворной форме:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности - все избежать,
А где надо - на помощь позвать.
БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ формирования словаря детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности
Экологический проект: «Мы желаем много знать об окружающем мире»....
Доклад Тема: «Формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста в трудовой деятельности»
для аттестации...
Публикация на тему: «Формирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо ...
Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в совместной деятельности, через занятия оригами.
доклад по формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в совместной деятельности, через занятия оригами....
Презентация "Использование материалов русского народного творчества в специально организованной деятельности (на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой)
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи ок...
«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через организованную деятельность»
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через организационную деятельность...
Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности, на этапе завершения ими дошкольного образования.
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком (Л. С. Выгодский)...