Здоровьесберегающие технологии в образовательной практике
методическая разработка на тему
Здоровьесберегающие технологии в образовательной практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_obrazovatelnoy_praktike_2.odt | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в образовательной практике.
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ФГОС ДО - (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. № 1155) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Стандарт направлен на решение нескольких задач, среди которых красной нитью выделена задача:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;а также:
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.[1]
С введением ФГОС образование должно стать более безопасным, здоровьеформирующим, здоровьесберегающим.
Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Цель: здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств: технологии профилактики заболеваний; углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов; приходящих из поликлиники; коррекция возникающих функциональных отклонений; реабилитация соматического состояния здоровья; противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами, витаминопрофилактика .
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников: закаливание КГН; спортивные праздники; спортивные развлечения и досуги; недели здоровья; соревнования; прогулки-походы.
Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
- Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе (комплексы упражнений для органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры).
- Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
- Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, Дни и Недели здоровья и др.);
- Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре
- использование развивающих форм оздоровительной работы.[2]
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии:
Стретчинг (вид аэробики, представляющий собой комплекс упражнений на растягивание). проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.
Ритмопластика (движения, выполняемые под музыку, приносящие физическое и духовноездоровье, радость). Выполняются не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. При этом обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка.
Динамические паузы (короткая разминка среди занятия). Проводится во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры. Могут быть использованы как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация (глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения). Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
К здоровьесберегающим технологиям относятся и различные виды гимнастики. которые мы также часто используем при проведении режимных моментов. [3]
Гимнастика для глаз (комплексы упражнений для сохранения зрения). Проводятся ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика пальчиковая (комплексы упражнений для пальцев рук, способствующие развитию мелкой моторики). Применяется с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Гимнастика дыхательная (это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний). используется при проведении различных форм физкультурно-оздоровительной работы, в предварительно проветренном помещении.
Гимнастика бодрящая (комплексы упражнений после сна, позволяющий детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус). Осуществляется ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна:
- упражнения на кроватках, обширное умывание;
- ходьба по ребристым дощечкам;
- легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и др.
Гимнастика ортопедическая (комплексы упражнений для стоп и позвоночника). Используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Самомассаж (система приемов механических воздействий на поверхность тела). Проводится в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. При этом необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
Точечный самомассаж (система приемов выполняемых путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек). Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время/
Сказкотерапия (психологический метод, предполагающий развитие самосознания через психологическую сказку). Занятия проводят 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающейработы.
Технологии музыкального воздействия. Применяются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть другихтехнологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.[3]
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.Утвержден приказом Минобрнауки России 17.102013 №1155// Российская газета. 2013. 25 ноября.
- «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» Методист. – 2007.
- Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога» –2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».
В настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей....
статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры д...
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...
Масстер класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе...
«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
Данная консультация для специалистов ДОУ...
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике.
В соответствии с ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формир...
Мастер - класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
Задача мастер - класса познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....