Здоровьесберегающие технологии.
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Знакомство с собой,со своим организмом в игровой форме.Систематизировать знания о внутренних органах человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx15.83 КБ
Файл kak_ustroen_chelovek.docx18.1 КБ
Файл kozha.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

в средней группе

ТЕМА: ФУНКЦИИ ОСНОВНЫХ ОРГАНОВ ГОЛОВЫ.

Программное содержание: - формировать представления детей о  строении

                                                    головы и функциях ее основных органов: уши

                                                    слышат речь, музыку; рот (зубы, язык, губы)

                                                    говорит, ест; глаза видят (ресницы защищают

                                                    от пыли); нос дышит, чувствует запахи; волосы

                                                    защищают голову от холода и дождя.

                                                  - учить детей пользоваться только своим

                                                    полотенцем, расческой, носовым платком; ни с

                                                    кем не делиться предметами личной гигиены;

                                                    воспитывать элементарные навыки здорового

                                                    образа жизни, стремление заботится о своем

                                                    здоровье.

Активизация словаря : закрепление понятий – карие глаза, голубоглазый,

                                 курносый нос, подбородок, жует, откусывает.

Оборудование:  фланелеграф ,  Незнайка – кукольный герой, сундучок

                          с разными предметами, которыми можно и нельзя поделиться

                          (полотенце, расческа, платок, конфета, игрушка, яблоко,

                          ложка), музыкальная открытка,  

                           дидактическая игра «Составь портрет».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В группу приходит Незнайка, в руках он держит зубную щетку. «А вот и я , а вот и я, узнали, верно, вы меня! Да, я Незнайка, принес свою щеточку, сейчас расчешусь».

Воспитатель.- Ребята, что за щетка у незнайки? (зубная) для чего она? Чем надо причесываться? Ты, наверное, Незнайка, никогда не ходил в детский сад? Садись с нами, мы тебе обо всем расскажем.

Воспитатель.- Ребята, как зовут помощника для волос? (ответы детей)

- Для чего нужна расческа? (ответы детей)

- Волосы у всех разные: у мальчиков короткие, а у девочек длинные, можно косы заплетать. Чем еще отличаются у вас волосы? Посмотрите друг на друга (цветом). Для чего нужны волосы? (ответы детей) Чтобы волосы росли, не выпадали, были чистыми и красивыми, их надо по мере загрязнения мыть, каждый день причесывать и заплетать.

Незнайка: «Давайте-ка и я, причешусь вашей расческой, буду красивым!»

Воспитатель.- Дадим ему расческу? (ответы детей) можно чужой расческой пользоваться? Почему нельзя? (ответы детей)

Ой, что же это за чудесное,

Поле расчудесное.

Выросли на нем и рот, и нос,

Брови и глаза.

Что это за поле? Вот вопрос

Я вам задала.

- Да,  это наше личико, лицо. А что это на нем?

На ночь два оконца

сами закрываются,

А с восходом солнца

сами открываются.

Воспитатель- Посмотрите друг другу в глазки, какие они у вас? (ответы детей.) Коричневые глаза называют карими, а Незнайка у нас голубоглазый, у него голубые глаза.  

Ребятам предлагается  выложить на фланелеграф два лица, подобрать  волосы для девочки и для мальчика.

Воспитатель.- Где находятся глаза на лице? (ответы детей) Выложите их.

- Чем глазки окружены? Для чего нужны реснички? Можно глаза грязными руками трогать? Чем можно убрать из глаза соринку? (ответы детей после каждого вопроса)

- Как вы думаете, плохо будет человеку без глаз? Давайте закроем глаза, как вы себя чувствуете? (ответы детей)  Глаза не открывайте, я сейчас мимо вас пронесу тарелку, на ней что-то лежит. Сможете ли вы догадаться с закрытыми глазами, что это такое? (огурец, по запаху)

- Как вы узнали? Для чего человеку нос? (ответы детей) выложите на фланелеграф нос. Где он находится? Какого главного помощника носа вы знаете? (ответы детей) А вот у Незнайки нет носового платка, кто с ним поделиться? Почему нельзя делиться носовым платком? Что может случиться? (ответы детей) Давайте подарим Незнайке новый носовой платок.

Физкультминутка

Дети поют песенку «У меня, у тебя…»

1. У меня (воспитатель показывает руками на себя),

    У тебя (разводит руками, показывая на всех детей)

    Блестящие глазки (сопровождает показом)

    У меня, у тебя – чистые уши.

Припев:

Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки,

Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке.

2. У меня, у тебя аленькие губки,

    У меня, у тебя розовые щечки.

Припев.

Ребенок загадывает загадку:

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей,

И мясо, и хлеб – всю добычу мою

Я с радостью этим зверям отдаю.

ВОСПИТАТЕЛЬ- Что это за белые звери, которым отдают и мясо, и хлеб? (зубы) У каких красных  дверей они сидят? (губы) Для чего нам нужны зубы? (ответы детей) Чтобы они  были крепкими, в них не образовывались дырочки, что надо делать по утрам и перед сном? (ответы детей) А про что эта загадка?

Если б не было его,

Не сказал бы ничего? (язык)

- Для чего нужен человеку язык? Где живут  язык и зубы? Где находится рот на лице? (ответы детей и выкладывание на фланелеграф)

А теперь скажите мне,

Что у нас на голове

По бокам растет,

Нам послушать не дает?

- Для чего нам нужны уши? Что они умеют делать? (ответы детей)

Незнайка принес нам открытку, она волшебная. Что сейчас вы услышали? (музыку)  Оказывается, мы не только слышим друг друга, но и можем различать музыку, веселую и грустную, тихую и громкую.

- Можно ли в уши кричать? Как надо за ними ухаживать? Где находятся уши?.(ответы детей и выкладывание на фланелеграф)

- Оказывается, что за глазами, и за ушами, и за волосами, и за ртом, и за носом надо ухаживать, помогать им, чтобы они были здоровыми. Посмотрите, как весело нам улыбаются мальчик и девочка на фланелеграфе, потому, что у них ничего не болит.

- Сейчас мы проверим, как Незнайка запомнил, какими предметами можно делиться, а какими нет.

Проводится игра «Чем я с другом поделюсь»

Незнайка прощается с ребятами, благодарит их и делиться яблоками.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: «КАК УСТРОЕН ЧЕЛОВЕК».

Цель: Продолжить знакомство детей с гармоничным строением человека.

Задачи:

систематизировать знания о внутренних органах человека;

расширить представления о важности гигиены;

развивать творческое воображение;

учить детей бережному отношению к своему телу и здоровью;

воспитывать самоуважение и уважение к другим людям.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Рассматривание серии картин “Развитие человека”, беседы о строении отдельных частей тела человека (ухо, нос, рот, конечности, скелет, мозг, внутренние органы) их значении и важности для жизнеобеспечения; игры с дидактическим материалом по ознакомлению с окружающим миром “Как устроен человек”.

ОБОРУДОВАНИЕ: бумажные части робота; плакат с изображением внутренних органов человека; маски микробов для артистов – детей.

Описание хода занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы снова отправляемся в страну Знаний, за новыми, интересными знаниями. Но сначала поиграем.

Игра с мячом “Скажи наоборот” – воспитатель бросает мяч детям и произносит слова, дети возвращают мяч педагогу и говорят “антонимы”. Молодой – старый, сильный – слабый, большой – маленький, толстый – …, младше – …, взрослый –…, веселый – …, добрый – …, высокий – …, знаменитый – …, умный – .

Воспитатель: Про кого мы можем так сказать? (Про людей.)

(Стук в дверь.) Входит Незнайка.

Незнайка: Я услышал голоса ребят и решил заглянуть к вам в гости. Я знаю, что вы много знаете и умеете. Вы любите отгадывать загадки? А я не могу отгадать несколько загадок, поможете мне?

Ей окрестность вся видна, сидит на шее… (голова)

Бегут по дорожке быстрые… (ножки)

Бабушка ругает внука: “Почему не вымыл …?” (руки)

Съел еду я всю и вот, мой наполнился… (живот)

Споткнулся через Генку, ушиб себе…(коленку)

Моя бабушка больна, у нее болит… (спина).

Незнайка: Как у вас здорово все получается. У меня в сумке лежат какие – то детали, может вы знаете для чего они? (Достает плоскостные детали робота.) Посмотрите, несколько рук, ноги, головы. (Начинает выкладывать неправильно.)

Воспитатель: Незнайка, ребята помогут тебе. Это части тела.

Дети выкладывают из деталей роботов.

Незнайка: Какие интересные человечки получились.

Воспитатель: Ты опять ошибаешься Незнайка, робот отличается от человека. Ребята, расскажите, чем отличаются робот от человека? (Ответы детей.)

Незнайка: Как жаль, что роботы не могут стать людьми.

Воспитатель: Ну почему же, сейчас мы с ребятами постараемся оживить роботов. Я превращаю вас в волшебников.

Игра “Волшебники” – дети фломастерами дорисовывают роботам мелкие недостающие детали, лица, волосы, одежду.

Воспитатель: Посмотри, Незнайка, какие улыбающиеся человечки у ребят получились. Теперь они очень похожи на людей.

Незнайка: Но эти человечки не умеют двигаться, а вы ребята, любите прыгать и скакать? Присоединяйтесь ко мне.

Физкультминутка:

Побежали по дороге, поднимая выше ноги.
А теперь остановились, все на месте? Убедились.
Руки в стороны разводим, а затем обратно сводим,
А теперь поднимем вверх, вот невиданный успех!

Воспитатель: Ребята, расскажите, из каких частей состоит тело человека?

Незнайка: В моей сумке как раз есть картинки с изображением носа, уха, конечностей, глаза, языка. Вы знаете, для чего они нужны человеку?

Дидактическая игра “Что для чего необходимо” – дети выбирают картинку с изображение любого органа и рассказывают, для чего он нужен человеку.

Незнайка: Вот интересно, а что было бы, если бы нос располагался на руке? А рук было бы четыре? Если бы у нас зубы росли всю жизнь, и не выпадали? (Дети придумывают свои варианты ответов.)

(В группу вбегает чумазый мальчик, за ним “микробы”.)

Педагог: Ты кто, и почему ты такой грязный?

Мальчик: Я убежал из сказки “Мойдодыр”, я не люблю умываться.

Воспитатель: Очень жаль, в твоем организме могут поселиться вредные микробы. Посмотри, как устрашающе они выглядят.

(Дети – “микробы” танцуют)

Незнайка: Ребята, вы помогли мне, помогите и этому грязнуле. Иначе микробы захватят его организм.

ВоспитательТы прав, Незнайка, для этого надо соблюдать правила Гигиены.

Незнайка: Какой гиены?

Дети: Гигиены.

Незнайка и мальчик: А что это такое?

Дети показывают и рассказывают о правилах гигиены, демонстрируя мыло, зубную щетку, пасту, полотенце.

Воспитатель: Вот видите, дорогие гости, сколько знают наши ребята. Вам стоит прислушаться к их советам.

Незнайка: Хочешь, я помогу привести тебя в порядок? Давай возьмем все принадлежности: мыло, полотенце, зубную пасту и щетку и отправимся умываться.

Мальчик: Конечно, поспешим. (Незнайка и мальчик уходят.)

Воспитатель: Ребята, вот такое необычное приключение нам сегодня пришлось наблюдать. Вы показали все свои знания, проявили фантазию и воображение. Вам понравилось?



Предварительный просмотр:

 НОД: «КОЖА»

Цели:

- формирование элементарных представлений детей о том, что кожа – это покров тела человека

- показ детям, какую роль играет кожа

- развитие умения работать в коллективе;

- развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

- воспитание  стремления заботиться о своем здоровье, соблюдать чистоплотность

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В группу заходит Незнайка, он очень грустный, плачет.

Воспитатель и дети спрашивают его, что случилось.

Незнайка: Ребята, я бежал к вам в гости, очень торопился, упал и порвал штанишки, а еще поцарапал кожу на коленке.

Воспитатель: Не плачь, Незнайка, штанишки мы… (ответы детей – зашьем, купим новые и т.д.).  Ребята, а что надо делать, если поцарапаешь коленку или руку? (ответы детей – надо вымыть водой, идти к врачу, заклеить пластырем и т.д.). Правильно, ребята. Давай, Незнайка, мы обработаем твою ранку на коленке – очистим ее от грязи. А для этого нам нужны вата и специальный медицинский раствор (воспитатель «обрабатывает» ранку).

Незнайка: Спасибо, коленка уже не болит.

Воспитатель: Ребята, смотрите: Незнайка порвал штанишки, штанишки – это… (одежда). Правильно, штанишки – это одежда, и шьют их из…(ткани, материала). А вы знаете о том, что у всех людей есть живая одежда, которую никто не шил? Послушайте загадку и сразу догадаетесь, о чем я говорю –

В этой одежде я родился,

В этой одежде я в бане помылся,

Эту одежду снять невозможно,

Эта одежда называется …     (кожа).

Незнайка: Ребята, а у вас есть кожа? Где она? (ответы детей) 

Воспитатель: Кожа покрывает все тело, это наша одежда, которую мы носим с самого рождения. Скажите, что мы делаем с одеждой, которая стала мала, или порвалась? (ответы детей)  Да, такую одежду отдают маленьким детям или выбрасывают. А вы видели, чтобы человек отдавал или выбрасывал свою кожу?  Это сделать невозможно. Наша кожа растет вместе с нами – мы растем, и наша кожа растет. А еще она может сама «ремонтироваться» - это происходит, когда заживают царапинки у вас на руках и ногах. А вот если ранка очень большая, то ее зашивает в больнице доктор почти так, как мама зашивает порванную рубашку.

Незнайка: Потрогайте свою кожу, какая она? (ответы детей) А зачем нужна кожа (ответы детей)

Воспитатель: Кожа – это очень важный наш помощник. Она защищает нас от грязи и микробов, защищает от жары и от холода, а еще она может чувствовать.

Незнайка: Что же она может чувствовать?

Воспитатель: А это мы сейчас проверим, давайте поиграем в  игру «Найди пару» - перед детьми кладут пластины, обклеенные фольгой, фланелью, шелком, мехом, бархатной бумагой, а также металлические и деревянные пластины. Дети выбирают по одной пластине. После этого им завязывают глаза, а затем они по очереди ищут такую же (пару).

После проведения игры делается вывод: мы кожей почувствовали, из какого материала сделаны пластины и нашли пару.

Воспитатель: Ребята, мы не можем сбросить кожу как старую одежду или заменить ее на новую. Кожа нам дана на всю жизнь, а поэтому, чтобы сохранить ее здоровой, надо за ней ухаживать. Давайте посмотрим на карточки «Берегите свою кожу»  - обсуждение с детьми.

В конце занятия Незнайка предлагает детям поиграть в игру «Умываемся»:

Ай, лады-лады-лады!

Не боимся мы воды!

Дети хлопают в ладоши

Чисто умываемся

Вот так, вот так!

Движения имитирующие умывание лица

Маме улыбаемся

Вот так, вот так!

Развести руки в стороны, улыбнуться

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

Ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук

Брызги – вправо, брызги – влево!

Стало мокрым наше тело!

«Стряхиваем воду с рук»  - пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить   

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

движения, имитирующие поочередное  вытирание каждой руки полотенцем

Дополнительный материал по теме:

 Рассматривание и беседа по карточкам «Берегите вашу кожу»

 Практические упражнения:

 узнай (на расстоянии, не трогая рукой, не прикасаясь), какая вода в стакане: горячая, теплая или холодная. Затем потрогать рукой, сравнить ответы.

определить с закрытыми глазами, какие механические воздействия на тебя оказываются (щекочут, гладят, надавливают и т.д.)

 Игровые упражнения:

 «Определи на ощупь» - завяжите ребенку глаза и предложите определить предмет руками, на ощупь, рассказать о нем

 Опыты:

 «Как микробы боятся мыла» - дети проходят в умывальную комнату и моют руки с мылом. После этого проверяется, остались ли блестки – «микробы» на ладошках. Если остались, то меньше их стало или нет? Тех детей, у кого «микробы» остались, просят снова тщательно вымыть руки. Делается вывод о том, как важно соблюдать простые правила гигиены.

 «Как передаются микробы от человека к человеку» - перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладони гель для тела (тени) с блестками. Потом он предлагает детям поздороваться за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого взрослый «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блесток. Делается вывод о том, как точно также при контакте с другим человеком (или с предметом, с животным) передаются невидимые микробы.