Здоровьесберегающие технологии.
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Знакомство с собой,со своим организмом в игровой форме.Систематизировать знания о внутренних органах человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 15.83 КБ |
kak_ustroen_chelovek.docx | 18.1 КБ |
kozha.docx | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
в средней группе
ТЕМА: ФУНКЦИИ ОСНОВНЫХ ОРГАНОВ ГОЛОВЫ.
Программное содержание: - формировать представления детей о строении
головы и функциях ее основных органов: уши
слышат речь, музыку; рот (зубы, язык, губы)
говорит, ест; глаза видят (ресницы защищают
от пыли); нос дышит, чувствует запахи; волосы
защищают голову от холода и дождя.
- учить детей пользоваться только своим
полотенцем, расческой, носовым платком; ни с
кем не делиться предметами личной гигиены;
воспитывать элементарные навыки здорового
образа жизни, стремление заботится о своем
здоровье.
Активизация словаря : закрепление понятий – карие глаза, голубоглазый,
курносый нос, подбородок, жует, откусывает.
Оборудование: фланелеграф , Незнайка – кукольный герой, сундучок
с разными предметами, которыми можно и нельзя поделиться
(полотенце, расческа, платок, конфета, игрушка, яблоко,
ложка), музыкальная открытка,
дидактическая игра «Составь портрет».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
В группу приходит Незнайка, в руках он держит зубную щетку. «А вот и я , а вот и я, узнали, верно, вы меня! Да, я Незнайка, принес свою щеточку, сейчас расчешусь».
Воспитатель.- Ребята, что за щетка у незнайки? (зубная) для чего она? Чем надо причесываться? Ты, наверное, Незнайка, никогда не ходил в детский сад? Садись с нами, мы тебе обо всем расскажем.
Воспитатель.- Ребята, как зовут помощника для волос? (ответы детей)
- Для чего нужна расческа? (ответы детей)
- Волосы у всех разные: у мальчиков короткие, а у девочек длинные, можно косы заплетать. Чем еще отличаются у вас волосы? Посмотрите друг на друга (цветом). Для чего нужны волосы? (ответы детей) Чтобы волосы росли, не выпадали, были чистыми и красивыми, их надо по мере загрязнения мыть, каждый день причесывать и заплетать.
Незнайка: «Давайте-ка и я, причешусь вашей расческой, буду красивым!»
Воспитатель.- Дадим ему расческу? (ответы детей) можно чужой расческой пользоваться? Почему нельзя? (ответы детей)
Ой, что же это за чудесное,
Поле расчудесное.
Выросли на нем и рот, и нос,
Брови и глаза.
Что это за поле? Вот вопрос
Я вам задала.
- Да, это наше личико, лицо. А что это на нем?
На ночь два оконца
сами закрываются,
А с восходом солнца
сами открываются.
Воспитатель- Посмотрите друг другу в глазки, какие они у вас? (ответы детей.) Коричневые глаза называют карими, а Незнайка у нас голубоглазый, у него голубые глаза.
Ребятам предлагается выложить на фланелеграф два лица, подобрать волосы для девочки и для мальчика.
Воспитатель.- Где находятся глаза на лице? (ответы детей) Выложите их.
- Чем глазки окружены? Для чего нужны реснички? Можно глаза грязными руками трогать? Чем можно убрать из глаза соринку? (ответы детей после каждого вопроса)
- Как вы думаете, плохо будет человеку без глаз? Давайте закроем глаза, как вы себя чувствуете? (ответы детей) Глаза не открывайте, я сейчас мимо вас пронесу тарелку, на ней что-то лежит. Сможете ли вы догадаться с закрытыми глазами, что это такое? (огурец, по запаху)
- Как вы узнали? Для чего человеку нос? (ответы детей) выложите на фланелеграф нос. Где он находится? Какого главного помощника носа вы знаете? (ответы детей) А вот у Незнайки нет носового платка, кто с ним поделиться? Почему нельзя делиться носовым платком? Что может случиться? (ответы детей) Давайте подарим Незнайке новый носовой платок.
Физкультминутка
Дети поют песенку «У меня, у тебя…»
1. У меня (воспитатель показывает руками на себя),
У тебя (разводит руками, показывая на всех детей)
Блестящие глазки (сопровождает показом)
У меня, у тебя – чистые уши.
Припев:
Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки,
Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке.
2. У меня, у тебя аленькие губки,
У меня, у тебя розовые щечки.
Припев.
Ребенок загадывает загадку:
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей,
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью этим зверям отдаю.
ВОСПИТАТЕЛЬ- Что это за белые звери, которым отдают и мясо, и хлеб? (зубы) У каких красных дверей они сидят? (губы) Для чего нам нужны зубы? (ответы детей) Чтобы они были крепкими, в них не образовывались дырочки, что надо делать по утрам и перед сном? (ответы детей) А про что эта загадка?
Если б не было его,
Не сказал бы ничего? (язык)
- Для чего нужен человеку язык? Где живут язык и зубы? Где находится рот на лице? (ответы детей и выкладывание на фланелеграф)
А теперь скажите мне,
Что у нас на голове
По бокам растет,
Нам послушать не дает?
- Для чего нам нужны уши? Что они умеют делать? (ответы детей)
Незнайка принес нам открытку, она волшебная. Что сейчас вы услышали? (музыку) Оказывается, мы не только слышим друг друга, но и можем различать музыку, веселую и грустную, тихую и громкую.
- Можно ли в уши кричать? Как надо за ними ухаживать? Где находятся уши?.(ответы детей и выкладывание на фланелеграф)
- Оказывается, что за глазами, и за ушами, и за волосами, и за ртом, и за носом надо ухаживать, помогать им, чтобы они были здоровыми. Посмотрите, как весело нам улыбаются мальчик и девочка на фланелеграфе, потому, что у них ничего не болит.
- Сейчас мы проверим, как Незнайка запомнил, какими предметами можно делиться, а какими нет.
Проводится игра «Чем я с другом поделюсь»
Незнайка прощается с ребятами, благодарит их и делиться яблоками.
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «КАК УСТРОЕН ЧЕЛОВЕК».
Цель: Продолжить знакомство детей с гармоничным строением человека.
Задачи:
систематизировать знания о внутренних органах человека;
расширить представления о важности гигиены;
развивать творческое воображение;
учить детей бережному отношению к своему телу и здоровью;
воспитывать самоуважение и уважение к другим людям.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Рассматривание серии картин “Развитие человека”, беседы о строении отдельных частей тела человека (ухо, нос, рот, конечности, скелет, мозг, внутренние органы) их значении и важности для жизнеобеспечения; игры с дидактическим материалом по ознакомлению с окружающим миром “Как устроен человек”.
ОБОРУДОВАНИЕ: бумажные части робота; плакат с изображением внутренних органов человека; маски микробов для артистов – детей.
Описание хода занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы снова отправляемся в страну Знаний, за новыми, интересными знаниями. Но сначала поиграем.
Игра с мячом “Скажи наоборот” – воспитатель бросает мяч детям и произносит слова, дети возвращают мяч педагогу и говорят “антонимы”. Молодой – старый, сильный – слабый, большой – маленький, толстый – …, младше – …, взрослый –…, веселый – …, добрый – …, высокий – …, знаменитый – …, умный – .
Воспитатель: Про кого мы можем так сказать? (Про людей.)
(Стук в дверь.) Входит Незнайка.
Незнайка: Я услышал голоса ребят и решил заглянуть к вам в гости. Я знаю, что вы много знаете и умеете. Вы любите отгадывать загадки? А я не могу отгадать несколько загадок, поможете мне?
Ей окрестность вся видна, сидит на шее… (голова)
Бегут по дорожке быстрые… (ножки)
Бабушка ругает внука: “Почему не вымыл …?” (руки)
Съел еду я всю и вот, мой наполнился… (живот)
Споткнулся через Генку, ушиб себе…(коленку)
Моя бабушка больна, у нее болит… (спина).
Незнайка: Как у вас здорово все получается. У меня в сумке лежат какие – то детали, может вы знаете для чего они? (Достает плоскостные детали робота.) Посмотрите, несколько рук, ноги, головы. (Начинает выкладывать неправильно.)
Воспитатель: Незнайка, ребята помогут тебе. Это части тела.
Дети выкладывают из деталей роботов.
Незнайка: Какие интересные человечки получились.
Воспитатель: Ты опять ошибаешься Незнайка, робот отличается от человека. Ребята, расскажите, чем отличаются робот от человека? (Ответы детей.)
Незнайка: Как жаль, что роботы не могут стать людьми.
Воспитатель: Ну почему же, сейчас мы с ребятами постараемся оживить роботов. Я превращаю вас в волшебников.
Игра “Волшебники” – дети фломастерами дорисовывают роботам мелкие недостающие детали, лица, волосы, одежду.
Воспитатель: Посмотри, Незнайка, какие улыбающиеся человечки у ребят получились. Теперь они очень похожи на людей.
Незнайка: Но эти человечки не умеют двигаться, а вы ребята, любите прыгать и скакать? Присоединяйтесь ко мне.
Физкультминутка:
Побежали по дороге, поднимая выше ноги.
А теперь остановились, все на месте? Убедились.
Руки в стороны разводим, а затем обратно сводим,
А теперь поднимем вверх, вот невиданный успех!
Воспитатель: Ребята, расскажите, из каких частей состоит тело человека?
Незнайка: В моей сумке как раз есть картинки с изображением носа, уха, конечностей, глаза, языка. Вы знаете, для чего они нужны человеку?
Дидактическая игра “Что для чего необходимо” – дети выбирают картинку с изображение любого органа и рассказывают, для чего он нужен человеку.
Незнайка: Вот интересно, а что было бы, если бы нос располагался на руке? А рук было бы четыре? Если бы у нас зубы росли всю жизнь, и не выпадали? (Дети придумывают свои варианты ответов.)
(В группу вбегает чумазый мальчик, за ним “микробы”.)
Педагог: Ты кто, и почему ты такой грязный?
Мальчик: Я убежал из сказки “Мойдодыр”, я не люблю умываться.
Воспитатель: Очень жаль, в твоем организме могут поселиться вредные микробы. Посмотри, как устрашающе они выглядят.
(Дети – “микробы” танцуют)
Незнайка: Ребята, вы помогли мне, помогите и этому грязнуле. Иначе микробы захватят его организм.
Воспитатель: Ты прав, Незнайка, для этого надо соблюдать правила Гигиены.
Незнайка: Какой гиены?
Дети: Гигиены.
Незнайка и мальчик: А что это такое?
Дети показывают и рассказывают о правилах гигиены, демонстрируя мыло, зубную щетку, пасту, полотенце.
Воспитатель: Вот видите, дорогие гости, сколько знают наши ребята. Вам стоит прислушаться к их советам.
Незнайка: Хочешь, я помогу привести тебя в порядок? Давай возьмем все принадлежности: мыло, полотенце, зубную пасту и щетку и отправимся умываться.
Мальчик: Конечно, поспешим. (Незнайка и мальчик уходят.)
Воспитатель: Ребята, вот такое необычное приключение нам сегодня пришлось наблюдать. Вы показали все свои знания, проявили фантазию и воображение. Вам понравилось?
Предварительный просмотр:
НОД: «КОЖА»
Цели:
- формирование элементарных представлений детей о том, что кожа – это покров тела человека
- показ детям, какую роль играет кожа
- развитие умения работать в коллективе;
- развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
- воспитание стремления заботиться о своем здоровье, соблюдать чистоплотность
ХОД ЗАНЯТИЯ:
В группу заходит Незнайка, он очень грустный, плачет.
Воспитатель и дети спрашивают его, что случилось.
Незнайка: Ребята, я бежал к вам в гости, очень торопился, упал и порвал штанишки, а еще поцарапал кожу на коленке.
Воспитатель: Не плачь, Незнайка, штанишки мы… (ответы детей – зашьем, купим новые и т.д.). Ребята, а что надо делать, если поцарапаешь коленку или руку? (ответы детей – надо вымыть водой, идти к врачу, заклеить пластырем и т.д.). Правильно, ребята. Давай, Незнайка, мы обработаем твою ранку на коленке – очистим ее от грязи. А для этого нам нужны вата и специальный медицинский раствор (воспитатель «обрабатывает» ранку).
Незнайка: Спасибо, коленка уже не болит.
Воспитатель: Ребята, смотрите: Незнайка порвал штанишки, штанишки – это… (одежда). Правильно, штанишки – это одежда, и шьют их из…(ткани, материала). А вы знаете о том, что у всех людей есть живая одежда, которую никто не шил? Послушайте загадку и сразу догадаетесь, о чем я говорю –
В этой одежде я родился,
В этой одежде я в бане помылся,
Эту одежду снять невозможно,
Эта одежда называется … (кожа).
Незнайка: Ребята, а у вас есть кожа? Где она? (ответы детей)
Воспитатель: Кожа покрывает все тело, это наша одежда, которую мы носим с самого рождения. Скажите, что мы делаем с одеждой, которая стала мала, или порвалась? (ответы детей) Да, такую одежду отдают маленьким детям или выбрасывают. А вы видели, чтобы человек отдавал или выбрасывал свою кожу? Это сделать невозможно. Наша кожа растет вместе с нами – мы растем, и наша кожа растет. А еще она может сама «ремонтироваться» - это происходит, когда заживают царапинки у вас на руках и ногах. А вот если ранка очень большая, то ее зашивает в больнице доктор почти так, как мама зашивает порванную рубашку.
Незнайка: Потрогайте свою кожу, какая она? (ответы детей) А зачем нужна кожа (ответы детей)
Воспитатель: Кожа – это очень важный наш помощник. Она защищает нас от грязи и микробов, защищает от жары и от холода, а еще она может чувствовать.
Незнайка: Что же она может чувствовать?
Воспитатель: А это мы сейчас проверим, давайте поиграем в игру «Найди пару» - перед детьми кладут пластины, обклеенные фольгой, фланелью, шелком, мехом, бархатной бумагой, а также металлические и деревянные пластины. Дети выбирают по одной пластине. После этого им завязывают глаза, а затем они по очереди ищут такую же (пару).
После проведения игры делается вывод: мы кожей почувствовали, из какого материала сделаны пластины и нашли пару.
Воспитатель: Ребята, мы не можем сбросить кожу как старую одежду или заменить ее на новую. Кожа нам дана на всю жизнь, а поэтому, чтобы сохранить ее здоровой, надо за ней ухаживать. Давайте посмотрим на карточки «Берегите свою кожу» - обсуждение с детьми.
В конце занятия Незнайка предлагает детям поиграть в игру «Умываемся»:
Ай, лады-лады-лады!
Не боимся мы воды!
Дети хлопают в ладоши
Чисто умываемся
Вот так, вот так!
Движения имитирующие умывание лица
Маме улыбаемся
Вот так, вот так!
Развести руки в стороны, улыбнуться
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
Ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук
Брызги – вправо, брызги – влево!
Стало мокрым наше тело!
«Стряхиваем воду с рук» - пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
движения, имитирующие поочередное вытирание каждой руки полотенцем
Дополнительный материал по теме:
Рассматривание и беседа по карточкам «Берегите вашу кожу»
Практические упражнения:
узнай (на расстоянии, не трогая рукой, не прикасаясь), какая вода в стакане: горячая, теплая или холодная. Затем потрогать рукой, сравнить ответы.
определить с закрытыми глазами, какие механические воздействия на тебя оказываются (щекочут, гладят, надавливают и т.д.)
Игровые упражнения:
«Определи на ощупь» - завяжите ребенку глаза и предложите определить предмет руками, на ощупь, рассказать о нем
Опыты:
«Как микробы боятся мыла» - дети проходят в умывальную комнату и моют руки с мылом. После этого проверяется, остались ли блестки – «микробы» на ладошках. Если остались, то меньше их стало или нет? Тех детей, у кого «микробы» остались, просят снова тщательно вымыть руки. Делается вывод о том, как важно соблюдать простые правила гигиены.
«Как передаются микробы от человека к человеку» - перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладони гель для тела (тени) с блестками. Потом он предлагает детям поздороваться за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого взрослый «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блесток. Делается вывод о том, как точно также при контакте с другим человеком (или с предметом, с животным) передаются невидимые микробы.