ПРОЕКТ на тему: «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ»
методическая разработка (младшая группа) на тему
Проект для первой младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.odt | 186.85 КБ |
perspektivnoe_planirovanie.odt | 31.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №34»
ПРОЕКТ
на тему:
«РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ»
Выполнила: Бармина Юлия Сергеевна
Воспитатель первой квалификационной категории
г.Кировск
2011 год
Актуальность.
Мир, в котором живёт совтеменный ребёнок, образ жизни семьи, по сравнению с недавным прошлым, существенно изменился. Современное общество, стремительные темпы его развития, новые инновационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью.
Бесспорно, что уровень продолжительности жизни человека, а так же состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. Но социально — экономические проблемы жизни общества на сегодняшний день порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического здоровья детей. А так же, современное семейное воспитание не способствует укреплению физического, психического и социального здоровья ребёнка в полной мере. Поэтому ведущую роль в этом вопросе должно взять на себя дошкольное учреждение. В котором необходимо создать преобразование педагогического процесса, чтобы в первую очередь способствовать сохранению, формированию и укреплению здоровья детей, гармоничному развитию личности ребёнка. Ведь, не секрет, что начало хронических заболеваний приходится именно на дошкольный период, когда развивается до 70 % этих заболеваний. А это возраст, когда закладывается база здоровья на всю оставшуюся жизнь.
Всю сложившуюся ситуацию очень ярко могут подтвердить результаты мониторинга ЛОИРО по состоянию здоровья детей в дошкольных учреждениях Ленинградской области. «Анализ материалов исследования показал тенденцию к ухудшению состояния здоровья детей за последние 10 лет, а именно:
- показатель заболеваемости с 1998г. увеличился с 12,6 дней до 13,5 дней;
- количество детей первой группы здоровья уменьшилось на 50%;
- на 30% увеличилось количество детей с патологией в опорно-двигательном аппарате;
- детей младше-среднего возраста с нормой в физическом развитии стало на 20% меньше;
- показатели задержки дыхания у детей старшего дошкольного возраста ухудшились на 20%;
- показатели функциональной пробы ухудшились на 10%;
- в среднем на 15% ухудшились показатели физической подготовленности;
- уменьшилось количество детей с высоким уровнем психического развития, повысилась степень тревожности и агрессивность.» [4; 3]
Такая негативная ситуация наблюдается и в нашем детском саду. Она заставляет воспитателя задуматься и искать всевозможные формы и методы работы по оздоровлению, физическому укреплению детей.Одним из действенным методом обучения и развития является игра. А дошкольный возраст — это возраст игр. Через игру ребёнок обучается, развивается и укрепляется в физическом, психическом и умственном плане. Для развития двигательных навыков просто необходимы подвижные игры, которые удовлетворяют потребность ребёнка в движениях, регулируют психическую и физическую нагрузку, и одновременно с этим, закрепляют уже усвоенный материал. Пожвижные игры благотворно влияют на весь организм ребёнка в целом, так как работают различные группы мышц, повышается частота пульса, углубляется дыхание.Вот поэтому я и взяла такую тему: «Развитие двигательных навыков детей раннего возраста в подвижных играх». Ведь, их хорошее развитие повышает уровень здоровья ребёнка.
Теория. ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — это задача каждого дошкольного учреждения. В связи с этим в детском саду выделены 2 основных компонента двигательной деятельности — самостоятельная и организованная.
В самостоятельной деятельности малышей основное место занимают различные игры. Они наиболее полно реализуют свойственную детям высокую потребность в движениях. Разнообразие последних, в свою очередь, обогащает содержание игры и делает её особенно интересной и желанной для ребёнка. Важно показать воспитанникам возможности использования физкультурного оборудования в играх с куклами. Пусть дети «учат своих кукол» заниматься физкультурой — ходить по доске, залезать на кубик и т.д. Отдельные действия с игрушкой воспитатель показывает в играх-занятиях со всей группой в качестве образца, другие — индивидуально. Так же дети любят бегать. Задача воспитателя следить, чтобы бег не был продолжительным, это ведёт к перевозбуждению нервной системы. Необходимо переключить внимание ребёнка с одного вида деятельности на другой. Можно внести какой -то сюжет и вот бесцельная беготня обретает сюжетную направленность. Что вызывает необходимость регулирования движения. Этому способствует внесение различных атрибутов в виде автобуса, самолёта, руля, крыльев, масок с изображением зверей, птиц. В таких играх дети берут на себя сразу два образа, например самолёта и лётчика, автобуса и водителя и т.д.
Второй компонент двигательной активности — организационный. Он реализуется в проведении утренней гимнастики и физкультурных занятиях. Утренняя гимнастика проводится ежедневно, её продолжительность 4-5 минут. А физкультурное занятие два раза в неделю по 15-20 минут. Одно проводится в первой половине дня через полчаса после завтрака, другое — после сна перед полдником. Оснавная задача этого компонента — формирование и развитие двигательных качеств у детей раннего возраста. Поэтому большое внимание уделяется обучению основным видам движений:
- ходьба;
- бег;
- прыжки;
- ползанье и лазанье;
- бросание, ловля, катание предметов;
- упражнения в равновесии.
Рассмотрим эти основные виды движения у ребёнка в раннем возрасте подробнее.
Ходьба.
Она необходима для развития ориентировки в пространстве, быстрой реакции на звуковой и зрительный сигнал(идут направо, по сигналу поворачивают и идут налево...). Но у детей третьего года жизни ходьба ещё не вполне освоена. Движения рук иногда отсутвствуют или бывают не согласованными с движениями ног. Стопы развёрнуты носком внутрь и широко поставлены, шаг семенящий, неритмичный (шлёпанье), так как ногу ставят на всю ступню, мышцы ног слабые, туловище наклонено вперёд, темп неустойчивый, шаг неравномерный, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе, голова опущена.
Бег.
Бег развивает быстроту, выносливость, активизирует работу мышечной, сердечно - сосудистой систем, ускоряет дыхание. У детей этого возраста бег является основным видом передвижения. Но, несмотря на это, наблюдается мелкий, семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, шаркают, движения рук и ног нечётко согласуются, заметны боковые раскачивания корпуса, нет ритмичности. Только к трём годам бег становится легче, появляется полётность.
Прыжки.
Наиболее важный показатель общей физической подготовленности детей. Прыжки развивают ловкость, выносливость, силу, координацию движений. После них активизируется серцебиение, дыхание. Малыши этого возраста очень любят прыгать. Как правило, после прыжка дети опускаются тяжело, на всю ступню, не сгибая колен, что сопровождается неприятными ощущениями. Величина прыжка в длину 24 см. Сила взмаха рук незначительна и не оказывает существенного влияния на результат прыжка в длину.
Ползанье и лазанье.
Ползанье уменьшает нагрузку на позвоночник и является корригирующим упражнением. Дети третьего года жизни ползают быстро, уверенно и с удовольствием. Большенство делают это правильно. На четвереньках, опираясь на колени и ладони. Но некоторые выносят одновременно обе руки и, опираясь на них, подтягивают к рукам одновременно обе ноги. Многие наклоняют голову. Этой возрастной группе доступна ходьба на четвереньках, при которой смотреть вперёд не нужно.
Упражнения в лазанье выполнять им довольно сложно, так как движение требует координации согласованной работы многих групп мышц, ориентировки в пространстве и смелости. Эти качества у ребёнка развиты ещё очень слабо. Чаще всего используют приставной шаг. Не смотрят на ноги, не согласовывают движения рук и ног, опускают одновременно обе руки и т.п.
Бросание, ловля, катание.
Метание детьми этого возраста освоено мало. Но потребность что-то катать, бросать, перекладывать у них большая. Упражнения в метании ценны для общего развития ребёнка, они укрепляют мышцы руки, туловища, развивают согласованность движений, глазомер. Наболее лёгким видом движения, по сравнению с другими, является метание на дальность. Особых затруднений при этом не испытывают. При метании двумя руками дети поднимают мяч над головой или держат перед грудью, бросают его прямо перед собой и вниз. Метать в цель ещё труднее. Поэтому ребёнок подходит к цели близко и кладёт в неё предмет. Словить мяч, брошенный другим, ребёнок не может. Так как надо расчитать силу броска, направление и т.д. Может поймать мяч только после точного броска взрослого, когда предмет падает ему в руки. Катать предметы у ребёнка получается неплохо.
Упражнения в равновесии.
Постепенно, в результате всей двигательной деятельности развивается равновесие. Упражнения в равновесии способствуют развитию внимания, ловкости, смелости, самостоятельности. С их помощью совершенствуется функциональная взаимосвязь вестибулярного, зрительного и двигательного анализаторов. Каждый день малыши сами выполняют движения, связанные с сохранением равновесия, - залезают на стул, диван, встают на куб, доску, скамейку и т.п. Но при выполнении заданий наблюдается неуверенная ходьба, приставной шаг, скованность в движениях. При ходьбе по гимнастической скамейке дети сильно сгибают ноги в тазобедренном суставе, робко идут по дорожке, начерченной на полу, смотрят под ноги, а иногда и падают.
Подвижные игры.
В работе с детьми третьего года жизни широко используются подвижные игры., так как они уже могут соблюдать простые правила. Характерной особенностью этих игр для раннего возраста является то, что все дети находятся в одинаковых условиях. Подвижные игры содержат все основные виды движения. Но, кроме физического развития, игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости; у ребёнка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивают навык начинать и заканчивать действия по сигналу. Подвижные игры проводяться с малышом ежедневно: в перерывах между занятиями, на утренней прогулке, через полчаса после полдника, на вечерней прогулке. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы. Детей необходимо предварительно ознакомить с предметами и движениями, которые будут использоваться в игре. Надо дать им возможность рассмотреть игрушки, пособия, поиграть с ними, чтобы не отвлекать внимание детей. Объяснение игр должно быть коротким образным рассказом, которое часто совпадает с началом развёртывания самой игры. Понятный сюжет, интересное сочетание ходьбы, бега, ползанья, поскоков создаёт бодрое, жизнерадостное настроение, увлекает малышей и движения их становятся ловкими. Не даром Е.А.Аркин указывал, что: «...игра, как никакая другая деятельность, способна организовывать все силы ребёнка, наполнить его существо самыми яркими эмоциями и таким образом в одно время и заглушать зарождающееся чувство усталости и доводить до высшей степени работоспособность организма». И в результате у малыша появляется желание учавствовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.
Цель проекта — повысить уровень развития двигательных навыков у
детей раннего возраста.
Задачи проекта:
- Обучать основным движениям:
- учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног;
- менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога;
- учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать);
- учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами;
- Содействовать формированию правильной осанки и стопы;
- Укреплять и сохранять здоровье детей, предупреждать утомление;
- Воспитывать положительное эмоциональное отношение, интерес к двигательной деятельности.
Объект исследования - подвижные игры.
Предмет исследования — двигательные навыки детей раннего возраста.
Срок реализации проекта — с 1 сентября 2010г.— по 25 мая 2011г.
Проект реализовывался на базе МДОУ №34 г.Кировска Ленинградской области.
Подготовительный этап.
Цель этапа — подготовить для занятий двигательную зону, собрать сведения об участниках проекта, подвести родителей к сотрудничеству с педагогами.
Проведение подготовительного этапа, осмысление его результатов занимает 1 месяц.
На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям:
- Создание и обогащение двигательной зоны.
- Для физкультурных занятий:
- зал, в котором окна открываются для проветривания;
- в центре ковёр;
- спортивный комплекс;
- не менее 8 шведских стенок, сетки верёвочные, горки, скаты;
- мелкое оборудование.
- Для занятий в группе:
- спортивный комплекс(шведская стенка, кольца, канат, трапеция)
- турник;
- трёхколёсные велосипеды;
- мелкое оборудование.
- Для занятий на улице
- гимнастическое бревно;
- горка, качели, карусели;
- трёхколёсные велосипеды, самокаты;
- сетки верёвочные, канат;
- мелкое оборудование.
- Мелкое оборудование:
- для бега необходимо: бубен, музыка, обручи, палочка, платочек, мешочки с песком, погремушки, ленточки, пластмассовые шарики;
- для ходьбы необходимо: верёвка, рейка, кубики, кегли, обручи, ленточки, султанчик, гимнастическая скамейка, скакалка, резиновые кружочки ;
- для прыжков: гимнастическая скамейка, скакалка, верёвка, резиновые кружочки, батут, прыжковая лиана, мячи большие и средние, ящик деревянный полый 50*50см и высотой 15-20см, набивной мяч (3-5кг), фитбол;
- для лазанья, ползанья: лесенка-стремянка, гимнастическая скамейка, бревно, дуга высотой 35-50см, лента, вороворотца, наклонная доска, маты, дорожки из материала и деревянные, тоннель длиной 3-5м;
- для бросания, ловли, катания: крупные машины с кузовом, шарики, мячики резиновые разных размеров и набивные весом 1кг, тканевые, кольцо, корзина, верёвка, доска, сетка, мешок с песком, ящик, шишки, баскетбольная корзина, тир, ракетка для игры в бадминтон и настольный тенис с мячрм и воланом;
- для упражнений на равновесие: гимнастическая скамейка, наклонная доска, куб, бревно, табурет, лента, кубики, обруч, маты, кегли, резиновые кружочки, шнур.
- Работа с родителями.
- в родительский уголок вывесить комплекс «Утренней гимнастики в детском саду»;
- тематическая выставка «Одежда детей и здоровье ребёнка»;
- провести родительское собрание на тему: «Давайте знакомиться. Воспитание культурно — гигиенических навыков и культуры поведения у детей 2-3 лет».
- провести анкетирование. Цель - выяснение отношения родителей к совместной двигательной деятельности (прил. 2)
- Диагностика уровня здоровья и физической подготовленности детей раннего возраста.
Цель — выянить уровень здоровья каждого ребёнка, базовый уровень развития двигательных навыков, дать характеристику всей группы в целом. Это необходимо для проведения следующих работ.
Заполнение таблицы осуществляется с помощью медицинского работника на основе медицинских карт и метода наблюдения за ребёнком, а так же методом обследования. Наблюдение и заполнение таблиц продолжается весь первый месяц посещения дошкольного учреждения(прил. 1,3).
Выводы:
Анализ результатов позволил мне узнать контингент воспитанников и их семей, отношение к здоровью и физическому развитию детей. Таким образом, получается что здоровых детей только 7 человек — 37%, эпизодически болеющих тоже 7 человек — 37%, а часто болеющих 5 человек — это 26%. Половина без отклонения в развитиии - 9 человек или 47%, а другая с отклонениями — 10 человек (53%). Что касается физической подготовленности, то результаты оказались следующими: ходьбой овладело только 11 детей — 58%; бегом — так же 11 человек, то есть 58%; а прыжками 12 детей, что составляет 63%. Эта картина удручает, так как растёт уровень физической недоразвитости. Моя задача постараться эту картину улучшить. Но эта работа не будет эффективной без взаимодействия с родителями. Вот поэтому, родителям и давалась анкета. Её результаты открывают нам глаза на причины физического недорозвития. Половина родителей, вообще, не занимается спортом, гимнастикой как сами, так и со своими детьми. Одна треть — иногда встают на лыжи, коньки. И только одна треть родителей приобщают ребёнка к занятию спортом. А в психолого-педагогической науке уже давно доказана эффективность любой совместной деятельности. Поэтому мною была выбрана именно совместная двигательно — игровая деятельность, как наиболее природосообразная. Форма физкультурного занятия, на мой взгляд, наиболее оптимальна ввиду своей структурированности, учитывающей физиологические особенности дошкольника, и разнообразного содержания.
Основной этап.
Цель этапа — накопление и обогащение двигательного опыта детей;
формирование потребности двигательной активности.
Основной этап самый длительный, по времени занимает 7 месяцев.
Было проведено 14 совместных физкультурных занятий разных видов и 5 спортивных праздников.
На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям:
- Проведение подвижных игр и упражнений.
- Взаимодействие с родителями.
- Проведение физкультурных праздников.
- Подвижные игры проводятся в режимные моменты:
- на утренней гимнастике;
- в физ — минутках между занятиями;
- на физкультурных занятиях;
- на прогулках дневных и вечерних;
- на гимнастике после сна.
Все темы занятий, названия игр, их задачи и интеграция с другими образовательными областями расписаны в таблице «Перспективное планирование» (прил. 4). А так же прилагаю 3 конспекта физкультурных занятий с использованием подвижных игр (прил.5).
- Проведение физкультурных праздников.
+
- Взаимодействие с родителями.
Цель — вовлечение в совместную двигательную двигательную деятельность детей и родителей; способствовать обогащению знаний друг о друге.
Работа в этом ключе велась разнообразная: беседы — размышления, проведение физкультурных праздников, совместные физкультурные занятия и т.д.
Над организацией совместных физкультурных занятий работал физкультурный работник и выстраил их в определённой последовательности: игровые, традиционные, интегрированнные. Игровые занятия давали возможность адаптировать родителей к совместной двигательной деятельности с детьми. Повышали их заинтересованность и эмоциональную включённость. Традиционные занятия, включающие разнообразные упражнения (парные общеразвивающего характера, основные, танцевальные, подвижные игры), способствовали приобретению родителями и детьми разнообразного двигательного опыта взаимодействия. Интегрированные,включающие выполнение творческих и интелектуальных заданий на фоне двигательной деятельности, обогащали опыт взаимодействия, способствовали активному развитию у детей психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), умения переключаться с одного вида деятельности на другой. Проводились совместные физкультурные занятия 2 раза в месяц с подгруппой в 8-10 пар. Для отслеживания эффективности занятия родителям предлагалась анкета с вопросами (прил.6). Эти вопросы давали возможность выяснить эмоциональное состояние родителей, их отношение к занятию, испытываемые трудности, что помогало процессу корректировки содержания.
План и формы работы с родителями.
Сентябрь (подготовительный этап)
1-2 неделя родительское собрание «1.Воспитание культурно — гигиенических навыков и культуры поведения у детей 2-3 лет. 2.Совместная двигательная деятельность» :
- знакомство с родителями;
- информационная часть: обсуждение вопросов воспитания по теме за круглым столом, родители делятся своим опытом, воспитатели рекомендуют последовательность умывания, одевания, раздевания, потешки, поговорки;
- беседа — размышление «Играем вместе» (цель - формирование психологической готовности к совместной двигательно-игровой деятельности с ребёнком);
- встреча с физкультурным работником в спортивном зале, чтобы адаптироваться к пространству, познакомиться с физкультурным оборудованием, расширить свой двигательный опыт;
- д/з — отобрать игры и упражнения для совместного выполнения.
3-4 неделя вывешивается в родительский уголок комплекс: «Утренняя гимнастика в детском саду».
консультация мед. сестры: «О витаминах».
Октябрь (основной этап)
1-2 неделя вывешивается в родительский уголок комплекс: «Утренняя гимнастика в детском саду»;
проводится физкультурное занятие с участием родителей.
3-4 неделя в родительском уголке оформляется тематическая выставка: «Одежда и здоровье ребёнка»;
вывешивается подборка подвижных игр.
Ноябрь
1-2 неделя вывешивается в родительский уголок комплекс: «Утренняя гимнастика в детском саду»;
проводится физкультурное занятие с участием родителей;
консультация мед. сестры: «Это страшное слово — ГРИПП!».
3-4 неделя вывешивается подборка подвижных игр;
физкультурный праздник «Осенний бал для милых мам» (мамы активные участницы праздника, участвуют в танцах, хороводах, играх) с чаепитием.
Декабрь
1-2 неделя вывешивается в родительский уголок комплекс: «Утренняя гимнастика в детском саду»;
проводится физкультурное занятие с участием родителей;
проводится физкультурный праздник: «Играем вместе».
3-4 неделя в родительском уголке оформляется тематическая выставка: «Одежда и здоровье ребёнка»;
вывешивается подборка подвижных игр.
Январь
1-2 неделя вывешивается в родительский уголок комплекс: «Утренняя гимнастика в детском саду»;
консультация логопеда: «Пальчиковые игры»;
проводится физкультурное занятие с участием родителей.
3-4 неделя вывешивается подборка подвижных игр;
проводится родительское собрание «Итоги адаптации. Физическое воспитание детей 2-3 лет жизни»:
- итоги адаптации;
- консультация мед. сестры: «Одежда ребёнка»;
- беседа-размышление: «Что необходимо ребёнку для его физического и душевного благополучая»;
- показать и рассказать о результатах диагностики уровня здоровья и физической подготовленности;
- наметка основных направлений для работы родителей дома с детьми, методы закаливания детей;
- практикум — разучивание игр:
- «мама, папа, жаба — цап!..»
- «Гармонь готова?»
- Народная игра: «А мы просо сеяли, сеяли...» (коллективная игра)
Февраль
1-2 неделя вывешивается в родительский уголок комплекс: «Утренняя гимнастика в детском саду»;
проводится физкультурное занятие с участием родителей;
консультация психолога: «Почему ребёнок кусается?».
3-4 неделя вывешивается подборка подвижных игр;
физкультурный праздник для пап: «Мой папа — супер мэн!»
Март
1-2 неделя вывешивается в родительский уголок комплекс: «Утренняя гимнастика в детском саду»;
проводится физкультурное занятие с участием родителей;
в родительском уголке оформляется тематическая выставка: «Одежда и здоровье ребёнка».
3-4 неделя вывешивается подборка подвижных игр;
спортивный праздник: «Путешествие колобка».
Апрель
1-2 неделя вывешивается в родительский уголок комплекс: «Утренняя гимнастика в детском саду» из журналов «Мой ребёнок»;
проводится физкультурное занятие с участием родителей.
3-4 неделя вывешивается подборка подвижных игр;
консультация мед. сестры: «Правильное питание ребёнка».
Май (творческий этап)
1-2 неделя вывешивается в родительский уголок комплекс: «Утренняя гимнастика в детском саду»;
конкурс: «Оч. Ручки» (создание спортивного мелкого оборудования);
проводится физкультурное занятие с участием родителей.
(заключительный этап)
3-4 неделя спортивный праздник: «Папа, мама и я — дружная семья»;
проведение родительского собрания: «Семейные традиции и ритуалы. Итоги работы за год».
- обсуждение диагностик, сравнительный анализ с первичными результатами (прил.1,3,8,9);
- заполнение итоговой анкеты (прил. 7);
- каждому выдаётся памятка «На что обратить внимание в отношении своего ребёнка на летний период»;
- разучивание пальчиковых игр.
Выводы:
Была проведена огромная работа по использованию двигательных игр для развития двигательных навыков, для совместной деятельности детей и их родителей. Ребята стали более открытыми, раскрепощёнными, подтянутыми, внимательными, меньше утомляются, а главное была удовлетворена их потребность в движении. Родители стали активно интересоваться жизнью ребёнка и принимать в ней большое участие.
Так мы плавно подошли к реализации творческого этапа, в котором дети вместе с родителями принимают участие.
Творческий этап.
Цель - стимулировать творческое использование детьми и родителями в
новых условиях полученных знаний в процессе совместных двигательно
— игровых занятий.
Длительность этого этапа всего 2 недели.
Был объявлен конкурс «Оч.умелые ручки». Задание — создать мелкое оборудование своими руками для совместных занятий.
В нём приняло участие 18 семей. Работы были очень интересными, необычными. Затем подвили итоги и наградили всех похвальными листами, а лучшие работы были отмечены грамотами и памятными подарками.
Таким образом, я достигла поставленной цели.
Заключительный этап.
Цель — осмыслить, осознать, проанализировать тот опыт, который получили участники в процессе занятий, и результаты в плане физического развития детей после проведённой работы.
Здесь использовались методы: беседа, анкета, диагностика, наблюдение.
Длительность этого этапа 2 недели.
На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям:
- Заключительный мониторинг.
Заполнение таблицы. Её анализ и сравнение с предыдущими результатами. (прил.1,3,8,9). Составление диаграмм.
- Работа с родителями.
Проводится последний спортивный праздник: «Папа, мама и я — дружная семья».
На последнем родительском собрании рассматриваются все результаты мониторинга. Вместе их обсуждаем (прил.1,3,8,9). Обговариваем все трудности (рефлексия), которые они испытывали на протяжении всего учебного года, заполняется родителями итоговая анкета (прил.7) и каждому индивидуально составляется памятка: «На что обратить внимание в отношении физического развития и оздоровления своего ребёнка на летний период».
Анализ родительских анкет (прил.7) показал, что у всех родителей такое взаимодействие с воспитателями, психологом, физкультурным работником, детьми в различных формах вызвало активный интерес. Большинство родителей почувствовали изменения, происходящие с ними. Преимущественно они связаны с более глубоким видением и пониманием своего ребёнка, доверием к нему, эмоциональной отзывчивостью. Все родители так же отметили изменения и в своих детях, которые стали более контактными, общительными, уверенными в себе, заботливыми, послушными, крепкими.
Если проанализировать уровень здоровья детей на конец учебного года, то можно сказать следующее: часто болеющих детей нет — это прекрасно, эпизодически болеющих всего-то 7 человек, что составляет 37%, а, вот, здоровых детей стало 12 человек — это 63%. При сравнении с предыдущими результатами эта картина выглядит впечатляюще, так как было 5% часто болеющих, а сейчас таких детей нет. Эпизодически болеющих число не изменилось, так и осталось 7 человек (37%). Зато значительно повысился процент здоровых детей с 37% до 63%, то есть на 26%. Детей с отклонениями стало вдвое меньше, процент снизился - с 53% до 26%. Соответственно и детей с нормой стало больше — не 9 человек, а 14 (с 47% - до 74%). Это хороший показатель. В связи с такими данными, можно сказать, что с поставленной задачей справились.
Ну и самое главное, на что надо обратить внимание на уровень развития двигательных навыков. По результатам обследования была составлена таблица «Показатели физической подготовленности» (прил.3,9), которая заполнялась два раза в сентябре и в мае. Если сравнить эти результаты, то можно сделать следующие выводы: ходьбой владеет в норме 13 человек, а это 68%, что на 10% больше показателя в сентябре (58%); бегом владеют 17 человек, то есть 89%, что на 31% выше, чем в начале года (58%); такой же показатель и по прыжкам 89%, что на 27% выше сентябрьского показателя (63%). Соответственно, процент отклонения становится меньше: 32%, 11% и 11%. Все эти результаты проведённой работы говорят о том, что поставленной цели в начале проекта достигли к его завершению. Но это не означает, что в следующем году работу в этом направлении вести не нужно. Наоборот, её надо продолжать, но уже в сочетании с другой целью, например, с развитием двигательных качеств. Эти понятия взаимосвязаны, без навыков развиваться не могут, так как основываются на них. А в подвижных играх реализовывать эту цель намного легче, быстрее, эффективнее. Ведь, игра у детей дошкольников занимает первое место, в ней они обучаются, развиваются, воспитываются. Плюс к этому, у них есть потребность в движении, а мы — воспитатели — должные её удовлетворять. Так они становятся здоровее, сильнее, ловчее, физически развитыми.
Литература.
- Возрастная психология. В. С. Мухина. Москва, 2003 г.
- Двигательно — игровое пространство в группе детского сада.
М.Н. Попова. Санкт — Петербург, 2002 г.
- Здоровье детей — здоровье нации. Сборник материалов
межрегиональной научно — практической конференции.
Санкт — Петербург, 2008 г.
- Навстречу друг другу. М.Н. Попова. Санкт — Петербург, 2004 г.
- Ползаем, ходим, бегаем, прыгаем (развитие общей моторики)
от 0 — до 3 лет. Санкт — Петербург «Паритет», 2002 г.
- Программа воспитания и обучения в детском саду.
Под редакцией М.В. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Москва «Мозаика — Синтез», 2005 г.
- Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ.
Учебно — методическое пособие. Москва «Творческий центр», 2006 г.
Приложения.
Приложение 1
Показатели уровня здоровья детей раннего возраста — сентябрь 10г.
Имя, фамилия ребёнка | Группа здоровья | Отклонение здоровья | Условные обозначения: ЗД—здоровые дети, 1 раз болеющие в течение года; ЭБ— эпизодически болеющие, 2-4 раза в году; ЧБ—часто болеющие, более 4 раз в году. Норм.- гармоническое соотношение роста, веса. Окружности грудной клетки, правильная осанка, стопа; Откл. - отклонения в физическом развитии: завышенный— заниженный рост,вес, окружность груди, нарушение в осанке, стопе. | |||
ЗД | ЭБ | ЧБ | Норм. | Откл. | ||
Беженарь Андрей | + | грыжа фимоз | ||||
Владимирова София | + | плоск. изб.вес | ||||
Воеводина Алиса | + | плоскостоп. | ||||
Гуторова Элика | + | + | ||||
Данилочкина Анастасия | + | мал.вес осанка | ||||
Калинина Вероника | + | + | ||||
Клементьева Маргарита | + | + | ||||
Кононов Артём | + | + | ||||
Кузьмина Майя | + | сил.аллергия | ||||
Михалёв Кирилл | + | + | ||||
Николаев Лаврентий | + | изб.вес плоск. | ||||
Плюснин Кирилл | + | + | ||||
Повх Мария | + | + | ||||
Разуменко Тимофей | + | + | ||||
Сазонов Елисей | + | осанка | ||||
Сергеева Софья | + | мал вес осанка | ||||
Соловьёва Мария | + | + | ||||
Тихонова Екатерина | + | осанка | ||||
Топчин Илья | + | плоск. |
Приложение 2
АНКЕТА для родителей.
- Посещали ли вы в детстве ясли?
- Играли ли родители с вами в детстве в такие игры, как: «Ладушки», «Коза рогатая», «По кочкам, по кочкам», «Лошадки» и т.д.?
- Играете ли вы со своим ребёнком в такие игры, как часто и по чьей инициативе?
- Занимаетесь ли с ребёнком физическими упражнениями, какими, как часто и по чьей инициативе?
- Хотели ли вы участвовать в совместных физкультурных занятиях с ребёнком в дошкольном учреждении?
Приложение 3
Показатели физической подготовленности детей раннего возраста — сентябрь 10г.
Имя, фамилия ребёнка | Ходьба на скорость(10м) N — 10,5 с | Бег на скорость(10м) N дев. - 6.6 с мал. - 5,8 с | Прыжки с места в длину N — 24 — 30 см |
Беженарь Андрей | 12 | 7 | 24 |
Владимирова София | 13 | 8 | 20 |
Воеводина Алиса | 14 | 8 | 19 |
Гуторова Элика | 9 | 6 | 34 |
Данилочкина Анастасия | 14 | 9 | 20 |
Калинина Вероника | 10 | 7 | 33 |
Клементьева Маргарита | 10.5 | 6.5 | 30 |
Конов Артём | 11 | 6 | 23 |
Кузьмина Майя | 11 | 6 | 26 |
Михалёв Кирилл | 8 | 5 | 35 |
Николаев Лаврентий | 12 | 7 | 20 |
Плюснин Кирилл | 10 | 5.8 | 29 |
Повх Мария | 9.5 | 6 | 27 |
Разуменко Тимофей | 9.8 | 5.5 | 34 |
Сазонов Елисей | 10 | 5 | 28 |
Сергеева Софья | 10 | 6.2 | 26 |
Соловьёва Мария | 8 | 6.6 | 34 |
Тихонова Екатерина | 10.5 | 6 | 33 |
Топчин Илья | 13 | 8 | 19 |
Приложение 5
Конспект физкультурного занятия.
Ноябрь
(занятие 8)
Програмное содержание:
- совершенствовать навык ходьбы и бега по ограниченной поверхности;
- развивать чувство равновесия;
- упражнять детей в прыжках в длину с места;
- учить детей бросать в горизонтальную цель;
- совершенствовать навык ползанья на четвереньках;
- воспитывать умение слышать сигналы и реагировать на них.
Оборудование:
- обручи;
- мешочки с песком;
- верёвка;
- матерчатые дорожки;
- мешочек с кукольной одеждой и кукла.
Методика проведения занятий:
І часть.
Игра «Сапожки». (педагог привлекает внимание
Осень, осень на дворе. ребят к осеннему пейзажу за окном)
Грустно, скучно детворе.
Но недолго мы грустим,
По дорожкам побежим.
Чтобы не намокли ножки,
Надеваем мы сапожки. идут друг за другом по дорожкам,
По мокрым дорожкам ходьба чередуется с бегом
Гуляют наши ножки.
Стоп!
Игра повторяется 2 раза (20 секунд)
ІІ часть. Общеразвивающие упражнения.
- И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Подтянуть колени к груди, обхватить их руками - «маленькие клубочки», вернуться в исходное положение — 3-4 раза.
- И.п.: стоя, руки опущены свободно, быстро присесть и выпрямиться (4-6 раз).
- И.п.: поскоки на двух ногахс продвижением вперёд (15-20 сек.).
Ходьба друг за другом за педагогом.
Основные виды движения.
- Игра «Помоги маме снять бельё».
Дети встают на носочки, снимают с верёвки одежду, и снова опускаются на ступню. Одежду складывают в большой мешок (2-3 раза).
- Игра «Сапожки».
Наденем на ножки имитационные движения
Новые сапожки.
Прыгать в луже красота!
Тра-та-та, тра-та-та. прыгают
Всё!
Длительность игры 20 секунд.
- Игра «Помоги белочке».
Бросают в ящик (дупло) мешочки с песком (кедровыми орешками), чередуя руки. Одновременно бросают 3-4 человека. Бросают по 2 раза.
Подвижная игра. «Самолёты».
Дети сидят на стульях, расположенных на одной стороне. Педагог показывает, как надо заводить мотор (крутит рукой).
- Встали, приготовились к полёту, завести моторы!
Все повторяют движения рук. По сигналу «полетели» дети разводят прямые руки в стороны (крылья у самолёта) и бегают по залу в разных направлениях. По сигналу «на посадку» все направляются к своим стульям и садятся на них. Игра повторяется.
ІІІ часть.
Ходьба друг за другом (1 круг).
Спокойная игра «Мешочек с одеждой».
С куклой гулять пойдём.
Всю одежду ей найдём.
Надо куколке пальтишко,
И колготки, и штанишки. Дети ползут по скамейке к выходу из зала,
Быть у куколки должны где стоит мешок и сидит на стуле кукла.
Все в мешочке. Каждый из мешка достаёт по одной вещи
Где же он? и несёт в группу, где каждый называет
По дорожке поползём свой предмет одежды и одевают куклу
И мешочек мы найдём. все вместе.
Конспект физкультурного занятия.
Февраль
(занятие 1)
Программное содержание:
- учить быстро реагировать на сигнал, воспитывать выдержку и внимание;
- совершенствовать навык лазанья по гимнастической стенке (высота 1,5м);
- учить прыгать с последующим приседанием;
- учить детей катать мяч в цель;
- учить бегать с увёртыванием;
- учить двигаться широким скользящим шагом.
Оборудование:
- игрушечный мишка;
- гимнастическая стенка;
- стулья;
- мячи средние;
- 2 - 4 дуги (воротца).
Методика проведения занятий:
І часть. Ходьба и бег в колонне по одномумежду стульями. По сигналу сесть на ближайший стул и повернуться лицом к педагогу (30 сек.).
ІІ часть. Общеразвивающие упражнения.
- И.п.: сидя на стуле, руки спрятать за спину. Показать руки педагогу, протянуть их вперёд и снова спрятать (4 — 6 раз).
- И.п.: стоя за спинкой стула, поднять руки вверх, наклониться вперёд через спинку стула, коснуться ладонями сиденья, выпрямиться (4 — 6 раз).
- И.п.: сидя на стуле, держаться обеими руками за сиденье. Поднять ноги вперёд, опустить (4 — 6 раз).
- Поскоки на двух ногах с продвижением вперёд вокруг стула (20 — 25 сек.). Ходьба между стульями (5 сек.).
Основные виды движения.
- Игра «Крепость».
Педагог — Зима. Дети построили крепость во дворе. Такой крепкий дом.
Вокруг стена. Высокая (тянется руками вверх). Надо забраться на стенку.
Дети лазают по одному с обязательной страховкой.
Мы на стенку залезаем,
Ножки мы переставляем,
Ручками пепебираем.
Выше, выше, высоко!
И спускаемся легко.
Каждый по разу выполняет упражнение.
- Игра «Прыгаем в снег».
Педагог - Сколько снега навалило! Разводят руки
Ни проехать! Ни пройти! Поднимают плечи, недоумевая
Все сугробы впереди,
А ребятки очень рады: прыгают с продвижением вперёд
С горки — бух! и приседают
На горку — ух!
И опять мы прыгнем — бух!
Игра проводится 2 раза.
- Игра «Забей гол».
Дети катают мяч, сидя на полу. Воротца стоят на расстоянии 1 — 1,5 м (3 — 4 раза). 2 — 4 дуги расставляются посередине комнаты. Отмечается место, с которого дети должны катать мяч. Упражнение одновременно выполняет 2-4 детей.
Подвижная игра. «Игра с мишкой».
На полу лежит мишка. Дети с педагогом встают вокруг мишки. Поднимают руки:
Как на ёлке снег, снег. Поднимают руки
И под ёлкой снег, снег. Приседают и опускают руки.
И на горке снег, снег. Встают, руки поднимают вверх
И под горкой снег, снег. Приседают и опускают руки
А под снегом спит медведь. Прикладывают палец к губам
Тихо, тихо, не шуметь.
Игра проводится 2 — 3 раза.
ІІІ часть.
Спокойная игра «На лыжах».
Педагог — Зима. Везде снег. Дети катаются на санках, на коньках, на лыжах. Что такое лыжи? Две дощечки, а носки загнуты вверх. Попробую проехать без палок: вот так, вот так. Хотите попробовать? Поехали: во-от, та-ак, стоп! Молодцы! ( 30 сек.)
Ходьба друг за другом 2 круга.
Конспект физкультурного занятия.
Май
(занятие 4)
Программное содержание:
- закрепление навыка бега стайкой, не толкаясь;
- совершенствовать навык прыжков на двух ногах с продвижением вперёд;
- учить залезать и вылезать из обруча, поставленного вертикально;
- способствовать чувству равновесия и координации движения;
- закреплять умение бросать на дальность из-за головы;
- закреплять навык ходьбы друг за другом по ограниченной поверхности.
Оборудование:
- обручи;
- игрушечная посуда;
- дорожки здоровья;
- мячи средние;
- матерчатые дорожки;
- картинки с изображением посуды.
Методика проведения занятий:
І часть. Ходьба в колонне по одному ( 1 круг).
Игра «Покатились блюдечки».
Покатились блюдечки, дети пускают обручи и бегут за ними
Катятся тарелочки,
А за ними малышки,
А за ними девочки.
Стоп! Поймали обручи.
Проводится 1 раз.
ІІ часть. Общеразвивающие упаржнения.
- И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу. Поднять руки вверх, наклониться в одну и другую сторону - «деревья качаются на ветру», опустить руки (2 раза).
- И.п.: лёжа на животе, ладони под подбородком. Вытянуть руки вперёд, в стороны, назад - « рыбки плавают», вернуться в исходное положение (3-4 р аза).
- И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки и ноги, передвигать ими - «жуки барахтаются». После нескольких движений вернуться в исходное положение ( 3 — 4 раза).
- Поскоки на двух ногах на месте (20 -25 с) - «зайки прыгают».
- Ходьба друг за другом (1 круг).
Основные виды движения.
- Игра «Убегаем от Федоры» .
Педагог показывает — Что это? - Чашки.
- Что это? - Чайник.
- Что это? - Тарелка.
- Что это? - Блюдце.
Это посуда.
Она чистая.
А у Федоры — грязная.
Убежала посуда от Федоры.
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
Покажем, как чайник с кофейником бегут (дети бегут друг за другом, произнося: «Д-д-д»).
А за ними блюдца, блюдца -
Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся.
Дети бегут в другую сторону, произнося: «Дзынь».
Дети прыгают друг за другом на двух ногах с продвижением.
Чашки, ложки
Скачут по дорожке.
Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой!
Дети идут к стульчикам. (игра проводится 1 раз).
- Игра «Мамины помощники».
Пронести посуду на подносе в руках по дорожкам здоровья ( каждый 2 раза).
- Игра «Кто олимпийский чемпион?»
Дети бросают мяч на дальность из-за головы (4-6 раз). Бросают все вместе.
Подвижная игра. «Мышинный пир».
Дети сидят на стульчиках.
Педагог — Играем в мышек (ставит вертикально большой обруч).
Это дырка в норку. Забирайтесь, мышки, в свой домик (залезают в обруч).
Мышки в норке сидят
Да из норки глядят. (дети выглядывают из обруча)
Тут ли друг наш Тиша?
Нет, его не слышно.
Вылезают из «норки», перелезая через обруч, ползают вокруг «стола» - платочек, на котором стоит игрушечная посуда.
На столе полно посуды.
Вот стакан, а это — блюдо.
Это — блюдца, это — чашки.
Нет ли в чашках простоквашки?
Тут стоят тарелки:
Глубокая и мелкая.
Только где же угощенье?
Просим мы у вас прощенья.
Для таких гостей
Не готовим мы сластей.
Тиша, Тиша, торопись, поспевай,
Наших мышек догоняй.
Педагог берёт кота, мяукает и бежит за «мышками». «Мышки» бегут в норку.
Игра проводится 2 раза.
ІІІ часть. Ходьба друг за другом (3 сек.).
Спокойная игра «Посуда убежала» (30 сек.).
Солнце встало, нас зовёт,
Птичка весело поёт.
Нам пора за стол садиться.
Из чего же нам напиться?
Нет ни чашечек, ни тарелочек,
Ни для мальчиков, ни для девочек.
По тропинке мы пойдём дети идут по дорожкам и
И посуду соберём. собирают карточки с
Вот и чашки, и тарелки, изображением посуды,
Вилки, ложки, чайник, плошки. дети забирают их в группу,
Нам без них никак нельзя. где показывают свои
Не бросайте нас, друзья. картинки и называют
правильно предметы.
Приложение 6
АНКЕТА для родителей после совместного физкультурного занятия.
- Ваше настроение:
а) радостное; г) грустное;
б) приподнятое; д) тревожное;
в) спокойное; е) раздражённое.
- Отметьте на шкале степень вашего удовлетворения занятием:
- +
3 2 1 0 1 2 3
3. Испытывали ли вы трудности в выполнении упражнений?
а) да, в каких конкретно?
б) нет
в) иногда, в каких?
4. Выполнение каких упражнений у вас вызвали положительные переживания?
5. Выполнение каких упражнений у вас вызвало чувство дискомфорта?
6. Удалось ли вам в течение занятия быть в контакте с ребёнком?
а) да
б) нет
в) иногда
7. Как это чувствовалось?
8. Как осуществлялся тактильный контакт?
а) боязливо
б) осторожно
в) активно
9. Что нового узнали о ребёнке? После какого упражнения, игры это открытие произошло?
10. Узнали ли что-то новое о себе?
Приложение 7
ИТОГОВАЯ АНКЕТА для родителей.
- Вызвала ли интерес такая работа дошкольного учреждения?
- Произошли ли в вас какие — то изменения?
- Изменился ли ваш ребёнок?
- Произошли ли изменения в ваших отношениях?
- Используете ли приобретённый опыт совместной двигательной деятельности с ребёнком дома?
- Какие подвижные игры вам наиболее понравились (запомнились). Играете ли вы с малышом в них дома?
Приложение 8
Показатели уровня здоровья детей раннего возраста — май 11г.
Имя, фамилия ребёнка | Группа здоровья | Отклонение здоровья | Условные обозначения: ЗД—здоровые дети, 1 раз болеющие в течение года; ЭБ— эпизодически болеющие, 2-4 раза в году; ЧБ—часто болеющие, более 4 раз в году. Норм.- гармоническое соотношение роста, веса. Окружности грудной клетки, правильная осанка, стопа; Откл. - отклонения в физическом развитии: завышенный— заниженный рост,вес, окружность груди, нарушение в осанке, стопе. | |||
ЗД | ЭБ | ЧБ | Норм. | Откл. | ||
Беженарь Андрей | + | + | ||||
ВладимироваСофия | + | Плоск. | ||||
Воеводина Алиса | + | Плоск. | ||||
Гуторова Элика | + | + | ||||
Данилочкина Анастасия | + | + | ||||
Калинина Вероника | + | + | ||||
Клементьева Маргарита | + | + | ||||
Кононов Артём | + | + | ||||
Кузьмина Майя | + | Сил.аллерг. | ||||
Михалёв Кирилл | + | + | ||||
Николаев Лаврентий | + | Изб.вес плоск. | ||||
Плюснин Кирилл | + | + | ||||
Повх Мария | + | + | ||||
Разуменко Тимофей | + | + | ||||
Сазонов Елисей | + | + | ||||
Сергеева Софья | + | + | ||||
Соловьёва Мария | + | + | ||||
Тихонова Екатерина | + | + | ||||
Топчин Илья | + | Плоск. |
Приложение 9
Показатели физической подготовленности детей раннего возраста — май 11г.
Имя, фамилия ребёнка | Ходьба на скорость(10м) N — 7,5 с | Бег на скорость(10м) N дев. - 3,7 с мал. - 3,8 с | Прыжки с места в длину N — 40 — 50 см |
Беженарь Андрей | 7.5 | 3.5 | 45 |
Владимирова София | 7.9 | 3.7 | 40 |
Воеводина Алиса | 8 | 3.8 | 39 |
Гуторова Элика | 6 | 3 | 55 |
Данилочкина Анастасия | 7.8 | 3.5 | 43 |
Калинина Вероника | 6.1 | 3.1 | 54 |
Клементьева Маргарита | 6.2 | 3.2 | 54 |
Конов Артём | 7 | 3.6 | 50 |
Кузьмина Майя | 0.1 | 3.4 | 46 |
Михалёв Кирилл | 5.3 | 3 | 56 |
Николаев Лаврентий | 7.9 | 3.8 | 40 |
Плюснин Кирилл | 7.8 | 3.7 | 46 |
Повх Мария | 6.9 | 3.3 | 47 |
Разуменко Тимофей | 7.1 | 3.5 | 48 |
Сазонов Елисей | 6 | 3 | 50 |
Сергеева Софья | 6.4 | 3.5 | 49 |
Соловьёва Мария | 5.5 | 3 | 51 |
Тихонова Екатерина | 6.2 | 3.3 | 50 |
Топчин Илья | 8 | 3.9 | 39 |
Приложение 10
Сравнительный срез
сентябрь май
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ СРЕЗ
сентябрь май
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование. Приложение 4
Месяц | Недели | Тема | Ходьба | Бег | Прыжки |
Название игр, их задачи. Интеграция с другими образоват. обл. | |||||
Сентябрь | 1 2 | Человек, части тела | «Принеси игрушку» -Научить ходить в прямом направлении без остановки (р.р.- понимать глагол - принеси) | «Маленькие и большие ножки» - формир. нав. лёгк. бега стайкой -формир. прав. осанку (р.р.-расш. слов запас «быстро», «медленно», поним. и употреб. прил. «маленькие», «большие») | «Пружинки» -уч.приседать, сгибая и выпрямляя ноги (р.р.- расш. слов запас «выходи», «попляши», «поскачем») |
3-4 | Дом, семья | «Не разбуди маму» - Научить ходить на цыпочках, укрепляя своды стоп - Останавливать по сигналу - последним словом - Уважать членов семьи | «Бегите к дедушке» - формир. нав. лёгк. бега стайкой -вып. действ. в соотв. с указанием «ко мне», «назад» (р.р.- поним. и упот. гл. повел. наклон. «бегите») | «Пружинки с бабушкой» -уч. прыгать на двух ногах с пом. воспитателя (р.р.- расш. слов запас «поплясать», «попрыгать») | |
Октябрь | 1-2 | Игрушки | «Идём к игрушкам в гости» - Учить ходить в заданном направлении - Учить ходить группами и индивидуально (М.В.Н.- Учить называть правильно игрушки в ед. и множ. числах) | «Догонялки с игрушками» -уч. бегать стайкой,ход. высоким шагом, мен. направ. движения -действ. в соотв. с указаниями -разв. двиг. активность (р.р.-поним. и упот. гл. «догоняю», «боюсь», «догоню», «пугаю») | «Мячики» - уч. прыгать на двух ногах на одном месте |
3-4 | Фрукты - овощи | «Мы в сад пойдём» - Учить ходить стайкой в заданном ритме (топ - топ - топ) (М.В.Н.- Учить правильно называть фрукты и овощи) | «Зайчишка — трусишка» -учить бегать,увёртываясь по сигналу (р.р.М.В.Н. - учить правильно называть фрукты и овощи) | «Достань яблоко» -уч. допрыгивать,дотягиваясь до предмета над головой (р.р.- расш. слов запас «яблоко-яблоня»,»высоко»,»низко»). | |
Ноябрь | 1-2 | Осень | «Пройди через ручеёк» - Учить чувству равновесия, ловкости (Р.Р. - поним. глаг.- «верейти, идите, не упадите...») | «Солнышко и дождик» -учить бегать врассыпную - учить реагировать на сигнал - развивать слуховое внимание | «Прыгаем по лужам» -совершенствовать навык прыжков (р.р.-уч.поним. смысл предлога «по») |
3-4 | Одежда обувь | «Сапожки» - Совершенствовать навык ходьбы по огранич. местн. не толкаясь, не перегоняя (М.В.Н.- Учить правильно называть обувь для осени) | «Самолёты» -уч. бегать стайкой, не наталкив -действовать в соотв. со словами (р.р-назыв. сущ. во мн.ч. «пилоты». «самолёты» гл. мн. ч. «летят», «сидят») | «Сапожки» -совершенствовать навык прыжков на двух ногах (М.В.Н.- учить правильно называть обувь для осени-сапожки,говорить его) | |
Декабрь | 1-2 | Домашние животные | «Гусята» - Учить двигаться на полусогнутых ногах - Учить останавливаться по сигналу (Р.Р.+ М.В.Н.- науч. употреб. прил. серые, белые, красные) | «Спящий пёс» -уч. бегать стайкой, не наталкив. -уч. ходить на носочках - учить реагировать на сигнал - разв. слух. вним., воображение (М.В.Н.-учить называть части тела собачки) | «Киска» -совершенствовать навык прыжков на двух ногах с мягк. приземлением (М.В.Н.-уч.назыв. дом. жив., знать их повадки) |
3-4 | Праздник ёлки | «Ёлочка» - Учить ход. в задан. Направлен. - Учить останавл. по сигналу -Совершенствовать навык ходьбы (Р.Р. - поним. прил. стройная, пахучая, колючая М.В.Н. - бережно относиться к деревьям) | «Наша ёлка» -уч. бегать стайкой в одном направл. вокруг предмета (М.В.Н.-учить название ёлочных украшений) | «Наша ёлка» -совершенствовать навык прыжков на двух ногах (р.р.-уч.поним. прилаг. «выше», «краше», нар.«вокруг») | |
Январь | 1 2 | Зима | «Ходим по снегу» - Уч. ходить «высоким» шагом (Р.Р.-поним. выраж. «не проехать, не пройти», «снегу навалило» М.В.Н. - закреплять знан. о зиме) | «Снег кружится» -уч. ход. по кругу, держ. за руки -учить бегать парами, не наталк. (р.р.- попол. слов. запас: «метёлочки», «улица», «санки», «кружится», «разметём») | «Прыгаем в снег» -уч.прыгать с послед. приседанием (р.р.-учить произн. междометия «бух!», «ух!») |
3-4 | Зимняя одежда | «Одевайтесь потеплей» - Совершенствовать навык ходьбы (М.В.Н.-учить прав. называть зимн. одежду) (Р.Р.-прав. поним. и употр. гл. «закрывайте», «одевайтесь») | «Одеваемся на прогулку» -уч. бегать р. за др.,не наталк. -действовать в соотв. со словами (- развивать воображение М.В.Н.- учить прав. называть зимн. одежду, действия в процессе одевания) | «Гуляем зимой» -совершенствовать навык прыжков на двух ногах -учить прыгать на каждой ноге поочерёдно (М.В.Н.-учить прав. называть зимн. одежду) | |
Февраль | 1-2 | Зимние забавы | «На лыжах» - Учить двигаться широким скользящим шагом (М.В.Н.-закреп. знания о зиме,зимних забавах) (Р.Р.-знакомство со словом и предметом - «лыжи») | «Игра с мишкой» -уч. бегать с увёртыванием -уч. различ. громкие и тихие звуки(хлопки) -учить вставать в круг -уч. Вытяг. руки вверх с напряж. уч. расслаблять мышцы рук и ног, приседать | «Прыгаем в снег» -уч.прыгать с послед. приседанием (р.р.-учить произн. междометия «бух!», «ух!») |
3-4 | Дикие животные | «Мишка» -Учить ходить тяжёлым редким шагом,изобр. мишку (Р.Р.- уч. поним. и употреб. гл. «не броди») | «Зайцы и лисички» -уч. бегать с увёртыванием -действовать в соотв. со словами (М.В.Н.-обогащ. знания о зайчике, название частей тела) | «Зайка» -действовать в соотв. со словами -соверш. навык прыжков на двух ногах на одном месте (р.р.-расш.слов.запас «сидит», «испугал», «уехал») | |
Март | 1-2 | Мама | «Мамин парад» -Учить ходить др. за др. под ритм(барабана, бубна, хлопков) -Учить останавливаться по звуковому сигналу (Р.Р.-пополнить слов. Сущ. «парад») | «Догонялки с мамой» - учить бегать, увёртываясь (играть дома с мамой по типу догонялок с игрушками) | «Кто быстрее?» -уч. прыгать на двух ногах наперегонки - бегать с увёртыванием |
3-4 | Транспорт | «Поезд» -Учить ход. парами, держ. за руки -Учить сгибать руки в локтях -Учить начин. и заканч. движение по сигналу (Р.Р.-расшир. слов. запас «паровоз», «вагоны», «медленно», «быстрее».Произн. «чух-чух») | «Самолёты» -уч. бегать стайкой, не наталкив -действовать в соотв. со словами (р.р-назыв. сущ. во мн.ч. «пилоты». «самолёты» гл. мн. ч. «летят», «сидят») | «На лошадях» -уч. двигаться галопом со словами «гоп-гоп» (М.В.Н.-закреплять знания о транспорте: паровоз, самолёт, вертолёт) | |
Апрель | 1-2 | Весна | «Лужи» -Учить ходить на носочках по крив.линии - Учить прыгать через шнур на двух ногах (Р.Р.-расш. слов. запас гл. «обойдём», «перейдём», «прыгним») | «Разноцветные ручейки» -уч. бегать др.за др., не наталкиваясь, необгоняя -воспитывать выдержку -действовать в соотв. со словами (М.В.Н.-науч. прав. наз. цвета) | «Ручеёк» -уч.прыгать в ждлину(10-30см), мягко приземляясь на две ноги (р.р-формир. навыки словообразования: ручей-ручеёк) |
3-4 | Одежда весной | «Сапожки» -учить бегать вокруг круга (р.р — расшир. слов. запас нареч. «вокруг» М.В.Н.-уч. назыв. обувь для весны | «Сапожки» -совершенствовать навык прыжков на двух ногах | ||
Май | 1-2 | Посуда | «Посуда убежала» - Учить ходить др. за др. по дорожке (огран. поверх.) (Р.Р.-учить прав. называть предметы посуды) | «Покатились блюдечки» -уч. бегать стайкой, не наталкив,не обгоняя др. др. (М.В.Н.-уч. назыв. предметы посуды) | «Убегаем от Федоры» -соверш. навык бега, ходьбы, прыжков на двух ногах вперёд (М.В.Н.-уч. назыв. предм посуды р.р.-расш. сл.запас «чистая», «грязная») |
3-4 | Деревья, цветы | «Сказочная прогулка в лес» -Соверш. навык ходьбы -Учить не толкать др. др при движении в разн. направл. -Развивать воображение -Учить имитир. нюханье цветов, ловлю бабочек, лежание на траве (М.В.Н.-учить бер. отнош. к прир., любить прир. | «Жуки» -уч.бегать врассыпную,не толк. (р.р.-расш. сл.запас-«луг,цветы», «золотой»,»жужжат», «кружаться», «полетели») -разв. воображение, образное мышление | «Кузнечик» -совершенствовать навык прыжков на двух ногах вперёд (М.В.Н.-уч. прав. назвывать насекомых) |
продолжение
Месяц | Недели | Тема | Ползанье, лазанье | Бросание, ловля, катание | Упражнения в равновесии |
Название игр, их задачи. Интеграция с другими образоват. обл. | |||||
Сентябрь | 1 2 | Человек, части тела | «На мяч,Маша» -уч. навыкам ползанья -уч.координации движ. рук и ног (р.р.-уч.активно употреб. сло «на») | «На мяч,Маша» -уч.катать мяч по зад. направлению (р.р.-уч.произн. слово «на» назыв.имя ребёнка,с кот.игр.) | «Маша идёт в садик» -развив. чувство равновесия -закрепл. навык ходьбы (р.р.-расш.сл.зап.«прямая-кривая») |
3-4 | Дом, семья | «На мяч,бабушка» -уч. навыкам ползанья -уч.координации движ. рук и ног (р.р.-уч.активно употреб. сло «на») | «На мяч,бабушка» -уч.навыкам катан. мяча в зад.напр. (М.В.Н. и р.р.-называть членов семьи) | «Матушка на камушке» -уч.перепрыг.из обруча в обруч на двух ногах --развив. чувство равновесия -уч.выклад.дорожку из обручей -разв.воображ.,образн.мышление (р.р.-пон.и пол.гл. «скакали», «обнимали») | |
Октябрь | 1-2 | Игрушки | «Догони мяч» -соверш.навыки лазанья (р.р.- учить называть правильно игрушки в ед. и множ. Числах -уч.поним.гл. «лежал»,«побежал», «играют», «толкают») | «Раз,два,три,мячик догони» -уч.играть с мячом,подбр.его вверх или догоняя его (р.р.-пон.и употр. глаг. «догони») | «Идём к игрушкам в гости» -развив. чувство равновесия -уч.ходить по извил. Дорожке (М.В.Н.- Учить называть правильно игрушки в ед. и множ. числах) |
3-4 | Фрукты - овощи | «Яблочки и ежата» -соверш.навыки лазанья -уч.проползать под стулом -подползать осторожно -действовать в соотв. со словами (р.р.-уч.произнос.звук «ф»,слово «бум»; поним. предлог «к» | «Фрукты и овощи» -собир.муляжи овощей,фруктов -развив.мышцы кистей рук (М.В.Н.-уч.прав.назыв.овощи и фрукты) | «Пройди по дорожке до сада» -упражн. детей в ходьбе -развив. чувство равновесия -разв. ловкость,глазомер (М.В.Н.-уч.прав.назыв.овощи и фрукты) | |
Ноябрь | 1-2 | Осень | «Дети и дождик» -уч.залезать под стол (р.р.-расш.слов.запас-«дождик пошёл»,«солнышко выглянуло») | «Дорожка для колобка» -уч.уклад.куб около куба (три) -кат. мяч по огранич. поверхн. (р.р.-уч.поним.понятие «осень») | «Лужи» -развив. чувство равновесия -учить ходить на носочках по крив.линии - уч.прыг. чер. шнур на двух ногах (Р.Р.-расш. слов. запас гл. «обойдём», «перейдём», «прыгним») |
3-4 | Одежда обувь | «Мешочек с одеждой» -уч.лазать по дорожке (М.В.Н.-уч.назыв. предм. одежды осени) | «Помоги белочке» -уч. бросать детей в горизонт. Цель (М.В.Н.-науч.- кто что ест) | «Помоги маме снять бельё» -развив. чувство равновесия -уч.подним на носочки и снова опускаться на ступню (М.В.Н.-уч.назыв. предм. одежды осени) | |
Декабрь | 1-2 | Домашние животные | «Мы котята» -соверш. навыки ползанья, -совершенствовать навык прыжков на двух ногах -действовать в соотв. со словами (М.В.Н.-закр.знан.о дом.жив. и их детёнышах) | «Клубок для котёнка» -упр. в катании мяча под дугу (р.р.-назыв.дом.животн. и их детёнышей поним. и использ. предлог «в» в речи) | «Спаси котёнка» -развив. чувство равновесия -уч.ходить по наклонной доске (М.В.Н.-закр.знан.о дом.жив. и их детёнышах) |
3-4 | Праздник ёлки | «По лесенке вверх-вниз» -соверш. нав. ползанья(выс1,2м) (р.р.-уч.пони.и употр. прил. «высокий» и нар.«высоко») -разв. образное мышление, такт -ощущения: гладкий-шершавый | «Метание шишек» -уч.брос. на дальность правой и левой рукой (р.р.-формир. пон.«лес» рас.сл.зап.«большой»,«поменьше» «самый маленький» -исп. предл. «за», «под») | «Наряди ёлочку» -развив. чувство равновесия -уч.подним на носочки и снова опускаться на ступню -уч. подним. на гимнастич. скамейку, табурет (М.В.Н.-учить название ёлочных украшений) | |
Январь | 1-2 | Зима | «Гора» - соверш. нав. полз. по стрем(1,5м) (р.р.-уч.пони.и употр. прил. «высокий» и нар.«высоко», глаг. «забираться-опускаться») -уч.действов. по указаниям | «Катание мяча» -уч.катать мяч друг другу (р.р.-расш.сл.зап.«напротив») | «Снежинки» -разв. чувство равновесия -науч. медленно кружиться на месте |
3-4 | Зимняя одежда | «Снежки» -уч.ползать по дорожке (М.В.Н.-знать и наз. предметы одежды для зимы) | «Бросай-ка» -уч.бросать мяч в цель и ловить (р.р.-расш.сл.зап. «в цель») | «Прыгаем в снег» -разв. чувство равновесия -уч.прыгать с послед. приседанием (р.р.-учить произн. междометия «бух!», «ух!») | |
Февраль | 1-2 | Зимние забавы | «Крепость» -уч.ползать по гимн.дорожке (выс.1,5м) (р.р.-уч.пони.и употр. прил. «высокий» и нар.«высоко», «вокруг») | «Забей гол» -развив.мелкие мышцы рук (р.р.-пон.и исп. сл. «прокачу»; проговоривать слова со взрослыми) | «Гуляем зимой» -разв. чувство равновесия -соверш. навык прыж. на двух ног. -учить прыгать на каждой ноге (М.В.Н.-учить прав. называть зимн. одежду) |
3-4 | Дикие животные | «Медвежата» -соверш. нав. ползанья -уч.действов. по указаниям (р.р.-поним.и употр.предлог «но») | «Зверюшки» -уч.кидать «снежинки» в др. др. (М.в.н.- зн. и наз. диких животных и их жилища) | «Волк и козлята » -уч. бегать стайкой, не наталкив. -уч. ходить на носочках -разв. чувство равновесия - учить реагировать на сигнал - разв. слух. вним., воображение (р.р.-уч. звукоподраж «ме-э») | |
Март | 1-2 | Мама | «Игра с шариками» -соверш. нав. ползанья -уч.подтягив.вверх -уч.прыг.на двух ногах на месте -уч. подбрасывать шарики (р.р.-уч.отвеч.на вопрос: «чья?») | «Мамин стрелок» -уч.брос. на дальность правой и левой рукой -учить начин. и заканч. движение по сигналу | «Мама заболела» -разв. чувство равновесия -уч. ходить нацыпочках -уч.акк.носить посуду (р.р.-расш.сл.зап.- нар.«нацыпочках») |
3-4 | Транспорт | «Машины» -уч.проползать под лестницей -уч.выполз. по сигналу -уч.ползать по опред.площади (р.р.-уч.произн. «буль-буль») | «Катапульта» -сов.навык брос на дальность из-за головы -учить начин. и заканч. движение по сигналу (р.р.-расш.слов.зап. «катапульта») | «Уроки вождения» -разв. чувство равновесия -разв.навык ходьбы по прям. и извил. дорожке (р.р.- звукоподражание) | |
Апрель | 1 2 | Весна | «Мостик» -уползти по огран.поверх.др.за др. (р.р.-р.сл.зап.«весна»,«разлилась», «широкая»,«лужайка» -соверш.навык речевого дыхания) | «По дорожке мяч качу» -уч.соблюдать направление при катании мяча (р.р.-рассказ.двухстишья) | «Пройди через речеёк» -разв. чувство равновесия -разв. ловкость,глазомер |
3-4 | Одежда весной | «Ёжик» -соверш. навык ползанья (М.В.Н.-знать и назыв. обувь для весны) | «В цирке» -уч.брос. на дальность правой и левой рукой (р.р.-расш.слов.зап.«циркачи», «жанглёры», «булава») | «Зайки в беде» -разв. чувство равновесия -соверш. навык ползанья на четвереньках по накл. скам. (М.В.Н.-закр.знан.о дик.жив. и их детёнышах) | |
Май | 1-2 | Посуда | «Мышинный пир» -уч.залезать в обруч и вылезать (М.В.Н.-уч.наз.предм. посуды) -развивать образное мышление | «В цирке» -закр.умен.бросать на дальность из-за головы (р.р.-зн.и уп.назв.предм.посуды поним.обобщ.понятие «посуда») | «Мамины помощники» -разв. чувство равновесия (р.р.-зн.и уп.назв.предм.посуды поним.обобщ.понятие «посуда») |
3-4 | Деревья, цветы | «Коты на деревьях» -соверш.навык лаз. по гимн. стенке (р.р.-пон. и испол.слова «забираю сь», «спускаюсь»,«выше» -произн. слово «мяу») -уч.вибрации губ | «Катись.катись яблочко...» -закр.ум.катать мяч на огран. поверхн. (р.р.-произн.фразы из двух,трёх, четырёх слов) | «Во саду ли, в огороде,,» -разв. чувство равновесия -уч.ходить по извил. дорожке -уч.переш.через кубики.кегли... (М.В.Н.-знак. с пон.«дерево» «цветок» р.р.- расш.сл.зап. «полив», «посад ка», «семена») |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние игр с мячом на развитие двигательных навыков детей раннего возраста» из опыта работы
Всестороннее развитие ребёнка невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности. Предполагается, что развитие двигательных навыков у детей происходит более эффективно в игр...
«Влияние игр с мячом на развитие двигательных навыков детей раннего возраста»
Презентация опыта работы...
План по самообразованию. Тема: «Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством подвижных игр»
Движение – залог здоровья. В раннем возрасте малыш начинает овладевать основными движениями, и эта потребность в движении и их смене возрастает, но с другой стороны, у детей раннего возраста дви...
Статья на тему: Развитие двигательной активности детей раннего возраста.
Статья на тему:Развитие двигательной активности детей раннего возраста....
Консультация для родителей. Тема:«Развитие двигательной активности детей раннего возраста».
Консультация для родителей.Тема:«Развитие двигательной активности детей раннего возраста»....
Развитие двигательных навыков детей раннего возраста
Выступление на IV Всероссийской научно-практической конференции «Физическое воспитание и развитие дошкольников: традиции и инновации»...
Методическая разработка на тему "Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе подвижных игр"
Эта методическая разработка освещает важность подвижных игр для детей раннего возраста и их значительное влияние на развитие ребенка. В ней представлены основные принципы проведения таких игр, а также...