Консультация для воспитателей «Значение и применение дыхательной гимнастики в режиме дня»
консультация на тему

васильева лилия ренатовна

Консультация для воспитателей

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyh.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 30 города Лениногорска» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан

Консультация для воспитателей

«Значение и применение дыхательной гимнастики

в режиме дня»

                                                                                               Подготовила

                                                                                 инструктор по физкультуре :                              

                                                                                               Васильева Л.Р.

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека. 

Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня, а именно: в организации физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных форм активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждениях,

Особенности использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста:

1. Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.

2. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Например, для тренировки предельно активного и шумного, резкого и короткого вдоха можно дать детям игровые задания: “Гарью пахнет! Откуда? Тревога! Нюхайте! ”.

3. Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.

4. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.

Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки. Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межреберными мышцами. Диафрагма - мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная ее функция - создать отрицательное давление в грудной полости и положительное в брюшной. В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:

  • нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя);
  • среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается);
  • верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плеч при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть);
  • смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).

Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть - зависит от типа дыхания.

Насколько легкие наполнились воздухом, определяется глубиной вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха; при глубоком - помимо дыхательного, дополнительный и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания.

Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.

При разработке комплексов дыхательной гимнастики  учитывается:

  • эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
  • доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
  • степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей и т. д.

С целью систематического использования дыхательных упражнений рекомендуется включать в физкультурные занятия.( вместо общеразвивающих упражнений, с уменьшенной дозировкой в исполнении).

На занятиях по физической культуре, после сна, на утренней гимнастике можно  использовать некоторые упражнения из Восточной дыхательной гимнастики, например:

  • Исходное положение сидя на полу «по-турецки», руки ладонями друг к другу на уровне груди; делается глубокий вдох, руки медленно поднимаются вверх, выдох - руки медленно опускаются в исходное положение.
  • Исходное положение то же. Глубокий вдох - руки медленно вытягиваются вперед, выдох - руки медленно возвращаются в исходное положение.
  • Исходное положение основная стойка. Вдох - руки вверх, к плечам - задержка дыхания, выпад вперед с вытянутыми руками - медленный выдох.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

Была разработана для восстановления и расширения диапазона голоса у профессиональных певцов. Наряду с улучшением звучания голоса дыхательная гимнастика Стрельниковой снимает усталость, повышает жизненный тонус, улучшает настроение и снижает температуру. Данная гимнастика не требует больших помещений, легка в исполнении. Поэтому проблема адаптации данной дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста приобретает актуальность в современной действительности. Широкую известность эта методика получила благодаря стараниям ученика и последователя стрельниковской дыхательной гимнастики, Щетинина Михаила Николаевича. Это уникальный метод естественного оздоровления всего организма.

Правила выполнения:

1 Постарайтесь вложить как можно больше эмоций во вдох Вдох максимально активный, короткий, как укол, непродолжительный и заинтересованный. Нюхать воздух, как собака след.

2 Выполняя упражнения, соблюдать одновременность вдохов и движений, не контролировать выдох – пусть он будет произвольным. Вдох идет одновременно с движением. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

3 Делаем вдохи на счет «2», «4», «8», т. е. вдыхаем сериями. Следить за тем, чтобы вдох был несколько громче выдоха. Для детей достаточно 8-16 серий.

4 Не выполняйте упражнения мимоходом.

Дыхательная релаксация по методу М. Л Лазарева:

Программа «Здравствуй» М. Л. Лазарева разработана на основе современных научных подходов к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста в существующих рамках образовательных стандартов. Важную роль в программе играет музыка, которая впервые в педагогической литературе о формировании здоровья является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса

Методика дыхательной релаксации: звучит тихая спокойная музыка (музыкальное приложение на СД №1)

«Ляжем на спину… Закроем глаза… Представим, что вы вдыхаете аромат цветка… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом… кожей… Вдох, выдох… Вы отлично отдохнули… Организм зарядился энергией… Я считаю до 5… На счет 5 откройте глаза. Глаза открываются. Свежесть в теле… Бодрость… Хорошее настроение… ».

Полное дыхание – дыхание йогов – самый рациональный способ дыхания, это основа правильного дыхания. Полное дыхание способствует наилучшей вентиляции легких, движению энергии и кислородному обмену в организме. Это дыхание дает прекрасный эффект, оздоравливая легкие и весь организм в целом. 

Дыхательная гимнастика по методу  Б. С. Толкачёва.

 Одна из простых в выполнении и исключительно действенных методик в оздоровлении дыхательной системы. Гимнастика применяется в лечении бронхитов и бронхиальной астмы, пневмоний и бронхоэктатической болезни. 

Особенность методики этой гимнастики заключается в сжатии грудной клетки в области нижних ребер и диафрагмы. «Выжимания» помогают улучшению дренажной функции бронхов и скорейшему очищению дыхательных путей от мокроты.Доктор Толкачёв всегда говорил, что дыхательная гимнастика помогает не только бронхам, но и мозгу. Дело в том, что при кашле и насморке поступление кислорода очень ограничивается, а значит, в первую очередь, страдает мозг, начинается головокружение и теряется концентрация.

Дыхательная гимнастика Толкачева выполняется при обливании холодной водой или прохладной, если вы простужены.

В 1952 году Константин Павлович Бутейко, предложил физиотерапевтический метод, уменьшающий симптомы астмы, основанный на носовом дыхании и уменьшении глубины дыхания. Ученый выдвинул идею о альвеолярной гипервентиляции – глубоком дыхании. Идея автора состояла в том, что сколь глубоко не дыши, больше кислорода в крови не будет, зато углекислого газа СО2 станет меньше. А ведь жизнь человека зарождается в условиях утробы матери, где углекислого газа на порядок больше! При рождении ребенок раздышивается и со временем начинает дышать глубоко. От чего и появляются болезни. Метод Бутейко помогает лечить 98% основных болезней человечества. Это примерно 152 заболевания. Метод прошел 40 летнюю апробацию в различных больницах СССР и в 1986 году получил признание Минздрава СССР и патент на изобретение. Времена те были «мутными», а потому широкого распространения метод не получил. Изобретение было признано полезным очень поздно… Автором было выяснено, что глубокое дыхание приводит к следующим болезням: бронхиальной астме, пневмосклерозе, астматическому бронхиту, эмфиземе легких, гипертонии, склерозу сосудов головного мозга, стенокардии, хроническому нефриту, нарушениям мозгового кровообращения, склерозу отдельных органов, инфаркту мозга и др. Повышенное АД – фактор недостатка СО2 в крови. Аллергия – вторичный признак на гипервентиляцию, а потому поиск аллергена – неоправданный труд! 

Эти заболевания являются следствием повышения тонуса гладкой мускулатуры, спазмом и вызваны нарушением тканевого дыхания. 

При гипервентиляции происходит перевозбуждение нервной системы. Ему характерны раздражительность, бессонница, вспыльчивость, нарушение регуляции обмена веществ. Симптомом являются и вегетативные нарушения – потливость, приступы слабости. К гипервентиляции приводят отсутствие физического труда, отрицательные эмоции, сон на спине, употребление белковых веществ и жиров; хронические инфекции, привычки – кофе, чай, никотин. В общем, как говорил сам автор, все то что заставляет раздышаться, а это то, что пропагандируется западной цивилизацией вразрез канонам Библии, заповедей Будды…

Помогут в обучении правильному дыханию: дыхательная гимнастика, расслабление мышц перед задержкой и резкое их напряжение к концу, водные процедуры, лыжные движения, самомассаж, физические нагрузки.

При нормальном дыхании здоровый человек делает неглубокий вдох 2-3 сек., медленный выдох 3-4 сек., паузу 3-4 сек. В период паузы легкие человека отдыхают.

Чтобы быть здоровым человеку нужно повысить содержание углекислого газа в крови. Но как же это сделать, если в атмосфере его практически нет? Все просто - необходимо уменьшать глубину вдоха и увеличивать паузу после выдоха. Периодически следует проводить максимальные задержки дыхания, особенно при приступах астмы. Вдох должен быть неглубоким, неполным. Все время должно оставаться чувство нехватки воздуха. Во время задержки дыхания нужно поднимать глаза вверх, массируя тем самым тройничный нерв. Также при проведении контрольной задержки дыхания желательно закрывать нос.Подготовка к упражнениям

Сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях. Нужно расслабиться (дыхание мелкое), как будто вы боитесь вдохнут. При этом выдох через нос тоже должен быть незаметным. Воздух, выходящий из носа должен быть настолько тих и слаб, чтобы пушинка около ноздрей не шевельнулась. В груди должно появиться ощущение нехватки воздуха. Дышите так 10 минут. Имейте ввиду, что задержку дыхания можно делать только выдохнув воздух. Сначала будет тепло, потом станет жарко, появится испарина. До и после упражнений измерить пульс и максимальную паузу. Норма для максимальной паузы от 30 до 60 секунд.

Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).
Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). 
После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
Таким образом, использование дыхательных упражнений, в комплексах утренних зарядок, физкультминутках и занятиях, помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста"

quot;Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста

В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля...

Консультация для воспитателей «Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста»

В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, р...

Консультация на тему: «Значение и применение дыхательной гимнастики».

Консультация на тему:«Значение и применение дыхательной гимнастики»....

Консультация для воспитателей «Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста»

Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. При недостаточном поступлении воздуха се...

Консультация для педагогов на тему «Использование дыхательной гимнастики в режиме дня детского сада»

Одними из положительных моментов применения дыхательной гимнастики в системе оздоровления дошкольников является, во-первых, то, что не требует высоких экономических затрат и поэтому может применяться ...

Консультация для воспитателей ««Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста»

В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля...