Консультации для родителей. «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»
консультация (старшая группа) на тему
Консультации для родителей.
«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 36.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для родителей
«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Консультация для родителей
Консультация для родителей логопедической группы. Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов
Мастер-класс для родителей по теме "Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов"
Цель: познакомить родителей с игровыми приёмами автоматизации звуков.
Оборудование: массажный мяч, цветные скрепки, крупные бусины, шнурок, мяч, песочные часы, ноутбук, диск с играми на автоматизацию звуков, экран, прищепки, крупная мозаика, шнурок с узелками, карандаш с лентой, мыльные пузыри, волчок, скакалка, цветные карандаши, песочный бассейн, ракушки и цветные камешки, мелкие игрушки, пластилин, замок, нарисованный принц, нарисованные цветы с магнитами, магнитная доска.
1. Что такое автоматизация звуков? Её этапы.
Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа: подготовительный этап, этап постановки звука и автоматизация звука. Необходимо сразу уточнить для родителей, у детей которых нарушено сразу несколько групп звуков, что работа над исправлением следующего звука ведётся тогда, когда в достаточной мере автоматизирован предыдущий звук.
Что же такое «автоматизация»? Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда. Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.
Автоматизация любого звука включает в себя:
• автоматизацию изолированного звука;
• автоматизацию звука в слогах;
• автоматизацию звука в словах;
• автоматизацию звука в словосочетаниях;
• автоматизацию звука в предложениях;
• автоматизацию звука в связной речи;
Обычно это происходит следующим образом: логопед прорабатывает необходимый речевой материал на своих занятиях и даёт родителям рекомендации для работы с ребёнком дома. Зачастую такие рекомендации содержат исключительно речевой материал, проговаривание которого обычно быстро надоедает детям. Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям используются различные игровые приёмы.
2. Игровые приёмы в работе над автоматизацией звуков
Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной?
Сегодня мы познакомимся с некоторыми приёмами автоматизации поставленных звуков в речь. Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал.
Условно я разделила эти приёмы на четыре группы:
• Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;
• Приёмы на основе продуктивной деятельности детей;
• Приёмы с использованием информационно-компьютерных технологий;
• Приёмы, предусматривающие использование различных предметов;
Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики.
Во-первых, нам могут помочь наши пальцы и пальцы ребёнка. Я предлагаю следующие упражнения.
«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.
«Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
«Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово.
«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).
«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.
Для упражнений «Колечки», «Крыша», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [л] – «ласковый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом. Ласковый голос, ласковая мама, ласковый котёнок и т. д.
«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.
Если Ваш ребёнок любит рисовать или лепить, то ему отлично подойдут упражнения из второй группы приёмов. Это самая творческая группа. Автоматизация звука происходит в процессе продуктивной деятельности (когда результат деятельности какой-нибудь продукт – рисунок, аппликация и т. д.). Можно назвать следующие приёмы - рисование палочек, клеточек, кружочков, камешков, цветочков при одновременном произнесении материала. Интереснее будет, если это рисование будет по заданию. Например, нарисуем забор, чтобы коза не зашла в огород. Ребёнок проговаривает слово и рисует палочку – дощечку забора. Рисовать можно чем угодно: мелом, карандашами, красками. Можно рисовать на песке, манке.
Лепка шариков из пластилина.
Самая современная группа приёмов – это конечно специальные компьютерные игры. Они несомненно заинтересуют ребёнка. Однако, необходимо помнить, что перед использованием любой из таких игр необходима консультация учителя-логопеда. (Логопед с помощью экрана и ноутбука демонстрирует игры для автоматизации звуков).
Самая большая группа приёмов - упражнения с различными предметами.
(Логопед демонстрирует выполнение упражнений)
Песочные часы – проговариваем речевой материал до тех пор, пока в часах не закончится песок.
Юла (маленький волчок) – проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.
Массажный мяч – проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием.
Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).
Бусинки – собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р].
Прищепки – цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала.
Мозаика – собираем несложные узоры. Ребёнок должен правильно сказать звук (слог, слово, словосочетание, предложение), чтобы заработать деталь.
Мыльные пузыри – вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.
Мяч. Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет речевую единицу и бросает мяч взрослому.
Скакалка – на каждый прыжок называем слог.
Сортировка мелких предметов. В большой ёмкости перемешаны различные мелкие предметы. Это могут быть макароны разных сортов, фасоль, разноцветные пуговицы или бусины. Понадобятся и более мелкие ёмкости по количеству сортов предметов. Взрослый даёт задание, например, разложить пуговицы по размеру. Если ребёнок берёт крупную пуговицу, то он проговаривает слог «ра», если мелкую – то «ру», пуговицу среднего размера – «ро». Можно предложить припоминать слова с заданным звуком в начале, середине, конце. Данное упражнение позволяет не только автоматизировать звук в речь, но и прекрасно тренирует мелкую моторику и психические процессы: мышление, внимание, восприятие.
«Альпинист». На верёвке или шнурке (4-6 мм) завязываем 4-8 узелков. Верёвку подвешиваем вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазании по канату) и так двигается дальше. На каждый узелок ребёнок называет заданный звука (слог, слово).
Для автоматизации звуков отлично подойдёт приём с использованием игрушек. Некоторые из них можно использовать для автоматизации изолированных звуков. Например, как рычит тигр – [р-р-р], как гудит самолёт – [л-л-л]. Можно учить игрушку говорить. В этом случае взрослый и ребёнок проговаривают речевой материал для игрушки.
Можно подготовить несложное пособие. К карандашу приклеиваем или привязываем тонкую (0,5 мм) ленту длиной 10-15 см.
Для автоматизации звуков (особенно в изолированной позиции) можно использовать различные дорожки и лабиринты. Их можно встретить в детских журналах, в интернете или нарисовать самим. Ребёнку предлагается произносить заданный звук до тех пор, пока он «бежит» по дорожке.
Можно выложить дорожку цветными камешками или ракушками для какого-нибудь героя.
Давайте мы с вами попробуем выложить дорожку из цветов: поможем принцу добраться до замка принцессы.
(Родители называют слова на заданный звук и с помощью магнитов прикрепляют к доске цветы в соответствии с намеченной дорожкой.)
Заключение
Многие выше перечисленные приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость.
Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя –логопеда!
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
Консультация направлена на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Цель
Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороной языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. Монологическая речь возникает в недрах диалогической речи, поэтому важно начинать формирование понимая речи и развитие смысловых связей с раннего возраста.
При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания. В любом законченном высказывании существуют наиболее типичные варианты соединения фраз. Самый распространенный способ соединения предложений – это цепная связь. Основными средствами этой связи являются местоимения (Прибежал котик. Он любит молоко.), лексический повтор (Котик прыгает. Котику холодно.), синонимическая замена (Котик скачет. Пушок веселится.). Цепная связь делает речь более гибкой и разнообразной, так как, овладевая этим способом, дети учатся избегать повторений одних и тех же слов и конструкций.
В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить его.
Формирование связности речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статистике), повествование (динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).
Описание – это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему.
Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний поможет сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.
Повествование – это развитие сюжета, развертывающегося во времени и логической последовательности. Основное назначение повествования – передать развитие действия или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Структура повествования более четкая, чем структура описания, так как перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому схема повествования – начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) – должна быть выдержана четко. Важная роль отводится обучению детей разным способам организации зачинов при построении повествования (однажды, как-то раз и др.); может быть указано место или время событий (Дело было летом. Это произошло на даче.). В повествовательном типе высказывания используются самые разнообразные лексические и грамматические средства, особенно это относится к глаголам, которые способны выстраивать последовательность действий и событий (шли – услышали – испугались – залезли – увидели – засмеялись – слезли – пошли). Дошкольники могут составлять разные типы повествовательных текстов: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картинке, серии картин, из личного опыта.
Рассуждение – это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает в себя тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. Необходимо особенно важно подчеркнуть важность развития у дошкольников умений мыслить, рассуждать, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное. Данные умения развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение.
Прежде всего, развитие связной речи зависит от формирования словарного запаса, работы над смысловой стороной слова, так как понимание детьми значений слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого развитии. Именно работа над смысловой стороной слова развивает такие качества связной речи, как правильность, точность, выразительность, содействует формированию умения свободно выбирать языковые средства, которые наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно отражают замысел при построении связного высказывания.
Особое внимание в словарной работе с младшими дошкольниками уделяется обогащению словаря за счет представлений, полученных в процессе ознакомления с окружающим миром, а также за счет активизации разных частей речи: существительных, глаголов, прилагательных, наречий. Детям предлагаются упражнения «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Кто это умеет делать?». Семантическое отношение «предмет – обобщающие понятие» дети учатся понимать в следующих играх «Назови одним словом», «Четвертый лишний».
Детям необходимо показывать, как словообразовательные единицы меняют основное значение слова, носителем которого является корневая система (волк – волчонок - волчище). Дети учатся понимать значение слов с суффиксами, образующими названия детенышей (заяц – зайчонок, лиса – лисенок), приставок, образующих различные оттенки значения глаголов (шел – пришел – ушел – вышел). Усваивая семантическое отношение «название предмета – уменьшительно-ласкательное название предмета», дети опираются на собственный опыт употребления этих слов: дом – домик, кот – котик, стол – столик.
Важными задачами словарной работы являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Основу обогащения детского словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
С младшего дошкольного возраста детей знакомят с многозначными словами, сначала на основе наглядности (ножка стола – ножка у ребенка – ножка у гриба; ручка у сумки – ручка у зонтика – ручка у чашки – ручка для письма – ручка у ребенка; иголка швейная – иголка у ежа на спине – иголка у елки). В развитии словаря дошкольника важным является принцип объединения слов в тематические группы (семантические поля). Так, многозначное слово «игла» в значении «лист хвойного дерева» входит в семантическое поле: дерево – ствол – ветви – хвоя зеленая – пушистая – растет – опадает; «игла для шитья» входит в другое семантическое поле: шить – зашивать – вышивать – платье – рубашка – одежда – узор – острая – тупая – тонкая и т.п.
Работа над антонимами проводится с детьми при составлении словосочетаний и предложений. Дети находят антонимы в пословицах и поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значение. А подбирая словосочетание со словами близкого и противоположного значения, дети глубже осознают многозначность слова (старый дом – ветхий, старое платье – рваное, старый друг – давний, старый билет – недействительный, или: свежий хлеб – черствый, свежая газета – вчерашняя, свежая рубашка – грязная).Такие упражнения помогают детям понимать слова не только в прямом, но и в переносном значении: злая зима, колючий ветер, дом растет, золотые руки и т.д.
Работа над многозначными словами может идти по такому направлению: название слова, подбор к нему признаков и действий, составление словосочетаний, затем предложений и, в конечном итоге, использование многозначных слов в связном тексте.
Большую роль в организации связного высказывания играет интонация. Работа над интонационным чутьем, дикцией, темпом речи помогает избегать таких недостатков связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, так как от звукового оформления речи зависит эмоциональность и выразительность высказывания. Надо чаще давать детям задания, в которых бы они упражнялись в выражении вопросительной, восклицательной, пояснительной интонации.
Использованная литература
Развитие речи детей дошкольного возраста/ В.И. Логинова, А.И. Максов, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. 1984.
Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Консультация для родителей детского сада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Урок первый: Семья трогается в путь на автомобиле. Малыш удобно расположился на заднем сиденье рядом с мамой. Но дети, особенно маленькие, большие непоседы. И вот, ребенок уже стоит на сиденье. Весело щебечет, машет ручками и строит рожицы в заднее стекло. Идилия – полная. Умиляются все. И родители, и водитель, следующий сзади машины. Последний умиляется до того, что не успевает вовремя затормозить перед перекрестком и бьет переднюю машину в бампер. Пустяки, удар был не сильный, но… вполне достаточный для того, чтобы малыш сначала ударился головой в заднее стекло, а затем пал в проем между передними сидениями. Последствия удара и падения могут оказаться роковыми. Тоже самое, может произойти и в более прозаической ситуации – при резком торможении автомобиля.
Итак: салон автомобиля не безопасный детский манеж. А заднее сидение – не широкая и мягкая родительская кровать и не пушистый ковер на полу. В машине малыш должен обязательно сидеть в специальном кресле. Если его нет, то рядом со взрослым.
Урок второй: Как правило, ребенок стремиться первым занять место на заднем сиденье автомобиля. Если вслед за ним, на заднем сиденье размещаются взрослые. Они буквально прижимают его к внешней (в сторону проезжей части) двери. Автоматическая блокировка дверей при движении предусмотрена только на некоторых автомобилях, а воспользоваться механической блокировкой (нажать кнопку или ручку на двери) взрослые, как правило, забывают. В соответствии с «законом подлости» дверь на ходу может распахнуться, а ребенок вывалиться под колеса попутных машин. Такая вероятность всегда есть, учитывая «шаловливые» ручки и не слишком надежные механизмы замков отечественных автомобилей. Еще более вероятно, что при таком размещении ребенок при остановке не станет дожидаться, пока взрослые вылезут из машины. А выскочит из своей двери – в сторону дороги…
Итак: никогда не размещайте ребенка на пассажирском сиденье вплотную к дверям! Никогда не создавайте ситуаций, провоцирующих выход ребенка из салона стоящего автомобиля в сторону проезжей части.
Опасно! Запрещено!!!
Урок третий: Многие взрослые перевозят на переднем сиденье автомобиля своих детей. Естественно. Он стремиться занять престижное место рядом с водителем. О простой операции по пристегиванию ремня безопасности вспоминают далеко не все, и уж совсем немногие вспоминают, что ремень когда – то был отрегулирован под взрослого человека (разумеется, замечание актуально для автомобилей с ремнем без автоматической регулировки).
Провисший ремень не спасет ребенка от серьезной травмы головы и грудной клетки в случае резкого вынужденного торможения быстро двигающегося автомобиля. Ремень безопасности - не формальное приспособление, а зачастую единственное средство, сохраняющее жизнь.
Итак: не стоит позволять ребенку ездить на переднем сиденье. Это самое опасное место в автомобиле в случае столкновения. И еще, даже из – под правильно отрегулированного ремня ребенок при столкновении может просто выскользнуть.
Урок четвертый: Из остановившегося трамвая, а трамвайные остановки, в городе размещены, как правило, на проезжей части улиц. Первым выскакивает ребенок. Выскакивает сам либо его «выдавливают» выходящие пассажиры. При этом он может: а) споткнуться и упасть; б) быть вытолкнутым прямо на проезжую часть; в) попытаться самостоятельно перебежать на тротуар и т.д. Все перечисленное весьма вероятно и чревато самым непредсказуемыми последствиями.
Итак: всегда выходите из трамвая первыми и встав слева от двери, к ней лицом, помогите выйти ребенку. Как своему, так и постороннему.
Урок пятый: К стоящему на остановке трамваю, троллейбусу, автобусу бегут люди. Бегут по тротуару. По краю проезжей части, с другой стороны- поперек проезжей части. Поддавшись всеобщему ажиотажу, переходит на бег и ваш ребенок, он не видит ничего кроме стоящего вагона, а который нужно успеть. Даже если при этом вы бежите рядом с ним и держите его за руку, - вы трижды не правы. Вместе вы можете попасть под колеса – это раз. Вы можете, поскользнувшись, упасть и уронить ребенка – это два. И самое главное – вы создаете ребенку «страшную» стрессовую ситуацию: не успеем, потеряюсь, мама (папа) уедут, а я останусь один на остановке.
Итак: не рискуйте, не нервируйте ребенка, не подавайте ему дурной пример неуместной суетливости. Никогда не бегите с ребенком к стоящему общественному транспорту. В спешке вы можете потерять контроль и над собой, а главное, над ребенком.
Урок шестой: Автобуса давно не было. На остановке скопилась толпа. Вы, крепко держа ребенка за руку, стоите в первых рядах. Наконец долгожданный автобус подъезжает к остановке. Начинается давка. Вас могут вмять в еще закрытые двери не остановившейся машины. Могут и под колеса затолкнуть, и по «борту размазать», и в салон внести, не «считая ступенек». Даже физически и психически крепкому взрослому человеку, как минимум, стресс обеспечен, а каково ребенку?!
Итак: если это, возможно, избегайте поездок с ребенком на общественном транспорте в час пик. Если же вы с ребенком вынуждены часто бывать в подобной ситуации, помните, выше место не в первых рядах штурмующих автобус, а среди тех, кто спокойно ожидает своей очереди. В конце концов, этот автобус – не последний, а физическое и тем более психическое здоровье ребенка дороже любого ожидания.
Уважаемые родители!!! Соблюдайте правила!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....
Консультации для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»
Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями"...
Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями".
Консультация для родителей дошкольников "Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями"....
Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями"
"Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями"...
Консультации для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»
Сенсорика-очень важно для детей!!!...
Консультации для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Консультация для родителей
Консультации для родителей«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Консультация для родителей...