Практикум для родителей "Дидактические игры по валеологии для дошкольников"
методическая разработка на тему

Кондрашова Ольга Анатольевна

Воспитать ребёнка здоровым – это значит, с самого раннего детства научить вести здоровый образ жизни, научить питаться правильно, соблюдать режим дня, закаливаться, заниматься физической культурой и спортом. Нужно заинтересовать ребенка в сохранении своего здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_valeologii_dlya_doshkolnikov.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 п. Стодолище

Практикум для родителей на тему:

«Дидактические игры по валеологии для дошкольников».

                                                                                        Воспитатель:

                                                                                        Кондрашова О.А.

Сентябрь 2016 г.

«...чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия,

постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем»

Н. М. Амосов

- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о здоровье наших детей и о том, как с помощью дидактических игр, заинтересовать ребенка в сохранении собственного здоровья.

Радость, счастье и гордость родителей, когда в доме здоровый ребёнок.

К сожалению, в последние годы ухудшилось состояние здоровья детей дошкольного возраста. И воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. Ведь самым важным в воспитании малыша является формирование у ребенка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни.

Как вы думаете, можно ли рассматривать здоровье только ради здоровья, культуру здоровья только ради культуры здоровья? Нет.

Во-первых, потому что культура здоровья является частью общечеловеческой

культуры, которая позволяет личности осуществлять любой вид деятельности и

осуществляться в этих видах деятельности самой.

Во-вторых, потому что общечеловеческая культура и как ее часть – культура

валеологическая обеспечивает человека социальной устойчивостью, способами

вхождения в общественную жизнь, механизмами самосознания, осмысливания своей неотделимости от других и собственной автономности, уникальности.

В-третьих, она позволяет внести в мир и личность смысл, человеческое знание, эмоциональный комфорт. Культура вбирает в себя способность, умелость, умение использовать то, что накоплено в процессе многовекового развития человечества.

«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не

смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины,

повыбили бы себе глаза, позаболевали бы воспалением мозга или воспалением

легких - и уж сам не знаю какими еще болезнями.

Нет. «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и

сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они бу-

дут беречься» - сказал выдающийся педагог Януш Корчак.

Но как это сделать?

Как нацелить ребенка на то, что надо ухаживать за своим телом, своей кожей,

беречь глаза, уши, зубы, руки и ноги?

Как научить его следовать определенному режиму дня, заботиться о сне и о пи-

тании?

Как совершенствовать свои физические возможности?

Как помочь ему уберечь себя в мире, полном опасностей и неожиданностей?

Решить эти задачи путем простой передачи знаний невозможно. Воспитание ребёнка здоровым – это значит, с самого раннего детства научить вести здоровый образ жизни, научить питаться правильно, соблюдать режим дня, закаливаться, заниматься физической культурой и спортом. Нужно заинтересовать ребенка в сохранении своего здоровья. И в этом нам поможет валеологическая дидактическая игра. Я хочу вас познакомить с некоторыми валеологическими играми для дошкольников, которые можно изготовить вам самим в домашних условиях.

« Найди пару».

Цель: подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Оборудование: пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие предметы.

Выбрав себе предмет, ребёнок должен с завязанными глазами выбрать из кучки такой же. В конце игры ведущий просит объяснить, что помогло ребёнку правильно определить на ощупь разные материалы.

 

Скорая помощь.

Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка). Родитель обыгрывает с ребенком ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.

Найди опасные предметы.

Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними.

Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.

В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:

• Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;

• Нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;

• Ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;

• Нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды , соду, хлорку;

• Опасно одному выходить на балкон.

«Мой день».

Цели: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

Вариант 2. «Продолжи ряд». Родитель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.

Вариант 3. «Исправь ошибку». Родитель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

«Светофор здоровья»

 Цель: формирование представлений о здоровом образе жизни.

 Материал: круги красного, желтого, зеленого цветов, предметные картинки.

 Описание: предложить «зажечь» светофор здоровья. Зеленый круг- то, что помогает человеку вести здоровый образ жизни; желтый- то, к чему нужно относиться с осторожностью, красный круг- то, что вредит здоровью.

«Почему заболели ребята?»

Цель: формировать умение выявлять причинно-следственные связи, воспитывать заботливое отношение к своему здоровью, развитие связной речи. 

Материал: сюжетные картинки с изображением правильных и неправильных действий (ведущих к заболеванию).

 Описание: дети выбирают картинки с изображением неправильных действий , объясняют свой выбор.

«Назови правильно»

Цель: закрепление знаний о средствах гигиены, их назначении и правильном применении.

 Материал: предметные картинки разнообразной тематики, среди них- с изображением средств гигиены, фишки.

Ребенок  выбирает из многообразия предметов те, которые помогают ему  ухаживать за собой. Например: « Я умываюсь «(какие предметы помогают тебе в этом), «Я принимаю душ» и т. д. За правильный выбор -фишка.

«Кто я?»

 Цель: расширение знания ребёнка о самом себе, своём имени, своей фамилии, возрасте.

 Оборудование: зеркало; предметные картинки с изображением животных, птиц.

 Расскажи, что ты знаешь о себе (имя, возраст, рост, цвет и длина волос, цвет глаз, дата рождения, девочка или мальчик).

 Расскажи, на кого ты похож: на маму или папу.

 Есть ли у тебя признаки, которые присутствуют у какого – либо животного, птицы?


« Что сначала, что потом»

Цель: Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Учить составлять небольшие рассказы.

Детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.

Что ты знаешь.

Цели: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.

Оборудование: мяч, поощрительные призы.

Родитель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… ( например, о сердце)?» ребёнок ловит мяч, отвечает. Родители не должны перебивать ребенка, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры ребенок получает поощрительный приз.

 

« Подбери предметы»

Цель: Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.

Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.

« Как вырасти здоровым»

Цель игры: Упражнять в правильном использовании обобщающих слов; воспитывать сообразительность, быстроты реакции.

Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых изображены дети, выполняющие различные действия, направленные на укрепление и поддержание здоровья: а) уход за своим телом,

б) выполнение физических упражнений, в) приём здоровой пищи,

г) игры на улице, д) сон, е) игры дома, в том числе и совместные со взрослыми, ж) помощь взрослым (уборка в квартире, сбор урожая, труд в природе).

Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, на которых изображены дети, выполняющие аналогичные действия. Например: мальчик причесывается.

 

Полезная и вредная еда.

Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты).

Ребенку раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

Пищевое лото.

Цель: формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.

Оборудование: три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт.), большие карты по типу лото.

Ребенок раскладывают маленькие карточки в кармашки больших карт. Витамины : морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко. Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба. Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и сливочное масло, шоколадные конфеты, сало.

Ребенок и родители  выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).

Весёлый человек.

Цели: развивать воображение, складывать фигуру (или лицо) человека из отдельных частей.

Оборудование: детали частей тела человека разного размера в разной одежде, детали и части головы.

Воспитатель предлагает ребёнку несколько комплектов деталей изображения человека, по своему усмотрению ребёнок подбирает детали одного комплекта и складывает изображение или из деталей разного комплекта собирает шуточного, карикатурного человека.

Путешествие хлебного комочка.

Цели: рассказать о пути, который проходит пища в организме человека, объяснить необходимость тщательного пережевывания.

Оборудование: таблица со схематическим изображением пищеварительной системы человека, хлебный шарик.

Дети прокатывают шарик по таблице и повторяют за воспитателем название органов пищеварительной системы.

        Вот только некоторые из множества дидактических игр. Я сейчас вам предлагаю разделиться на команды, выбрать себе любую игру, подобрать к ней материал, оформить ее и пригласить детей поиграть с вами в данную игру.

        Уважаемые родители! Сегодня мы с вами попробовали изготовить игру самостоятельно. Я надеюсь, что опыт, приобретённый на сегодняшней встрече вы будете использовать и дальше. Играйте как можно больше с детьми, в том числе и в валеологические игры. До новых встреч!

Литература:

  1. И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», для работы с детьми 5 – 7 лет, пособие для педагогов дошкольных учреждений М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.
  2. Букина О. В. Валеологическое воспитание дошкольников // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 9.
  3. Интернет – источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад-практикум "Использование дидактической игры в работе с дошкольниками"

В докладе представлены примеры дидактических игр по предметам....

КОНСПЕКТ ИГРЫ – ЗАНЯТИЯ ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗДРАВЛЯНДИЮ»

Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, позна...

Семинар-практикум для педагогов "Игры с цветом для дошкольников"

Ознакомление педагогов с разнообразием игр, направленных на: ознакомление детей с основными цветами; закрепление и обогащение представлений о цветах и оттенках окружающих предметов и объект...

Практикум для родителей: "Игры, направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Семинар-практикум для воспитателей "Игра - ведущий вид деятельности дошкольников"

Конспект деловой игры "Давайте поиграем". Предназначен педагогическим работникам ДОУ....

Семинар – практикум «Сюжетно-ролевая игра и развитие личности дошкольника»

Семинар – практикум «Сюжетно-ролевая игра и развитие личности дошкольника»...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ЗАНЯТИЯМ ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Пожалуй, проблема сохранения здоровья у дошкольников является одной из проблемных при недостаточном обращении к ней взрослых. А воспитание бережного отношения к своему здоровью у детей, можно проводит...