проект : "Топ, топ,топает малыш"
проект (старшая группа) на тему
Проект: "Топ,топ, топает малыш"(Организация работы по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 5- 7 лет в едином пространстве детский сад-семья.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_toptop_topaet_malysh.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №9 «Светлячок» | ||
143966, Московская область, г. Реутов ул. Гагарина, дом 20 Тел: 8 495 528 83 19 | ИНН/КПП: 5012080056/504101001 ОГРН: 1135012005446 email: detskysad.9@gmail.com |
Проект
«Топ, топ, топает малыш»
Подготовил:
Руководитель проекта: Воспитатель
высшей квалификационной категории
Дидущенко Ирина Александровна МАДОУ №9 «Светлячок»
Участник проекта: Воспитатель первой квалификационной категории
Артемьева Екатерина Алексеевна МАДОУ № 9 «Светлячок»
г. Реутов 2016
Проект
«Топ, топ, топает малыш».
Актуальность.
В настоящее время, в век компьютерных технологий, кардинально поменялся образ жизни не только взрослых, но и детей. Привычные для нашего поколения детские подвижные игры во дворе со сверстниками, постоянное пребывание детей на свежем воздухе, сменились компьютерными играми с применением всевозможных гаджетов. Все чаще можно наблюдать тревожную тенденцию снижения уровня двигательной активности детей дошкольного возраста, несмотря на ее значимость для формирования костной системы и молодого организма в целом. Посмотрите на современного ребенка в транспорте, дома и даже на улице: все чаще мы видим, что дети и подростки активно осваивают компьютерные игры, находясь в статическом положении долгое время, что естественно отрицательно сказывается на осанке еще формирующегося молодого скелета.
Проанализировав общую статистику и состояние здоровья детей в группах детского сада, можно сделать вывод, что практически каждый второй ребенок имеет отклонения в формировании опорно-двигательного аппарата.
Любое заболевание легче предупредить, чем лечить, поэтому считаем актуальной работу в данном направлении. Так же учитывая тот факт, что дети дошкольного возраста, при занятости современных родителей, находятся в детском саду практически целый день, реализацию данного направления считаем необходимой, полезной и удобной.
В 2015-2016 учебном году группу № 4 посещают дети старшего дошкольного возраста, при успешной реализации проекта и положительной динамике состояния опорно-двигательного аппарата у детей планируем продолжать работу с детьми подготовительного к школе возраста.
Цель проекта – организация работы по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 5- 7 лет в едином пространстве детский сад-семья.
Задачи:
- Обеспечение необходимых материально-технических условий (предметной среды) для работы по профилактике нарушений опорно –двигательного аппарата у детей
- Изучение, подборка и использование оздоровительных технологий для работы с детьми в данном направлении.
- Обеспечение психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей), в том числе создание единого пространства, для работы по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, детский сад-семья.
Решение задач основано на принципах:
1. оздоровительная направленность;
2. индивидуальный подход;
3. от простого к сложному;
4. комплексность;
5. системность;
6. доступность.
Вид проекта: оздоровительный
- по характеру координации: открытый
- по количеству участников: групповой
- по времени: долгосрочный (2 года)
Руководители проекта:
Творческая группа : Дидущенко Ирина Александровна,
Артемьева Екатерина Алексеевна
Участники проекта:
- Инструктор по ФИЗО
2. Музыкальный руководитель
3. Младший воспитатель
4. Дети дошкольного возраста 5-7 лет.
5. Врач ЛФК (консультант)
6. Родители.
Место реализации МАДОУ № 9 «Светлячок» группа № 4
Прогнозируемый результат:
При успешной реализации проекта происходят:
1. Улучшения состояния и развития опорно-двигательного аппарата у детей.
2. Осознание ребенком-школьником ценности собственного здоровья и необходимости его сохранения.
3. Мотивация родителей к продолжению работы по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей-дошкольников.
Риски при реализации проекта минимальные, так как практически отсутствует зависимость от внешних факторов. Проект доступен в реализации, но требует привлечение специализированных кадров.
План работы по реализации проекта «Топ,топ,топает малыш»
Группу посещают 24 ребенка, имеются нарушения опорно-двигательного аппарата 19 детей.
Формы работы по профилактике нарушений ОДА:
С детьми
1. Утренняя гимнастика с элементами КФК.
2. Физминутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика
3. Физкультурные занятия с элементами КФК.
4. Физические упражнения, подвижные игры различной интенсивности во время прогулки.
5. Гимнастика после сна.
6. КФК
7. Самомассаж
8. Общие закаливающие процедуры в соответствии с временем года.
С родителями
1. Консультации групповые и индивидуальные
2. Анкетирование
3. Совместные досуги и праздники
4. Создание предметной среды, способствующей реализации проекта
С педагогами
- Повышение компетенции педагогов ДОУ в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей.
2 . Распространение и внедрение педагогического опыта в работу дошкольных учреждений города Реутов.
Этапы реализации проекта
I этап Подготовительный
- Мониторинг медицинских карт детей группы № 4 на предмет состояния опорно-двигательного аппарата.
- Консультация врача ЛФК
- Подборка литературы, составление картотеки
- Обсуждение хода и реализации проекта с родителями
- Составления плана работы по профилактике нарушений ОДА
II этап Основной
Внедрение форм работы по профилактике ОДА в режим дня детей группы № 4 и реализация проекта.
Работа по профилактике НОДА включает в себя следующие разделы:
- профилактическая работа,
- закаливающие процедуры,
- организация физкультурных занятий,
- формирование потребности в здоровом образе жизни,
- работа с родителями,
- организация предметно-пространственной среды,
- обеспечение психологической безопасности личности ребенка,
- оздоровительная направленность образовательного процесса.
Режимный момент | Содержание | Организационно - методические указания | ||
1.Утренний прием | Индивидуальные беседы с детьми и родителями | Обсуждение с родителями работы по профилактике ОДА на вечер | ||
2.Утренняя гимнастика | комплекс ОРУ с элементами КФК | Подбор комплексов ОРУ игрового характера с элементами корригирующих упражнений, использование игрушек и атрибутов; музыкальное сопровождение; дыхательные упражнения; | ||
3.Свободная деятельность | а) фронтальная работа б) игровая деятельность в) индивидуальная работа | а) чтение сказок, потешек, стихов б )настольные игры с любимыми игрушками в) беседы с детьми | ||
4.Закаливающие процедуры | а)мытье рук до локтя прохладной водой с произнесением потешек, б)закаливающие процедуры в соответствии с временем года | использование стихов, потешек, побуждающих производить гигиенические мероприятия, стимуляцию с помощью самомассажа | ||
5.Приемы пищи | а) эстетическое оформление блюд б) наблюдение за позой детей за столом | а) пояснение – какие блюда на столе, чем полезны, б) коррекция неправильной позы за столом | ||
6. ООД | а) Динамическая (физкультурная, музыкальная) б) деятельность со статическим положением тела | а) деятельность с сюжетом, игровая деятельность, создание благоприятного эмоционального фона, достижение эффекта «мышечной радости», радости от пения, танца и т.д. Обязательное использование элементов пальчиковой гимнастики; релаксации, музыки б) контроль за рабочей позой ребенка в течении всего времени | ||
7. Подготовка к прогулке, прогулка | а) одевание б) наблюдение в) игры , с элементами корригирующих упражнений г) воздушные и солнечные ванны д) зимние, летние забавы е) дыхательные и физические , корригирующие упражнения | а) использование художественного слова б) подвижные игры, художественное слово в) дозируется пребывание на солнце согласно возрасту и индивидуальным особенностям г) в зимнее время: игры со снегом, катание на санках, снегокатах в летнее время: катание на самокате д) строгое дозирование в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, временем года, обучение детей носовому дыханию во время прогулок и физических упражнений. | ||
8. Подготовка ко сну Дневной сон
| а) чтение художественной литературы б) релаксация в) контроль за позой ребенка во время сна | а) подборка материала для чтения б) коррекция неправильного положения во время сна | ||
а) закаливающие мероприятия в) укрывание и поглаживание детей г) сон в хорошо проветренном помещении д) соблюдение тишины | а) воздушное закаливание, элементы самомассажа б) успокаивающая, ласковая музыка, звучание тихое в) пояснение значения сна, укрывание с приговариванием ласковых слов, поглаживание по спине, голове г) проветривание спальни в период прогулки детей д) соблюдение всеми сотрудниками и посетителями ДОУ тишины во время «тихого часа» | |||
9. Подъем детей, гимнастика после сна | а) постепенное пробуждение, гимнастика и подъем с использованием функциональной музыки б) хождение босиком по «дорожке здоровья», самомассаж в) одевание | а) пробуждение и подъем с учетом индивидуальных особенностей, под музыку «пробуждения», под одни и те же слова воспитателя б) профилактика НОДА закаливающая процедура (воздушные, водные) в) использование потешек, стихов, сказок, шуток, поговорок | ||
| а) выполнение комплекса корригирующих упражнений | фронтальная и подгрупповая работа с использованием оборудования и тренажеров | ||
| Обсуждение с родителями соблюдения режима дня детей | а)индивидуальные рекомендации по профилактической работе НОДА с ребенком б)организация досугов и праздников |
По плану работы предусмотрено проведение мероприятий с родителями и взаимодействие с социумом, участие в городских мероприятиях и мероприятиях учреждения.
Название мероприятия | Сроки проведения | Участники |
Родительское собрание «Организация работы по реализации проекта «Топ, топ, топает малыш» | Сентябрь | Воспитатели, врач ЛФК, родители воспитанников группы № 4 |
Консультация для родителей «Режим дня ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата» | ||
Досуг для детей и родителей «Мама, папа, я –спортивная семья» | Октябрь | Воспитатели, воспитанники и родители группы № 4, инструктор ФИЗО |
Семинар для родителей «Полезные и вредные привычки» | Ноябрь | Воспитатели, родители, педагоги ДОУ, инструктор по ФИЗО, врач ЛФК |
Досуг для детей «Зимние забавы» | Декабрь | Воспитатели, воспитанники группы № 4 |
Круглый стол «Первые результаты работы по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата. Анализ хода реализации проекта». | Январь | Воспитатели, родители |
Спортивный праздник «Веселая эстафета» | Февраль | Воспитанники МАДОУ № 9, воспитатели, инструкторы по ФИЗО, музыкальный руководитель, Директор ДЮШС г. Реутов, воспитанники ДЮШС г. Реутов |
Городские соревнования «Веселые старты» | Март | Воспитанники группы № 4, инструктор по ФИЗО, воспитатели, родители, музыкальный руководитель. |
Проект «Фитнес» | ||
Анкетирование «Повышение уровня компетенции родителей в вопросе профилактики НОДА», индивидуальные консультации | Апрель | Воспитатели, родители |
Досуг для детей и родителей «Футбол для всех» | Май | Воспитанники группы № 4, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, футбольная команда г. Реутов «Приалит» |
Родительское собрание «Мониторинг результатов годовой работы по проекту. Обсуждение результатов осмотра врачом-ортопедом детской поликлиники». Обсуждение плана работы на следующий учебный год». | Июнь | Заведующий ДОУ, воспитатели, родители, педагоги ДОУ, инструктор по ФИЗО, врач ЛФК |
III этап Заключительный
Диагностика нарушений ОДА, анализ проведённой работы
Ежегодное посещение и консультации врача-ортопеда в детской поликлинике для оценки результативности проведенной работы и ее продолжение в данном направлении.
Результатом работы по реализации проекта за 2015-2016 год (один год реализации), по результатам обследования детей врачом-ортопедом в поликлинике показали положительную динамику в развитии опорно-двигательного аппарата детей 78 %, ухудшения состояния отсутствует.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Оборудование для профилактики НОДА
Вид | Название оборудования | Назначение |
стационарное | Шведская стенка | Укрепление свода стопы, мышц туловища. |
Гимнастическая скамейка | Укрепление мышечного корсета. Удержание равновесия. | |
Стена осанки (сюжетно оформленная) | Контроль правильной осанки. | |
«Дорожка шагов» | Правильная постановка стопы. | |
переносное | Массажные дорожки | Профилактика плоскостопия, массаж ног. |
Роликовые массажеры | ||
Бревнышки для перешагивания | Укрепление мышц ног и стопы, тренировка равновесия. | |
Полусферы и балансиры | Укрепление мышечного корсета, тренировка равновесия. | |
Ортопедические мячи | Укрепление мышечного корсета, развитие силы. | |
Мелкое оборудование | Обручи, гимнастические палки, косички. | Укрепление мышечного корсета. |
Массажные мячики | Массаж. | |
Кубики, косички, шнуры и др. для перешагивания и ходьбы | Профилактика плоскостопия, тренировка координационной устойчивости. | |
Разнообразные самодельные массажеры (варежковые и спинные роликовые) | Массаж туловища и конечностей. | |
Самодельные мешочки для удержания на голове | Тренировка координационной устойчивости. |
Игровые формы работы для профилактики плоскостопия
Для того чтобы у детей сформировался устойчивый интерес и мотивация к оздоровительным занятиям по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, помимо комплекса упражнений используем в своей работе игровые формы упражнений.
Игровые упражнения: | |
«ПИНГВИНЫ» | Прыжки с мячом, зажатым стопами ног. |
«ФУТБОЛ» | Передача мяча друг другу и остановка стопой ноги. |
«ИГРАЙТЕ НОГАМИ» | Из положения сидя на полу, бросать мяч друг другу, зажав его стопами ног. |
«ХУДОЖНИК» | Рисование, зажав карандаш пальцами ног. |
«ВЕСЁЛЫЙ БАРАБАН» | Сидя на стуле – отбивание ритма поочередно правой и левой стопой, не отрывая пятки от пола. |
«ВОЛЧОК» | Прыжки на двух ногах на носочках вокруг себя – руки на поясе. |
Подвижные игры: | |
«ЛОВЛЯ ОБЕЗЬЯН» | Бег и лазание по гимнастической стенке. |
«ПОЖАРНЫЕ НА УЧЕНИИ» | Лазание по гимнастической лестнице и переход с пролета на пролет. |
«ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ» | Бег и лазание по гимнастической стенке. |
«РЫБАК И РЫБКИ» | Прыжки, подскоки на двух ногах. |
«БОЙ ПЕТУХОВ» | Прыжки на одной ноге, единоборство. |
«МАЛЕНЬКИЙ – БОЛЬШОЙ» | Поднимание на носочки, приседание с прямой спиной. |
Игровые формы работы для профилактики нарушений осанки
Игровые упражнения: | |
«ЦАПЛЯ» | Удержание равновесия на одной ноге. |
«ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК» | Принятие и удержание правильной осанки из положения стоя. |
«САМОЛЕТ» | Из положения стоя, ноги вместе – наклоны туловища вправо, влево с поднятыми в стороны руками. |
«БОКС» | Резкое сгибание и разгибание рук, пальцы сжаты в кулак. |
«УТОЧКА» | Пальцы сжаты в кулак, кулачки у плеч – локти вниз, лопатки вместе. |
«ПРОНЕСИ, НЕ УРОНИ» | Ходьба с предметом на голове с сохранением правильной осанки. |
Подвижные игры: | |
«ЛЯГУШКИ И ЦАПЛЯ» | Приседание с прямой спиной и удержание правильной осанки в положении приседа. |
«ТИШЕ ЕДЕШЬ – ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ» | Ходьба и приседание с прямой спиной. |
«ЛОВИШКА С ОБРУЧЕМ» | Приседание с правильной осанкой. |
«ДВА МОРОЗА» | Бег и принятие правильной осанки из положения стоя. |
«СОВУШКА» | Бег и удержание статического равновесия. |
«ШКОЛА МЯЧА» | Игры с мячами разного диаметра. |
Комплексы КФК при НОДА
Комплекс корригирующей гимнастики
при нарушении осанки для дошкольников
№ | Исходное положение | Выполнение упражнений | Дозировка |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | Стоя у зеркала. Стоя у стены, руки к плечам. Лежа на животе, руки к подбородку (лодочка) То же (самолетик) То же, в одной руке мяч (хлопки перед собой) Лежа на животе, руки согнуты у подбородка. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, правая рука на животе, левая – на груди. То же, руки за голову. Лежа на спине, руки за голову. Лежа на спине, руки за голову. Лежа на спине, руки за голову. Контроль осанки у стены. | 1-Проверка осанки у стены. 2- Привставание на носки, скользя спиной по стене. 3-Ходьба на носках, руки к плечам (руки за голову). 4 .1-2 Руки в стороны – вдох носом, 3-4 исх. Положени5е – выдох ртом. Потянуться руками вперед, ногами назад, на 4-е счета. Сведение лопаток, с разведением рук в стороны, 1-3 счета. Передача мяча с разведением рук в стороны, 1-2 счета. Поднимание прямых ног невысоко от пола, на 3 счета каждой руки. 1-2 вдох носом, поднимая грудь и живот. 3-4 выдох, втягивая грудь и живот. Упражнение (велосипед) Упражнение (бокс) Поднимание ногами легкого мяча, на 3 счета. Отдых См. упр. № 1 | 10 сек с 3х до 15 раз от 1 до 3х мин. с 3х до 15 раз с 3х до 15 раз с 3х до 15 раз с 3х до 15 раз дыхательное 2-3 раза с 3х до 15 раз с 3х до 15 раз с 3х до 15 раз |
Комплекс корригирующей гимнастики
при нарушении осанки для дошкольников № 2
№ | Исходное положение | Выполнение упражнений | Дозировка |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | Стоя у зеркала, руки опущены, плечи развести. Стоя у стены, руки к плечам. Лежа на животе, в руках палка То же,
То же, палка сзади, руки за спиной. То же, палка сзади, руки за спиной. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, правая рука на животе, левая – на груди. Лежа на спине, руки вдоль туловища Лежа на спине, руки вдоль туловища Лежа на спине, в руках палочка Контроль осанки у стены. (см. № 1) Отдых в позе | 1-Проверка осанки у стены. 2- Приседание на носки, скользя спиной по стене. 3-Ходьба на носках, палка на лопатках, палка вверх , 4 .дыхательное: 1-2 Руки в стороны – палочку вверх вдох 3-4 палку опускаем – выдох . Потянуться руками вперед не касаясь пола, на одну-пять счетов. 1-2 Вытянуть палку вперед вверх, над головой (до сведения лопаток) 3-держать, 4 – исх. положение. 1-2 потянуться руками назад, за спиной поднимая плечи и голову (вожжи), 3-держать, 4—отдых Тоже, с поочередным подниманием прямых ног на 1-4 счета . Упражнение (велосипед), медленно, с 3х раз каждой ногой.
1-2 поднимая голову, руками достать колени (носки ног на себя) 3-4 Отдых
1-2 поднимает обе ноги вверх, 3-4 достать руками носки ног, на 5-6 – отдых. 1-2 палочку вверх – вдох 3-4 палочку вниз - выдох | 15 сек с 3х до 15 раз от 1 до 3х мин. с 3х до 15 раз с 3х до 15 раз с 3х до 15 раз с 3х до 15 раз
2-3 раза с 3х до 15 раз
С 3х раз 2-3 раза. |
Мышечная релаксация перед сном
И.П.: лежа на кровати на спине, руки вытянуты вдоль туловища.
1. Упражнение на расслабление мышц рук.
С этого упражнения начинаются все занятия по мышечной релаксации перед сном. Установка на состояние общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Мы умеем танцевать,
Бегать, прыгать, рисовать,
Но не все пока умеем
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
Руки с силой выпрямляем –
(Руки поднять, вытянуть за головой, потянуться.)
Мы как будто подрастаем.
(Глубокий вдох, пауза.)
А теперь их расслабляем,
Плавно, мягко опускаем.
(На выдохе руки опустить вдоль туловища, мышцы расслабить.)
2. Упражнение на расслабление мышц ног.
Что за странные пружинки
Распрямили наши спинки?
(Потянуть носки ног на себя, пятками упереться в спинку кровати.)
Ты носочки поднимай
И смотри, не опускай!
(Пауза.)
Ноги расслабляются,
(Расслабить мышцы ног.)
Отдохнуть стараются.
3. Упражнение на расслабление мышц живота. (Положить ладони на область диафрагмы.)
Шарик надуваем,
(Вдох, живот надуть.)
Руками проверяем.
Шарик наш сдувается,
Мышцы расслабляются,
(Выдох, живот втянуть.)
Дышится легко, ровно, глубоко.
4. Самомассаж лица и шеи.
Разотрем ладошки,
Согреем их немножко,
(Потереть ладони одну о другую.)
И теплыми ладошками
Умоемся как кошки.
(Ладонями обеих рук провести по лицу сверху вниз.)
Грабельки сгребают все плохие мысли,
(Пальцами провести от середины лба к вискам.)
Пальцы пробегают вверх и вниз так быстро.
(Пальцами легко постукивать по щекам.)
5. Общая релаксация.
Ресницы опускаются …
Глаза закрываются …
Мы спокойно отдыхаем … (2 раза.)
Сном волшебным засыпаем …
Наши руки отдыхают …
Тяжелеют, засыпают … (2 раза.)
Шея не напряжена,
А расслаблена она …
Губы чуть приоткрываются …
Так приятно расслабляются. (2 раза.)
Дышится легко… ровно … глубоко …
Мы чудесно отдыхаем, сном волшебным засыпаем …
Комплексы упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия, формирования сводов стоп.
Комплекс № 1 с мячом.
И.п. – сидя на полу, ноги согнуты, руки сзади в упоре на полу. Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.
И.п. – то же. Катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно.
И.п. – то же. Круговыми движениями стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо-влево.
И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, мяч между лодыжками. 1-2 ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-4 и.п.
И.п. – сидя на полу, руки сзади в упоре. Захватить мяч стопами и выполнить бросок вперед.
И.п. – сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны. Движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.
Комплекс № 2.
1.Ходьба на носках, пятках, наружном своде стоп с поджатыми пальцами.
2.Ходьба по массажным дорожкам.
3. «Курочка собирает червяков и бросает их цыплятам». Сидя на стуле, пальцами ног поднять палочку, лежащую на полу, и отбросить ее как можно дальше.
4. «Мишка на роликовых коньках». Катать бруски ногой с сильным нажимом и прокатывать их от носка к пятке.
5. «Обезьянки берут орешки». Пальчиками ног собирать мелкие предметы.
6. «Обезьянки читают газету». Пальчиками ног рвать газету на части.
7. «Обезьянки – художники». Фломастером или карандашом, зажатым между стопами или пальцами ног, рисовать на листе бумаги, лежащем на полу.
8. «Обезьянки – музыканты». Пальцами ног поднять погремушку и погреметь ею.
9. «Колокольчик». Зажать пальцами ног веревочку, на которой висит колокольчик, и позвонить.
Комплекс № 3 «Загадки».
1. «Месяц». За домом у дорожки, висит пол лепешки.
И.п. – упор сидя сзади, ноги врозь. Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой, двумя стопами вместе.
2. «Солнце». В дверь. В окно стучать не будет, а войдет и всех разбудит.
И.п. – то же. Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучики, правой, левой, двумя стопами.
3. «Туча». По небу ходила, солнышко закрыла. Только солнце спряталось, - а она расплакалась. И.п. – то же. Несколько раз нарисовать очертание тучи поочередно и одновременно стопами.
4. «Молния». Летит огненная стрела, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица. И.п. – то же. Несколько раз зигзагообразными движениями нарисовать молнию.
5. «Дождь». Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не пойду, покуда он идет. И.п. – сед, ноги врозь, руки сзади. Постукивать носками ног об пол, оставляя пятки плотно прижатыми к полу.
6. «Радуга». Крашенное коромысло над рекой повисло.
И.п. – то же. Несколько раз нарисовать радугу.
Комплексы игровых упражнений для профилактики плоскостопия и коррекции осанки.
«НА ПРОГУЛКЕ»
1 ЧАСТЬ
Ходьба на носках, руки на поясе (до 1 мин)
Начиная тренировку
Журавли ступают ловко.
Ходьба на наружном своде стопы (до 1-1,5 мин)
Мишка важно так шагает,
Набок лапы расставляет.
Ходьба с перекатом с пятки на носок (до 1 мин)
Вышли гуси на прогулку
И идут по переулку.
Ходьба по гимнастической палке прямо и боком (по 30 секунд)
Муравьи ползут по веткам
И несут покушать деткам.
Легкий бег на носочках (40-50 секунд)
По узенькой дорожке
Бежали наши ножки.
2 ЧАСТЬ
1 . Упражнение
«Эквилибристы» - Сохранять равновесие стоя на набивном мяче, руки в стороны. ( 1 мин)
Мы на шарике стоим
И по сторонам глядим.
2 . Упражнение
«Цыплята» - И.П. о.с.руки на поясе. Присесть на носочках (8-10 раз) темп свободный.
Как цыплята мы на травке
Ищем зернышки в канавке.
3. Упражнение
«Лыжные тренировки»- И.П. лежа на спине, руки вдоль туловища. Левая нога стопой скользит по правой голени. Тоже правой ногой по левой голени.
Вот мы ножки разомнем
И потом в поход пойдем.
4. Упражнение
«Разминка» - И.П. сидя на стуле, одна нога на колене другой. Круговое вращение стопы влево, вправо (по 30-40 секунд)
Дружно стопы мы вращаем,
Их разминку начинаем.
5. Упражнение
«Раскатаем тесто»- Катание стопой пластмассового шарика.
Раскатаем тесто ловко,
Словно лепим мы морковку.
6. Упражнение
« Куры на насесте»- Приседание на гимнастической палке, опираясь на стул.
На насесте куры спали
И во сне цыпляток звали.
3 ЧАСТЬ.
СОРЕВНОВАНИЯ :
1. Кто больше поднимет предметов, зажав их пальцами ног. (1-1,5 мин)
2. Кто быстрее пальцами ног соберет коврик в складки. (по 4-5 раз)
3. Подвижная игра «Котята и щенята»: ходьба на четвереньках. (2-3 раза)
4. Ходьба и бег на носочках. .
СБОР УРОЖАЯ
1 ЧАСТЬ.
Ходьба на пятках переступая через кубики на полу. (0,5 мин)
Вырос в поле урожай,
Поскорее собирай
Едут детки маленькие
По дорожке ладненькой,
По кочкам, по кочкам
По пням и пенечкам.
Легкий бег на носочках (0,5 мин)
По дорожке по прямой
Полетели мы стрелой!
Ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек, руки в стороны (30-40сек)
Тут горка, там овраг-
Покороче сделай шаг!
2 ЧАСТЬ
1.Упражнение
« Прокати»- сидя на стульчике. Катание ногой массажного мяча.( по 10-15 сек каждой ногой).
Вот пузатый кабачок-
Отлежал себе бочок.
2. Упражнение
« Подтяни»- сидя на стульчике. Подтягивание пальцами ног дорожки с грузом весом 500 г (по два раза)
Репу дружно все тянули,
Чуть корзину не перевернули.
3.Упражнение
« Захвати»- сидя на стульчике. Захватывание и бросание предметов стопами ног (8-10 раз) темп произвольный.
Мы арбузы собирали
И в машину их кидали.
4. Упражнение
«Захвати»- сидя на стульчике. Захватывание пальцами ног карандашей и перекладывание их с места на место.(30-40 сек).
Все собрали огурцы,
Вот какие молодцы!
5. Упражнение
« Согни»- сидя на стульчике, между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях(6-8 раз) темп произвольный.
Помидоры дружно рвали
И по ведрам рассыпали.
6. Упражнение
« Удержи»- сидя на стульчике ,согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватить карандаш, приподнять его и удерживать (5-10 сек)
Лук собрали и горох-
Урожай у нас не плох!
3 ЧАСТЬ
1. Ходьба четвереньках, подталкивая перед собой головой набивной мяч ( вес 1 кг, 5-7 метров)
Тыквы круглые сорвали,
По одной перекатили.
2. Лазание по гимнастической лестнице знакомым способом, не пропуская реек (2-3 раза) темп произвольный.
3. Подвижная игр «Зайцы в огороде»- впрыгивание в круг с последующим выпрыгиванием из него.
4. Ходьба на наружной стороне стопы.
5. Ходьба и бег по ребристой доске.
Едем, едем мы домой
На машине грузовой
Ворота отворяй,
Едет поля урожай!
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.
И.П. сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.
Здравствуйте – до свидания. Совершать движения стопами от себя/ на себя.
Поклонились. Согнуть и разогнуть пальцы ног.
Большой палец поссорился со своими братьями. Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. Если не получается, можно помочь руками.
Пальчики поссорились, помирились. Развести носки ног в стороны, свести вместе.
Пяточки поссорились, помирились. Развести пятки в стороны, свести вместе.
И.П. сидя на коврике, руки в упоре сзади.
Ёжик. Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).
Подними платки. Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз).
Растяни ленточку. Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3- 4 раза).
Нарисуй фигуру. Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А, К, Г, Л, П).
И.П. стоя.
Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).
Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.
Мишка косолапый. Ходьба на внешней стороне стопы.
Ходьба по различным поверхностям, бревнам и т.п.
Плоскостопие
1.Ходьба по рассыпанным мелким, не режущим предметам: карандаши, крышки от пластиковых бутылок, пуговицы, мелкие камушки, жёлуди, каштаны, косточки от фруктов и т.п. Эффект заметен при регулярности выполнения.
2.Упражнение «Носильщик». И.П.: сесть, можно на пол, можно на стул. Задание: необходимо поднять стопами кубик и опустить его в каком-то обозначенном месте на пол, не касаясь руками предмета. Затем взять стопами кубик и вернуть в исходное положение. Целесообразно выполнить 6-8 повторов, можно в разные стороны.
3.Упражнение «Флагоносец». И.П.: сесть на стул или на пол, согнуть ноги. Необходимо поднять стопами, лежащий на полу флажок и опустить в обозначенном месте, затем вернуть его в исходное положение. Флажок нужно брать за палочку (древко). Далее флажок перенести в левую сторону, вернуться в И.П. Упражнение повторить несколько раз.
4.Упражнение «Козьи ножки». Пройтись на носках с полусогнутыми коленями вдоль комнаты и обратно.
5.Упражнение «Ленточка». И.П.: сесть на полу, ноги слегка согнуть. Задание: поднять пальцами правой ноги, лежащую на полу ленту (или платочек) и покачать ступнёй из стороны в сторону, «помахать ленточкой». Опустить ленточку на исходное место. Повторить упражнение левой ногой. Упражнение выполняется 6 раз.
6.Задание «Волшебный круг». Встать на обруч, лежащий перед вами так, чтобы обод обруча попал под середину стопы. Передвигаться по обручу по часовой стрелке и против (по 4 повтора поочерёдно в каждую сторону). Обруч можно заменить толстой верёвкой, скакалкой и т.п.
7.Упражнение «Газета». И.П.: сесть на стул, ноги согнуть. Задание: ступнями создать комок из газетного листа. Вариант: газетный лист можно рвать на кусочки.
8.Задание «Художник». И.П.: сесть на стул, согнув ноги. Под стопы положить белый лист бумаги. Карандашом, зажатым в пальцах одной ноги, нарисовать на нём, придерживая другой ногой, различные фигуры (1 мин).
9. Задание «Маляр». И.П.: сесть на пол, вытянув ноги, большим пальцем одной ноги погладить («покрасить») другую ногу от большого пальца к колену. Выполнить то одной, то другой ногой попеременно по 4 раза.
10. Для формирования правильного свода стопы очень полезна ходьба различными способами: на носках, пятках, на внешней части стопы, на внутренней части стопы, с перекатыванием стопы с пятки на носок; перекатывание округлых предметов ступнёй. Нелишними окажутся ходьба по бревну, лазание по гимнастической стенке, плаванье и ходьба на лыжах.
Список использованной литературы:
1. «Нарушения осанки и плоскостопие» - ж. «Здоровье дошкольника» №6 – 2008г.
2. «Помните – здоровье начинается со стопы» - ж. «Дошкольное воспитание» №8 –2005г.
3. «Профилактика плоскостопия» - ж. «Ребёнок в детском саду» №1 – 2006г.
4. «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей» - ж. «Дошкольное воспитание» №8 – 2003г.
5. «Гимнастика для стоп – профилактика плоскостопия», «самомассаж» - ж. «Инструктор по физической культуре» №6 – 2011г.
6. «Упражнения для профилактики плоскостопия» - ж. «Инструктор по физической культуре» №2 – 2010г.
7. «Подвижная игра, как средство предупреждения плоскостопия» -ж. «Инструктор по физической культуре» №2 – 2013г.
8. «Система работы по коррекции нарушений осанки и плоскостопия» -ж. «Инструктор по физической культуре» №1 – 2009г
9. Кириллова Ю. А. «О здоровье всерьез. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников» Издание: Детство-Пресс, 2010
10. Шапко О. Физкультурное занятие для детей и родителей / Здоровье дошкольника. 2010. №2. С. 43-44.
11. Асачева Л. Ф., Горбунова О. В. «Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста», Издание: Детство-Пресс , 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание: «Топ, топ топает малыш»
Родительское собрание: «Топ, топ топает малыш»( средняя группа)....
Родительское собрание: «Топ, топ топает малыш»
Родительское собрание: «Топ, топ топает малыш»( средняя группа)....
" Топ, топ, топает малыш" Агидбригада ЮИД.
Сценарий выступления дошкольников- пропагандистов ПДД на родительском собрании....
развлечение с родителями «Топ, топ, топает малыш»1 младшая группа
Повышение педагогической культуры родителей.Обогащать двигательный опыт детей, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.Помочь родителям установить эмоциональный контакт с ребенком,...
Спортивное развлечение «Топ, топ, топает малыш»
Отправиться в путешествие.Вместе за руки возьмитесь,друг за другом мы идем,не спешим, не отстаем....
Как топает малыш?
Как топает малыш?...
Консультация для родителей по ПДД «По дороге топает малыш!»
Консультация для родителей по правилам дорожного движения...
- Мне нравится (1)