С-21.12.2015года-Статья «СОДЕРЖАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УХТИНСКОМ ДОМЕ РЕБЁНКА СПЕЦИАЛИЗОРВАННОМ» - зима 2016 года
статья (младшая группа) по теме
В статье рассмотрены особенности содержания оздоровительного процесса в УДРС. Кратко описан проект, проводимый на группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья в сборнике на стр.37 | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Мартюкова Елена Николаевна,
методист высшей к. к., Государственного Учреждения Республики Коми
«Ухтинского дома ребёнка специализированного» (ГУ РК «УДРС»), г. Ухты.
Кокорина Ирина Леонидовна,
воспитатель высшей к. к., (ГУ РК «УДРС»), г. Ухты.
«СОДЕРЖАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В
УХТИНСКОМ ДОМЕ РЕБЁНКА СПЕЦИАЛИЗОРВАННОМ».
Аннотация:
В статье рассмотрены особенности содержания оздоровительного процесса в Дома ребёнка специализированном. Кратко описан проект, который проводился в январе - феврале этого года.
Ключевые слова: содержание оздоровительного процесса, детский дом, здоровье, реабилитация, проект.
Keywords: the content recovery process, children's home, healthcare, rehabilitate, project.
Здоровье – это состояние любого организма, при котором он в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни [1]. По уставу ВОЗ (всемирной организации здоровья), «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [4]. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а не популяционном – процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.
Дошкольный возраст самый ценный этап в развитии культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются: основы нравственной позиции личности и эмоциональная сфера [3,3].
ГУ РК «УДРС» является специализированным для детей органическим поражением центральной нервной системы, с нарушением психики. Детям дома ребёнка свойственна неустойчивость эмоционального состояния, медленный темп обучения, сниженная двигательная активность, недостаточная координация движений, задержка в развитии моторики. Воспитанники домов ребёнка имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья и нуждаются в комплексной реабилитации. Умственная отсталость среди всех воспитанников, в среднем, 14 детей в год (12% от общего числа детей). Необходимость организации комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации – очевидна. В нашем Доме ребёнка проводится такая реабилитация, которая предполагает внедрение модели совместной работы всех специалистов учреждения. Для осуществления реабилитационных мероприятий в учреждении имеется специальное оборудование и подготовлены специалисты (неврологи, врач ЛФК, физиотерапевт, ортопед-травматолог, массажисты, логопеда) с акцентом на реабилитацию детей с поражением ЦНС и сочетанной патологией опорно-двигательного аппарата.
В Доме ребёнка специализированном создана оздоровительная программа, которая включает в себя такие направления, как: 1)создание условий для оптимального двигательного режима; 2)совершенствование лечебно-профилактической работы: точечный массаж, «дорожка здоровья», утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, регулярные прогулки, физкультурные занятия в зале и на улице; 3)рациональное шестиразовое питание; 4)ионизация воздуха.
Периодически в Доме ребёнка проводится диспансеризация детей - воспитанников, в соответствии с приказом МЗ РК №7/ 173 от 02.07.2010г. «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях РК детей - сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». 95 воспитанников Дома ребенка были осмотрены с привлечением специалистов Детской больницы, Ухтинской городской больницы, Ухтинской стоматологической поликлиники, УМРД, ПНД. Осмотры детей первого года жизни осуществляются педиатром ежедневно, неврологом - один раз в месяц и по показаниям. Дети старше одного года и инвалиды осматриваются педиатром раз в 2 недели, в эпикризные сроки и по показаниям, неврологом один раз в квартал и по показаниям. По данным профилактического осмотра воспитанников «Дома ребёнка специализированного» при поступлении детей в учреждение на первом месте – отставание в психическом и физическом развитии детей. За последние три года, 95-98% детей поступают в дом ребёнка с V группой психического развития.
Контроль по организации оздоровительного процесса в ГУ РК «УДРС» ведётся нашим главврачом – Берёзкиной Мариной Анатольевной.
Проектная деятельность на современном этапе оздоровительной работы является наиболее актуальным направлением, приносящим положительные результаты от этого труда. Каждый проект – маленький шажок на пути к культуре жизни, капля в море жизненного опыта, которое формирует личность [5,7].
Проект «Мы растём здоровыми, сильными и ловкими» посвящён актуальной проблеме – формированию у детей дома ребёнка - навыков здорового образа жизни. Активные движения – это жизнь и основа ЗОЖ. Чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь. Об этой взаимосвязи в своих трудах говорили многие учёные (И.Л. Павлов, Леонтьев А.А., Лурия А.Р.). В этом заключена суть нашей коррекционной работы по логопедии. Формирование движений происходить при участии речи [2,4].
Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей дома ребёнка, необходима совместная работа педагогов, волонтёров, потенциальных родителей и опекунов. Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятельность всех участников проекта. В этом возрасте дети часто подвергаются простудным заболеваниям, и поэтому повышается заболеваемость. В связи с этим мы решили поднять значимость культурно – гигиенических навыков детей, и включить в этот процесс волонтёров, потенциальных родителей и опекунов. Они охотно помогали нам. Цель: Для детей четырёх лет – формировать потребность к здоровому образу жизни. Для взрослых – повысить стремление волонтёров, потенциальных родителей и опекунов, использовать двигательную деятельность с нашими детьми – воспитанниками, для формирования основ здорового образа жизни. Задачи: Развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. Совершенствовать умения: правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого; элементарно ухаживать за внешним видом; осваивать правила культурного поведения во время еды; развивать умение правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: выполнению основных движений, общеразвивающих упражнений; участию в подвижных играх; развивать у детей потребность в двигательной активности. Углубить знания волонтёров, потенциальных родителей и опекунов по использованию двигательной деятельности с детьми для формирования основ ЗОЖ.
Формы, методы и приёмы, используемые нами в работе, были следующие: шестиразовое питание; физкультурные занятия; развлечение; утренняя гимнастика; индивидуальная работа по физкультуре; закаливающие мероприятия (дорожка здоровья, дыхательная гимнастика, сон без маечек, воздушные ванны); чтение художественной литературы; просмотр отрывков мультфильма «Мойдодыр»; экскурсия в кабинет врача; ситуации общения; сюжетно-ролевые игры; игры-забавы; подвижные игры; хороводные игры; пальчиковые игры; рассматривание предметных картинок и альбомов; дидактические игры; прогулка на свежем воздухе; практические упражнения; психогимнастика и психомышечная тренировка; опытно-исследовательская деятельность; творческая деятельность; самостоятельная двигательная деятельность детей-воспитанников.
Продуктом проекта явились: модель «Так мы будем умываться» для оформления умывальной комнаты и дидактическая игра «Собери предметы» (по типу разрезной картинки), презентация проекта «Мы растём здоровыми, сильными и ловкими» и памятка «Правила чистоты».
Результаты реализации проекта. Осуществление данного проекта позволило сформировать у детей задатки потребности к здоровому образу жизни, автоматизировать культурно-гигиенические навыки, настроить на выполнение элементарных процессов самообслуживания. Способствовало повышению стремления опекунов, потенциальных родителей и волонтёров к ЗОЖ - к использованию двигательной деятельности с детьми для формирования основ здорового образа жизни. По данным «соцопроса» сделаны выводы. Проведена соответствующая работа. Получены реальные результаты. Собран методический комплект. По завершению проекта дети с большим желанием вступают в общение с окружающими и с воспитателем, принимают активное участие в игровой деятельности и обогащают двигательный опыт. У них увеличился интерес к правилам здоровьесберегающего поведения.
По новым стандартным требованиям выделены в программах для ДУ –
четыре области образования. Это ОО «Физическое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательно-речевое развитие» и ОО «Художественно-эстетическое развитие». Это учитывалось в проекте - в первую очередь, ведь, только объединяя разные виды деятельности из этих областей, можно говорить о том, что результаты стали выше, а работа прошла успешней.
Интеграция, проводимая в проекте, помогла охватить все образовательные области в процессе работы по нему и использовалась нами правильно. Всё это поспособствовало выполнению поставленных задач и достижению главной цели проекта. Методический материал, по теме проекта, полностью отражает творческий подход к работе вцелом. Мы считаем, что такой комплексный подход повышает уровень развивающего эффекта образовательной работы и отвечает новым требованиям ФГОС.
Библиография и интернет - источники:
- Википедия — свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Здоровье
- Лопухина И.С., Стихи и упражнения для развития ребёнка, Москва, Издательство «Дельта», 1995 г. – с.4.
- Масленникова О.М., Экологические проекты в детском саду, Волгоград, Издательство «Учитель», 2009 г. – с.3.
- Преамбула к Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tf73.ru/files/--------------------_70h32vic.pdf
- Цветкова И.Ю., Экология для начальной школы. Игры и проекты, Ярославль «Академия развития», 1997 г. – с.7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План на летний оздоровительный период 2016 года.
Цели,задачи.ожидаемый результат. Организационные мероприятия, методическая работа, оздоровительные мероприятия. работа с родителями и т. д....
До-21.12.2015года-Статья «СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКЕ ДОМЕ РЕБЁНКА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ» - лето 2015 года
В статье рассмотрены особенности содержания образовательного процесса в летний период года...
Статья "Содержание образовательного процесса в летней практике дома ребёнка на экологической тропинке" - лето 2015 г.
В статье рассмотрены особенности содержания образовательного процесса летом...
Статья "Содержание оздоровительного процесса в ухтинском доме ребёнка" - зимой 2016 г.
В статье рассмотрены особенности содержания оздоровительного процесса в УДРС. Кратко описан проек, проводимый на группе....
ОТЧЁТ работы с детьми 4-5 лет за летне-оздоровительный период 2016 года
Уважаемые коллеги, родители воспитанников моей группы и просто гости! Предлагаю вам краткий отчёт о проделанной работе в летне-оздоровительный период. ...
Обмен опытом «Организация содержания оздоровительного процесса в ДОУ во время проведения гимнастики после сна»
Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей Зависит их духовная жизнь, Мировоззрение, умственное развитие, Прочность знаний, ве...
Журнал учета хода и содержания образовательного процесса группы№ 12 общеразвивающей направленности 4 года жизни
Журнал учета хода и содержания образовательного процесса группы№ 12 общеразвивающей направленности 4 года жизни...