Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
консультация на тему

Нугманова Олеся Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_u_doshkolnikov.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии

Подготовила воспитатель Нугманова О. В.

«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье -

важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости

детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы. »

В.А. Сухомлинский

       Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач страны и общества. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно выросло. Культура здоровья – это прежде всего умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущей личности. Дошкольное учреждение является первой ступенью формирования у детей здорового образа жизни посредством валеологии. Что такое валеологии? Термин «валеология» происходит от латинских слов «вале», что означает «быть здоровым» и «логос» - «наука». Таким образом, валеология – наука о здоровье. Применительно к дошкольным учреждениям, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

       Основная цель валеологического воспитания – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника; профилактика заболеваний.

Задачи:

- Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать умственную работоспособность детей;

- Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью;

- Воспитывать в детях и родителях потребность в здоровом образе жизни;

- Приобщать детей к спорту;

- Развивать основные физические возможности;

- Способствовать усвоению правил гигиенических норм и культуры быта;

- Профилактика и устранение вредных привычек;

- Закаливание;

- Создание оптимального режима дня;

- Квалифицированная диагностика состояния здоровья.

         Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую предметно – развивающую среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.

          Многолетний опыт оздоровительной работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимо сформировать у дошкольников новый «пласт» знаний по валеологии. Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей, а также имеет упор на основные принципы психологии и педагогики. Формирование культуры здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду. А совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, создает фундамент культуры здорового образа жизни, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.

Вся система работы по валеологическому развитию детей состоит из шести блоков:

  1. Знай свое тело: на занятиях по этому блоку дети получают элементарные представления о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др., кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.
  2. Соблюдай правила гигиены: особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.
  3. Вредные привычки: в работе по данному блоку широко используются психологические приемы.
  4. Занимайся физкультурой и спортом: совместно с детьми выявляется значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.
  5. Соблюдай режим дня: воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов.
  6. Настроение: дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье.

Формы и методы работы:

- Непосредственная образовательная деятельность.

- Чтение художественной литературы и познавательных книг.

- Изо деятельности и творчество.

- Экскурсии и целевые прогулки.

- Дидактические и сюжетно-ролевые игры.

- Экспериментальная и опытническая деятельность.

- Взаимодействие со специалистами.

- Тематические беседы.

- Работа с родителями.

- Кружковая работа.

- Взаимодействие со спортивными учреждениями.

- Анкетирование и диагностика.

         Сверхзадача этой работы – пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желание «сделать себя лучше, сильнее, умнее; создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность». И нам с вами (детским садам) следует быть очагами, методическими центрами по внедрению здорового образа жизни в каждую семью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии

Обобщение педагогического опыта на тему: Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии....

"Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии"

Задача моей работы - пропоганда здорового образа жизни, формирование у ребенка желание "сделать себя лучше, сильнее, умнее", научить его фантазировать и делать дело, иными словами - "создать свой собс...

Обобщение опыта работы. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии»

«Мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают об устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри их собственного организма»  Тревор Уэнстон...

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии

На этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Между тем в существующих программа...

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии...