Проект "Чистюльки"
проект (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
игровой проект
«Чистюльки» первая младшая группа
Вид: долгосрочный.
Срок реализации: 2 месяца (январь - февраль 2016 года).
Тип: игровой.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Актуальность проблемы развития культурно - гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников. Игровой проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков необходимо внедрить и реализовать.
Цель проекта:
Воспитание у детей младшего дошкольного возраста культурно - гигиенических навыков в игровой форме.
Задачи:
1.Формировать культурно - гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста;
2.Закрепить представления о правилах личной гигиены, уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
3.Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;
4.Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы - умывания, одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета);
5.Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья
Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатель, младший воспитатель, родители.
План проекта.
- Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков;
- Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
- Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.
Ожидаемые результаты для родителей:
- Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
- Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
- Укрепление связей между детским садом и семьей.
Ожидаемые результаты для воспитателей и младшего воспитателя:
- Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
- Единство требований со стороны персонала группы;
- Изменить отношение педагогов к своему здоровью;
- Улучшение отношений между детьми;
- Укрепление связи с родителями.
Задачи воспитателей включенные в план воспитательно – образовательной работы по воспитанию КГН у детей 2-3 лет:
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Учить в определенном порядке, аккуратно складывать снятую одежду.
9. Учить правильно, надевать одежду и обувь.
Перспективный план.
Месяц | Режимный момент | Совместная деятельность | Практическая деятельность | Работа с родителями |
январь | Питание: пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. Умывание: мыть лицо, руки закатав рукава; взять мыло, намылить до появления пены и смыть мыло. Одевание-раздевание: снять обувь; расстегнуть пуговицы, замок. | Игра-ситуация: «Знакомство с куклами»,стр 10 «У куклы Веры новый шкаф».стр 11 Чтение потешки: «Водичка, водичка…».стр. 7 хрестоматия Беседа: «Как нужно заботиться о кукле». Игра-ситуация: «Сервируем стол», «Оденем куклу на прогулку». Стр. 13 Куклы обедают стр. 13 Губанова Чтение потешки: «Моем носик, моем щёчки». Подвижная игра: «Зайка серый умывается». | Дидактическая игра: «Накроем на стол». Дид. упр: «Мы едим». Дид. игра: «Как я умею аккуратно кушать». | Оформление стенда в родительском уголке» «Возрастные особенности детей 2-3 лет». Консультация «Формирование КГН у детей 2-3 лет». |
Игра-ситуация: «Укладываем куклу спать»,стр.14 «Кукла Диана стирает».стр.15 Чтение потешки: « Ешь, собачка: ам, ам, ам». Сюжетно-ролевая игра: «Котик простудился». | Рассматривание картинок: «Предметы личной гигиены». Дид. игра: «Что ты можешь рассказать о предметах личной гигиены?» | Рекомендации: «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков». | ||
Февраль | Питание: не крошить хлеб на стол и на пол во время приема пищи; правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой. Умывание: взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло. Дети должны уметь пользоваться всеми КГН. Одевание-раздевание: снять платье (рубашку), шорты, носки. | Игра-ситуация: «Кукла заболела», «Наводим чистоту в комнате». Стр.16 Чтение потешки: «Кран откройся…». Подвижная игра: «Все котятки мыли лапки». | Дид. игра: «Каждой вещи свое место». Гербова В. В. стр 60 Дид. игра «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик». Гербова стр 60 | Папка-передвижка: «Как ухаживать за молочными зубами». |
Игра-ситуация: «Моем посуду», «Куклы обедают». Чтение потешки: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки…». Хрест. Стр.7 Сюжетно-ролевая игра: «Сделаем Леночке прическу». Игра-ситуация: «Мамы гуляют с малышами», «Готовим для кукол обед». Чтение потешки: «У хозяйки-белочки». | Дид. игра: «Сервируем стол». Дид. игра «Поучим Зайку застегивать пуговицы». Игровая ситуация «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном» Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная». | Папка-передвижка: «Как правильно одевать ребёнка на прогулку». |
Эффективность:
Важной задачей в работе с детьми первой младшей группы детского сада является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко и ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности. В своей работе, по формированию культурно - гигиенических навыков мы отдаём предпочтение играм. Это создаёт у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно – гигиенических навыков.
Вывод:
Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому воспитателям в беседах с родителями следует подчеркивать, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них. Поэтому, не только в детском саду, но и дома нужно установить общий порядок выполнения всех действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста и в семье, и в детском саду, для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация. Так как основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, т.е. освоению основ культуры гигиены.
Поэтому формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса,
высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду КГН.
Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.
Литература:
- Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. / 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – с.44
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – с.7
- Ефанова З.А. Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа. – Волголград: Учитель, 2003. –с.48, 62, 80
- Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2010.
- Комплексные занятия под редакцией М. А. Васильевой первая младшая группа. Издательство «Учитель» 2012 г.