«Сенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игр»
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Сенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игр»
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе.
Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.
В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. Для решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.
1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни.
Малыш начинает называть треугольные формы крышами; о круглых формах говорит, что они похожи на мячик. Т. е, при восприятии одного предмета, другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.
2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т. д.
3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд (мысленно располагать ряд элементов в возрастающем или в убывающем порядке по какому-нибудь измерению, например размеру, весу или объему). Соответственно усложняются дидактические игры.
Развитие сенсорных способностей дошкольника сконцентрировано в одном возрастном этапе, во второй младшей группе, так как многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее сенситивен для развития восприятия.
Сенсорные задачи, как правило, включены в интересную для детей деятельность (игру, экспериментирование, продуктивную деятельность). Важная роль по-прежнему принадлежит дидактическим играм и упражнениям.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Большое внимание должно уделяться развитию сенсорной моторики кисти рук. Ребят нужно учить усидчивости, последовательности в выполнении задания, понимать причинную связь между действиями предметов.
Основные направления в работе:
1. Формирование практических способов ориентировки.
«Поисковая», результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных действий, при сравнении объектов, а также формирование системы «взор - рука». Важно формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их.
2. Формирование восприятия цвета.
Для формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой, развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка. Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно. На первом этапе ребенка учат сличению цветов, дается инструкция: «Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек». На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции. На третьем он сам называет тот или иной цвет.
3. Формирование восприятия формы.
Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания. Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинаются с различения шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью.
4. Формирование восприятия величины.
Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводится на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками. В этих играх не только формируются представления о величине предметов, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с матрешками и пирамидками.
5. Формирование восприятия пространственных отношений.
Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения, восприятия расположения частей тела (схемы тела.) Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий определяется не только возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития, потому что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр»
Успешное овладение ребенком какой-либо практической деятельностью возможно через сенсорное развитие, которое и является основным условием. Младший дошкольный возраст является идеальным для закладывани...
Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр»
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью....
консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игр»
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе....
Математика "Сенсорное воспитание детей посредствам дидактических игр"
Сенсорное воспитание детей посредствам дидактических игр"...
«Сенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игр»
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе.Значение...
Консультация для воспитателей на тему : «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр».
Консультациядля воспитателей на тему :«Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр»....
ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти
Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...