«Дом здоровья ребенка» (Из опыта работы здоровьесберегающие технологии на экологической тропе)
методическая разработка (старшая группа) на тему

Виноградова Любовь Ильинична

«Здоровый человек – самое драгоценное

произведение природы»

Т. Карлейль

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zdorove.doc672 КБ

Предварительный просмотр:

«Дом здоровья ребенка»

(Из опыта работы здоровьесберегающие технологии на экологической тропе)

Виноградовой Любови Ильиничны

Воспитатель высшей квалификационной категории. Почетный работник общего образования Российской Федерации (2013год)

Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Россия, Санкт-Петербург, 2016год

«Здоровый человек – самое драгоценное

произведение природы»

Т. Карлейль

Здоровье ребенка следует рассматривать как состояние гармонии между ребенком и окружающей средой, поэтому задача воспитателя и родителей заключается в поиске и разработке соответствующего подхода к здоровью детей и деятельности, направленной на его укрепление.

Экология и здоровье неразрывно связаны между собой. «Экология» - в переводе с греческого означает «наука о доме». Человек сам строитель своего «Дома здоровья». Мы должны привить ребенку интерес и бережное отношение к своему личному здоровью, создать условия, подобрать методы для строительства этого «Дома здоровья» наших воспитанников.

Сейчас становится все сложнее найти место на участке детского сада, расположенного в большом городе, куда меньше всего проникает пыль, грязь и вредные запахи. И все-таки нужно постараться найти небольшой уголок, чтобы научить детей общаться с природой, бегать босиком, подставлять свое тело жаркому солнцу и теплому ветру, двигаться в естественной среде, прятаться от дождя и холодного ветра. Постараться создать тропу здоровья (песок, трава, галька, шишки, желуди, доски, и т.д.).Пподобрать оснащение (коврики, палатки, скамейки, маленький надувной бассейн, спортивный инвентарь, и т.д.)Использовать лекарственные растения и знать, какие из них ядовиты. Воспитатель должен научить детей бережно относиться к каждой травинке, цветку, пчелке. Природа должна оставаться чистой, ведь она залог нашего здоровья. С этой целью я организовала экологическую тропу здоровья.

Основными задачами организации "Экологической тропы здоровья" являются:

  • знакомство детей с ближайшим окружением
  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем;
  • повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
  • улучшение эмоционально-психического состояния детей;
  • приобщение детей к здоровому образу жизни

Оздоровление детей на экологической тропе проводится по трем направлениям:

  1. Формирование основ здорового образа жизни.
  1. Здоровье.
  2. Физическая культура.
  3. Рост и развитие.
  4. Строение человека.
  5. Опорно-двигательный аппарат.

Природа, как среда обитания человека, является источником его здоровья, физического и двигательного развития. Только рядом с природой можно формировать такие качества ребенка, как: самосознание и самооценка, адекватное отношение к себе и к окружающим, развитие волевых качеств, осознание себя как личности, возможно только если ребенок будет осознавать то, что он часть природы.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ

солнце

воздух

вода

Солнце, воздух и вода – только на природе мы соединим все факторы воедино. Значит, самым эффективным методом является проведение этих занятий на экологических тропах здоровья, специально подобранных с учетом расположения детского сада (если дошкольное учреждение находится в зеленой зоне). Экологические тропы здоровья – одна из самых увлекательных и интересных форм физического воспитания. Я выбрала место на участке детского сада, который окружен кустарником, на нем есть ровный участок с травой и песком, за забором находятся деревья, которые преграждают путь пыли. Рядом оборудована спортивная площадка, на которой проводятся физкультурные занятия. На экологической тропе здоровья, мы применяем такие нетрадиционные методы укрепления здоровья в теплое время года:

  • Проводим физкультурные занятия с экологической направленностью на свежем воздухе: путешествия, походы, эстафеты для «животных», олимпиады и др.
  • Утренняя гимнастика на воздухе
  • Подвижные игры, упражнения с экологической направленностью: «Лиса и куры», «Птицы в клетке», «Ястреб и утки», «Земля, вода, огонь» и т.д.
  • Самомассаж открытых частей тела (только в теплое время года)
  • Стопотерапия (профилактика плоскостопия): ходьба босиком по чистой траве, песку, мелким камушкам, желудям, катание стопой мелких предметов, «Утиная ходьба», «Журавль на болоте», и т.д. (дорожка здоровья)
  • Закаливание водой: хождение босиком по мокрой траве, обливание на открытом воздухе, влажные обтирания
  • Ароматерапия: вдыхание аромата разных растений (если нет аллергии)
  • Зрительная гимнастика: последить за насекомыми, движением листьев и т.д.
  •  Дыхательная гимнастика: только на чистом воздухе. «Подуй на одуванчик, листик, травинку» и т.д.
  • Слушание различных звуков природы и аудиозаписей
  • Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, игры с природным материалом
  • Терморегуляция организма: правильный подбор одежды, , питьевой режим, и т.д.

        

В холодное время года:

  • Метание снежков
  • Ходьба на мини-лыжах
  • Катание с гор
  • Катание на санках
  • Катание на ледяных дорожках
  • Снежные лабиринты

   

  1. Психическое и психологическое развитие

Потребность в самосовершенствовании своего организма, в укреплении своего здоровья мы даем ребенку через валеологические и экологические беседы. Я провожу «Уроки здоровья на природе», беседы: «Я и дерево» (строение кровеносной системы), «Чьи глаза зорче?» (охрана зрения, сравнение со зрением животных и птиц), «Воздух» (значение воздуха в жизни людей, животных и растений), «Витаминная семья» (о пользе овощей, фруктов, ягод и т.д.). На всех этих беседах я стараюсь подвести детей к выводу сопоставления человека и природы, что все мы похожи.

Положительные эмоции очень важны для здоровья, их можно получить только от общения с природой: я учу их прислушаться к себе, к звукам природы, провожу упражнения на релаксацию, развиваю осязательные ощущения (сначала трогаем настоящие объекты природы, затем воображаемые) и просто любуемся окружающим пейзажем.

На экологической тропе здоровья происходит здоровое общение ребенка с природой:

  • ребенок становится гибким как ветка рябины, быстрым как тигр, ловким как белка, прыгучим как заяц, зорким как орел, и т.д.
  • здесь дети учатся заботиться о природе, а значит и о собственном здоровье, о здоровье окружающих.

На тропе здоровья строя «Дом здоровья ребенка» мы решаем не только оздоровительные задачи, но и познавательно – речевые, и воспитательные. Мы стремимся к тому, чтобы дети стали более выносливыми, закаленными, ловкими, дружными, заботливыми, а главное здоровыми. Чтобы ценили природу – потому-то она источник нашего здоровья и радости.

  1. Коррекционная работа.

Особенно важна оздоровительная работа в логопедической группе. Коррекционная работа направлена, в том числе на активизацию двигательной сферы ребенка. Зачастую дети в этих группах имеют проблемы с координацией движений, низкий уровень осязательной чувствительности, нарушения мелкой и общей моторики. Мышечная активность таких детей либо вялая, либо слишком напряжена. Существует прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и развитием речи. И где, как ни на природе ребенку предоставляется возможность побегать, попрыгать, расслабиться, прикоснуться к природному материалу.

Проговаривание различных стихов с движениями о природе и на природе также решает двигательно-речевые задачи.

Оздоровительная работа проводится в тесном сотрудничестве с родителями.На информационном стенде, размещены полезные материалы для взрослых: "Если у ребенка плоскостопие", "Какие упражнения нужны Вашему ребенку", "Мама и папа, поиграйте со мной". Просветительская работа среди родителей по валеологии способствует тому, что они стараются больше внимания уделять своему здоровью и здоровью детей: занимаются с ними зарядкой, выполняют простейший самомассаж, записывают детей в спортивные секции или танцевальные кружки, более внимательно относятся к окружающему миру, в котором живет их ребенок. Они участвуют в  спортивно-экологических праздниках и досугах.

В итоге проведенной оздоровительной работы в логопедической группе дети научились в повседневной жизни самостоятельно регулировать тепловой и питьевой режим, следить за своим дыханием, организовывать подвижные игры. Дети стали лучше ориентироваться в пространстве, у них повысилось произвольное внимание, а также появилось осознанное отношение к самостоятельной двигательной активности.

Литературные источники:

Арапова-Пискарева Н.А. Воспитательная система «Маленькие Россияне» Мозаика-Синтез 2005(Мини-программа «Друзья природы», «Природа-ребенок-здоровье»)

Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья Сфера 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Тема безопасности» Выступление из педагогического опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду, как самому улучшить зрение»

Ребенок значительную часть времени проводит в детском саду, который призван растить здоровое поколение. Необходимо делать все от нас зависящее, чтобы обеспечить физическое развитие и психическое здоро...

Приложение к опыту работы "Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях"

Данный опыт работы может быть полезен и интересен для педагогов, работающих с дошкольниками....

Описание инновационного опыта работы здоровьесберегающих технологий

Описание инновационного опыта работы инструктора по физической культуре,комплексный подход к оздоровлению детей через использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий....

Презентация: Из опыта работы: Здоровьесберегающие технологии по проекту - «Бережем здоровье с детства».

Презентация: Из опыта работы: Здоровьесберегающие технологии по проекту - «Бережем здоровье с детства»....

Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»

Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие  технологии  в  работе  учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...

Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии как система музыкально-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

Используя здоровьесберегающие технологии в системе музыкально – оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста решаются следующие задачи:-развитие специальных музыкальных способностей: коо...