Ум на кончиках пальцев. Картотека игр для развития мелкой моторики.
картотека (младшая группа) на тему

Толмачева Дарья Александровна

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как "Ладушки", "Сорока-белобока" и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.
Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.
В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: "Для развития мелкой моторики рук". Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Данная картотека  может быть интересна и полезна учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_kz_palchiki.docx221.15 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как "Ладушки", "Сорока-белобока" и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: "Для развития мелкой моторики рук". Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Рекомендации для родителей

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.


От 2 лет

Упражнения из книги Ермаковой И. А. "Развиваем мелкую моторику малышей"

http://www.maaam.ru/upload/blogs/fecacfa35c629a70c617beefc4fe5f55.png.jpg

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку) .

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз) .

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку) .

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз) .

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.



Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

1. "Покрути шишку"

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2—3 минуты.

http://coollib.com/i/21/1021/img_42.png

2. "Покатай шишку"

Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1—3 минуты.

http://coollib.com/i/21/1021/img_43.png

3. "Поймай шишку"

Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.

http://coollib.com/i/21/1021/img_44.png

4. "Грецкий орех"

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.

http://coollib.com/i/21/1021/img_45.png

5. "Пересыпь орешки"

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

http://coollib.com/i/21/1021/img_46.png

6. "Орехи на подносе"

Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

http://coollib.com/i/21/1021/img_47.png

7. "Зёрнышки"

Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

http://coollib.com/i/21/1021/img_48.png

8. "Ласковое пёрышко"

Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.

http://coollib.com/i/21/1021/img_49.png

Массаж рук с помощью подручных предметов

Упражнение с круглой щеткой для волос.

Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник".

Упражнение с решеткой для раковины.

Обычно она состоит из множества клеточек. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят".

Упражнение с пельменницей.

 Ее поверхность похожа на соты.

 Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?"

Упражнение с пробками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.


Работаем с пластилином

Здесь вам потребуется несколько копий с приведённых в данном разделе рисунков. Это позволит вашему малышу приобрести навык аккуратной работы с пластилином. Из лучших его работ можно оформить выставку.

Вам понадобится пластилин разного цвета.

1. "Снеговик"

Предложите ребёнку украсить снеговика при помощи пластилина. Пусть малыш потрудится и размажет пальчиками пластилин, не заходя за границы контура рисунка.

http://coollib.com/i/21/1021/img_51.png

2. "Цветик-семицветик"

Малыш должен выбрать семь цветов пластилина — для каждого лепестка цветика-семицветика. Следите, чтобы он не заходил за границы его контура. Если у ребёнка что-то не получается — помогите ему.

http://coollib.com/i/21/1021/img_52.png

Обводим по контуру

Эти упражнения направлены на обучение ребёнка выполнению плавных линий, без отрыва карандаша от бумаги. Предложите малышу обвести рисунки по контуру. Пусть он скажет, что изображено на них. После этого можно попросить ребёнка раскрасить эти рисунки.

1. "Грибочек"

http://coollib.com/i/21/1021/img_53.png

2. "Зайчик"

http://coollib.com/i/21/1021/img_54.png


Игры с песком и водой

Игра «Достань игрушку»

Цель: развитие внимания, координации движений, мелкой моторики рук.

Материал: емкость с водой, ракушка или камешек, отличающийся от других камней в емкости.

Содержание: На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камешек или ракушку, разглядывает вместе с малышом. Затем камешек (или ракушка) опускается на дно (глубина не больше 15-20см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.

Игра «Найди шарик»

Цель: Знакомство с качеством предметов – размером, формой. Развитие мелкой моторики рук.

Материал: Емкость с песком (манкой), предметы разной формы и величины.

Содержание: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.

Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например, шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины, а также разные мелкие игрушки.

Игра «Печенье»

Цель: Знакомство со свойством песка, развитие моторики и координации движений.

Материал: Две емкости: с сухим и влажным песком, формочки, совочек.

Содержание: В одной емкости находится сухой песок, в другой – влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки разного цвета и фасона и предлагает испечь печенье. Ребенок пробует выполнить действия как с сухим песком, так и с влажным. Постепенно, в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает, что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого – можно. При необходимости воспитатель оказывает малышу помощь или руководит его действиями словесно.


Пальчиковая гимнастика. Тематическая картотека.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.

В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2—3 раза в день.

Тема: Игрушки

Я с игрушками играю:

Мячик я тебе бросаю,  

Пирамидку собираю,  

Грузовик везде катаю.

Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.

Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».

Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.

Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».

Мой весёлый круглый мяч,

Щёки круглые не прячь!      

Я тебя поймаю,                    

В ручках покатаю!              

Одной рукой бьём по воображаемому мячу.

Смена рук.

Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.

Покатали воображаемый мяч между ладоней.

Надуваем быстро шарик,

 Он становится большим,

 Вдруг шар лопнул, воздух вышел,

 Стал он тонким и худым.

Пальцы рук в  щепотке, дуем на них.

 Пальцы принимают форму шара.

Пальцы принимают исходное положение.

Стали гномы гостей приглашать,

 Стали гномы гостей угощать,

 Каждому гостю досталось варенье,

 Пальчики склеило то угощенье,

 Плотно прижалась ладошка к  

 ладошке,

 Гости не могут взять даже и  

 ложки.  

Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки.

 Затем наоборот.

 «Намазывать» варенье на кончик  

 каждого пальца.

Последовательно, начиная с большого, склеить пальцы.

 Прижать ладошки одна к другой.

 

Плечи приподнять, руки слегка  

 развести в стороны – «удивиться»

Тема: «Овощи»

Я – зелёная капуста,            

Без меня в кастрюле пусто.  

Листья снимете с меня,        

И останусь только я!

Руки перед собой образуют круг.

Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».

Разводим руки в стороны.

В огороде много гряд,          

Тут и репа, и салат,              

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород            

Нас прокормит целый год.

Сжимают и разжимают пальцы.

Загибают пальцы поочерёдно.

Хлопают в ладоши.

Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим
Мы капустку трем, трем
Мы капустку жмем, жмем.

Движения ладонями вверх, вниз.
Поглаживание подушечек пальцев.
Потираем кулачок о кулачок.
Сжимаем и разжимаем кулачки.

У Лариски –

   Две редиски.

   У Алешки –

   Две картошки.

   У Сережки – сорванца –

   Два зеленых огурца.

   А у Вовки –

   Две морковки.

   Да еще у Петьки

   Две хвостатых редьки.

По очереди разгибают пальчики

   из кулачка, начиная с большого,

   на одной, а затем на другой руке.

Тема: «Фрукты»

Жёлтый-жёлтый наш лимон,  

Кислым соком брызжет он.    

В чай его положим                  

                                                           

Вместе с жёлтой кожей.        

Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.

Пальцы резко разводим в стороны. Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».

Пальцы в том же положении, вращательные движения – «помешиваем чай».                                    

Мы делили апельсин
Апельсин всего один.
Это долька для кота,
Это долька для ежа,
Это долька для улитки,
Это долька для чижа,
Ну а волку – кожура.

Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

На базар ходили мы,

 Много груш там и хурмы,

 Есть лимоны, апельсины,

 Дыни, сливы, мандарины,

 Но купили мы арбуз –

 Это самый вкусный груз!

Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;

При этом ладони не соприкасаются.

 -мизинцы

-безымянные

-средние

-указательные

-большие

-пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх

Будем мы варить компот,

  Фруктов нужно много вот:

  Будем яблоки крошить,

  Грушу будим, мы рубить.

  Отожмем лимонный сок,

  Слив положим и песок.

  Варим, варим мы компот.

  Угостим честной народ.

Левую ладошку держат  «ковшиком» пальцем правой руки мешают.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Опять варят и мешают

Тема: «Одежда»

Я надену сапоги,      

Курточку и шапку.  

И на руку каждую    

Натяну перчатку.      

Показываем на ноги, туловище, голову.

Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру

ладони, показывая направление надевания перчаток.

Смена рук.

Очень холодно зимой,
Но мы пойдем гулять с тобой.
Я надену шубку,
Я надену шарфик,
И еще платок,
А потом красивые,
Теплые пушистые,
Крошки – рукавички
На ручки натяну.

Загибают поочередно левой руки, начиная с мизинца.

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

 Нету пальчика, пропал,

 В свой домишко не попал».

 Маша варежку сняла:

 «Поглядите – ка, нашла!

 Ищешь, ищешь и найдёшь,

Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

Сжать пальцы в кулачок.

Все пальцы разжать, кроме большого.

 Разогнуть большой палец.

Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.

Тема: «Обувь»

Обуваем ножки бегать по дорожке.  

Повторяй за мной слова:                    

Ножка – раз, ножка – два!                  

В магазине покупают                          

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –                        

Любит обувь вся семья.                      

Двумя пальцами «шагают» по столу.

Сжимают и разжимают пальцы.

Ставят два пальца и поднимают по одному. Сжимают и разжимают пальцы.

Загибают пальцы на руках.

«Шагают» пальцами по столу.

Тема: «Посуда»

Из тарелок, как один,            

Суп мы ложками едим.        

Вилкой кушаем котлеты,      

                                                         

Ножик режет нам омлеты.  

Ладони вместе перед собой «тарелка».

Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.

Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку». «Режем» прямой ладонью взад-вперёд.

Продукты «Питания»

Муку в тесто замесили,      

А из теста мы слепили      

Пирожки и плюшки,          

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –            

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!

Сжимают и разжимают пальцы.

Прихлопывают ладонями, «лепят».

Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.

Обе ладони разворачивают вверх.              Гладят животы.

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли:

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

Удары кулачками друг о друга.

Одна ладонь скользит по другой.

Загибают пальчики, начиная с большого.


Тема «Осень»

Дождик, дождик,
Кап да кап, кап…
Мокрые дорожки.
Все ровно пойду гулять,
Пусть промокнут ножки.

Дети повернули ладошку кверху и 
Указательным пальцем имитируют 
Капельки дождя и повторяют за взрослым: «Кап..»

Дождик, дождик! Подожди!
Надоели нам дожди!
Ты по крышам зачастил,
Ребятишек разбудил.

Дети по очереди поворачивают ладошки кверху и пальцами другой руки имитируют капельки дождя, повторяя за взрослым: «Кап, кап». 

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать.

  Листья березы,

  Листья рябины,

  Листики тополя,

  Листья осины,

  Листики дуба мы соберем,

  Маме осенний букет отнесем

Загибают пальчики, начиная с большого. Сжимают и разжимают кулачки.

 Загибают пальчики, начиная с большого.

 

«Шагают» по столу.

Пять весёлых капелек по земле стучат,

 Пять весёлых капелек земле говорят:

 Том – том – том – том!

 Тим – тим – тим – тим!

 Тик – тик – тик – тик!

 Тип – тип – тип – тип!

Дети повторяют движения и  слова. Постукивают по коленям: пальцами обеих рук, большими пальцами, указательными,

средними, безымянными, мизинцами. Повторяют движения на полу, в воздухе.

Можно постукивающие движения пальцами обеих рук по плечам,  по ногам, по полу.

Тема «Зима»

Снег ложится на дома,    

Улицы и крыши.          

Тихо к нам идёт зима,      

Мы её не слышим…        

Руки разводим в стороны, ладонями вниз.  Руки «домиком».

Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.

 Рука за ухом.

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Катя саночки везет
От крылечка до ворот,
Девочки и мальчики 
Прыгают как зайчики.

Дети по очереди разгибают пальчики,
сжатые в кулачок.
Дети показывают растопыренные пальцы руки.
Провести указательным и средним пальцами по столу.

Дети машут кистями рук.

Тема «Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать?      

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

  Круглый крепкий, очень гладкий

  И совсем-совсем не сладкий.

  Раз подбросим.

  Два поймаем.

  Три уроним

  И сломаем.

Загибают пальчики, начиная с

  большого

«Лепят» меня положение

  ладоней.

Показывают круг, сжимают

  ладони

Грозят пальчиком.  

Смотрят вверх, подбрасывая

  воображаемый снежок.

Роняют воображаемый снежок. Топают ногой.  

Раз, два, три, четыре,пять,

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп, и спать легли.  

Загибают пальчики, начиная с большого.

«Идут» по столу указательным и средним пальчиками.

«Лепят» комочек двумя ладонями.

«Крошат хлебушек»

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой.

Кладут ладошки на стол то, то другой стороной.

Движения воображаемой ложкой.

Руки под щеку.

Тема «Новый год»

- Здравствуй, Дедушка Мороз!  

Что в подарок нам принёс?        

- Громкие хлопушки,                  

Сладости, игрушки.                    

Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.

Руки вперёд ладонями вверх.

 Хлопнуть в ладоши.

 Вертим кистями.

Перед нами елочка:

Шишечки, иголочки.

 

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

Пальцы рук сплетены, из больших пальцев – верхушка «елочки».

Кулачки, указательные пальчики

выставлены.

«Шарики» из пальцев вверх, вниз

«Ушки» из указат. и среднего

 пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты.

 Ладони сложены, пальцы

 растопырены, средний и указательный стоят на столе.

Тема «Части тела»

У меня есть голова,              

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.

Где же наши ручки?
Где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки?
Нету наших ручек.
Вот, вот наши ручки,
Вот наши ручки.

Вытягивают ручки вперед.
Показывают ручки.

 

Спрятали ручки за спину.
Опять показывают ручки.

Кулачки сложили,
Кулачками били.
Тук-тук!
Тук-тук!
Тук-тук!

Сложить кулачки обоих рук.
Бьют кулачками.

Большие ноги
Шли по дороге.
Топ- топ- топ..
Маленькие ножки
Побежали по дорожке
Топ- топ- топ.

Четыре пальца правой руки постукивают по левой руке, дети повторяют текст 
за взрослыми.

 

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем пальчики считать.
Крепкие и дружные
Все такие нужные.
На другой руке опять
Пальчики быстрые,
Очень - очень чистые.

Дети загибают пальчики на левой руке.

Сжимают и разгибают кулачки.

Дети загибают пальчики на правой руке.
Сжимают и разгибают кулачки.

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит
Тише дети не шумите,
Пальчики не разбудите.

Дети загибают пальчики, начиная с мизинца.

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга нам нельзя

Поднять вверх большой пальчик

Соединить вместе пальцы, которые перечисляются.

Сжать пальцы обеих рук и постучать
друг об друга.

Ритмично сжимать и разжимать кулак.

Мальчик – пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем песни пел.

На первую строку показать большие пальцы обеих рук и соединить их.
Затем поочередно загибать пальцы рук.

Тема «Домашние животные»

Вот, убрав царапки,    

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки        

На своей макушке.      

Дети моют руки.

Круговые движения ладонью по лицу.

Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.

По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы как лошадки
Чок-чок-чок.
Чок- чок-чок.
Скачет резвый табунок

Пальцы скачут по столу,

Повторяя текст за взрослым:
 «чок-чок , чок-чок»

Тема: «Дикие животные»

Заяц и ёжик навстречу друг другу    

                                                                         

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они.      

Быстро бежали – поди догони!          

Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.

Стукнуть кулачками.

Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.

Это зайчонок, это бельчонок,                

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок      

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.

Вращают большим пальцем.

Зайка – ушки на макушке –    

Скачет, скачет по опушке.      

Шёл за ним колючий ёжик,    

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса –            

Рыжехвостая лиса.

Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».

Руки щепотью вниз у груди – «скачет». Переплели пальцы и пошевелили.

Плавные движения руками перед собой.

Я – белка в шубке меховой, 
Пушистый хвост – 
Помощник мой,
Он помогает мне скакать
Везде успею побывать.
Прыг-скок, прыг-скок.

Дети проводят ворсом кисточки по ладошке и повторяю слова за взрослым:
«Прыг-скок, прыг-скок»

На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зеленый, на лужок,
Приходи и ты,  дружок.

Сгибают пальчики поочередно в кулачок.

Сидит белка на тележке,
Раздает она орешки.
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке, 
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Пальчик с лисичкой кланяется
Пальчик с воробышком кланяется
Пальчик с синичкой кланяется
Пальчик с мишкой кланяется
Пальчик с зайчиком кланяется.

Повстречал ежонка еж:
«Здравствуй, братец, как живешь?

Кончиком большого пальца поочередно касаться кончиком указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Ежик топал по дорожке,

И грибочки нес в лукошке.
Чтобы грибочки сосчитать,
Нужно пальцы сосчитать.

Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки.

Вот встречаются зайчата.
Как согреться нам, ребята?
Чтобы побыстрей согреться,
Надо спинками тереться.

Дети трут тыльные стороны ладоней друг о друга.

Мама мишек будит рано.

Не встают они с дивана.

-Эй, Большак, вставай скорей!

Ждут друзья уж у дверей!

-Ну, а ты, лентяй Указка!

У тебя засохла краска!

Вы должны с Середняком

Побелить амбар и дом.

-Безымянный, мой бедняжка!

Знаю, болен был ты тяжко.

Пожалею я тебя,

Полежи ещё два дня.

Ты, Мизинчик – малышок,

Роста у тебя – вершок!

Но зато проказ и драк

Сосчитать нельзя никак!

Пальцами обеих рук изобразить мишек

 Удивленно пожать плечами

Встряхиваем большие пальцы  рук

Указать руками на дверь

 Встряхнуть указательные пальцы

 Изобразить руками ведро

 Встряхнуть средние пальцы, плавные движения кистями рук, как кисточкой,  снизу – вверх

Погладить безымянный палец пальцами другой руки

Прижать безымянный палец к ладони и погладить его

Встряхнуть мизинцы, показать, какого они роста.

 Погрозить мизинцу пальцем, сосчитать на пальцах его проказы.

Тема: «Дикие животные жарких стран»

Хобот носит только он –      

Лопоухий серый слон.          

Рукой плавно двигаем перед собой – изображаем хобот.

Приставляем руки к ушам.

Мы рисуем бегемота.
Кто желает поработать?
Каждый палец рвется в бой
 И кивает головой.

Дети сгибают руки в локтях,
Держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная 
С большого пальца правой руки.

Тема: «Мамин праздник»

Мамочка хорошая,    

Мамочка любимая!    

Очень я её люблю,    

Поцелуи ей дарю!      

Воздушный поцелуй над ладонью.

 Поцелуй над другой ладонью.

Сдуваем с ладони поцелуй.

Сдуваем поцелуй с другой ладони.

Ладушки, ладушки,
Пекла мама оладушки,
Маслом поливала,
Деткам давала:
«На-на-на»

Дети хлопают в ладошки и повторяют слова: «На-на-на»

Тема: «Домашние птицы»

Зёрна курочка клюёт,      

И цыплятки тут как тут.  

В воду уточка нырнёт,      

А цыплятки не нырнут.    

Обе ладошки вместе отклоняем от себя. Щепотки «клюют» по очереди.

Ладошки вместе «ныряют» вперёд.

Погрозили пальчиком.

Есть у курицы цыплёнок,      

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –    

Все красивы, хороши.

Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.

Перебирают пальцы по очереди.

 Раз, два – шли утята.

 Три, четыре – за водой.

 А за ними плёлся пятый,

 Позади бежал шестой.

 А седьмой от них отстал,

 А восьмой уже устал.

 А девятый всех догнал,

 А десятый напугал.

 Громко, громко запищал:

 Пи – пи – пи! Не пищи,

 Мы тут рядом, поищи.

 Поочерёдно сгибать все пальцы

 правой, затем левой руки, начиная

 с большого.

 Ритмично сгибать и разгибать  

 пальцы обеих рук.

Тема «Дикие птицы»

Дятел дерево долбит:        

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит    

Стук-стук-стук.

Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите об неё.

Смена рук.

Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.

Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки.
Затем повторение левой рукой.

Сорока – белобока,
Кашу варила
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала.
Этому дала.
Этому дала.
А этому не дала.
Ты воды не носил,
кашу не варил,
тебе нет ничего.

Указательный палец правой руки делает
Круговые движения на левой ладони.

Поочередно, загибаем пальцы левой 
руки.

 

Большой палец поднять вверх.

 Прилетайте, птички!

 Сала дам синичке.

 Приготовлю крошки

  Хлебушка немножко.

  Эти крошки – голубям,

  Эти крошки – воробьям.

  Галки да вороны,

  Ешьте макароны!

 

«зовущие» движения пальцев

4раза - «режущие» движения одной ладони по другой

 

пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга

 вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью

 то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь,

 «катая из хлеба макароны»

Сколько птиц к кормушке нашей.

 Прилетело? Мы расскажем.

 Две синицы, воробей,

 Дятел в пестрых перышках.

 Всем хватило зернышек.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Загибание пальчиков, начиная с большего.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Тема «Мебель»

На кроватке мы поспали,          

Вещи в шкаф уже убрали.        

Мы на стуле посидели              

И за столиком поели.                

Руки под щёку.

Свободно двигаем руками – «убираем вещи».

Ладонью одной руки накрываем кулак другой.

Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.

Тема «Транспорт»

По шоссе идут машины,      

По асфальту едут шины.    

По дороге не беги,              

Я скажу тебе: «Би-би».        

Крутим воображаемый руль.

Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу. Погрозили пальцем.

Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он словно печка:
Пых, пых…

Дети обе сложенные ладони
поворачивают влево и  вправо, повторяют за взрослым: «Пых..»

Тема «Весна»

Вот уж две недели        

Капают капели.        

Снег на солнце тает      

И ручьём стекает.        

Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.

Руки ладонями вниз разведены в стороны.

Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.

Как на лугу, лугу,
По зеленому лугу
Разливается вода,
Расстилается трава,
Расстилается трава,
Трава шелковая.

Дети проводят ворсом щетки по наружной кисти от кончиков пальцев до запястья, повторяют за взрослым слова текста.

Тема «Насекомые»

Мы пошли гулять на луг,  

А по лугу ползал жук!          

«Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.

Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.

Тема «Лето»

Солнцем ласковым согрето,    

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять              

И цветочки собирать.              

«Идём» указательным и средним пальцами одной руки.

«Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.

«Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.

Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,
 Разожмутся,
То зароются в песке.

Имитировать движения в соответствии с текстом, повторяя за взрослым слова
текста.

Тема «Цветы»

Ромашки белые цветки –                

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки                    

Считать ромашки лепестки.

Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».

Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.

Хоровод среди цветов,
Вокруг розовых кустов.
Среди трав и цветов
Водим, водим хоровод.

У ребенка в ладошках грецкий орех, 
круговыми движениями кистей
ребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста.

Динь-динь, динь-динь
Дни подряд
Колокольчики звенят.
Динт-динь, динь- динь.

У ребенка в ладонях грецкий орех.
Круговыми движениями кистей рук
ребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста.

Тема «Космос»

Утро – солнце всходит.      

Ночь – луна приходит.        

Поднимаем растопыренную ладошку. Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».

Тема «Профессии»

Питер играет с одним молотком,

с одним молотком, с одним молотком,

Питер играет с двумя молотками,

 с двумя молотками, с двумя молотками

 Питер играет с тремя молотками,

 с тремя молотками, с тремя молотками

 Питер играет с четырьмя молотками,

 с четырьмя молотками, с четырьмя  

 молотками,

 Питер играет с пятью молотками,

 с пятью молотками, с пятью молотками

Кулаком правой руки ударять по столу,

Кулаками обеих рук,

 Ударяем двумя кулаками и топаем

 одной ногой,

 Ударяем двумя кулаками и топаем

 двумя ногами,

 

  + киваем головой.

Вот забор.

В заборе щели.

Пальцы в них пролезть хотели.

Сунул голову Большак.

 Дальше не пройти никак!

 Вслед за ним застрял Указка.

 Середняк хотел – напрасно!

 Безымянный – безуспешно!

 Хоть один прошёл? Конечно!

 Щуплый, маленький мизинчик

 Помощь братьям оказал:

 Из щелей их всех достал.

Пальцы правой руки прижать друг к  другу.

Раздвинуть пальцы.

Просунуть большой палец левой руки между большим и указательным пальцами правой.

Крепко зажать большой палец.

Указат.палец левой руки между  

Указат. и средним пальцами правой, средний палец левой руки между

средним и безымянным пальцами

 правой,

 мизинец несколько раз согнуть –

 разогнуть, потом помахать им.

Каждый палец по очереди освободить из плена.


Игры для детей до 4 лет.

Игра «Ловилки»

Ребенок раскрывает ладошку. Взрослый опускает ребенку на ладошку указательный палец, ребенок должен его поймать, сжав ладонь. Затем участники меняются ролями.

"Поймай киску"

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы.

"Чудесный мешочек"

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

"Узнай фигуру"

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

"Узнай предмет по контуру"

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

"Догадайся, что за предмет"

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

"Отгадай цифру" (букву)

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) рисуют геометрическую фигуру. Ребенок должен определить, что это за символ.

"Что это?"

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

"Собери матрешку"

Двое игроков подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

"Золушка"

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

"Угадай, что внутри"

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5-10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.


Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет

1. "Рыбак"

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. "Удочку" малыш должен держать одной рукой.

2. "Дорожка"

Сделайте на столе дорожку шириной 3—5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

3. "Волшебная ложечка"

Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

4. "Сладкий чай"

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

5. "Салют"

Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

6. "Сделай комочек"

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

7. "Подзорная труба"

Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.

8. "Собери палочки"

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет

Все упражнения выполняются под присмотром взрослого.

1. "Лабиринт"

Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.

2. "Бусы"

Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

3. "Пройди по дорожке"

Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.

4. "Фигурки"

С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.

5. "Сюрприз"

Заверните значок в 4—5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.

6. "Прищепки на корзинке"

Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.

7. "Разноцветные прищепки"

На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного... цвета.

8. "Угощение"

Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.



9.  Кукольная одежда на прищепках

Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.


10. Болты и гайки

Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.

11. Упражнение с дыроколом
Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.

12. Наматывание ниток
Заранее подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигруки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.

13. Переливание жидкостей и не только
Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.

Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.

Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

  1. "ПУНКТИРЫ". Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.
  2. "ПИЛА". Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
  3. "УТЮЖОК". Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
  4. "КАТОК". И.п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.
  5. "БУРАВЧИК". И.п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки.
  6. "КРАБ". И.п. то же. Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.
  7. "СОГРЕЕМ ЛАДОШКИ". Сильно потираем руки.
  8. "СПИРАЛЬКИ". Каждый палец левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спирале-. видные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие мелкой моторики

О проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходит...

Картотека упражнений по развитию мелкой моторики

Доступная для всех педагогов картотека, собранная из различных источников. Удобна тем, что упражнения подобраны к  лексическим темам...

Электронная картотека игр для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. СухомлинскийПредложенные игры, требующие тонких движений пальцев повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощны...

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры на выкладывание"

Цель: развитие оптико-пространственной функции, умения ориентироваться на плоскости; развитие зрительного внимания; воспитание навыка работы ведущей рукой и моторной ловкости пальцев...

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры на тактильное восприятие"

Цель: учить ребенка узнавать на ощупь различную фактуру тактильных таблиц, находить на ощупь «такую же» табличку....

Памятки Родителям 1. О развитии речи ребенка; 2. Об условиях проведения артикуляционной гимнастики дома; 3. "Ум на кончиках пальцев" - об упражнениях для развития тонкой моторики.

Памятка "Логопед Рекомендует" из серии  "Советы логопеда" знакомит родителей с развитием речи ребенка.Памятка "Ум на кончиках пальцев" из серии "Советы логопеда...

Успех на кончиках пальцев: как и зачем развивать мелкую моторику рук

О том, что такое пальчиковые игры и чем они могут быть полезны не только малышам, но также детям и взрослым любого возраста....