Здоровьесберегающие технологии в детском саду
методическая разработка ( группа) на тему

Батырова Татьяна Михайловна

Здоровьесберегающие технологии в детском саду
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshyura.docx749.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение            

  «Детский сад №28 г.Лениногорска» муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

      D:\Documents and Settings\Dina\Рабочий стол\татьяна\доу 28 лето 2012\DSCN0147.jpg                         D:\Documents and Settings\Dina\Рабочий стол\татьяна\доу 28 лето 2012\DSCN0149.jpg

C:\выпуск 2012\фото 2012\IMG_5041.JPG

г. Лениногорск

                                                Человеческое дитя – здоровое…развитое…

Это не только идеал и абстрактная ценность,

                                                     Но и практически достижимая норма жизни.

Пояснительная записка

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия,   а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. 

Создание здоровьесберегающей среды

в детском саду

Здоровьесберегающая педагогическая технология, по мнению                  В.Д. Сонькина, - это:

  • условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная   организация   образовательного   процесса                       (в   соответствии   с возрастными, половыми, индивидуальными     особенностями  и гигиеническими требованиями);
  • соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый,      достаточный      и     рационально      организованный двигательный режим.

Усилия работников нашего детского сада направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

  Цель здоровьесберегающей технологии - обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни,         и воспитав у него культуру здоровья.

Здоровьесберегающие педагогические технологии реализуются                 на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дошкольники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Они должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Технологии бывают:  

Здоровьесберегающие – это обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания.

Оздоровительные - физическая подготовка, закаливание, гимнастика, массаж.

Технологии обучения здоровью – это включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла.

Воспитание культуры здоровья  - занятия по развитию личности воспитанников, мероприятия вне занятий, фестивали, конкурсы и т.д.

   Целью нашего дошкольного учреждения является: сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды в детском саду.

Задачи:

  • Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы,  в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
  • обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
  • осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

В нашем дошкольном учреждении все мы стараемся создать психологические условия организации здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, к которым относятся: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; организация общения и деятельности для появления у ребенка позитивного эмоционального опыта; поощрение самостоятельности; развитие творческого воображения, формирование осмысленной моторики, создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности, развитие способности сопереживания, умений активного творческого самовыражения.

А так же создать педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; организация культуротворчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Являясь участниками этого общего процесса, мы уделяем особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в группе:

Это динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.

F:\выпуск 2012\фото 2012\IMG_5046.JPG

Релаксацию проводят воспитатели во всех возрастных группах. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

E:\фотки 2мл.гр\P8310447.JPG

Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.

Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.

Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физминутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.  

E:\фотки 2мл.гр\P8310455.JPG

Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам. Проводит воспитатель.

Физкультурные занятия проводятся в хорошо проветренном помещение 2-3 раза в неделю в спортивном зале, а также на свежем воздухе.

E:\фотки 2мл.гр\P8300353.JPG               E:\фотки 2мл.гр\P8300356.JPG

Проблемно-игровые ситуации в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано,  в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

E:\фотки 2мл.гр\P8300386.JPG

Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.

Самомассаж. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физминуток, в целях профилактики простудных заболеваний. Проводят воспитатели.

Технология воздействия через сказки

Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии мы с ребятами учимся составлять словесные образы. Вспоминаем старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.

Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий - преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен.

D:\Documents and Settings\Dina\Рабочий стол\татьяна\фото\волк и 7 козлят\IMG_0290.jpg

Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.
Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.

Технологии музыкального воздействия. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Проводят воспитатели и музыкальный руководитель.  

F:\выпуск 2012\фото 2012\IMG_5030.JPG

Дополнительно использую методы закаливания:    

- полоскание горла и полости рта растворами трав (эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы и т.д.), обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, или раствором морской соли проводится ежедневно после обеда в течение 2 недель поочередно.

- умывание холодной водой после дневного сна.

E:\фотки 2мл.гр\P8310420.JPG

- босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна.

- провожу консультации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, освещаем эти вопросы так же и на родительских собраниях.

Таким образом, применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающей среды повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Поставленные цели успешно реализуются на практике.

Сценарий физкультурного досуга

 для старших дошкольников

«Большие гонки»

Программное содержание: Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. Закреплять выполнение основных видов движений осознанно, быстро и ловко; учить понимать цель эстафет; доставить детям радость физической самореализации. Формировать у детей умение играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других.

Оборудование: обручи, мячи, гимнастические палки, воздушные шары, мешочки с песком, кегли, шляпы, флаги.

Музыкальное сопровождение: музыка из программы «Большие гонки» в исполнении Фабрики звезд 4 «Россия - чемпионка».

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады вас приветствовать на нашей игре «Большие гонки». Мы начинаем нашу игру. Итак, встречаем команды.

(Под музыку дети заходят в зал, у капитанов команд в руках флаги,

дети  строятся в колонну по одному)

Ведущий: Итак, мы приветствуем команду «Пантеры».

Капитан команды: Наш девиз:  

Мы пантеры – просто класс,

Удивим сегодня вас,

Шустрые и смелые,

Ловкие, умелые.

Ведущий: А теперь мы приветствуем команду «Белые барсы».

Капитан команды: Наш девиз:

Белые барсы очень сильны,

Белые барсы очень умны,

Когда мы едины,

Мы непобедимы!

Ведущий: А теперь я хочу представить жюри нашего конкурса и тренера команд.

(Представляет жюри, тренера,

дети перестраиваются в две колонны)

Итак, мы начинаем наши соревнования.

Эстафеты:

  1. Бег с двумя мячами

 На линии старта первый участник берет удобным образом 2 мяча. По сигналу бежит с ними до обруча и складывает в него мячи. Назад он возвращается пустой. Следующий участник бежит пустым до лежащих мячей, поднимет их, возвращается с ними назад к команде и, кладет их на пол в другой обруч.

  1. Игольное ушко

 В конце линии эстафеты на земле лежит  обруч. Стартуя, первый участник  должен добежать до обруча, поднять его и продеть через себя. Затем игрок возвращается назад.

D:\Documents and Settings\Dina\Рабочий стол\Большие гонки 3\P1000838.JPG

  1. Туннель

Первый игрок посылает мяч между расставленными ногами игроков назад. Последний игрок каждой команды наклоняется, ловит мяч и бежит с ним вдоль колонны вперед, встает в начале колонны и опять посылает мяч между расставленными ногами и т.д.

D:\Documents and Settings\Dina\Рабочий стол\большие гонки 2\большие гонки 2\STP62356.JPG

Музыкальная пауза

  1. Снайперы

На расстоянии 3м перед каждой колонной лежит обруч. Дети по очереди бросают мешочки с песком правой  рукой, стараясь попасть в обруч. Если ребенок попал, то его команде засчитывается 1 балл. Итог: у кого больше баллов, та команда и выиграла.

D:\Documents and Settings\Dina\Рабочий стол\Большие гонки 3\P1000854.JPG

  1. Воздушные кенгуру

 Первый участник зажимает воздушный шар между колен и, как кенгуру, прыгает с ним до маркера окончания дистанции. Вернувшись таким же образом назад, он передаёт шарик следующему игроку и т.д.

D:\Documents and Settings\Dina\Рабочий стол\большие гонки 2\большие гонки 2\STP62369.JPG

  1. Ковбои

 Коня в этой эстафете заменит гимнастическая палка. Каждому игроку, удерживая между ногами палку и надев на голову шляпу, предстоит доехать до поворотной отметки и обратно.

Музыкальная пауза

  1. Прокати мяч

Перед первым игроком каждой команды лежит мяч. Игроки ведут мяч по земле вперед руками. При этом мяч разрешается толкать на расстоянии вытянутой руки. Обогнув поворотный пункт, игроки возвращаются так же к своим командам и передают мяч следующему игроку.

  1. Медвежья тропа

Дети выстраиваются в две команды. Первый игрок становится «на 4 ноги» (на руки и ноги) и так передвигается. Обогнув поворотный пункт, игроки возвращаются так же к своим командам и передают эстафету.

  1. Змейка

Перед детьми  расставлены кегли на расстоянии  50 см друг от друга. Дети оббегают кегли «змейкой» и возвращаются назад, передавая эстафету следующему игроку.

D:\Documents and Settings\Dina\Рабочий стол\Большие гонки 3\P1000898.JPG

Жюри подводит итоги и объявляет победителей. Победителям вручаются «медали».

D:\Documents and Settings\Dina\Рабочий стол\большие гонки 2\большие гонки 2\STP62433.JPG

Ведущий: Молодцы, ребята. Сегодня вы были самыми смелыми, самыми ловкими, быстрыми и очень дружными. Желаем вам расти  здоровыми, активными, веселыми и никогда не болеть.

Под музыку дети покидают зал.

C:\большие гонки фото\Большие гонки 3\P1000925.JPG

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Е.Л. Новикова, Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников, М.; 1999
  2. М.Н. Щетинин, Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, М.; 2007
  3. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
  4. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.
  5. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист.-2005.-№4.-С.61-65.
  6. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей.  С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.
  7. Шорохов О.А. «Играем в сказку: сказкотерапия и занатия по развитию связной речи». Издательство «Сфера», 2007.
  8. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии», С.-П., издательство «Речь», 2008.

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ №28

Батырова Татьяна Михайловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Материал полезен педагогам  на занятиях с использованием ИКТ. Гимнастика поможет снять усталость с глаз , укрепить мышцы глаза...

Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."

Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей.Правильное дыхание играет значительную роль для сохранения и укрепления здоровья детей. Пение снимает стрессы, помогает избавиться от не...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.Здоровье – состояние физического и социального благополучия челов...

Новейшие здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к сво...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:*приобщение детей к физической культуре;*использова...