«Сотвори здоровье сам»
проект (старшая группа) на тему

Галета Галина Васильевна

Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, т.к. оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.   Здоровье ребенка зависит от таких факторов, как здоровье родителей – наследственности (20%); от экологии (20%); от условий и образа жизни, воспитания ребенка в семье (50% !); медицинского обслуживания (10%). Если на наследственность и окружающую среду мы пока не имеем возможности воздействовать, то необходимо обратить внимание на самый значимый компонент – образ жизни, то есть систему воспитания и обучения, включая физическое воспитание и охрану психического здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotvori_zdorove_sam.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная характеристика педагогического проекта:

Название проекта:

«Сотвори  здоровье  сам»

Название и адрес организации (полностью):

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Звениговский детский сад «Кораблик», 425060 РМЭ г. Звенигово, улица Школьная, д. 14 «а»

ФИО руководителей проекта:

Галета Галина Васильевна – воспитатель 1 квалификационная категория

 (8-83645) 7-18-56

Исполнители:

Педагогический коллектив МДОУ Звениговский детский сад «Кораблик»

База экспериментальной работы:

МДОУ Звениговский детский сад «Кораблик»

Сроки работы по проекту:

1 сентября 2010 – 31 марта 2011 г.

1. Проблема, на решение которой направлен проект

Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, т.к. оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.   Здоровье ребенка зависит от таких факторов, как здоровье родителей – наследственности (20%); от экологии (20%); от условий и образа жизни, воспитания ребенка в семье (50% !); медицинского обслуживания (10%). Если на наследственность и окружающую среду мы пока не имеем возможности воздействовать, то необходимо обратить внимание на самый значимый компонент – образ жизни, то есть систему воспитания и обучения, включая физическое воспитание и охрану психического здоровья. На этапе дошкольного развития задача сбережения, укрепления и поддержки здоровья детей является доминирующей, определяющей и требующей поиска адекватных условий его обеспечения. У ребенка 2-7 лет все механизмы адаптации находятся в крайнем напряжении, и избыточные нагрузки на неокрепший организм могут привести к необратимым последствиям. Значительная доля ответственности за это лежит на воспитывающих взрослых, педагогах и родителях, которые в стремлении интенсифицировать процесс обучения, реализовать свои амбиции не учитывают возможности детей, что приводит к неблагоприятным для детского организма последствиям.

Важнейшим условием здоровьесберегающей работы современного детского сада является высокий уровень профессиональной компетентности специалистов.

Анализ психолого-педагогических исследований позволил определить профессиональную компетентность педагога как сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обуславливающих готовность педагога к актуальному выполнению педагогической деятельности (В.В.Беспалько, В.А.Сластенин, Н.Ф.Талызина, Н.Е.Костылева и др

Таким    образом,    для    организации    результативного    инновационного образовательного эдоровьесберегающего процесса требуется высокий уровень профессиональной компетентности.          

Для  решения проблемы сбережения здоровья детей в МДОУ Звениговский детский сад «Кораблик»   был разработан проект «Сотвори здоровье сам», целью которого является повышение компетентности специалистов и родителей в сфере здоровьесбережения детей.

2. Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат.

         Проблема сохранения  здоровья детей имеет глубокие исторические корни. Определенное внимание ее изучению уделяли И.И  Бецкой, М.В.  Ломоносов, Н.И. Новиков, К. Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Ф.Ф. Эрисман,  Е.А. Покровский и др. Идеи  сбережения  здоровья в современных условиях отражены  в исследованиях  М.М. Безруких, Н.Н. Куинджи, Д.Д. Шариповой,  М.Я. Виленского, В.И. Дубровского, А. А. Дубровского, Ю.Ф., В.Н. Ирхина, Знаменского, Ю.П. Лисицына, И.И. Брехмана, Р.И. Айзмана, А.Г. Щедриной, И.В. Дубровиной и др. На основании проведенных исследований ими были выделены факторы риска в сохранении здоровья в современной школе, установлена их значимость в различных условиях, разработана теоретическая основа формирования здорового образа жизни и сформированы принципиальные положения «педагогики здоровья».

        Концепции сохранения и укрепления здоровья воспитанников в современных дошкольных учреждениях имеют много вариантов своего воплощения, но большинство   из них не предусматривают  доминирующее использование  содержательных возможностей педагогической среды образовательного учреждения и целостной системы ведущих факторов дошкольного воспитания, призванных обеспечить у детей формирование ценностного отношения к культуре здоровья и здорового образа жизни.

В основе нашего проекта лежит концепция целостного педагогического процесса, обеспечивающего, наряду с воспитанием, обучением, сохранение и развитие здоровья дошкольника, системное использование здоровьесберегающих технологий  в образовании (М.В. Антропова, В.Ф. Базарный, М.М. Безруких, С.М. Тромбах, В.Н. Касаткин, Д.В. Колесов, Н.Н. Куинджи, И.В. Кузнецова, В.Р.Кучма,  С.В. Кулиева, В.Н. Ирхин), направленных на формирование основ жизнедеятельности  средствами гигиенической и двигательной культуры, воспитание положительного отношения к ней, что, в свою очередь, обеспечивает познание мира движений человека, понимание механизма упражняемости, адекватность самооценки образа «физического Я», возможность самоанализа и саморегуляции, хорошее жизнерадостное состояние и здоровье (Т.И. Бабаева, Л.Д. Гусарова, Н.А. Ноткина, Н.В. Полтавцева, Л.М. Пустынникова, Т.Э.Токаева и др.).

Система знаний,  умений, навыков, определяющих  поведение и являются базисом личностной культуры человека, основой здорового образа жизни (А.Н. Бернштейн, П.А.  Мудрик, П.А. Ядов и др.).

Исходя из этого, целью нашего проекта является повышение содержательной, смысловой компетентности специалистов и родителей в сфере здоровьесбережения детей, активизация   субъектной позиции взрослых как носителей здорового образа жизни, сознательно пропагандирующих ценности здорового образа жизни, владеющих технологиями преумножения собственного здоровья в условиях положительных и негативных социально-экологических факторов.

Нам важно показать специалистам, что необходимо организовать совместную работу с родителями, которым предоставляется возможность вместе с педагогическими и медицинскими работниками детского сада вначале изучить и оценить здоровье каждого ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику его формирования. Здоровыми детьми врачи и педагоги считают тех, которые жизнерадостны, активны, любознательны, устойчивы к неблагоприятным факторам внешней среды.

                                        Основные задачи проекта.

  1. Определить наиболее эффективные формы работы с детьми   в семье, обеспечивающие повышение уровня физического развития детей, их физической подготовленности, развития двигательных способностей, формирование ценностного отношения к самому себе и физической культуре, своему здоровью, снижение уровня заболеваемости.
  2. Обеспечить популяризацию направлений здоровьесбережения детей.
  3. Создать условия в группе для комфортного пребывания детей.

В рамках проекта  основными мероприятиями будут следующие формы работы:

  • обучение на лекциях по профилактике заболеваемости для родителей ;
  • обучение на практических семинарах по использованию эффективных форм работы с детьми с педагогами  и   родителями;
  • консультирование; 
  • проведение открытых занятий ;

Прогнозируемый результат.

Эффективность реализации нашего проекта можно оценить, опираясь на следующие критерии:

1) уровень  заболеваемости;

2) эмоциональный фон при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий;

3) степень активности родителей;

4) содержание валеологической среды в ДОУ;

5) уровень освоения детьми этапов перспективного плана.

В процессе работы   мы предполагаем, получить положительную динамику по таким  направлениям здоровьесбережения  как:

 -повышение уровня компетентности в вопросах  здоровьесбережения детей с 2 до  7 лет  родителей ;

 -повышение уровня физического и личностного развития детей дошкольного возраста, их здоровья, приобщение к физкультуре и  спорту.

- внедрение механизма мониторинга с целью получения информации о качестве физического   воспитания и здоровьесбережения детей с 2 до 7 лет;

   

Реализация проекта предполагает:

  • снижение уровня заболеваемости соматически ослабленных детей;
  • активное вовлечение родителей в процесс оздоровления и физического воспитания детей; повышение эффективности работы с детьми в формировании активной позиции в приобретении навыков ЗОЖ;
  • освоение технологии здоровьесбережения;
  • создание валеологической среды в группе и семье;
  • освоение критериев здоровья на теоретическом и практическом уровне: подбор оптимальных способов оздоровления и воспитания с учетом индивидуальных возможностей; предупреждение интеллектуальных перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе и семье;
  • расширение форм взаимодействия родителей  и педагогов ДОУ.

      Таким образом, в результате освоения детьми, педагогами и родителями  содержания настоящего проекта значительно повысится их уровень компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья,  изменится отношение к себе и своему здоровью, у детей появится возможность использования физических упражнений для самоутверждения, осознания своей умелости, своих двигательных способностей. Научить взрослых создавать условия для проявления самостоятельности ребенка в физкультурно-оздоровительной деятельности – в этом, по нашему мнению, заключается новизна проекта.

Физкультурно - валеологическое воспитание не может осуществляться путем какого-то одного средства или в течение небольшого отрезка времени. Оно должно проводиться систематически и в тесной связи с родителями. Поэтому мы планируем и далее продолжать работу в рамках проекта, но с расширением поставленных задач. Благодаря выполнению данного проекта мы добьемся одного из важных условий реализации системы физкультурно-валеологического образования в нашем дошкольном учреждении, такого как правильная организация и валеологизация развивающей предметной среды, способствующей развитию ребенка в целом, как личности. Мы создадим условия для формирования у ребенка основ валеологического сознания, культуры здоровья, реализации новых представлений о его самоценности. Благодаря творчески работающему педагогическому коллективу, который постоянно ведет поиск инновационных методов и форм работы с детьми и родителями, проект будет жить!

3. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.

В целях реализации проекта нами разработан перспективный план, определены формы и методы работы.

1. В условиях дошкольного учреждения неоправданно формализуется процесс оздоровления детей и активность, инициатива ребенка по отношению к своему собственному здоровью практически остается невостребованной, хотя знания о ЗОЖ формируются. Поэтому, очень важно предоставить для   ребенка возможность широкого практикования самостоятельных действий, в том числе и для сохранения своего собственного здоровья .

2. Для сохранения здоровья необходимо знать механизмы здорового существования, поэтому мы обратились, в процессе разработки программы повышения компетентности  педагогов,  к валеологии, предметом которой являляется формирование системы знаний, умений, навыков, механизмов ведения здорового образа жизни. Пути формирования валеологического сознания и культуры здоровья – это валеологическое образование и воспитание, средства массовой информации, литература, искусство, спорт и физическая культура. Все это направлено на формирование системы знаний, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений, которые обеспечивают становление ответственного, осознанного отношения к своему здоровью. систематическое и планомерное взаимодействие педагога и детей с целью развития культуры здоровья, выражающейся в бережном отношении к себе  как части природы, как важнейшей социально-нравственной ценности в жизни на Земле, это путь развития здорового образа жизни, который осуществляется в процессе валеологического образования, направленного на освоение ребенком знаний о своей человеческой природе, тех закономерных изменений, которые происходят в психическом и физическом состоянии человека, о влиянии этих изменений на здоровье в процессе роста и развития, основах безопасности жизни и деятельности.

3. Следующее направление работы - знакомство с  педагогической технологией, предусматривающей построение работы по физическому и валеологическому воспитанию   детей, которая конструируется с учетом общенаучных методологических подходов:

- комплексного,  предполагающего интегрирование содержания, форм и методов физического  и валеологического воспитания, обеспечивающего формирование у детей системы взаимосвязанных знаний.

- деятельностного, предусматривающего наполнение значимыми для ребенка видами двигательной деятельности, в основе которой лежат движения, производимые по средствам собственной воли, выполняя которые, ребенок привыкает к занятиям физической культурой, у него постепенно развивается богатое двигательное воображение, хорошо развитые игровые и физические способности.

- системно-структурного, позволяющего выстроить целостную педагогическую систему физического и валеологического образования в  ДОУ  и семье.

4. Важное направление - организация совместной работы с родителями, которым предоставляется возможность вместе с педагогическими и медицинскими работниками детского сада вначале изучить и оценить здоровье каждого ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику его формирования. Здоровыми детьми врачи и педагоги считают тех, которые жизнерадостны, активны, любознательны, устойчивы к неблагоприятным факторам внешней среды. Для оценки результативности здоровьесбережения детей родители и педагоги, медицинские работники должны ориентироваться в критериях здоровья, разработанных Голубевой М.Н.. Согласно принятой классификации здоровья, дети, посещающие МДОУ, могут относиться к разным группам здоровья: 1 – абсолютно здоровые, П – рискующие развитием каких-либо отклонений в состоянии здоровья или уже проявившие этот риск в виде нарушенной функции органов и тканей, но не имеющие хронических заболеваний, Ш – имеющие какое-либо хроническое заболевание.  Родителям и педагогам важно знать, что любые отклонения в раннем развитии ребенка - это повод задуматься стоит ли форсировать дальнейшее развитие ребенка или же подбором оптимального способа оздоровления и воспитания компенсировать действие факторов риска.Для того, чтобы родители могли оказывать помощь своим детям, им необходимо взаимодействовать с педагогами и медицинской сестрой МДОУ.

Подготовительный этап проекта (сентябрь 2010.)

Разработка Проекта «Сотвори здоровье сам».

Первый этап – исследовательский (октябрь-ноябрь 2010)

 Анализ и теоретическое  исследование проблемы, изучение уровня разработки проблемы в психолого-педагогической, методической и периодической литературе, изучение запросов   родителей для работы  , формирование концептуального замысла проекта; определение актуальности, цели и задач деятельности.

Второй этап - основной (декабрь-февраль 2010 - 2011)

Организация деятельности по реализации проекта.

Третий этап - оценочный (март 2011)

Анализ и  систематизация результатов работы, составление отчетов, подведение итогов;  повышение уровня  компетенции и рефлексивности родителей в области физического воспитания и здоровьесбережения детей.