Картотека дидактических игр по формированию основ ЗОЖ
методическая разработка (старшая группа) на тему

Игры, рекомендованные родителям для закрепления правил ЗОЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_i_uprazhneniya.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Серия дидактических игр

 для детей дошкольного возраста «Как стать здоровым»

 Дидактическая игра «Что есть у игрушки»

Цель: игра воспитывает у ребенка чувство самоопределения в предметном мире, осознание своего тела и его специфических особенностей.

Дидактический материал : игрушки зверей, человечков и прочее; картинки с изображением различных людей.

Ход игры: педагог предлагает ребенку сравнить себя с той или иной игрушкой 6 уточкой, петушком, медведем, клоуном, солдатиком, космонавтом и другими. Поощряется высказывания типа: «У уточки клювик, а у меня носик», «Мишка лохматый, а у меня кожа гладкая», «У мишки четыре лапы, а у меня две руки и две ноги», «И солдатик, и я смелые», «Я живая, а кукла хоть и двигается, но все равно не живая, а только кукла»

Можно видоизменить упражнение, предлагая детям сравнивать себя с любимыми героями (сказочными, телевизионными) и, наконец, друг с другом (например, мальчика девочкой, разного или одинакового роста, по цвету одежды, любимым занятием, умению, красиво что-то делать…)

(«Азбука общения» Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова) стр.190

Упражнение «Кто я?»

Цель: упражнение тренирует у детей способность использования жестов и мимики при подражании внешнего мира.

Ход упражнения: педагог предлагает одному из детей подумать и изобразить что-то или кого-то жестами, мимикой, звуками (поезд, машину, чайник, цыпленка, морскую свинку, доброго волшебника, муху-цокотуху, самовар…) Остальные дети отгадывают изображаемый предмет. После правильного ответа педагог спрашивает, по каким признакам ребенок догадался, что изображен именно этот предмет.

Затем отгадавший сам изображает, а после отгадывания рассказывает, что он делал, чтобы изобразить это.

(«Азбука общения» Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова) стр.192.

Дидактическая игра «Мы разные»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, умения различать индивидуальные особенности других детей.

Дидактический материал: картинки, на которых изображены птицы, рыбы, звери; принадлежности для рисования.

Ход игры: дети вместе с педагогом встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:

- кто из нас самый высокий?

- кто из нас самый маленький?

- у кого самые светлые (темные) волосы?

- у кого на голове есть бант (два банта)?

- у кого на одежде есть пуговицы?

- у кого в одежде присутствует красный, синий и прочие цвета?

Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других, и объясняет им понятие «разные». Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками, один из которых- цвет глаз. Педагог показывает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, какие у них глаза, затем дети определяют цвет глаз друг у друга, рисуют и раскрашивают нужным цветом глаза на изображении.

Затем педагог в доступной форме рассказывает детям о глазах человека, какого цвета они бывают, какое настроение выражают, для чего нужно смотреть в глаза друг другу, что в них можно увидеть, какие глаза бывают у мамы, когда она устала, радуется, смеется, как м почему мы плачем.

На следующем занятии тема игры может быть продолжена, но уже с рассмотрением значения носа, рта, ушей и других.

Например, педагог читает стихотворение:

Шлеп, шлеп! Дальше

На лужайке Носа своего

Шлепаются в грязь Они не видят

Зазнайки. Ничего.

Педагог спрашивает у детей, какие по форме бывают носы (показывает картинки носов у разных животных: короткий и длинный, веселый и унылый, с горбинкой…), предлагает на схеме «лицо» нарисовать детям свой нос.

Далее дети выясняют, для чего нужен нос (не только для определения запахов и вдыхания воздуха, но и в общении). Какой нос у зазнайки? Почему

плохо «задирать свой нос?» педагог уточняет также гигиенические требования к уходу за носом и необходимость всегда иметь с собой чистый носовой платок.

(«Азбука общения». Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова) стр. 247.

Игра «Кто мы?»

Цель: игра воспитывает у ребенка интерес к собственной личности (я мальчик, мне 3 года …), дает детям понятие о различных родственных отношениях в семье (я сын, внук…); показывает отличие конкретного человека от других людей (в имени, возрасте, поле…).

Ход игры. Педагог показывает детям любую хорошо знакомую им куклу или игрушку. Малыш узнает ее, радуется. Кукла здоровается с педагогом и называет свое имя. В ответ педагог называет себя по имени отчеству. Далее кукла знакомится с тремя – четырьмя детьми (по желанию). Воспитатель подсказывает ребенку, что надо сказать в том или другом случае («Очень приятно. Меня зовут Машенька», «Я – Митя»…).

Педагог сообщает детям о том, что их гость хочет выяснить их знания о самих себе. Куклу, например, интересует, кому, сколько лет, кто из вас девочка, а кто мальчик. Кто сынок, а кто дочка, кто внук, а кто внучка, кто похож на маму, а кто – на папу.

Педагог предлагает ответить на различные вопросы гостя. Получив согласие детей, педагог усаживает куклу так, чтобы все малыши хорошо ее видели. Поясняет: «Здесь ей всех видно и слышно».

Воспитатель подходит к ребенку, беседует с ним. «Дима, ответь, пожалуйста,- обращается он к малышу, - ты мальчик или девочка?» оценивает ответ ребенка, одобряет попытку детей принять участие в этой сценке.

В зависимости от возраста детей педагог задает им более легкие или сложные вопросы. При необходимости повторяет некоторые из них по несколько раз («Ты мальчик? Девочка? Тебе сколько лет?).

Вопросы к старшим детям могут быть разнообразнее и сложнее («Ты внук или внучка? А чья ты внучка?»). Следует хвалить детей и за краткие ответы («Я бабушкина и дедушкина внучка»), и за развернутые («Я внучка бабушки Оли и дедушки Вани»).

Кукла благодарит детей за приятно проведенное с ними время. Прощается с малышами. «До свидания! Всего тебе доброго! Приходи еще к нам!» - вслед за педагогом повторяют дети (хором и по одному)

(«Азбука общения». Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова, стр. 248)

Этюд «Делай как я»

Ход этюда. Клоун при помощи мимики и жестов старается развеселить ребят. Дети повторяют вслед за ним движения:

Указательным пальцем нажимают на кончик носа;

Растягивают уголки губ;

Ладонью одной руки машут из-за головы, другой чешут кончик носа;

Показывают длинный нос, как у Буратино, с помощью ладони руки;

Изображают смешное лицо обезьянки…

Клоун сообщает, что увидел, как дети могут веселиться, и из них могут получиться хорошие клоуны.

(«Азбука общения». Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова, стр. 267)

Этюд «Конкурс лентяев»

Ход этюда. Педагог читает стихотворение В.Викторова «Конкурс лентяев»:

Хоть и жарко, хоть и зной.

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук – лентяй нарядный –

Сладко спит в норе прохладной.

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Все не слезть ему с кровати.

После этого дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или коврик и, пока звучит музыка Д.Кабалевского «Лентяй», стараются как можно глубже расслабиться.

(«Азбука общения». Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова, стр.280)

Упражнение «Болезнь куклы»

Цель: упражнение воспитывает у детей умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к больному; учить проигрывать воображаемую ситуацию.

Дидактический материал – куклы, магнитофон, запись пьесы П.И.Чайковского «Болезнь куклы».

Ход игры. Педагог предлагает посмотреть, как много кукол в музыкальном зале. Выберите ту, выберите ту, которая вам больше всего нравится. Присаживайтесь и рассмотрите своих новых знакомых. Давайте с ними потанцуем.

(Звучит музыка, дети самостоятельно выполняют танцевальные движения, сами придумывают их, рассматривают, обнимают кукол…).

А сейчас давайте представим, что ваша кукла простудилась, заболела. Может быть, заболел зуб, голова. Возьмите своих кукол на руки, присядьте. Сейчас мы будем слушать пьесу П.И.Чайковского «Болезнь куклы». Постарайтесь представить свою куклу больной. Как она заболела? Как вы ее лечили? Как жалели?

(Дети слушают пьесу П.И.Чайковского из «Детского альбома» - «Болезнь куклы».)

Выразительные движения: при прослушивании музыкальной пьесы дети качают, обнимают, гладят кукол, укладывают их, прижимают к себе

«Азбука общения». Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова, стр.292.

Игра «Испорченный телефон»

Цель. Игра развивает у детей слуховое внимание.

Ход игры. Играющий передает слово так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто не правильно передал слово, т.е. «испортил телефон», пересаживается на последний стул.

Дети выбирают водящего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Водящий тихо (на ухо) говорит какое – либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.п. слово должно дойти до последнего ребенка. Водящий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?». Если тот скажет слово, предложенное водящим, значит, телефон исправлен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (

начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Дети, которые ошиблись, занимают последнее место в ряду.

«Азбука общения». Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова, стр.314

Игра «Я увидел из окна…»

Цель. Игра развивает зрительное внимание, зрительную память.

Ход игры. Педагог приглашает всех детей подойти к окну. Он просит их внимательно посмотреть в окно и постараться заметить как можно больше предметов, растений, иных объектов, ситуаций, всего того, что можно увидеть. Затем все садятся на свои стульчики. Каждый из детей по очереди рассказывает о том, что он сумел увидеть. За правильный ответ педагог выдает отвечающему поощрительный приз. Самым внимательным становится тот, кто сумел назвать наибольшее количество интересных предметов, объектов, деталей, ситуаций и получил максимальное число призов.

«Азбука общения». Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова, стр.315.

Игра-имитация «Правила гигиены»

Ход игры. Педагог предлагает детям с помощью считалки выбрать одного водящего. Водящего просят выйти из группы. Пока он отсутствует педагог договаривается с детьми кто и что будет изображать. Затем водящий приглашается в группу. Педагог поочередно приглашает детей для показа элементарных навыков гигиены при помощи жестов и мимики. Водящий должен отгадать, что показывает каждый из детей. Если водящий не смог отгадать, то выбирают другого.

Игру можно провести 3-4 раза. Предлагается показать:

- умывание;

- чистку зубов;

- обтирание;

- причесывание;

- купание в ванне…

В конце игры педагог вместе с детьми обсуждает действия и успешность выполнения задания каждым участником игры.

(«Азбука общения». Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова, стр. 178.

Подвижная игра «Не намочи ног»

Цель: дать детям возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку.

Ход игры.

1 вариант. Дети сидят на стульчиках или скамье с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото шириной примерно 4-5 метров. Двум детям дается по две дощечки. Обоим надо по этим дощечкам – мостикам перейти на другой берег. Каждый ребенок кладет одну дощечку на землю, осторожно переступает по доске, а другую держит в руке, затем кладет вторую, идет дальше и т.п.

Когда дети подходят примерно к середине болота, создается ситуация, будто у одного из них сломалась дощечка, и она уплывает. Как поступить? По правилам игры нужно вместе добраться до берега. Дети сами ищут выход из создавшегося положения.

2 вариант. Задание то же, но оно усложняется – вносится элемент соревнования: «Кто быстрее переберется через болото, не намочив ног». Каждому из играющих дается три доски, длина болота увеличивается. В ходе игры у одного из детей уплывает три доски. Как поступит товарищ? Не помешает ли ему задание «Кто быстрее» выполнить товарищеский долг.

«Азбука общения». Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова, стр.257.

«Я узнаю себя»

Цель: уметь находить части своего тела.

Воспитатель приглашает желающих поиграть с ней.

Мы девочки и мальчики, дети вместе с воспитателем

У нас на ручках - пальчики, выполняют движения

У нас на ножках – пальчики. в соответствии с текстом

Похожи наши ушки,

Что к низу от макушки.

Похожи и животики,

И носики и ротики.

Ребята, мы с вами узнали свое тело, но этого мало, надо еще, и любить его. Вы себя любите? Покажите, как вы любите себя, свое тело. (Дети показывают разнообразные движения)

А зачем надо любить свое тело, беречь его? (Ответы детей). Если дети затрудняются, воспитатель помогает им. Чтобы мы были здоровы, сделаем его чистым, сделаем его сильным, сделаем его быстрым.

(В.Н.Зимонина. «Воспитание ребенка – дошкольника», стр. 178)

Малоподвижная игра «Ой, ой, живот болит»

Два медвежонка, Тим и Том, съели очень вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Ой, мы яблок не хотим!

Мы хвораем, Том и Тим!

Жалоба медвежат сопровождается музыкой М.Красева «Жалобная песенка» (из музыкальной сказки «Тим и Том»).

Выразительные движения. Брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены; туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.

(В.Н.Зимонина. «Воспитание ребенка – дошкольника», стр. 181)

Упражнение «Лесная сказка»

Дети имитируют движения «елки» в соответствии с текстом.

Приморожу –ка я елки, руки в стороны, вниз (6-8 раз)

Распрямлю им все иголки,

И верхушки распрямлю…

Отойду и посмотрю.

Можно ветками махать, машут прямыми руками вверх – вниз.

Только стройными стоять.

Ой, как вьюга их ломает: наклоны вправо – влево

То согнет, то разгибает. (по 4 раза в каждую сторону)

Сколько снега навалило

Как их сильно придавило.

Можно, можно потянуться, прогнуться слегка назад, руки

И немножечко прогнуться, разведя в стороны (5 раз)

Спинку пряменько держать,

Ветки – руки выпрямлять.

Сильно – сильно потянуться лежа, поднимать и опускать

И на спинку повернуться. Прямые ноги (по 2 раза подряд)

Ноги будем поднимать,

Поднимать и опускать.

На живот перевернулись движения выполняют в

И в ребяток обернулись, соответствии с текстом

А теперь всем дружно встать.

Будем весело шагать.

Сколько снега намело, дети имитируют лепку снежков

Все тропинки замело.

Мы снежинки соберем,

А потом играть пойдем.

(В.Н.Зимонина. «Воспитание ребенка – дошкольника», стр.232)

Упражнение «Похлопаем в ладошки»

Похлопаем в ладошки. Хлопают в ладоши

Похлопаем в ладошки.

Очень хорошо.

И пальчики попляшут. Вращение кистей,

И пальчики попляшут руки вверху

У наших у ребят.

Тук, тук молотком, стучат кулачками

Мы построим птичкам дом.

Бам, бам, бам, бам,

Что за шум и тарарам?

Бам, бам, бам, бам, барабанит барабан. Ладошками стучат

Ду-ду-ду, ду-ду-ду – заиграла дудка по коленям

Ду – ду –ду, ду-ду-ду – вот какая дудка. Имитируют игру на дудочке

Поехали потихонечку, топающий шаг с ускорением

Поехали потихонечку, ходьба врассыпную.

И быстренько приехали.

(В.Н.Зимонина. «Воспитание ребенка – дошкольника», стр. 241)

Подвижная игра «Земля, огонь, вода, воздух»

Играющие становятся в круг, в центре водящий, у него мяч. Он бросает его любому игроку и называет любое из слов, указанных в названии игры: «земля» - назвать любое животное, «вода» - назвать рыбу или любое морское


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Цель: знакомство воспитанников старших и подготовительных групп с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры...

Картотека дидактических игр по формированию основ ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста...

"Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста".

Мы предлагаем Вам подборку дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр разделена на разделы: "Ребенок и другие люди", "Ребенок и природа", "Ребенок дома", "Здоровье ребенка", "Эмоциональное благопол...

Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Знакомство воспитанников старших и подготовительных групп с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры...

Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...