Программа "Здоровье"
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Программа ориентирована на решение одной общей проблемы - сохранение и укрепление здоровья детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorove.doc | 330.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Здоровье»
Пояснительная записка
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации и, в частности, в Ростовской области, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей.
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Поэтому, перед нами встала необходимость активизации методической работы по данному направлению, в разработке программы «Здоровья», которая бы отражала систему деятельности ДОУ по здоровьесбережению детей, эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в дошкольном учреждении.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.
Оборудован физкультурный зал с разнообразным физкультурным оборудованием, тренажёрами, установлен спортивный комплекс, на котором дети могут выполнять самые разнообразные движения, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания - дуги. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.
Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.
Нами продуманы пути снижения умственной нагрузки на детей через организацию динамических пауз и рациональное распределение всех видов деятельности в течение дня.
Важным компонентом стратегии является изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность МОУ по здоровьесбережению.
Для выработки концептуальной модели деятельности по здоровьесбережению нами изучено стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей, ряд нормативно-правовых документов. Это законы Российской Федерации «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Конвенция о правах ребёнка».
Учтены локальные акты, регулирующие деятельность ДОУ по вопросам физического воспитания, такие как: образовательная программа; законодательные документы; программа здоровья ДОУ; инструктажи; правила внутреннего распорядка; должностные инструкции специалистов; приказ об утверждении графика работы специалистов.
Ежегодно одно из педагогических совещаний посвящено физкультурно-оздоровительной работе в детском саду.
Знакомясь с опытом работы педагогов города, воспитатели посещают методические объединения. На базе нашего детского сада проводились методические объединения для инструкторов по физкультуре.
Инструктор по физкультуре разработал план работы кружка "Здоровячок".
Результативность программы по здоровьесбережению детей
Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Данные выводы подтверждают показатели состояния здоровья и физического развития детей за 3 предыдущих года
Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.
Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.
Одним из показателей результативности мы рассматриваем подготовку детей к обучению в школе. Анализ успеваемости выпускников детского сада и беседы с учителями подтверждают большой интерес детей к урокам физкультуры, сформированность двигательных умений и навыков
Результативность работы по здоровьесбережению детей подтверждают полученные грамоты и дипломы.
Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей.
Программа «Здоровье» разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ:
- анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, профессиональный уровень педагогов);
- научно-методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);
- материально-техническое обеспечение(помещение, оборудование);
- финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации программы);
- комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости);
- анализ результатов физической подготовленности детей;
- характеристика физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).
Программа ориентирована на решение одной общей проблемы – сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
- объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы;
- повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счёт внедрения здоровьесберегающих технологий;
- обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребёнка.
Основные принципы:
- научности (использование научно-обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);
- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
- активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
- единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приёмов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);
- систематичности (реализация лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, а не от случая к случаю);
- целенаправленности (подчинение комплекса медико-педагогических воздействий чётко определённой цели);
- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);
- адресности (медико-педагогическое воздействие по нозологическим формам заболеваний).
Предполагаемые результаты:
- снижение уровня заболеваемости;
- овладение детьми навыками самооздоровления, здорового образа жизни;
- закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психоматического состояния.
Основные направления:
- оздоровительное;
- валеологическое;
- физическое развитие;
- психо-эмоциональное благополучие;
- коррекционное;
- комплексная диагностика.
Основные разделы программы.
1. Диагностика физического развития.
2. Организация двигательной деятельности детей.
3. Закаливание.
4. Лечебно – профилактическая работа.
5. Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни.
6. Совместная работа ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребёнка.
1. Диагностика физического развития.
На каждого вновь поступившего ребёнка заводится медицинская карта, в которой отмечаются исходные данные.
Результаты исследований исходного состояния здоровья и уровня развития детей показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного качества здоровья вновь поступающих детей, значительное сокращение детей с I группой здоровья, расширение спектра основной и сопутствующей патологии, что и определило необходимость организации индивидуального оздоровительного маршрута ребенка.
Работа по физическому воспитанию в ДОУ строится на основе диагностики, которую проводит инструктор по физкультуре с участием медицинских и педагогических работников.
Инструктор по физической культуре и воспитатели в начале учебного года, после адаптации ребёнка, проводят диагностику физического развития. Это позволяет своевременно корректировать обучение с учётом индивидуальных особенностей детей. В конце учебного года проводится ещё раз диагностика. Прослеживается продвижение каждого ребёнка по всем направлениям. Анализируется степень влияния проводимой работы на укрепление здоровья детей по всем основным показателям. На основе полученной информации определяются направления работы на следующий учебный год по каждой возрастной группе и в целом по ДОУ.
Результаты заносятся в карту развития ребёнка и используются специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья, оформленных в каждой группе.
2. Организация двигательной деятельности детей.
На повышения двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста.
Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка.
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов.
Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.
Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
А в целом вырабатывает у ребенка с раннего возраста культурно-гигиенические навыки. Работа мозга неотделима от работы физической, это доказано многими ученными античности и современности. Заключение в пользу движения, здорового образа жизни и как следствие здоровое население.
2.1.Утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика должна создавать у детей хорошее настроение и поднять мышечный тонус. Если в этот день должно состояться физкультурное занятие, то она выполняет роль подготовительного занятия. Если предстоит большая умственная нагрузка, то утренняя гимнастика носит развлекательный характер.
Утренняя гимнастика, проводимая на свежем воздухе, по своей сути является утренней прогулкой, т.к. во время её дети не только бегают и выполняют физические упражнения, но и играют, им предоставляется время для свободной деятельности.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в отведённое соответственно возрасту время.
Продолжительность утренней гимнастики 8-10 минут.
Она включает ходьбу, бег, прыжки, 6 – 8 общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами, которые повторяются 6 – 12 раз в зависимости от физической нагрузки, получаемой организмом. Сюда могут быть включены песня (в начале), игровые моменты, несложные подвижные игры, танцевальные шаги.
В комплексе могут использоваться разученные накануне физические упражнения.
Наряду с традиционным типом утренней гимнастики в неё включают коррегирующие упражнения, оздоровительные пробежки (при проведении утренней гимнастики на свежем воздухе), гимнастика игрового характера.
Один и тот же комплекс утренней гимнастики проводится в течение 2 недель. На второй неделе заменяются некоторые упражнения или исходные положения их выполнения.
2.2. Физкультурное занятие.
Основной формой обучения ребенка движениям и развития физических качеств являются физкультурные занятия, проводимые 3 раза в неделю. В холодное время года и неблагоприятную погоду два из них организуются в помещении, одно – на воздухе, во время первой прогулки. В теплое время все три занятия проводятся на воздухе.
При проведении занятий инструктор по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, на спортивных тренажёрах и др. Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.
При выборе формы и типа занятий должны учитываться различные способы организации детей: индивидуальный, поточный, сменный, фронтальный, групповой. Наиболее целесообразно комплексное использование различных способов. Так на одном и том же занятии при обучении прыжку в длину с места можно рекомендовать все способы.
Однако предусмотрены движения (лазания, удержание равновесия, прыжки в длину и высоту с разбега), выполнение которых следует организовать индивидуально или поточно, с тем, чтобы воспитатель мог обеспечить страховку детей.
Физкультурные занятия в помещении включают упражнения на развитие равновесия, лазания, метания в цель и другие виды движения, а также упражнения статистического характера, способствующие развитию выносливости и силы: висы с опорой на одну или обе ноги, непродолжительное удержание позы в неподвижном состоянии и т.д. Однако их применение должно быть строго регламентировано в связи с тем, что дети быстро утомляются.
В конце физкультурных занятий осваиваются упражнения на расслабление, которые предупреждают утомление, успокаивают функциональные системы организма. Известно, что лучше всего организм восстанавливается, когда заторможенные центры энергично включаются в деятельность, а активно действующие - переходят в пассивное состояние. Лучшим положением тела для этого процесса является горизонтальное, когда все функции снижены, расслаблены конечности и позвоночник, и ребенок не затрачивает энергии для сохранения вертикального положения.
Медленный темп упражнений на расслабление, выполняемых без напряжения и с большой амплитудой, музыкальное сопровождение, спокойная обстановка способствует восстановлению организма в более короткий срок. Выполнение этих же упражнений с закрытыми глазами дает еще более положительный эффект. При физической нагрузке, в результате которой пульс ребенка учащается на 90 – 100 %, такая заключительная часть ведет к восстановлению организма уже к концу 1-2-ой минут после занятия. В жаркие, солнечные дни дети могут заниматься без маечки, босиком, но в легком головном уборе.
Основное внимание на занятиях, проводимых на воздухе, уделяется ходьбе, бегу, разнообразным видам прыжков.
В конце каждого квартала проводят контрольно-учетное занятие, цель которого - выявить степень усвоения детьми программного материала.
2.3. Физкультминутки
Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно 12-16-я минуты). Ребята выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба).
Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей - глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным.
Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т.п.). Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления, физкультминутку можно не проводить.
2.4. Двигательная разминка в перерывах между занятиями.
Когда два занятия подряд имеют малоподвижный характер, например, занятие по развитию речи и рисование – перерыв между ними заполняется движениями, которые проводятся организованно или самостоятельно.
Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Основное её назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомления у детей и снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой.
Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, с невысокой интенсивностью движений.
Это могут быть игры средней подвижности, такие как «Карусель», эстафеты, хороводы типа «Ворон-воронок».
Для самостоятельного действия детям предлагаются скакалки, мячи, кегли, обручи, кольцебросы, ракетки для настольного тенниса. Проводятся игры «Забей шар», «Кто быстрее?» и другие.
В конце перерыва рационально провести минуту расслабления, после которой дети успокаиваются.
Продолжительность двигательной разминки – не более 10 минут.
2.5 .Гимнастика после дневного сна.
Она помогает решить ряд проблем. Это в первую очередь воспитание привычки здорового образа жизни, самоорганизованности; помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. После гимнастики проводятся водные закаливающие процедуры (обширное умывание).
2.6. Физические упражнения после сна.
Организм ребенка после сна требует постепенного «пробуждения» и подготовки к активной деятельности. Поэтому после подъема детей целесообразно под музыкальное сопровождение провести различные построения (по диагонали, противоходом, «змейкой», зигзагом и т.д.) с выполнением физических упражнений, способствующих формированию осанки, стопы, а также подвижные игры с элементами танцевальных шагов, импровизацией танцевальных движений.
По содержанию такие занятия могут иметь следующие варианты:
- Разновидности ходьбы, бега, танцевальных шагов, перестроений, и передвижений в построении; 2 – 3 общеразвивающих упражнения; подвижные игры или эстафеты; успокаивающие упражнения (ходьба в медленном темпе или спокойная игра, упражнения на расслабление или дыхательные упражнения).
- Вместо 2 – 3 общеразвивающих упражнений проводится один вид движения на расслабление или дыхательные упражнения, прыжки, метание, лазание, элементы танцев.
- Три подвижные игры (например, «Ровным кругом», «Ловушка», «Эстафета с бегом по гимнастической скамейке»).
- Индивидуальные игры с мячами или скамейками, ракетками для бадминтона: очень подвижная и спокойная игра.
- Общеразвивающие упражнения с предметами или без них, которые входят в программу утренника, физкультурного праздника, подвижная игра и успокаивающие упражнения.
- Упражнения лежа в постели после сна, затем игра или эстафета, хоровод или танец.
- Комплекс упражнений ритмической гимнастики.
При выполнении упражнений после сна не рекомендуется использовать комплексы утренней гимнастики и общеразвивающие упражнения. После воздушной ванны в движении переходят к водным процедурам. Можно провести точечный массаж и самомассаж стоп. Зимой проводить их рекомендуется в хорошо проветриваемых помещениях, летом - на воздухе.
2.7. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
В те дни, когда запланировано физкультурное занятие, проводятся физические упражнения и подвижные игры длительностью 10 – 15 минут. Во время второй прогулки их нужно планировать ежедневно. Одежда детей в этом случае лишь облегчается, они не переодеваются в физкультурную форму.
Содержание подвижных игр, физических упражнений во время прогулки - материал по развитию движений, освоенных на предыдущих занятиях. Закрепляются двигательные умения и навыки, предусмотренные программой. Проводятся эстафеты, 1 – 2 подвижные игры, в сочетании с которыми используются любые движения: метание, прыжки, элементы игр в футбол, баскетбол, бадминтон, городки.
На прогулках, как правило, вначале организуются физические упражнения, а затем игра. Например, сначала прыжки в игровой форме «С кочки на кочку», а затем игра «Найди свой домик». При сочетании подвижных игр со спортивными упражнениями порядок их проведения может быть обратным - вначале игра, чтобы разогреть детей («Мы веселые ребята» и другие), а затем - катание на санках, езда на велосипеде.
В содержание подвижной игры могут быть включены различные движения.
В игре «Поезд» дети «приезжают» в лес; а там бегают, прыгают и т.д.
Не рекомендуется включать, особенно во вторую прогулку, общеразвивающие упражнения, их достаточно много в недельном цикле, и они не вызывают такого интереса, как игры.
Большой эмоциональный подъем и интерес вызывают занятия в парке, сквере. Они включают физические упражнения с использованием естественных условий: прыжки с пня на пень, с кочки на кочку; подпрыгивание с доставанием веток; бег по пересеченной местности с преодолением естественных препятствий (лежащий ствол дерева, пень и т.д.); метание шишек в цель и на расстояние и т.д.
Общеразвивающие упражнения зимой на воздухе, как правило, не проводятся. Но для подготовки организма к предстоящей нагрузке выполняют упражнения типа похлопываний, притопываний, приседаний и подпрыгиваний без фиксации исходных положений, чаще на ходу или во время бега. Подвижные игры и эстафеты можно проводить на санках.
Зимой содержание занятий на воздухе составляют: метание снежков в горизонтальную, вертикальную, движущуюся цель и на расстояние, скольжение на ногах по ледяной дорожке с разнообразными упражнениями (приседания, ловля предметов, повороты и т.д.), катание на санках, используются более динамичные движения, чем в теплое время года.
2.8.Оздоровительный бег.
Оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе является важнейшим средством воспитания у детей общей выносливости.
Нагрузки при его проведении должны соответствовать функциональным возможностям организма ребёнка. Поэтому оздоровительные пробежки со старшими дошкольниками проводятся 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки. Для детей 5 – 6 лет полная дистанция составляет 250 – 500 м, а для детей 6 – 7 лет дистанция бега в течение учебного года увеличивается с 500 до 1000м.
При проведении оздоровительного бега осуществляется индивидуально – дифференцированный подход к детям. Детям 5-6 лет с высоким и средним уровнем двигательной активности предлагается пробегать 500 м. а малоподвижным детям – 250 м. Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнем двигательной активности пробегают 750 – 1000 , а малоподвижные – 500 м.
Оздоровительный бег начинается с разминки, которая включает упражнения для различных групп мышц, разные виды ходьбы. В самом начале бега дети бегут «стайкой», постепенно вытягиваясь в колонну, и бегут в равномерном темпе. Воспитатель первые 1-2 круга бежит вместе с детьми. Следя за индивидуальной длительностью бега, за их самочувствием. Заканчивается оздоровительный бег постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением упражнений на дыхание, после этого в течение 2-3 минут – упражнения на расслабление.
В зимнее время года, учитывая, что у детей утеплённая одежда, длина беговой дорожки сокращается.
2.9. Физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья.
Физкультурный досуг продолжительностью 30-45 минут организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, разнообразные движения. Досуг может иметь тематическую направленность, например «Спортландия», «Доктор Айболит» и т.д. Иногда полезно его провести, объединив детей разного возраста. В этом случае одна разновозрастная группа занимается на площадке старшей группы с ее воспитателем, а вторая – на площадке младшей группы с воспитателем младшей. Детям даются дифференцированные задания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей. Например, в игре «Не оставайся на земле» старшие получают задание влезть на канаты, шесты, а младшие - на скамейки, пеньки.
Физкультурные праздники, в которых участвуют несколько групп одного или разного возрастов, проводятся не менее 3 раз в год. Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер: «Мама, папа, я - дружная семья». Как правило, они проводятся на воздухе и имеют продолжительность 1-1,5 часа.
Один раз в квартал планируются дни здоровья. Лучшее место для их проведения - поляна, луг, где организуются игры, развлечения, соревнования в беге, метании, прыжках.
Во все периоды года дни здоровья сопровождаются эстафетами, подвижными и спортивными играми (футбол, хоккей, бадминтон).
В дни организации физкультурного досуга, праздника, дня здоровья физкультурные занятия в режиме дня не планируются.
2.10. Задания на дом
Домашние задания используют с целью выработки правильной техники движений, освоения элементов спортивных упражнений и игр, развития физических и волевых качеств, предупреждения и исправления дефектов осанки. В содержание их могут быть включены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, специальные подготовительные упражнения, элементы танцевальных движений, игры-забавы, развлечения, спортивные упражнения. Текст домашнего задания, сопровождаемый рисунками, должен находиться в уголке для родителей.
3. Закаливание.
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. В каждой возрастной группе воспитателями разрабатывается план оздоровительных мероприятий совместно с мед. работником. В нём учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, предусматриваются изменения в связи с временами года, планы корректируются в соответствии с имеющимися условиями.
В качестве средств закаливания используем естественные факторы: вода, воздух, солнечная радиация; а также ходьбу по корригирующим дорожкам, дыхательную гимнастику и точечный массаж.
Воздушные ванны используем во все времена года. Вода по сравнению с воздухом более сильное средство закаливания, т.к. обладает большей теплопроводностью и теплоёмкостью. Закаливание водой проводится с учётом индивидуальных возрастных особенностей ребёнка. В качестве закаливающих процедур используем умывание, ходьба по влажной дорожке, обливание ног, игры с водой.
Солнце действует на организм гораздо сильнее, чем вода и воздух. Лучший период пребывания детей под лучами солнца – от 10 до 12 часов. Закаливание солнцем проходит на прогулках. Летом на детях облегчённая одежда и светлый головной убор. Если очень жарко, дети остаются только в трусиках и панамках. Очень полезно походить босиком.
4. Лечебно – профилактическая работа.
Лечебно – профилактическая работа строится на основе диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития. При поступлении в детский сад все дети проходят первый этап обследования. На его основании разрабатывается план лечебно-профилактических мероприятий.
Анализ показывает, что ежегодно отмечаются три периода повышения заболеваемости: осенние и весенние межсезонье и зима. Каждый период можно условно разделить на три этапа:
1. – подготовительный
2. – интенсивной профилактики
3. – восстановительный.
На каждом этапе проводятся общеукрепляющие процедуры. Так, первый этап готовит ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени, проводится массаж. На втором этапе используется система защитных мер для предупреждения ОРВИ, ангин. Проводится массаж, предлагаются поливитамины. На третьем этапе детям предлагается витамин С - с декабря по май включительно. В зимний период повышение заболеваемости совпадает с эпидемией гриппа, поэтому на подготовительном этапе этого периода проводятся мероприятия, направленные на профилактику гриппа, на втором этапе – принимаются меры по предупреждению распространения инфекции в ДОУ. В период эпидемии меняется режим жизни и деятельности детей. Они больше времени проводят на улице, снижаются нагрузки на занятиях. В меню широко используются лук, чеснок, чай с лимоном.
Мероприятия комплексного плана лечебно-профилактической работы осуществляются медицинской сестрой. Некоторые процедуры проводятся воспитателями (массаж, витаминотерапия), инструктором по физической культуре.
5. Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни.
Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначение органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычек ежедневных физкультурных упражнений.
Каждое направление реализуется серией систематических мероприятий. В каждой возрастной группе разработан план работы по формированию здорового образа жизни. План включает четыре основных раздела:
1. Специально-организованная деятельность.
2. Совместная деятельность.
3. Самостоятельная деятельность.
4. Работа с родителями.
На первом месте стоят занятия, которые помогают выработать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью. Воспитатель действует по такой формуле: сначала помоги ребенку осознать зачем ему нужно это делать (специально организованные занятия), затем научи в увлекательной форме (совместная деятельность педагога и детей), и только потом приучай выполнять эти действия ежедневно ( самостоятельная деятельность детей).
Мы понимаем, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому воспитатели огромное внимание уделяют внедрению технологии "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста". Наиболее проработанным направлением данной программы у нас являются вопросы обеспечения безопасности детей в ситуациях дорожного движения.
6. Совместная работа ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребёнка.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.
Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и ДОУ, а также на основе Родительского договора, который заключается с родителями каждого ребенка.
В каждой группе разрабатывается план работы с родителями на год с разбивкой по кварталам и конкретизацией по месяцам.
Формы работы с родителями разнообразны: индивидуальные беседы, анкетирование родителей, оформление памяток для родителей, родительские собрания, дни открытых дверей, дни здоровья, оформление стендов, папок передвижек, выставки литературы, совместные праздники детей и родителей.
Инструктор по физкультуре совместно с медсестрой организуют семинар-практикум для родителей детей, имеющих нарушение осанки. После проведённого для них занятия с использованием корригирующих упражнений, им рекомендуют специальные комплексы, которые они пытаются выполнить сами.
Удачно проходит спортивный досуг с родителями «Папа, мама, я - спортивная семья». Кроме того, для родителей организуем Дни открытых дверей, когда они могут посетить любое мероприятие.
Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Движение- основа здоровья», «Как выработать у детей правильную осанку», «Зимняя прогулка» и т.д.).
В нашем детском саду работают консультативные пункты: логопункт, психологическая служба. В них родители могут получить квалифицированную консультацию опытных специалистов.
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующая ДОУ, медсестра, врач, закреплённый поликлиникой, старший воспитатель. Данные оформляются в специальном журнале с указанием выводов и предложений.
В ходе мониторинга проводится анкетирование среди родителей «Какое место занимает физкультура в вашей семье» с целью выявления и распространения лучшего опыта, нахождения существующих проблем и их причин. На основе этого выработана модель стратегии и тактики работы педагогов с родителями.
Физическое развитие детей.
Цель: формирование здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
Задачи физического развития:
Оздоровительные:
-охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма;
-всестороннее физическое совершенствование функций организма;
-повышение работоспособности и закаливание.
Образовательные:
- формирование двигательных умений и навыков;
-развитие физических качеств:
-овладение ребёнком элементарными знаниями о своём организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
Воспитательные:
-формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
-разностороннее, гармоничное развитие ребёнка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).
Средства физического развития.
-физические упражнения;
-эколого-природные факторы;
-психогигиенические факторы.
Методы физического развития.
Наглядные:
-наглядно-зрительные приёмы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);
-наглядно-слуховые приёмы (музыка, песни);
-тактильно-мышечные приёмы (непосредственная помощь воспитателя).
Словесные:
-объяснения, пояснения, указания;
-подача команд, распоряжений, сигналов;
-вопросы к детям;
-образный сюжетный рассказ, беседа;
-словесная инструкция.
Практические:
-повторение упражнений без изменения и с изменениями;
-проведение упражнений в игровой форме;
-проведение упражнений в соревновательной форме.
Система физкультурно-оздоровительной работы:
- диагностика;
-создание условий;
- система профилактическо-оздоровительных мероприятий;
- система двигательной деятельности;
- система рационального питания (выполнение режима питания; калорийность питания; ежедневное соблюдение норм потребление продуктов; гигиена приема пищи; индивидуальный подход к детям во время приема пищи; правильность расстановки мебели).
Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы
Создание условий для двигательной активности
- гибкий режим;
- занятия по подгруппам;
- оснащение (спортинвентарем, оборудованием, наличие спортзала, спортивных уголков в группах);
- индивидуальный режим пробуждения после дневного сна.
Система двигательной активности + система психологической помощи:
- утренняя гимнастика;
-прием детей на улице в теплое время года;
- физкультурные занятия;
- двигательная активность на прогулке;
- физкультура на улице;
- подвижные игры;
- физкультминутки на занятиях;
- гимнастика после дневного сна;
- физкультурные досуги, забавы, игры;
- спортивно-ритмическая гимнастика;
- игры, хороводы, игровые упражнения;
- оценка эмоционального состояния детей;
- психогимнастика.
Система закаливания :
- утренний прием на свежем воздухе в теплое время года;
- утренняя гимнастика (разные формы : оздоровительный бег, ритмика, ОРУ, игры);
- облегченная форма одежды;
- ходьба босиком в спальне до и после сна;
- сон с доступом воздуха (+19 С… +17 С);
- воздушные ванны;
- солнечные ванны;
- обширное умывание;
Организация рационального питания:
- организация второго завтрака (соки, фрукты);
- введение овощей и фруктов в обед и полдник;
- питьевой режим.
Диагностика уровня физического развития, состояния здоровья, физической подготовленности, психоэмоционального состояния :
- диагностика уровня физического развития;
- диспансеризация детей детской поликлиникой;
- диагностика физической подготовленности ;
- диагностика развития ребенка;
- обследование психоэмоционального состояния детей психологом;
- обследование логопедом.
Двигательная деятельность ребёнка.
Вид двигательной деятельности | Физиологическая и воспитательная задача | Необходимые условия | Ответственный |
Движения во время бодрствования | Удовлетворение органической потребности в движении. Воспитание ловкости, смелости и гибкости. | Место. Одежда, не стесняющая движения. Игрушки и пособия, побуждающие ребенка к движениям. | Воспитатели Инстр.по физ. культуре |
Подвижные игры | Воспитание умения ребенка двигаться в соответствии с окружающими, со словом взрослого и согласно правилам игры. | Правила игры | Воспитатели |
Движения под музыку | Отработка ритмических движений | Музыкальное сопровождение | Муз.руководитель |
Зарядка (или движения после сна) | Сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию. Воспитывать потребность перехода от сна к бодрствованию через движения. | Сразу после сна. | Воспитатели Инст.по физ. культуре |
Гимнастика и массаж | Воспитание точного двигательного навыка. Качественное созревание мышц. | Обязательное наличие гимнастических пособий или непосредственное руководство взрослого | Мед.сестра Инст.по физ. культуре. |
Двигательный режим
Виды двигательной активности | Младший возраст (мин) | Старший возраст (мин.) | Всего | |
Мл. | Ст. | |||
Утренняя гимнастика | 10 | 15 | 50 | 75 |
Физкультурные занятия | 20 | 25 | 40 | 50 |
Физкультурные занятия на прогулке | 20 | 25 | 20 | 25 |
Музыкальные занятия | 20 | 25 | 40 | 50 |
Физкультурные упражнения на прогулке | 15 | 15 | 75 | 75 |
Динамические паузы, физкультминутки | 5 | 25 | ||
Подвижные игры на прогулке | 20 | 30 | 100 | 150 |
Гимнастика после сна | 10 | 10 | 50 | 50 |
Дозированная ходьба | 10 | 20 | 10 | 20 |
Спортивные игры | 15 | 30 | ||
Спортивные упражнения | 25 | 100 | ||
Игры-хороводы, игровые упражнения | 10 | 30 | ||
Физкультурные досуги (1 раз в месяц) | 20 | 30 | ||
Итого в неделю | 6ч. 55мин | 10ч. 50мин |
Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия
Специальные закаливающие мероприятия
- закаливание;
- витаминизация;
- массаж;
- профилактика простудных заболеваний;
- профилактика нарушения осанки, плоскостопия;
- обучение точечному массажу;
Алгоритм образовательной деятельности
инструктора по физической культуре
Для реализации целей физического развития
Выявление физической подготовленности дошкольников: развития двигательных качеств детей при беге, прыжках в длину с места и разбега, в высоту с разбега; метании мешочка с песком; развития физических качеств ( быстроты, гибкости, скоростно - силовых качеств, выносливости, ловкости, статического равновесия) | |
|
|
Постановка познавательных, воспитательных целей и задач. | |
|
|
Поиск и отбор новых программ и технологий, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей. | |
|
|
Отбор содержания, форм, методов для "проживания" детьми физкультурно - оздоровительной деятельности. | |
|
|
Анализ показателей двигательных и физических качеств, приобретенных детьми за учебный год. |
Модель взаимодействия
инструктора по физической культуре с педагогами
Ребенок | ||||
Цель: способствовать развитию социально - активной, физически развитой, творческой личности через осознание ребенком своих способностей. | ||||
Программа "Радуга" | ||||
Специалисты | ||||
Музыкальный руководитель
| Инструктор по физкультуре | Преподаватель эстет.цикла. |
Педагог - психолог. | |
Развитие координации движений, гибкости, пластичности. Развитие ритмических способностей, пространственной ориентировки
| Укрепление здоровья совершенст-вование двигательного статуса ребенка. | Развитие кругозора, возникновение познавательного интереса. |
Тренировка подвижности нервных процессов, обогащение эмоциональной сферы. Развитие процессов воспрития, внимания, памята, воли, мышления | |
Программы, технологии. | ||||
"Гармония" Тарасова К. |
| Глазырина Л.Д. "Физическая культура - дошкольникам". | Технология ТРИЗ. | Технология Михайловой "Развивающие игры". "Сказкотерапия" |
Формы работы. | ||||
| ||||
Фольклорная школа, развлечения.
| Аэробика, художественная гимнастика | Выставки детских работ, интегрированные занятия. |
Диагностика, тесты, наблюдение, консультации | |
Результат | ||||
Создание условий для развития индивидуальности ребенка через осознание своих возможностей, способностей, интересов. |
Концепция программы "Здоровье" и её основные направления
Цель деятельности. | Сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. | |
Основные направления программы. | Профилактическое.
| Организационное.
|
Ожидаемые результаты. |
|
Объекты программы. | Дети дошкольного образовательного учреждения. | Семьи детей, посещающих образовательное учреждение. | Педагогический коллектив образовательного учреждения. |
Основные принципы программы | Принцип научности - подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснован-ными и практически апробирован-ными методиками. | Принцип комплексности и интегратив-ности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса. | Принцип активности сознательности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправ-ленной деятельности по оздоровлению себя и детей. | Принцип адресован-ности и преемствен-ности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разно-уровневого развития и состояния здоровья. | Принцип результатив-ности и гаран-тированности - реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного |
Реализуемые программы и технологии. | "Радуга"
| "Физическая культура – дошкольникам Л.Д. Глазырина | "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста" Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стёркина. | |
Формы взаимодействия. | Занятия. Прогулки, | Совместные досуги с родителями. | Спортивные праздники и развлечения. | Кружок "Топтыжка" |
Концептуальная модель деятельности
инструктора по физической культуре
Цель деятельности | Укрепление здоровья ребенка и улучшение его двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей | ||||
Задачи | Формировать потребность к ежедневным занятиям физической культурой | Формировать у детей способности анализировать свои движения и движения окружающих | Добиваться осознанного, активного, творческого, с должным мышечным напряжениием выполнения движений | Целенаправлен-но развивать физические качества | Обогащать представления и умения в спортивных играх и упражнениях |
Предполагае-мый результат | Создание условий для развития индивидуальности ребенка через осознание своих возможностей и способностей |
Принципы деятельности | Гармонично-сти | Этнокуль-турной соотнесен-ности | Эмоцио-нальной увлечен-ности и заинтере сован-ности | Взаимо-действия с социальной средой | Самостоя-тельности, активности, творчества | Индиви-дуализа- ции |
Используемые программы и технологии | "Радуга" | "Физическая культура - дошкольникам" Л.Д. Глазыриной | ||||
Формы взаимодей-ствия | Заня-тия | Прогулки, походы | Совместные досуги с родителями | Спортивные праздники и развлечения | Кружок «Топтыж-ка» |
Структура усовершенствованного двигательного режима
детей 5 – 7 лет в детском саду «Соловушка»
| Формы организации. | Особенности организации |
I | Физкультурно-оздоровительные мероприятия | |
1.1 1.3 1.6
| Утренняя гимнастика
Физкультминутка. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Оздоровительный бег. Индивидуальная работа по развитию движений. Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами, дыхательной гимнастикой и точечным массажем. | Ежедневно на открытом воздухе или в зале. Длительность 7-10 минут. Ежедневно во время большого перерыва между занятиями (с преобладанием статистических поз). Длительность 5-7 минут. Ежедневно по мере необходимости в зависимости от вида и содержания занятий. Длительность 3-5 минут. Ежедневно, во время утренней прогулки, подгрупп, подобранных с учетом уровня ДА детей. 25-30 минут. Два раза в неделю, подгруппой по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность - 3-7 минут Ежедневно, во время вечерней прогулки. Длительность- 10-12 минут. Ежедневно. Длительность - 5-7 мин.
|
2 | Учебные занятия. | |
2.1 2.2 2.3 | По физической культуре. Музыкально-ритмическое «Познай себя» | Три раза в неделю (одно на улице) в первой половине дня. Длительность - 25-30 минут. Один раз в неделю. Длительность - 25-30 минут. Один раз в месяц. |
3 | Самостоятельная двигательная деятельность | |
3.1 | Самостоятельная двигательная деятельность. | Ежедневно, в помещении и на открытом воздухе. Длительность зависит от индивидуальных особенностей детей. |
4 | Физкультурно-массовые занятия | |
4.1 4.2 4.3 4.4 | Неделя здоровья (каникулы). Физкультурный досуг. Спортивный праздник. Игры-соревнования между возрастными группами. | Четыре раза в год. Один раз в месяц. Два-три раза в год, на открытом воздухе. Один-два раза в год. |
5 | Дополнительные виды занятий | |
5.1 5.2 | Кружок «Топтыжка». Хореография | Два раза в неделю, во вторую половину дня Длительность - 30 минут. Два раза в неделю, во вторую половину дня Длительность - 30 минут. |
6 | Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи | |
6.1 6.2 6.3
| Домашние задания. Физкультурные занятия детей совместно с родителями. Участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе детского сада. | Определяются воспитателями По желанию родителей.
|
Структура усовершенствованного двигательного режима
детей 3 - 5 лет в МБДОУ «Соловушка»
| Формы организации. | Особенности организации |
I | Физкультурно-оздоровительные мероприятия | |
1.1 1.4 1.5 1.6 | Утренняя гимнастика
Физкультминутка.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Оздоровительный бег. Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами, дыхательной гимнастикой и точечным массажем. | Ежедневно на открытом воздухе или в зале. Длительность 6-8 минут. Ежедневно во время большого перерыва между занятиями ( с преобладанием статистических поз). Длительность 5-7 минут. Ежедневно по мере необходимости в зависимости от вида и содержания занятий. Длительность 2-4 минут. Ежедневно, во время утренней прогулки, подгрупп, подобранных с учетом уровня ДА детей. 15-20 минут. Два раза в неделю, подгруппой по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность - 3-4 минут Ежедневно, во время вечерней прогулки. Длительность- 10-14 минут. Ежедневно. Длительность - 3-5 мин. |
2 | Учебные занятия | |
2.1
2.3 | По физической культуре. Музыкально-ритмическое "Познай себя" | Три раза в неделю (одно на улице) в первой половине дня. Длительность - 15 - 20 минут. Один раз в месяц. Длительность - 15 - 20 минут. Один раз в месяц. Длит. - 15 - 20 минут. |
3 | Самостоятельная двигательная деятельность | |
3.1 | Самостоятельная двигательная деятельность. | Ежедневно, в помещении и на открытом воздухе. Длительность зависит от индивидуальных особенностей детей. |
4 | Физкультурно-массовые занятия | |
4.1 4.2 4.3 | Неделя здоровья (каникулы). Физкультурный досуг. Спортивный праздник. | Четыре раза в год. Один раз в месяц. Два-три раза в год, на открытом воздухе. |
5 | Дополнительные виды занятий | |
5.1 | Хореография | Один раз в неделю, во вторую половину дня . Длительность - 20 минут. |
6 | Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи | |
6.1 6.2
6.3
| Домашние задания. Физкультурные занятия детей совместно с родителями. Участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе детского сада. | Определяются воспитателями По желанию родителей.
|
План мероприятий по снижению острой заболеваемости
в МБДОУ д/с «Соловушка»
№ | Мероприятия. | Срок | Ответственный |
1 | Строгий контроль за выполнением санитарно-противоэпидемического режима, гигиенических и закаливающих мероприятий. | Постоянно, ежедневно | М/с. Заведующая д/с. |
2 | Контроль санитарного состояния пищеблока и технологической обработки блюд. | Постоянно, ежедневно | М/с. Заведующая д/с. |
3 | Осуществление преемственности в работе детской поликлиники и МДОУ по подготовке и ведению детей в период адаптации к ДОУ. Проводить мероприятия по ослаблению адаптационного синдрома | При поступлении ребёнка в ДОУ и после пропусков (по болезни, отпуска и пр.) | М/с. Врач поликлиники |
4 | Строгий контроль за выполнением противоэпидемических мероприятий и правильной организацией карантинных мероприятий. | Во время инфекционных заболеваний. | М/с. Заведующая. Врач поликлиники. |
5 | Качественно проводить сезонную неспецифическую иммунокоррегирующую профилактику гриппа и ОРЗ. | С сентября по февраль. | М/с. Врач поликлиники. |
6 | Проведение экстренной химио -профилактики с использованием оксолиновой мази. | В период эпидемии гриппа | М/с. Воспитатели |
7 | Выделить детей с группами риска (по анемии, по высокому инфекционному индексу, по бронхо-лёгочной патологии, по аллергическим заболеваниям, с дефицитом массы тела), проводить их динамическое наблюдение с выполнением индивидуального плана оздоровительных мероприятий и оценкой динамики процессов улучшения. | Постоянно. | М/с. Врач поликлиники. |
8 | Продолжить выделять группу ЧБД с составлением индивидуальных планов наблюдения для этих детей и оценкой эффективности оздоровления. | Постоянно. | Мс. Врач поликлиники. |
9 | Осуществлять преемственность между детской поликлиникой и ДОУ в реабилитации детей из групп риска, из группы ЧБД, с хронической патологией, с отклонениями в состоянии здоровья, после острых заболеваний (острая пневмония, кишечная инфекция, ангина). | Постоянно. | М/с. Врач поликлиники. |
10 | Информировать педагогический коллектив о состоянии здоровья каждого ребёнка с выдачей индивидуальных рекомендаций по коррекции отклонений в состоянии здоровья на медико-педагогических совещаниях . | 1 раз в 3 месяца. | М/с. |
11 | Продолжать работу по повышению медицинской грамотности воспитателей, родителей. Активно воздействовать на образ жизни ребёнка путём целенаправленного санитарного просвещения родителей. | Постоянно. | М/с. Врач поликлиники. Заведующая д/с. |
Система оздоровительной работы МБДОУ д/с «Соловушка»
№ | Разделы и направления работы. | Формы работы. |
1 | Использование вариативных режимов дня и пребывания ребенка в ДОУ. | Типовой режим дня по возрастным группам. Щадящий режим дня Скорректированный режим дня Оздоровительный режим дн Индивидуальный режим дня Коррекция учебной нагрузки |
2 | Психологическое сопровождение развития | Создание психологически комфортного климата в ДОУ Обеспечение педагогами положительной эмоциональной мотивации всех видов детской деятельности Личностно-ориентированный стиль взаимодействия педагогов и специалистов с детьми Формирование основ коммуникативной деятельности у детей Диагностика и коррекция развития Психолого - медико-педагогическая поддержка ребенка в адаптационный период. |
3 | Разнообразные виды организации режима двигательной активности ребенка:
2. Частично регламентированная деятельность.
3. Нерегламентированная деятельность |
Утренняя гимнастика Физкультминутки, физкультпаузы Динамические переменки Физкультурные занятия Физические упражнения после сна Спортивные праздники Спортивные игры Подвижные игры на воздухе и в помещении Оздоровительный бег на воздухе Спортивные досуги Дни здоровья Ритмическая пластика Хореография Подгрупповые и индивидуальные занятия с варьированием физической нагрузки с учетом исходного уровня здоровья, двигательной активности детей. Самостоятельная двигательная деятельность детей в помещении и на прогулке. |
4 | Система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни. | Развитие представлений и навыков здорового образа жизни и поддержания здоровья в рамках программы "Основы безопасности жизнедеятельность" Воспитание общих и индивидуальных гигиенических навыков, интереса и любви к физической активности Формирование основ безопасности жизнедеятельности |
5 | Организация питания | Сбалансированное питание в соответствии с действующими натуральными нормами |
6 | Оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение Профилактические мероприятия |
Нетрадиционные дыхательные комплексы Комплекс профилактики ОРВИ и гриппа Витаминопрофилактический комплекс Коррекция адаптационных нарушений Профилактика сезонных обострений хронической патологии: витаминопрофилактика Закаливание естественными физическими факторами: режим теплового комфорта в выборе одежды для пребывания в группе, на занятиях по физической культуре, во время прогулок; режим проветривания и оптимизации вентиляции во время дневного сна; местные и общие воздушные ванны; свето - воздушные ванны и солнечные ванны. Диспансеризация: 2 раза в год профилактические осмотры детей |