Картотека проблемных ситуаций
картотека по теме
Картотека проблемных ситуаций: физическое развитие, познавательное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bank_ps.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека проблемных ситуаций
Картотека проблемных ситуаций.
Образовательная область - Физическое развитие
- Учебная ситуация: физкультурное занятие - путешествие с преодолением препятствий
Неизвестное | Противоречие | Потребность | Тип |
(мотив) | проблемной | ||
ситуации | |||
Как перейти через болото, не намочив ноги? | Если пойдем по болоту, ноги увязнут и намокнут | Победа в соревновании | Дидактический |
Проблемная ситуация
Материал: 3 доски 40x25 см, 3 круглые палки диаметром 5см, длина 40см, 3 тонкие пластмассовые полоски 40x25см
Проблемная ситуация возникает в подвижной игре с правилами «Не намочи ног»
Цель создания проблемной ситуации: развивать умение принимать решение, которое позволит выйти из затруднительной ситуации
Ход
На физкультурном занятии дети попадают в затруднительную ситуацию: необходимо перейти болото не намочив ноги. Задание детям содержит элемент соревнования: кто быстрее переберется через болото. Дети находятся с одной стороны группы. На полу отделяется чертой болото шириной примерно 6 метров. При этом детям предлагается подумать, как перебраться если у нас есть: деревянные дощечки, круглые палки, пластмассовые дощечки.
Дети высказывают предположения: принимается решение, что если по очереди переставлять 2 предмета, переступая на них, можно перейти на другой берег.
Тогда детям предлагается выбрать предметы, которые помогут перебраться на другой берег.
Дети высказывают предположения: принимается решение, что самый прочный и удобный способ - использовать деревянные дощечки.
- Почему у нас 3 дощечки, а не две?
Рассуждая подводим детей к необходимости взять с собой третью дощечку, как запасную.
Если дети не приходят к выводу о необходимости взять запасную, то педагог может сделать следующее:
- Я, как самая взрослая из вас, пойду первая (в процессе перехода с одного берега на доугой у воспитателя случайно «уплывает» одна дощечка)
Дети делают вывод: запасную дощечку нужно взять обязательно. Упражнение выполняется парами. По дощечкам двое детей наперегонки должны перейти на другой берег. Каждый ребенок кладет одну доску на пол, осторожно переступает по доске, а другую держит в руке. Затем кладет вторую в направлении движения, идет дальше и т.д. Третья доска остается как правило лишней, но ребенок должен иметь ее при себе.
Результат: дети благополучно перебираются на другой берег болота и продолжают путешествие.
Образовательная область - Физическое развитие
2. Учебная ситуация: проблемная ситуация может быть использована на прогулке.
Неизвестное | Противоречие | Потребность (мотив) | Тип проблемной ситуации |
Как поступить в ситуации, когда друг попал в беду | Если помогу товарищу (остановлюсь и помогу ему) - не будет победы, Если не помогу - друг не доберется до берега | Победа в соревновании | Психологический |
Материалу 3 доски 40x25 см.
Проблемная ситуация возникает в подвижной игре с правилами «Не намочи ног»
Цель создания проблемной ситуации: выяснить наличие у детей привычек дружеского поведения в деятельности, умение ориентироваться в непривычных условиях, а также соотнести детские представления, суждения о дружбе с реальным поступком, поведением.
Ход
Игра проводится небольшими группами или парами. Детям предлагается вспомнить игру «Не намочи ног».
Болото отделяется чертой шириной примерно 6 метров. Задание детям содержит элемент соревнования: кто быстрее переберется через болото, не намочив ног. При этом каждому из переходящих даются 3 доски. По этим дощечкам двое детей наперегонки должны перейти на другой берег. Каждый ребенок кладет одну доску на пол, осторожно переступает по доске, а другую держит в руке. Затем кладет вторую в направлении движения, идет дальше и т.д. Третья доска остается как правило лишней, но ребенок должен иметь ее при себе.
Во время игры у одного из них «ломается досочка и уплывает» (педагог палочкой подтягивает их к берегу) Ребенок достает запасную досочку. Но и эта уплывает (педагог аргументирет: - Ты встал на самый краешек, досочка и выскочила)
Проблемная ситуация предполагает выяснение: как поведет себя второй играющий, у которого сохранились все 3 доски: обратит ли он внимание на беду товарища или, увлеченный лишь одной целью - быстрее добраться до берега забудет о нем, тогда помощь оказывает педагог или другие дети (не акцентируя внимания на моральности поступка второго игрока) Возможно второй игрок бросит дощечку тогда, когда сам закончит выполнять упражнение. Возможно, что, дойдя до потерпевшего, он передаст ему свою третью дощечку, и они вместе продолжат путь, по прежнему сохраняя дух соревнования.
Результат обсуждается только после того, как все дети побывают в данной ситуации.
Образовательная область - Познавательное развитие
3. Учебная ситуация: занятие по экологии «Правила поведения в природе»
Неизвестное | Противоречие | Потребность (мотив) | Тип проблемной ситуации |
Как развеселить речку? | Речка была глубокая, чиста с прзрачной водой, веселая, а стала серая и грустная. | Оказание помощи речке | Дидактический |
Цель создания проблемной ситуации: обобщить в сознании детей представления о правилах поведения в природе, воспитывать желание оказать помощь нуждающемуся в ней.
Ход
Детям предлагается посмотреть видео материал:
Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада», - говорила речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя выитащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поумал лягушку и убил ее, потому что он не любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и нетерпела мусора в доме.
Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
Вопросы для обсуждения
- Какой была речка до прихода Костиной семьи? Опишите ее.
- Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу?
- Как помочь речке снова стать красивой и веселой?
(после каждого предложения детей на экране речка становится чуть светлее)
- Почему нельзя мусорить на берегу рек, и в водоемах? (педагог может запланировать подвести детей к ответу опытным путем: дети рассматривают небольшую емколсть с песком или подкрашеной водой, отмечают, что песок и вода на поверхности чистые и в них нет мусора. Поместив руки в воду или песок находят различные предметы, делают вывод о том почему нельзя бросать мусор в воду или оставлять на берегу)
- Что может случиться, когда в следующий раз на берег придет Костина семья? Что можно сделать, чтобы не допустить этого?
Педагог планирует возможную деятельность (в зависимости от возможных предложений детей)
1. Материал для рисования (рыбок, жучков, паучков и т.д.)
2. Песок, глину, ракушки, чистые камушки - для конструирования чистого берега.
3. Материал для рисования альбома - «Правила поведения в природе»
4. Письмо для Кости и его семьи с правилами поведения в природе.
5. Фотоапарат — для проекции изготовленых поделок в падарок речке на компьютер.
Результат: дети выполняют различную деятельность, которая развеселит речку (на экране дети видят результат)
Образовательная область - Познавательное развитие
4. Учебная ситуация: занятие - ознакомление с окружающим
Неизвестное | Противоречие | Потребность (мотив) | Тип проблемной ситуации |
Свойство: железа, пластмассы, дерева, бумаги - тонет или не тонет | Хрюша хочет переплыть речку, чтобы попасть в гости к Степашке, но не умеет плавать. | Выяснить какой из материалов, можно использовать для постройки плота | Дидактический |
В гости к детям приходит Хрюша и рассказывает о своей беде. Степашка пригласил Хрюшу к себе в гости на дачу. Но мост через речку, которая разделяет Хрюшу и Степашку, временно закрыли на ремонт.
- Как Хрюше попасть к Степашке?
- Из какого материала можно сделать плот?
- С помощью чего можно скрепить деревянные палочки?
Дети опытным путем определяют свойства предложенных материалов. Делают вывод о их потопляемости. Предлагают Хрюше помочь сделать плот из деревянных палочек, которые нужно скрепить между собой проволокой или веревкой. В емкости с водой проверяем прочность плота.
- Ребята, как вы думаете, опасность может подстерегать Хрюшу на воде, если он отправится на плоту один?
Дети высказывают свои мнения и предлагают Хрюше отправиться к Степашке с тетей Таней (ведущей Спокойной ночи малыши! Результат: коллективно дети изготавливают плот, закрепляют осторожное поведение на воде, Хрюша благодорит детей за помощь.
Образовательная область - Познавательное развитие
5. Учебная ситуация: занятие по формированию элементарных математических представлений
Неизвестное | Противоречие | Потребность (мотив) | Тип проблемной ситуации |
Свойство: способ размещения палочек. | Принц хочет перебраться через ров, но не может этого сделать без дополнительного материала | Выяснить как положить «дощечки», чтобы перебраться через ров | Дидактический |
Педагог подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения, сталкивает противоречия в практической деятельности.
К детям приходит Принц и рассказывает, что злой Кощей похитил
прекрасную Принцессу и запер её в башне ,
на острове. Кощея Принц победил, но никак ,
не может добраться до башни и освободить башня
Принцессу. Башня стоит на острове, вокруг остров
острова широкий и глубокий ров, мостика _ J
через ров нет, а есть только две дощечки. ров
Дощечки очень короткие и Принц не может построить из них мост.
Возникает противоречие перед необходимостью перебраться через ров и невозможностью перебраться без вспомогательного материала. В практической деятельности дети должны найти решение:
Одну из палочек надо положить «на уголок», а вторую одним концом положить на 1 палочку, а другим - на остров.
Образовательная область - Познавательное развитие
6. Учебная ситуация: занятие по формированию элементарных математических представлений.
Неизвестное | Противоречие | Потребность (мотив) | Тип проблемной ситуации |
Свойство: способ измерения количества воды в сосудах (мерка) | У детей разное мнение на количество воды, как выяснить, кто прав | Выяснить, в каком сосуде воды больше | Дидактический |
Педагог излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, а дети выбирают верную точку зрения.
Воспитатель показывает детям несколько прозрачных сосудов с водой различной емкости и формы и предлагает определить, в каком сосуде воды больше.
Дети высказывают свои точки зрения. Мнения расходятся. Возникает противоречие перед необходимостью найти сосуд с наибольшим количеством воды и невозможностью сделать это на глазок, без использования дополнительного материала.
- В.) Вот Дима думает, что воды больше в высоком сосуде, а Паша думает, что в широком, а Анечка сказала что воды везде одинаково.
Кто же из них прав? Как же нам проверить?
После обсуждения дети должны
прийти к выводу, что необходимо
измерить количество воды с помощью мерки (чашки или стакана). Можно также вылить воду в два совершенно одинаковых сосуда и сравнить объем в них визуально.
Образовательная область - Познавательное развитие
7. Учебная ситуация: занятие по ознакомлению с окружающим.
Неизвестное | Противоречие | Потребность (мотив) | Тип проблемной ситуации |
Огонь – это друг или враг? | Дети знают, что огонь может быть и другом и врагом, как его назвать. | Выяснить, что нужно делать, чтобы огонь стал другом | Дидактический |
Детям предлагается рассмотреть одно и то же явление с различных позиций.
К детям в гости мальчики Славик, Саша и лесные звери. Они просят детей рассудить их. Славик и Саша рассказывают историю о том, как они пошли в лес, попали под дождь и промокли. Им встретился добрый лесник. Он высушил, обогрел и накормил ребят в своей избушке.
Лесные звери рассказывают историю о том, как от непотушенного костра разгорелся большой пожар и принес много бед лесным обитателям.
Славик и Саша говорят, что огонь - друг.
Лесные жители говорят - враг.
Кто же прав? Объясните: почему вы так решили?
Возникает противоречие между одними и теми же по характеру знаниями о пользе и вреде огня и необходимостью сделать выбор в пользу одного из них. В результате беседы, дискуссии, дети приходят к выводу, что если соблюдать правила безопасности, то огонь - друг. Можно сформулировать эти правила и изобразить их в виде схем.
Образовательная область - Познавательное развитие
8. Учебная ситуация: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»
Неизвестное | Противоречие | Потребность (мотив) | Тип проблемной ситуации |
Огонь – это друг или враг? | Детям нужно разложить предметы по отделам, но они не знают, в каком отделе, что продается. | Выяснить, в каком отделе, какой товар продается. | Дидактический |
. Эта ситуация побуждает детей сопоставлять факты, сравнивать, обобщать, делать выводы.
В разных частях магазина организованы отделы «Одежда», «Посуда», «Продукты». В каждом отделе есть товар, несоответствующий названию. Воспитатель предлагает детям отправиться за покупками. Дети рассказывают, в какой магазин пойдут и что там купят. Затем воспитатель предлагает детям посмотреть, какие еще товары продаются в этом магазине. Всели на месте? Нет ли ошибок? И предлагает их исправить.
Образовательная область - Познавательное развитие
9. Учебная ситуация: занятие по формированию элементарных математических представлений
Неизвестное | Противоречие | Потребность (мотив) | Тип проблемной ситуации |
Сходство и различие картинок | Детям нужно найти сходства и различия, но это невозможно без тщательного анализа изображений на картинках | Выяснить, в чем сходства, в чем различия | Дидактический |
Детям предлагаются конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.
В гости к детям приходит веселый Буратино и предлагает поиграть в игру «Чем похожи и чем отличаются». Буратино показывает детям пару картинок и просит найти сходство и отличие в них (размер, цвет, форму, расположение предметов). Дети сравнивают, рассуждают, обосновывают свой ответ. Возникает противоречие перед необходимостью помочь Буратино и невозможностью сделать это сразу, без внимательного рассмотрения картинок, без выделения признаков предметов. Возникает необходимость использовать ранее полученные знания в новых практических условиях.
Образовательная область - Познавательное развитие
10. Учебная ситуация: занятие по конструированию
Неизвестное | Противоречие | Потребность (мотив) | Тип проблемной ситуации |
Нахождение деталей в постройке | Незнайка хочет починить трактор, но не знает, где какая деталь находилась | Выяснить, местонахождение каждой детали | Дидактический |
Она определяет теоретические и практические задания.
На занятие к детям приходит Незнайка и рассказывает, что Винтик и Шпунтик построили трактор, а он хотел покататься и сломал его. Незнайка не может починить трактор по тому, что не помнит где какая деталь стояла и просит детей помочь ему.
Детям предлагается набор «деталей» (геометрических фигур) и «чертеж» (контур) трактора. Возникает противоречие перед необходимостью помочь Незнайке починить трактор и неизвестностью, где и какая деталь стояла. В практической деятельности, путем проб и ошибок, дети должны собрать трактор, соответствующий чертежу (контуру). В зависимости от уровня подготовки детей, сложность чертежа и количество деталей можно изменять.
Образовательная область - Познавательное развитие
Тема: «Почему бабочки в тундре темного цвета?»
Старшая группа
Место в учебном плане:
Образовательная деятельность
«Ознакомление старших дошкольников с растительным и животным миром тундры».
Цель:
1.Знакомство детей с особенностями природных условий тундры.
2. Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
3.Развитие способности анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно - следственные связи.
4.Воспитание умения слушать сверстников, принимать их мнение; умение поддерживать беседу.
Описание:
Дети в процессе беседы (с использованием ТСО) выясняют, что в тундре есть растения, животные, которые ими питаются, много болот, насекомых, в том числе и бабочек. Но бабочки в тундре темного цвета.
Проблемный вопрос:
- Почему в тундре бабочки темного цвета?
На основе высказываний детей педагог подводит их к проведению опыта:
Методы:
- метод постановки проблемы - сообщение проблемы педагогом от проблемной ситуации;
- метод поиска решения - выдвижение, проверка гипотез детьми;
Методы решения проблемы:
1 .Метод монологического изложения Форма: изложение, рассказ с постановкой проблемы без выдачи готового ответа.
2.Метод исследовательских заданий.
Форма - проведение опыта Тип проблемной ситуации: с удивлением.
Тип постановки проблемы: между житейскими представлениями детей и научным фактом.
Приемы создания проблемной ситуации:
1 шаг: обнажить житейские представления детей;
2 шаг: предъявить научный факт сообщением, наглядностью, опытом.
Материал и оборудование:
Коллекция бабочек нашей местности и тундры, настольная лампа, z предмета - темный и светлый.
Решение проблемной ситуации:
Опыт:
Под настольную лампу одновременно положить 2 предмета - темный \ светлый, подержать их там некоторое время и дать потрогать детям. Е процессе опыта выясняется, что сильнее нагрелся темный предмет. Зная, чтс солнечных дней в тундре немного, бабочка с помощью темной окраски берет все возможное тепло.
Деятельность детей:
- участвуют в беседы;
- выдвигают гипотезы;
- анализируют;
- обсуждают;
- участвуют в опыте;
- делают выводы.
Деятельность педагога:
- направляет детские рассуждения;
- предлагает (если это необходимо).
Образовательная область - Социально-коммуникативное развитие
Матрёшка приглашает на новоселье. Все пошли , но кукла Оля упала и порвала платье. Что делать? Рядом нет ни ниток, ни иголок.
Тема: « Язык мимики и жестов» - средняя группа
Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.
Тема: «Язык рисунка» - средняя группа
Дюймовочка хочет написать письмо маме, но не умеет писать и беспокоится, что мама не сможет его прочесть.
Тема: «Всеми любимая роль» - младший возраст
Воспитатель предлагает ребенку поиграть в одну из любимых им игр (например, «Автобус»), Спрашивает: «Кем ты хочешь быть в этой игре? (водителем). Воспитатель выбирает ту же роль, что и ребенок и предлагает ему подумать: как можно решить ситуацию, когда дети хотят играть одну и туже роль.
Ребенок предлагает свои варианты.
Тема: «Я хочу играть по- другому» - средний возраст
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Такси». Выясняет, кем ребенок хочет быть в этой игре. Ребенок выбирает, например, роль водителя. Тогда педагог берет на себя роль пассажира. Воспитатель предлагает ребенку рассказать, что будет происходить в игре. Выслушивает ребенка и предлагает свой вариант игры. «Что же нам делать? У нас с тобой разные варианты игры? Давай подумаем, как нам поступить, чтобы никого не обидеть?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека проблемных ситуаций
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей....
Картотека проблемных ситуаций по математике
проблемные ситуации...
Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.
Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя прблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. В ре...
Картотека проблемных ситуаций
Картотека проблемных ситуаций...
Картотека проблемных ситуаций по ПДД
Проводим дома время с пользой....
Учебно-методический материал "Картотека проблемных ситуаций по основам безопасности для старших дошкольников"
Картотека проблемных ситуаций поможет воспитателям показать зависимость между нарушением определенных правил и возникновением опасности....
картотека проблемных ситуаций
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей....