Особенности организации физкультурных занятий в логопедических группах ДОУ
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Особенности организации физкультурных занятий в логопедических группах ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации физкультурных занятий в
логопедических группах ДОУ
Воспитание, охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения -дело государственной важности. Значительную роль в решении этой задачи играют дошкольные учреждения, которые, являясь первой ступенью общей системы народного образования, призваны обеспечить охрану жизни, укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие.
Для развития двигательных способностей (двигательных умений и физических качеств) детей дошкольного возраста в процессе физкультурно-спортивной деятельности целесообразно использовать такие подходы и технологии, которые учитывали бы интересы, склонности, потребности, желания детей, способствовали бы развитию творческого потенциала ребенка, формированию его личностных качеств и становлению ребенка как субъекта собственной двигательной деятельности. От педагога требуется грамотное проектирование физкультурных занятий.
Организация физкультурных занятий в логопедических группах -процесс непростой. Осложняется он тем, что помимо нарушения речи, у таких детей наблюдается задержка психического развития, нарушение поведенческих нормативов. Поэтому, планируя физкультурные занятия в этих группах, необходимо учитывать имеющиеся проблемы:
- гипер- или гиподинамия (мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса);
- нарушение общей моторики (лазание, прыжки в длину, метание);
- нарушение ручной моторики;
- общая скованность и замедленность выполнения движений;
- дискоординация движений;
- несформированность функций равновесия;
- недостаточное развитие чувства ритма;
- нарушение ориентировки в пространстве;
- замедленность процесса освоения новых движений;
- нарушение осанки (сколиоз), плоскостопие;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, ловкости, скорости).
Совсем необязательно, что у детей наблюдаются все эти проблемы. Но даже наличие одной из этих проблем обязывает инструктора по физической культуре продумывать занятие так, чтобы оно носило индивидуально-коррекционный характер.
При планировании занятий в логопедических группах обязательно применять:
- дробность предлагаемых нагрузок;
- проведение психогимнастики (упражнения «замерзли», «улыбнулись» и т.д.);
- динамические паузы;
- подвижные игры с последующим «сбросом» накопившихся эмоций;
- включение специфических упражнений, развивающих крупную и мелкую моторику, автоматизмы движения рук, статическое и динамическое равновесие, совершенствование координационных механизмов нервной системы (игра в «классики», упражнения с мячом и т.д.);
- элементы логоритмики (движения, которые сочетаются с речевым сопровождением-звуком, словом, фразой, стихами и т.д.). Они способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению;
- пальчиковая гимнастика с использованием игрушек и мелких пособий: палочек, колечек, цилиндров, маленьких мячей;
- упражнения на релаксацию, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей и снять мышечное напряжение;
- дополнительные виды занятий (хореография, детский фитнес, игры с мячом ).
Особо хотелось бы отметить роль игры и сказкотерапии. Использование в своей работе с детьми метода сказкотерапии помогает понять следующие детские проблемы:
-трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями),-это естественные для каждого ребенка конфликты, переживания, обиды.
-переживание ощущения себя человеком, у которого «что-то не так»,чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение- это результат ощущения собственной малозначимости и попытка таким образом доказать обратное. Такой ребенок часто ощущает себя гораздо более неполноценным, чем ребенок, кажущийся слабым и «забитым».
-страхи и тревоги по самым различным поводам. Здесь важно не то, чего боится ребенок, а то, как он боится. Если страх тормозит его развитие, то требуется квалифицированная помощь.
-проблемы, связанные со спецификой возраста.
Основная цель занятий – снижение психоэмоционального напряжения у детей, вызванного той или иной проблемой.
Задачи :
-учить детей осознавать собственную значимость в мире, среди людей, открыть для себя и других непознанные грани своей индивидуальности;
-обучать методам снятия эмоционального и мышечного напряжения;
-развивать способность понимать свое эмоциональное состояние и состояние другого человека;
-развивать самоконтроль поведения, эмоциональную устойчивость в ходе общения;
-развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
-развивать согласованность движений тела;
-развивать моторику речевого аппарата.
Если занятие «сказочно-волшебное» (игра, путешествие и т.д.), то активность детей и эффективность такого занятия 100- процентная. Такие занятия увлекают и вовлекают даже самых «сложных» детей.
Представляю фрагмент занятия с мячами «Путешествие с колобком» для младшей, а с добавлением заданий и для старшей группы.
Инструктор: -Сегодня, мы с вами отправимся в путешествие с одним сказочным героем. Он такой круглый и румяный. Кто же это?
Дети: Колобок.
Дети идут по тропинке спортивной ходьбой, перешагивая пеньки- шаг с высоким подниманием колена; «змейкой»; перешагивая лужи- широкий шаг и т.д.
Инструктор: Кого на своем пути повстречал колобок?
-зайца (прыгают; ушками, хвостиком шевелят…);
-волка (крадется, воет…);
-медведя (шаг на внешней стороне стопы, под стишок «Мишка косолапый»);
-лису (легкая походка, виляние хвостом…).
Далее в занятие можно включить:
-перекат мяча по кругу;
-передача мяча из рук в руки;
-передача мяча за спиной;
-перекат между ног змейкой и т.д.
Не менее ценно, использование по ходу занятия стихотворений или отрывков из произведений детских поэтов и писателей.
-«Велосипед»-ехали медведи на велосипеде…К.И.Чуковский.
-«Лягушка» -ква.ква,ква,ква,ква,ква- утром влажная трава…
Работая над планированием занятия - сама сочиняю стихи. Это не только обогащает образное представление движений, но и задаёт положительно-эмоциональный тон всему занятию, а так же ритмичность исполнению упражнений. Например, на вводную часть:
-Утром рано мы проснулись,
Солнцу, небу улыбнулись.
На носочки встали,
До облаков достали.
На пятки встали - пошагали…
Мишками мы стали
Косолапо зашагали.
А теперь мы боком встали,
Приставным шагом зашагали.
Вдруг лошадками мы стали
И галопом поскакали.
Вывод:
Это лишь малая часть тех элементов занятий, которые я эффективно использую в своей работе. Очень помогает молодым специалистам опыт педагогов - стажистов, которым они активно делятся в сообществе коллег на различных спортивных мероприятиях и в рамках методического объединения.
А самое главное, если педагог любит детей и работает с душой и огоньком в душе - все у него получится. И все занятия будут «клевыми» (так мне дети сказали, после первого занятия, а их не обманешь). Опыт и мастерство приходят со временем.
Всем удачи в работе, послушных исполнительных деток, новых находок и идей.
Используемая литература:
1.Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие.- М.: Владос, 2001.
2.Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. общеразвивающие упражнения в детском саду. –Москва «просвящение» 1990.
3.Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду.-Москва 2004.
4.Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку.- М.: Ось-89, 2001.
5.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Проективная диагностика в сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2003.
Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду.-Ярославль. Акдемия развития, 2006.
6. Ковальков В.И. Здоровьесберегающие технологии.- М.: Вако, 2007.
Куделькина Оксана Владимировна,
Инструктор по ФК МБДОУ № 33,
г. Красноярск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации физкультурных занятий в разновозрастной группе детского сада
Особенности проведения занятий, формы проведения занятий, типы занятий...
особенности организации физкультурно-оздоровительной системы в доу
Особенности организации физкультурно-оздоровительной системы в ДОУВведениеАктуальность данной темы проявляется в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Эта проблема стоит особ...
Особенности организации физкультурных досугов с дошкольниками разных возрастов.
Введение.1.Физкультурные досуги в ДОУ круглый год. 2. Особенности организации физкультурных досугов с дошкольниками разных возрастов. Заключение.Список литературы....
презентация "Особенности организации физкультурно-массовых мероприятий в детском саду"
Особенности организации физкультурно-массовых мероприятий в детском саду...
Особенности организации физкультурных досугов с дошкольниками разных возрастов.
Особенности организации физкультурных досугов с дошкольниками ...