ПДД
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
ДЛЯ ДЕТЕЙ
Вот и наступило лето - прекрасная пора отпусков и школьных каникул, купания, длительных прогулок и игр на свежем воздухе. К сожалению именно летом растет и процент детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий. Для предотвращения несчастных случаев на дороге, необходимо проводить занятия по безопасности дорожного движения в детских садах и школах. И, конечно, огромное, решающее значение имеют беседы родителей со своим ребенком о правилах поведения на проезжей части.
Частой ошибкой, допускаемой в таких случаях, является неправильный подход к началу беседы.
Говорить с детьми об опасностях дороги излишне строгим тоном неэффективно. В таком случае ребенок не будет заинтересован в беседе и в результате усвоит лишь малую часть информации. Гораздо эффективнее поговорить с ребенком спокойно, выбрав момент, когда он ничем не занят и его внимание в вашем распоряжении. Перед объяснениями обозначьте важность и серьезность разговора, пусть малыш почувствует свою значимость. Его внимание возле дороги должно быть просьбой, а не требованием. Он должен понимать, что за него переживают и ему грозит опасность. Такая мотивация гораздо сильнее, чем опасения наказания или упреков.
Еще одна распространенная ошибка родителей- действия по принципу «со мной можно».
Если вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на красный, будьте уверены, оставшись один, он попытается повторить этот трюк.
Рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения
При выходе из дома.
Если у подъезда возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.
При движении по тротуару.
- Придерживайтесь правой стороны.
- Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
- Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
- Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
Готовясь перейти дорогу
- Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
- Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
- Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
- Не стойте с ребенком на краю тротуара.
- Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
- Покажите, как транспортное средство останавливается у пешеходного перехода.
ПЛАН РАБОТЫ ГДОУ №4
ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ
ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
№ п / п | Месяц | Работа с педагогами | Работа с детьми | Работа с родителями | Ответственные |
1. | В ТЕЧЕНИЕ ГОДА | 1. Инструктивно- методические занятия с педагогическим коллективом по методике проведения занятий с детьми по правилам дорожного движения | Старший воспитатель | ||
2. | СЕНТЯБРЬ | 1. Диагностика уровня знаний детей по ПДД | 1. Развлечение «На светофоре - зеленый свет» с участием родителей | Воспитатели групп, музыкальный руководитель | |
3. | ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ, ДЕКАБРЬ | 1.Консультации на тему: «Новинки работы с детьми по ПДД» 2. Обновить уголки безопасности в группах 3. Консультация: « Занимательные игры по ПДД» | 1. Игра «Пешеходы и водители» с участием родителей | 1. Папка-передвижка «Советы родителям в осеннее - зимний период». 2. В каждой группе оформить фотоальбом, фотопланшеты об участии детей в тематических занятиях и конкурсах. | Старший воспитатель, воспитатели групп |
4. | ЯНВАРЬ | 1. Семинар-совещание по вопросу организации и проведения работы с детьми и родителями по предупреждению ДДТТ. 2. Оформить в методическом кабинете уголок «В помощь воспитателю по изучению ПДД» 3. Оформить уголок «Пусть горит зеленый свет» | 1. Встреча с Дядей Степой-Светофором 2. Оформление в группах уголков по ПДД. 3. Тематический день по ПДД - каждый второй вторник. | 1.Групповые собрания с целью ознакомления родителей с планом работы по предупреждению ДДТТ. 2. Анкетирование родителей. | Старший воспитатель, воспитатели групп |
5. | ФЕВРАЛЬ | 1. Планерка по подведению итогов работы за первое полугодие 2. Создание агитбригады из детей и взрослых (подобрать материалы для выступления- стихи, песни, танцы) | 1. Занятие по ПДД. Развлечения (игры, загадки, ребусы) 2. Выступление агитбригады в группах | 1. Листовка-обращение о выполнении ПДД зимой. 2. Изготовление макета ДОУ с улицами, дорожной информацией. | Старший воспитатель, воспитатели групп, музыкальный руководитель |
6. | МАРТ | 1. Обмен опытом работы педагогов по обучению детей ПДД. | 1.Развлекательные занятия в группах по ПДД. 2. Конкурс на лучший рисунок, аппликацию, лепку по ПДД. 3. Оформление выставки «Правила дорожного движения - наши лучшие друзья» | 1.Привлечение родителей к оформлению выставки «ПДД - наши лучшие друзья» 2. Оформление папки-передвижки «Рекомендации для родителей по ПДД». | Старший воспитатель, воспитатели групп. |
7. | АПРЕЛЬ | 1. Знакомство с опытом работы ДОУ Кировского района по изучению с детьми ПДД. 2.Пополнить играми содержание уголков по ПДД. | 1. Викторина по ПДД. 2. Посещение школы №389 с целью отработки маршрута «Мой путь в школу» (составить план-маршрут, повторить правила перехода улицы) | Старший воспитатель, воспитатели групп | |
8. | МАЙ | 1. Открытые занятия в старшей и подготовительной группах по ПДД. 2. Творческие отчеты воспитателей. 3.Обобщение опыта работы ДОУ. | 1. Проведение игр-занятий на площадке 2 .Конкурс детского рисунка в подготовительной группе «Как мы ходили в школу и переходили улицу». | 1. Оформление площадки. 2. Помощь в подготовке схемы «Мой путь в школу». 3. Советы для родителей по ПДД (стендовая печать). | Старший воспитатель, воспитатели групп |
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Основной целью обучения дошкольников ПДД является: формирование основ безопасного поведения на дороге и в транспорте.
Основные задачи:
- Познакомить детей с правилами дорожного движения;
- Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
- Сформировать умение применять полученные знания в жизни;
- Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на дорогах, осторожными и осмотрительными.
При обучении дошкольников безопасности дорожного движения целесообразно использовать следующие формы работы:
1. Обучающие, развивающие занятия, беседы
Для проведения занятий можно использовать игрушки различных видов транспортных средств, модели средств регулирования, схемы перекрестков, кубики, мозаики, настольно-печатные игры, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.
2.Целевые прогулки
Можно проводить при помощи родителей – вблизи детского сада. Целесообразно проводить в разное время года. Можно понаблюдать за пешеходами, транспортными средствами и т.д. Особое внимание обращать на погодные условия, видимость, состояние дороги, количество пешеходов на улице и т.д.
3.Индивидуальная работа
При обучении детей ПДД необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка – поэтому индивидуальные занятия являются очень актуальной формой работы.
Можно использовать следующую форму работы (как один из вариантов индивидуальной работы)
«МИНУТКА» - это ежедневный короткий диалог с ребенком: «вопрос-ответ».
Вопросы-ответы «Минутки» могут быть выполнены по одному, в виде небольших плакатов. Родители, приходящие за детьми видят эти вопросы на стенде помещения, где дети переодеваются. Можно вывешивать вопрос-ответ «сегодняшний», вопрос-ответ «вчерашнего дня», даже, может быть, вопрос-ответ «завтрашний».
4. Праздники и развлечения
Необходимо включать тематические праздники по ПДД в перспективное планирование различных возрастных групп детского сада.
5. Включение обучения дошкольников БДД в различные виды продуктивной деятельности
- лепка
- рисование
- конструирование
6. Создание соответствующей развивающей среды
Во время игр дети не только закрепляют свои знания, но и учатся культуре поведения в общественных местах, отгадывают загадки, ребусы – это способствует закреплению теоретических знаний, развитию логического мышления.
7. Включение изучения дошкольниками ПДД в различные виды игр
- Игры на подиуме (используется макет дороги, усложняется по содержанию в соответствии с возрастом детей)
- Настольно-печатные игры
- Подвижные игры
- Игры-тренинги
- Театрализованные игры
- Дидактические игры
- Развивающие игры с использованием различных технологий
- Обучающие игры
- Сюжетно-ролевые игры
8. Работа с родителями
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ
Наименование | С какой целью используется эта форма | Формы проведения общения |
Информационно-аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение социологических опросов, «Почтовый ящик» |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми | Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями дошкольников в области восприятия информации. Формирование у родителей практических навыков обучения детей ПДД | Семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные журналы, библиотека для родителей |
Наглядно-информационные | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения по данному направлению. Формирование у родителей знаний по проблеме обучения детей ПДД | Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей. Выпуск газет, организация мини-библиотек |
Основные особенности сезона, состояние дорог и возможные ситуации в поведении детей на дорогах.
Азбука
Города
Азбуку города помни всегда,
чтоб не случилась с тобою беда!
Три друга пешехода в любое время года.
Красный свет - твой первый друг-
Деловито строгий.
Если он зажегся вдруг-
Нет пути-дороги.
Желтый свет - твой друг второй
Дает совет толковый:
Стой! Внимание утрой!
Жди сигналов новых!
Третий друг тебе мигнул
Своим зеленым светом:
Проходи! Угрозы нет!
Я порукой в этом!
При переходе площадей,
Проспектов, улиц и дорог
Советы этих трех друзей
Прими и выполни их в срок.
-Бежать нельзя на красный свет,-
сказал медведь ежу.
-Я знаю,- буркнул ёж в ответ,
но очень я спешу.
-Куда же, ёж, спешишь ты так?
-А я спешу в больницу.
-Тогда беги, и красный свет
тебе вполне сгодится.
Что может случиться с ёжиком, если он будет нарушать правила дорожного движения?