Охрана жизни и здоровья воспитанников при проведении занятий физической культурой
статья (старшая группа) на тему

Бурмистрова Наталья Владимировна

Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

     Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка и психофизического развития ребенка. Задачи  по охране жизни и здоровья детей, их физического развития являются основными в ДОУ. Педагогический коллектив и медицинский персонал детского сада используют для этого все имеющиеся у нас для этого условия: спортивный зал, спортивная площадка на улице,  бактерицидные лампы в группах.

Программа «Двигательная активность ребенка в детском саду»

Программа ставит своей целью, что к моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, лаза­нии, некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его спо­собность к усвоению новых двига­тельных действий, а также его двига­тельную активность.

Программа предусматривает взаи­мосвязь процесса обучения основным видам движений и развития дви­гательных качеств и способностей детей.

Каждое занятие — это познание окружающей действительности через движения, которые долж­ны приносить радость. Важным явля­ется обогащение детей представления­ми и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической це­лесообразности .

Особенностями проведения занятий по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности.

На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитатель­ных и образовательных.

Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного от­ношения к проявлению своей двига­тельной активности.

Воспи­тательные задачи: развитие самостоятельности, активности и общения, а также формирование эмоциональной, мо­ральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности.

Образовательные задачи: овладение необходимым программным материалом по  развитию  движений,   формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом об­разе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием опти­мальной двигательной активности.

Эффективность занятий по физи­ческой культуре во многом определяется пони­манием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

• удовлетворить естественную био­логическую потребность ребенка в движении;

• обеспечить развитие и тренировку всех   систем   и   функций   организма ребенка  через   специально   организо­ванную для данного  возраста двига­тельную    активность    и    физические нагрузки;

• сформировать   навыки   в   разных видах движений;

• способствовать   развитию   двига­тельных  качеств  и  способностей  ре­бенка;

• стимулировать      функциональные возможности  каждого ребенка  и ак­тивизировать   детскую   самостоятель­ность;

•  создать оптимальные условия для разностороннего  развития  детей:   ак­тивизации   мыслительной   деятельно­сти, поиска адекватных форм поведения,    формирования    положительных эмоциональных   и   нравственно-воле­вых проявлений детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_zdorovya_vospitannikov.docx37.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26»

Теоритический материал к семинару.

Тема: «Охрана жизни и здоровья воспитанников при проведении занятий физической культурой».

Подготовила и провела: Бурмистрова Н.В.

22 октября 2015г.

Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

     Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка и психофизического развития ребенка. Задачи  по охране жизни и здоровья детей, их физического развития являются основными в ДОУ. Педагогический коллектив и медицинский персонал детского сада используют для этого все имеющиеся у нас для этого условия: спортивный зал, спортивная площадка на улице,  бактерицидные лампы в группах.

Программа «Двигательная активность ребенка в детском саду»

Программа ставит своей целью, что к моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность.

Программа предусматривает взаимосвязь процесса обучения основным видам движений и развития двигательных качеств и способностей детей.

Каждое занятие — это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической целесообразности .

Особенностями проведения занятий по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности.

На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных.

Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности.

Воспитательные задачи: развитие самостоятельности, активности и общения, а также формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности.

Образовательные задачи: овладение необходимым программным материалом по  развитию  движений,   формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

Эффективность занятий по физической культуре во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

• удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

• обеспечить развитие и тренировку всех   систем   и   функций   организма ребенка  через   специально   организованную для данного  возраста двигательную    активность    и    физические нагрузки;

• сформировать   навыки   в   разных видах движений;

• способствовать   развитию   двигательных  качеств  и  способностей  ребенка;

• стимулировать      функциональные возможности  каждого ребенка  и активизировать   детскую   самостоятельность;

•  создать оптимальные условия для разностороннего  развития  детей:   активизации   мыслительной   деятельности, поиска адекватных форм поведения,    формирования    положительных эмоциональных   и   нравственно-волевых проявлений детей.

 

Модель двигательного режима по всем возрастным группам

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Утренняя гимнастика

Ежедневно

3-5 мин.

Ежедневно 5-7 мин.

Ежедневно 7-10 мин.

Ежедневно 10-12 мин.

Физкультминутки

 2-3 мин.

2-3 мин.

2-3 мин.

2-3 мин.

Музыкально – ритмические движения.

НОД по музыкальному развитию

6-8 мин.

НОД по музыкальному развитию

8-10 мин.

НОД  по музыкальному развитию 10-12 мин.

НОД по музыкальному развитию 12-15 мин.

Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию

(2 в зале, 1 на улице)

2 раз в неделю 10-15 мин.

3 раза в неделю 15-20 мин.

3 раза в неделю 15-20 мин.

3 раза в неделю 25-30 мин.

 Подвижные игры:

  • сюжетные;
  • бессюжетные;
  • игры-забавы;
  • соревнования;
  • эстафеты;

аттракционы.

Ежедневно не менее двух игр по 5-7 мин.

Ежедневно не менее двух игр по 7-8 мин.

Ежедневно не менее двух игр по 8-10 мин.

Ежедневно не менее двух игр по 10-12 мин.

Оздоровительные мероприятия:

  • гимнастика пробуждения
  • дыхательная гимнастика

Ежедневно

 5 мин.

Ежедневно 6 мин.

Ежедневно 7 мин.

Ежедневно 8 мин.

Физические упражнения и игровые задания:

  • артикуляционная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • зрительная гимнастика.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 3-5 мин.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 6-8 мин.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору

8-10 мин.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору

10-15 мин.

  • Физкультурный досуг

1 раз в месяц по 10-15 мин.

1 раз в месяц по 15-20 мин.

1 раз в месяц по 25-30 мин.

1 раз в месяц 30–35мин.

Спортивный праздник

2 раза в год по 10-15 мин.

2 раза в год по 15-20 мин.

2 раза в год по 25-30 мин.

2 раза в год по 30-35 м.

Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня         ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей.

Проводится под руководством воспитателя.

Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ является одной из основных и приоритетных задач. Она остается актуальной из года в год, поскольку здоровье детей оставляет желать лучшего. Зная, что основным средством развития здоровья человека является движение, в детском саду много внимания уделяется развитию двигательной активности:

- Составлена модель оптимального двигательного режима в течение дня;

- Проводится ежедневная гимнастика после сна;

- Организуются двигательные оздоровительные моменты на НОД (физминутки, упражнения на мелкую моторику рук, упражнения на снятие напряженности и усталости;

- Организован активный отдых детей (Дни здоровья, спортивные развлечения, каникулы). Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами как:

- Полноценное питание детей;

- Закаливающие процедуры;

- Развитие движений;

-Гигиена режима.

В детском саду проводится следующий комплекс закаливающих мероприятий:

  • облегченная одежда детей,
  • соблюдение сезонной одежды детей на прогулке с учетом их индивидуального состояния  и состояния погоды,
  • соблюдение температурного режима в течение дня,
  • полоскание рта после каждой еды,
  • утренняя гимнастика на свежем воздухе в течение года,
  • одно физкультурное занятие на улице (в зимний период),
  • организация прогулки,
  • утренний прием детей на улице в теплое время года,
  • солнечные ванны.

Основные направления  физкультурно-оздоровительной работы

  1. Создание условий
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
  • обеспечение   благоприятного  течения   адаптации детей
  • выполнение   санитарно-гигиенического  режима

2. Организационно-методическое и педагогическое направление

  • пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов
  •  изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
  • систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
  • определение показателей   физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами  диагностики.

3. Физкультурно-оздоровительное направление

  • решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры

4. Профилактическое направление

  • проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению   инфекционных заболеваний
  • предупреждение   острых заболеваний   профилактики

Система оздоровительной работы.

Виды оздоровительной деятельности

Сроки проведения

Ответственный

Музыкальные занятия с акцентом на формирование эмоционально-музыкальной доминанты

2 раза в неделю

Музыкальный руководитель

Оздоровительные паузы на занятиях и в свободной деятельности детей

Ежедневно

Воспитатели

Физкультурные занятия

2 раза в неделю

Воспитатель

Познавательные занятия, знакомящие с организмом человека и дающие начальные знания по ОБЖ

2 раза в месяц в подготовительной группе.

Воспитатели

Утренняя гимнастика

Ежедневно

Воспитатели

Гимнастика «пробуждения»

Ежедневно после сна

Воспитатели

Оздоровительная  гимнастика после сна

3 раза в неделю.

Воспитатели

Полоскание горла водой комнатной температуры

Ежедневно после обеда.

Воспитатель, помощник воспитателя.

Вдыхание запаха чеснока в течение дня в группе

Ежедневно с ноября по май, с переры-вами в 10 дней.

Воспитатели

Физкультурный досуг

1 раз в месяц

Воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель,

воспитатели

Праздник здоровья.

1 раз в год

Воспитатель, музыкальный руководитель,  медсестра.

Музыкальный праздник.

1 раз в квартал

Воспитатель, музыкальный руководитель,

Медсестра.

Спортивный праздник.

2 раза в год.

Оздоровительные досуги.

1 раз в месяц

Беседы с детьми о здоровье

В течение дня

Индивидуальные физические упражнения.

Ежедневно

Подвижные игры

Ежедневно на прогулке и в свободное время.

Воспитатели

Привитие культурно-гигиенических навыков.

Ежедневно во время проведения режимных процессов

Воспитатели, помощник воспитателя

Музыкальное сопровождение режимных процессов

Ежедневно

Музыкальный руководитель, воспитатель

Родительские собрания, рассматривающие вопросы о формирования ЗОЖ

1 раз в год

Воспитатели, медицинская сестра

Беседы с родителями о состоянии здоровья детей по заключению врача, медсестры ДОУ

Индивидуально в течение месяца

Воспитатели

Работа клуба «В здоровом теле здоровый дух»

1 раз в квартал

воспитатели

Профилактическая работа с родителями: наглядная информация, выставки детских работ по теме ЗОЖ, информация на сайте ДОУ

Ежемесячно

Воспитатели, медицинская сестра

Педагогический совет, посвящённый вопросам оздоровления детей.

1 раз в год.

медицинская сестра, старший воспитатель

Проекты по приобщению детей к ЗОЖ

воспитатели

Консультации, семинары - практикумы для воспитателей, знакомящие с новыми методами оздоровления.

1 раз в квартал

медсестра,  Старший воспитатель

Двигательная  деятельность.

1. Утренняя гимнастика (ежедневно в зале, на воздухе - летом)

традиционный комплекс

подвижные игры

2.Двигательная разминка между занятиями (ежедневно)

подвижные игровые упражнения

игры на ориентировку в пространстве

двигательное задание

3. Физкультминутка (зависит от типа занятия) (ежедневно)

упражнения для развития мелкой моторики

имитационные упражнения

общеразвивающие упражнения

4. Подвижные игры и физические упражнения (ежедневно)

подвижные игры

спортивные упражнения

двигательное задание с использованием полосы препятствий

упражнения в основных видах движений

элементы спортивных игр

5. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений (ежедневно)

дифференцированные игры, подобранные с учетом двигательной активности ребенка

упражнения на формирование осанки и стопы

двигательное задание по усмотрению воспитателя

6. Гимнастика после дневного сна в разных формах (ежедневно)
          разминка в постели,    игровые упражнения,    сюжетно-игровая  гимнастика

           ходьба по массажным дорожкам, полоса препятствий

7. Самостоятельная творческая деятельность детей на воздухе (ежедневно)

            под руководством воспитателя

8. День здоровья – 2 раза в год

            подвижные игры и физические упражнения, взаимодействие с родителями

10. Занятия по физической культуре

традиционное

игровое, сюжетно-игровое

тренировочное,  по интересам детей

комплексное,  контрольно-проверочное

тематическое

Детский сад принимает участие в ежегодных спортивных мероприятиях организуемых Отделом по физкультуре и спорту Администрации района: День здоровья, «Малые олимпийские игры», «Мама, папа, я – спортивная семья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана жизни и здоровья воспитанников в ДОУ

CХЕМА "РАБОТА ПЕДАГОГА ПО ОХРАНЕ  ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ"...

Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, их безопасности в условиях ДОУ.

В настоящее время обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников,  одна из приоритетных задач, стоящих перед каждым педагогом....

Охрана жизни и здоровья воспитанников

      Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из приоритетных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОО....

Протокол№2 родительского собрания группы № 1. «Охрана жизни и здоровья воспитанников во время прогулки»

Повестка родительского собрания: 1.Проблема детской безопасности.2. Охрана жизни и здоровья воспитанников во время прогулки.3.Разное....

Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, их безопасности в условиях ДОУ.

Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников,  одна из приоритетных задач, стоящих перед каждым педагогом....

Перспективный план "Охрана жизни и здоровья воспитанников"

План мероприятий по охране жизни и здоровья дошкольниковЦель: пропаганда знаний безопасности дорожного движения  и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.Задачи: формирование у...