Охрана жизни и здоровья воспитанников при проведении занятий физической культурой
статья (старшая группа) на тему
Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка и психофизического развития ребенка. Задачи по охране жизни и здоровья детей, их физического развития являются основными в ДОУ. Педагогический коллектив и медицинский персонал детского сада используют для этого все имеющиеся у нас для этого условия: спортивный зал, спортивная площадка на улице, бактерицидные лампы в группах.
Программа «Двигательная активность ребенка в детском саду»
Программа ставит своей целью, что к моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность.
Программа предусматривает взаимосвязь процесса обучения основным видам движений и развития двигательных качеств и способностей детей.
Каждое занятие — это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической целесообразности .
Особенностями проведения занятий по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности.
На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных.
Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности.
Воспитательные задачи: развитие самостоятельности, активности и общения, а также формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности.
Образовательные задачи: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.
Эффективность занятий по физической культуре во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:
• удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;
• обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;
• сформировать навыки в разных видах движений;
• способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;
• стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
• создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ohrana_zdorovya_vospitannikov.docx | 37.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26»
Теоритический материал к семинару.
Тема: «Охрана жизни и здоровья воспитанников при проведении занятий физической культурой».
Подготовила и провела: Бурмистрова Н.В.
Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка и психофизического развития ребенка. Задачи по охране жизни и здоровья детей, их физического развития являются основными в ДОУ. Педагогический коллектив и медицинский персонал детского сада используют для этого все имеющиеся у нас для этого условия: спортивный зал, спортивная площадка на улице, бактерицидные лампы в группах.
Программа «Двигательная активность ребенка в детском саду»
Программа ставит своей целью, что к моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность.
Программа предусматривает взаимосвязь процесса обучения основным видам движений и развития двигательных качеств и способностей детей.
Каждое занятие — это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической целесообразности .
Особенностями проведения занятий по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности.
На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных.
Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности.
Воспитательные задачи: развитие самостоятельности, активности и общения, а также формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности.
Образовательные задачи: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.
Эффективность занятий по физической культуре во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:
• удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;
• обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;
• сформировать навыки в разных видах движений;
• способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;
• стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
• создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.
Модель двигательного режима по всем возрастным группам
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Утренняя гимнастика | Ежедневно 3-5 мин. | Ежедневно 5-7 мин. | Ежедневно 7-10 мин. | Ежедневно 10-12 мин. |
Физкультминутки | 2-3 мин. | 2-3 мин. | 2-3 мин. | 2-3 мин. |
Музыкально – ритмические движения. | НОД по музыкальному развитию 6-8 мин. | НОД по музыкальному развитию 8-10 мин. | НОД по музыкальному развитию 10-12 мин. | НОД по музыкальному развитию 12-15 мин. |
Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию (2 в зале, 1 на улице) | 2 раз в неделю 10-15 мин. | 3 раза в неделю 15-20 мин. | 3 раза в неделю 15-20 мин. | 3 раза в неделю 25-30 мин. |
Подвижные игры:
аттракционы. | Ежедневно не менее двух игр по 5-7 мин. | Ежедневно не менее двух игр по 7-8 мин. | Ежедневно не менее двух игр по 8-10 мин. | Ежедневно не менее двух игр по 10-12 мин. |
Оздоровительные мероприятия:
| Ежедневно 5 мин. | Ежедневно 6 мин. | Ежедневно 7 мин. | Ежедневно 8 мин. |
Физические упражнения и игровые задания:
| Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 3-5 мин. | Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 6-8 мин. | Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 8-10 мин. | Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 10-15 мин. |
| 1 раз в месяц по 10-15 мин. | 1 раз в месяц по 15-20 мин. | 1 раз в месяц по 25-30 мин. | 1 раз в месяц 30–35мин. |
Спортивный праздник | 2 раза в год по 10-15 мин. | 2 раза в год по 15-20 мин. | 2 раза в год по 25-30 мин. | 2 раза в год по 30-35 м. |
Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей.
Проводится под руководством воспитателя.
Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ является одной из основных и приоритетных задач. Она остается актуальной из года в год, поскольку здоровье детей оставляет желать лучшего. Зная, что основным средством развития здоровья человека является движение, в детском саду много внимания уделяется развитию двигательной активности:
- Составлена модель оптимального двигательного режима в течение дня;
- Проводится ежедневная гимнастика после сна;
- Организуются двигательные оздоровительные моменты на НОД (физминутки, упражнения на мелкую моторику рук, упражнения на снятие напряженности и усталости;
- Организован активный отдых детей (Дни здоровья, спортивные развлечения, каникулы). Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами как:
- Полноценное питание детей;
- Закаливающие процедуры;
- Развитие движений;
-Гигиена режима.
В детском саду проводится следующий комплекс закаливающих мероприятий:
- облегченная одежда детей,
- соблюдение сезонной одежды детей на прогулке с учетом их индивидуального состояния и состояния погоды,
- соблюдение температурного режима в течение дня,
- полоскание рта после каждой еды,
- утренняя гимнастика на свежем воздухе в течение года,
- одно физкультурное занятие на улице (в зимний период),
- организация прогулки,
- утренний прием детей на улице в теплое время года,
- солнечные ванны.
Основные направления физкультурно-оздоровительной работы
- Создание условий
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
- обеспечение благоприятного течения адаптации детей
- выполнение санитарно-гигиенического режима
2. Организационно-методическое и педагогическое направление
- пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов
- изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
- систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
- определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.
3. Физкультурно-оздоровительное направление
- решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры
4. Профилактическое направление
- проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний
- предупреждение острых заболеваний профилактики
Система оздоровительной работы.
Виды оздоровительной деятельности | Сроки проведения | Ответственный |
Музыкальные занятия с акцентом на формирование эмоционально-музыкальной доминанты | 2 раза в неделю | Музыкальный руководитель |
Оздоровительные паузы на занятиях и в свободной деятельности детей | Ежедневно | Воспитатели |
Физкультурные занятия | 2 раза в неделю | Воспитатель |
Познавательные занятия, знакомящие с организмом человека и дающие начальные знания по ОБЖ | 2 раза в месяц в подготовительной группе. | Воспитатели |
Утренняя гимнастика | Ежедневно | Воспитатели |
Гимнастика «пробуждения» | Ежедневно после сна | Воспитатели |
Оздоровительная гимнастика после сна | 3 раза в неделю. | Воспитатели |
Полоскание горла водой комнатной температуры | Ежедневно после обеда. | Воспитатель, помощник воспитателя. |
Вдыхание запаха чеснока в течение дня в группе | Ежедневно с ноября по май, с переры-вами в 10 дней. | Воспитатели |
Физкультурный досуг | 1 раз в месяц | Воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели |
Праздник здоровья. | 1 раз в год | Воспитатель, музыкальный руководитель, медсестра. |
Музыкальный праздник. | 1 раз в квартал | Воспитатель, музыкальный руководитель, Медсестра. |
Спортивный праздник. | 2 раза в год. | |
Оздоровительные досуги. | 1 раз в месяц | |
Беседы с детьми о здоровье | В течение дня | |
Индивидуальные физические упражнения. | Ежедневно | |
Подвижные игры | Ежедневно на прогулке и в свободное время. | Воспитатели |
Привитие культурно-гигиенических навыков. | Ежедневно во время проведения режимных процессов | Воспитатели, помощник воспитателя |
Музыкальное сопровождение режимных процессов | Ежедневно | Музыкальный руководитель, воспитатель |
Родительские собрания, рассматривающие вопросы о формирования ЗОЖ | 1 раз в год | Воспитатели, медицинская сестра |
Беседы с родителями о состоянии здоровья детей по заключению врача, медсестры ДОУ | Индивидуально в течение месяца | Воспитатели |
Работа клуба «В здоровом теле здоровый дух» | 1 раз в квартал | воспитатели |
Профилактическая работа с родителями: наглядная информация, выставки детских работ по теме ЗОЖ, информация на сайте ДОУ | Ежемесячно | Воспитатели, медицинская сестра |
Педагогический совет, посвящённый вопросам оздоровления детей. | 1 раз в год. | медицинская сестра, старший воспитатель |
Проекты по приобщению детей к ЗОЖ | воспитатели | |
Консультации, семинары - практикумы для воспитателей, знакомящие с новыми методами оздоровления. | 1 раз в квартал | медсестра, Старший воспитатель |
Двигательная деятельность.
1. Утренняя гимнастика (ежедневно в зале, на воздухе - летом)
традиционный комплекс
подвижные игры
2.Двигательная разминка между занятиями (ежедневно)
подвижные игровые упражнения
игры на ориентировку в пространстве
двигательное задание
3. Физкультминутка (зависит от типа занятия) (ежедневно)
упражнения для развития мелкой моторики
имитационные упражнения
общеразвивающие упражнения
4. Подвижные игры и физические упражнения (ежедневно)
подвижные игры
спортивные упражнения
двигательное задание с использованием полосы препятствий
упражнения в основных видах движений
элементы спортивных игр
5. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений (ежедневно)
дифференцированные игры, подобранные с учетом двигательной активности ребенка
упражнения на формирование осанки и стопы
двигательное задание по усмотрению воспитателя
6. Гимнастика после дневного сна в разных формах (ежедневно)
разминка в постели, игровые упражнения, сюжетно-игровая гимнастика
ходьба по массажным дорожкам, полоса препятствий
7. Самостоятельная творческая деятельность детей на воздухе (ежедневно)
под руководством воспитателя
8. День здоровья – 2 раза в год
подвижные игры и физические упражнения, взаимодействие с родителями
10. Занятия по физической культуре
традиционное
игровое, сюжетно-игровое
тренировочное, по интересам детей
комплексное, контрольно-проверочное
тематическое
Детский сад принимает участие в ежегодных спортивных мероприятиях организуемых Отделом по физкультуре и спорту Администрации района: День здоровья, «Малые олимпийские игры», «Мама, папа, я – спортивная семья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Охрана жизни и здоровья воспитанников в ДОУ
CХЕМА "РАБОТА ПЕДАГОГА ПО ОХРАНЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ"...
Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, их безопасности в условиях ДОУ.
В настоящее время обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, одна из приоритетных задач, стоящих перед каждым педагогом....
Охрана жизни и здоровья воспитанников
Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из приоритетных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОО....
Протокол№2 родительского собрания группы № 1. «Охрана жизни и здоровья воспитанников во время прогулки»
Повестка родительского собрания: 1.Проблема детской безопасности.2. Охрана жизни и здоровья воспитанников во время прогулки.3.Разное....
Инструктаж для педагогов на тему: « Охрана жизни и здоровья детей при проведении прогулок в летний период»
Требования безопасности во время прогулки в ДОУ...
Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, их безопасности в условиях ДОУ.
Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, одна из приоритетных задач, стоящих перед каждым педагогом....
Перспективный план "Охрана жизни и здоровья воспитанников"
План мероприятий по охране жизни и здоровья дошкольниковЦель: пропаганда знаний безопасности дорожного движения и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.Задачи: формирование у...