Проект «Движение + движение = формула здоровья»
проект (средняя группа) на тему
Проект по здоровьесбережению в средней группе ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_zdorovessberezheniyu_6_gr.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему: «Движение + движение = формула здоровья» в средней группе №6 «Зачарованный лес» воспитателей Миннебаевой Е.Б., Мягковой Н. В.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
- Введение
Предлагаемый проект представляет собой систему работы с детьми средней группы в области здоровьесбережения.
Данный проект является результатом изучения психолого-медико-педагогических источников литературы, анализа современных здоровьесберегающих технологий, апробации оригинальных идей, обобщения опыта детского сада по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Он определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации. Проект направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, способствует физическому развитию детей.
В проекте представлены традиционные и нетрадиционные методы и формы работы с детьми.
Актуальность: Большинство детей нашей группы относятся по состоянию здоровья к так называемой «группе риска» - II группе здоровья (дети, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья функционального характера) (приложение 1). Именно поэтому становится понятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольный период. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственной, так и других людей.
Усилия работников ДОУ направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
- Проблема проекта: ухудшение здоровья детей, частая заболеваемость, малоподвижный образ жизни, неправильное и нерациональное питание.
- Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни.
- Задачи проекта:
1.Оздоровительные задачи:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; совершенствование функций организма средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания; формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
2.Образовательные задачи:
Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями; создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализации их через систему физкультурно – оздоровительной работы.
3.Воспитательные задачи:
Воспитание потребности в здоровом образе жизни, выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх; воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
- Методы, используемые в проекте:
- практические
Оздоровительная работа
Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей
Пальчиковые игры
Физкультминутка
Упражнения на дыхание
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика для глаз
Релаксационные упражнения
Дидактические игры
Сказкотерапия
Сюжетно-ролевые игры
- словесные
Беседы
Чтение художественной литературы
Заучивание стихотворений
Консультации
Рассказывание
Инструкции
- наглядные
Организация выставок
Сбор фотоматериала
Рассматривание иллюстраций
Информационно-агитационные стенды
Личный пример взрослых
Театрализованные представления
Просмотр видеоинформации
- Предполагаемые результаты проекта
1. Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;
2. У детей сформируются представления о здоровом образе жизни;
3.Снизится заболеваемость и детский травматизм среди воспитанников
4.Выработается привычка к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
5.Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
- Срок проведения проекта с сентябрь - ноябрь 2015 год
- Этапы проекта:
Организационный этап:
мониторинг уровня заболеваемости детей на начало учебного года;
блиц – опрос детей;
изучение условий реализации проекта;
привлечение родителей к участию в проекте;
определение цели и задач;
разработка перспективного плана работы с детьми;
разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий;
выбор форм и методов работы с детьми;
определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т.д.)
- Продуктивный этап:
Краткое содержание по направлениям:
- Система непосредственно образовательной деятельности содержала серию бесед:
«Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!»;
«Если хочешь быть здоров!»;
«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»;
«Чистота – залог здоровья»;
«Кто с закалкой дружит, никогда не тужит»;
«На зарядку – становись»;
«Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней!»;
«Здоровая пища»;
«Как вести себя в поликлинике».
Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки);
- Был выбран следующий цикл тематических блоков в организации образовательной деятельности:
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Где живет витаминка?» (Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью);
«Как быть здоровым?» (Воспитывать бережное отношение к своему здоровью);
«Растения, которые лечат» (Знакомить с лекарственными растениями и способами их употребления);
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
«Кто мы» (Развивать наблюдательность; продолжать формировать у детей понятия «я – человек», «мы – люди», учить быть осторожными: нельзя трогать незнакомых животных);
«Встреча с Незнайкой» (Продолжать закреплять культурно – гигиенические навыки: нельзя пользоваться общим полотенцем, зубной щёткой, расчёской, носовым платком; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, внимание к другим детям, учит оказывать взаимопомощь);
«Сказочное путешествие» (Воспитывать культуру поведения и общения. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, используя музыкальные фрагменты. Закреплять культурно – гигиенические навыки и знания по охране жизни и здоровья);
«Это я!» (Дать ребенку знание о себе, о своем теле, формировать любовь к жизни, чувство радости существования);
«Органы чувств (глаза, уши, нос)». (Закреплять знания детей о своем теле. Рассказать детям, что на голове у человека много нужных и полезных органов);
«Для чего нужны зубы?» (Познакомить детей с тем, что такое зубы и для чего они нужны. Что вредит здоровью зубов. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью);
Д/игра «Оденем куклу на прогулку»
Д/игра «Узнай и назови овощи и фрукты».
Д/игра «Таня простудилась»
Д/игра «Назови виды спорта»
Д/игра «Если кто-то заболел»
С/Р игра «Овощной магазин»
С/Р игра «Поликлиника», «Больница», «Аптека», «Детский сад», «Семья».
Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. (Познакомить с медсестрой детского сада, медицинским кабинетом, для чего необходим медкабинет, что в нем есть. Учить детей не бояться врачей.);
Беседа «Как доктор лечит людей»;
Беседа «Осторожно - лекарство», «Как вести себя во время болезни»;
Образовательная область «Коммуникация»
Беседа «Поведение ребёнка на детской площадке» (Закрепить правила безопасного поведения на качелях);
Беседа «О правильном питании и пользе витаминов»
Образовательная область «Речевое развитие»
Чуковский К. И. «Айболит», «Мойдодыр»
Шалаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. «Правила поведения для воспитанных детей»
Токмакова И. «Колыбельная», «Мне грустно – я лежу больной»
Крылов А. «Как лечили петуха»
Безруких М. «Разговор о правильном питании»
Зильберг Л. «Полезные продукты»
Зайцев Г. «Крепкие, крепкие зубы», «Дружи с водой»
Шорыина Т.А. «Я хочу здоровым быть», «Колыбельная», «Утренняя песенка», «Под душем», «Здоровой будь», «Утренняя зарядка», «Зачем соблюдать режим?», «Муха – надоеда», «Рыжеусый таракан», «Чистюля – енот», «Я гуляю под зонтом», «Осенняя песенка»
Вадим Коростылев «Королева Зубная щетка»;
Барто А. «Я расту»;
Лебедев-Кумач В. «Закаляйся! »,
Суслов В. «Про Юру и физкультуру»,
Логоритмика
Артикуляционная гимнастика
Образовательная область «Физическое развитие»
Утренняя гимнастика (ежедневно, в соответствии с календарно – тематическим планом МБДОУ)
Физкультурные занятия (по плану инструктора по физической культуре)
Эстафеты: «Передай зонтик»; «Кто быстрее соберёт овощи – фрукты», «Собери цветок»
Соревнования: «Кто быстрее соберёт шишки»; «Кто быстрее соберёт осенние листья», «Собери цветок»
Подвижные игры: «Птички и птенчики» (с бегом); «Мыши в кладовой» (с подлезанием); «Принеси мяч» (средней подвижности); «Найди свой цвет» (с бегом); «Кролики» (с подлезанием); «Поймай комара» (с прыжками); «Цветные автомобили» (с бегом);
Игры малой подвижности: «Что спрятано?»; «Где позвонили?»; «Возьми, что хочешь, и поиграй, с кем хочешь»
Пальчиковая гимнастика: «Мы морковку чистим, чистим…»; «У тебя есть две руки…»; «Дружные ребятки»
Гимнастика бодрящая после сна: в соответствии с перспективным планом средней группы №6 (Папка «Здоровьесбережение»)
«Воробышки и кот» (с прыжками); «Карусель» (с бегом);
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Прослушивание колыбельных песен, произведений В. Моцарта, Л. Бетховена.
Рисование «Овощи и фрукты», «На яблоне поспели яблоки»,
«Изготовление рецептов для игры в больницу»
Аппликация «Консервированные овощи в банке»
Конструирование из бумаги «Кисть рябины»
Лепка «Во саду ли в огороде»
- Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в нашей группе создан «Центр физического развития», который соответствует возрастным особенностям и интересам детей. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания – дуги, модуль «Гусеница» и другое оборудование, сделанное из бросового материала руками родителей и воспитателей. Физкультурное оборудование в группе размещено так, что оно доступно для детей.
- Для укрепления и сохранения здоровья детей важно правильно организовать прогулки и соблюдать их длительность. Для соблюдения сезонной одежды воспитанников регулярно проводится индивидуальная работа с родителями.
- Разучивание массажей.
Для массажей используем сосновые шишки, деревянные прищепки, яйца от киндер сюрпризов, мячи – ёжики, деревянные массажёры. Выполняем массажи спины, ног, стоп, рук, пальцев рук, живота, головы, массаж области груди, носа, ушей. Каждый массаж сопровождается стихотворными строками, которые создают положительный эмоциональный настрой, что повышает оздоровительный эффект. Это такие массажи как: «Умники и умницы», «Носик», «Пальчики- ладошки», «Гусята», «Ушки», «Машина», «Лебедь», «Замесим тесто» .
- «С целью непрерывности протекания образовательного процесса и более глубокого знакомства с тематикой проекта были реализованы следующие формы взаимодействия с семьёй: папки - передвижки, ширмы для родителей на различные темы: «Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки - источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические прививки и их значение» и др. Проведены анкетирование родителей «Растим здорового ребёнка» (приложение 2), консультация «Движение и здоровье» (приложение 3).
- Презентативный этап: Мультимедийная презентация инновационного опыта на педагогическом совете МБДОУ №6 на тему «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»
- Заключительный (итоговый) этап: Досуг «Весёлые игры»
3. Заключение
1) Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей.
2) Планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основании результатов, проделанной работы.
3) Подготовить обмен опытом на педсовете на тему «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста».
4. Список литературы:
- Е. С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов»
- К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»
- В.Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»
- Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет»
- Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада»
- В. Н. Зимонина «Воспитание ребёнка дошкольника»
- М. М. Конторович, Л. И. Михайловалова «Подвижные игры в детском саду»
- Т.Б. Мазепина «Развитие навыков общения ребёнка в тренингах, играх, тестах»
- Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье»
5. Приложения.
Приложение 1
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ
№ | Группа здоровья детей | Количество детей |
1. | I | 2 |
2. | II | 20 |
3. | III | - |
4. | IV | - |
№ | Ф.И. ребёнка | Группа здоровья |
1. | Ахметзянов Мирослав | I |
2. | Майорова Виолетта | I |
Приложение 2
Анкета «Растим здорового ребёнка»
Уважаемые родители!
Ваше активное участие в анкетировании позволит нам оптимизировать учебно-воспитательный процесс и эффективно проводить работу по оздоровлению Вашего ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности.
Пожалуйста, в каждом вопросе выберите и подчеркните нужный вариант ответа.
1.Фамилия, имя ребёнка, дата рождения_________________________________________
2.Дорога до детского сада:
-пешком (сколько времени)_______________________________________________
-на транспорте (сколько времени)__________________________________________
3. Гуляет ли Ваш ребёнок в выходные дни:
-нет
-да – 1 раз в день, 2 раза в день.
4. Режим сна:
-ребёнок вечером ложится спать в рабочие дни в_____ ч, поднимается в _____ч;
- в выходные дни ложится спать в _____ ч, поднимается в ______ ч.
5. Спит ли ребёнок днём в выходные дни:
-да (указать продолжительность сна);
-нет.
6. Делает ли ребёнок дома утреннюю гимнастику?
-нет;
-иногда;
-только в выходные дни;
-да, всегда.
7. Сколько времени в день ребёнок:
-смотрит телевизор в рабочие дни _____ч;
-в выходные дни _____ ч;
-проводит у компьютера в рабочие дни _____ ч;
-в выходные дни _____ ч.
8. Где ребёнок был летом?
-дома;
-за городом;
-на море;
-другое
9. Знаете ли вы меню детского сада?
-да, всегда;
-иногда;
-не интересуюсь.
10.Какие продукты питания не ест Ваш ребёнок?
11.Как часто ребёнок употребляет следующие продукты питания (нужное отметить):
консервы (исключая консервы для детского питания);
-грибы;
-чипсы, сухарики;
-газированные напитки;
-импортные сладости (сникерсы, сладкие плитки, сосательные конфеты и др.)
Отметить для каждого из пунктов:
А – часто (ежедневно или несколько раз в неделю);
Б – иногда (1 раз в неделю);
В – редко (1-2 раза в неделю)
12. Стараетесь ли Вы в выходные дни соблюдать режим питания, к которому ребёнок привык в детском саду?
-да, всегда;
-иногда;
-нет.
13. Ваша оценка состояния здоровья ребёнка:
-хорошее;
-удовлетворительное;
-плохое (указать причину)
14. Какие профилактические мероприятия Вы проводите с ребёнком дома в связи с эпидемией ОРЗ, гриппа?
15.Какими средствами народной медицины Вы пользуетесь во время болезни ребёнка?
16. Какие, на Ваш взгляд, оздоровительные мероприятия наиболее эффективны в детском саду?
Дата заполнения анкеты:
Благодарим Вас за участие в опросе и искренние ответы.
Приложение 3
Консультация для родителей «Движение и здоровье»
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.
А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной работоспособности.
Насколько важно движение в человеческой жизни, известно каждому. Но между знанием и практикой часто расстояние бывает больше, чем до Луны. А между тем известно также то, что люди, тренирующие свою мышечную систему, пусть даже совсем небольшой, но обязательно повседневной активностью, гораздо менее подвержены несчастным случаям. Статические данные из практики детских врачей, врачебных комиссий и страховых компаний свидетельствуют о чрезвычайной важности движений и правильного питания в жизни детей. К слову, и взрослых тоже.
Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (70%) и хронических (до50%) заболеваний. Более 20% детей имеют дефицит массы тела.
Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их сознание, привычки. Природой предусмотрено, что молодые существа изучают мир, прежде всего через опыт и поведение своих родителей. Именно родители прививают детям стратегии выживания, закладывают, скажем, так, рабочие программы.
Человеческий мозг, особенно это касается бессознательного мышления, напитывается впечатлениями. В дальнейшем 80% нашей деятельности руководствуется этим бессознательным опытом. Поэтому чрезвычайно важную роль играют просвещение детей в вопросах потребностей здорового тела, обучение, тренировка, как в детском саду, так и в семье. Детям необходимо объяснить значимость не только тех или иных действий и привычек, но - и это главное – подавать собственный пример.
- Утром еще в постели, надо, чтобы ребенок сделал несколько упражнений по растяжке мышц.
- Душ! От этой утренней процедуры ребенок должен получить наслаждение настоящего веселого водного праздника.
- Теперь за аппетитный завтрак! Ведь это важнейшая трапеза дня. Поэтому ни в коем случае не завтракайте на ходу. Лучше всего, если к столу на протяжении долгого времени подается одно и то же. Это способствует выработке в организме настоятельной потребности в завтраке. За завтраком важны мирные разговоры о предстоящем дне, в том числе о потребностях организма.
А в выходные дни устройте настоящий семейный праздник (праздник, к слову, не всегда означает застолье). Неплохо заранее его спланировать, посвятив исключительно вопросам здоровья:
- Завтрак в этот день хорошо готовить вместе, всей семьей;
- Вместе заняться гимнастикой, поиграть в подвижные игры;
- Отправившись на прогулку, например в лес, в поисках различных лечебных трав, поговорите об их действии и о благородном влиянии природы не здоровье;
- Желательно, чтобы в течение дня ребенок выполнял различные упражнения: («Если ты потянешься и потом расслабишь мышцы, у тебя появится ощущение тепла во всем теле. Напряги затылочные мускулы, и ты почувствуешь, как усиливается после этого кровообращение».)
Однако только говорить о значимости здоровья – это мало, надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни. Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь свое здоровье и заботиться о нем.
Удачи Вам и вашим детям!
Благодарим за сотрудничество!
Комментарии
Здоровьесбережение
Спасибо за очень хороший проект.Удачи.