Подвижные игры в природных условиях в разные сезоны
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Взаимосвязь подвижных игр с процессом накопления представлений о природе - оптимальный путь формирования у дошкольников представлений о природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnaya_igra_konsultatsiya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на практикуме для педагогов
Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Игру называют «королевой детства» (Д.Б.Эльконин). И если игра — это самостоятельная деятельность, способствующая развитию, то подвижная игра - это метод организации других видов деятельности.
Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д.Ушинский и многие другие ведущие педагоги неоднократно подчёркивали легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой.
Подвижная игра — это наиболее эмоционально насыщенная детская деятельность. А положительный эмоциональный фон подвижной игры организованной в природных условиях имеет для развития дошкольников большое значение.
Взаимосвязь подвижных игр с процессом накопления представлений о природе — это оптимальный путь формирования у дошкольников системы представлений о природе, через основное новообразование дошкольного возраста – синтез внешних и внутренних действий, то есть движение, воображение, мышление и речь соединяются в единый процесс, на фоне стремительного развития психических свойств и внутренних умственных действий и операций.
Подвижная игра, организованная в природных условиях, расширяет диапазон знаний, представлений о мире природы. Играя, дети познают природное окружение, их знания об объектах, предметах, явлениях природы заметно расширяются и конкретизируются. Игровая деятельность способствует развитию способностей ребенка видеть эстетическую красоту и неповторимость природного окружения, учит любоваться ее своеобразием, оказывает также влияние на развитие у детей гуманных чувств по отношению к природе и познавательного к ней отношения.
Подвижные игры с использованием природных объектов являются важной формой воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы, вызывают живой интерес к познанию окружающего мира. Игры в природной среде помогают сделать любой материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний.
Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умение использовать приобретенные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность. У них воспитываются чувства дружбы, взаимопомощи и честности.
Подвижные игры в природных условиях классифицируются на:
- подвижные игры высокой двигательной активности (эстафеты, спортивные игры, игры- догонялки и т.д.);
- подвижные игры средней двигательной подвижности (игры с чередованием темпа);
- подвижные игры малой двигательной подвижности (хороводные игры, игры – задания);
Подвижные игры в природных условиях имеют структуру, в которую входят:
- сюжет (тема, идея), который определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих.
- правила — обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, и инициатива играющих в рамках правил игры.
- двигательные действия - подражательные, образно-творческие, ритмические.
Подвижные игры в природных условиях необходимы детям всех возрастов. С малышами воспитатель проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
С детьми среднего и старшего дошкольного возраста проводят народные игры («У медведя во бору», «Гори, гори ясно!»), подвижных игр природоведческого содержания («Кот и мыши», «Воробушки и автомобиль», «Караси и щука», «Волки и овцы» и т.д., веселые эстафеты («Следопыты», «Без промаха», Лесные пятнашки»), спортивные игры.
Методика обучения подвижным играм в природных условиях
- На первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила.
- На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре — он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру.
- На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями дошкольников. Когда интерес к игре пропадает, педагог дает новый ее вариант.
Методические рекомендации
при организации и проведении подвижных игр на природе
- Выбор подвижной игры, прежде всего, зависит от задачи, поставленной воспитателем. Определяя её, педагог учитывает возрастные особенности детей, их развития, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения игры.
- Выбор подвижной игры непосредственно зависит от места её проведения. На ровных площадках проводятся подвижные игры высокой и средней подвижности, при неравномерности ландшафта рекомендуется проводить игры средней и малой подвижности, или игры на местности в которых дети участвуют поочерёдно.
- При проведении подвижных игр на природе необходимо учитывать состояние погоды. Если температура воздуха низкая, то все участники должны действовать активно, в жаркую погоду лучше использовать малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочерёдно.
- Для проведения игр необходимо выбрать ровную зелёную площадку, лучше всего прямоугольной формы, шириной не менее 4 м и длинной не менее 6-8 м. Зимой площадку для игр надо очистить от снега и окружить снежным валом.
- Перед проведением игр на местности воспитатель обязан заранее хорошо ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.
- В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, его физическое состояние в данное время. Следовательно, не рекомендуются чрезмерные мышечные напряжения. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом.
- Приступая к проведению, необходимо учитывать характер предшествующей деятельности и настроения детей (после больших физических или умственных усилий – подвижные игры с меньшей интенсивностью).
- Продолжительность подвижной игры, проводимой на природе, зависит также от состояния погоды. В зимних играх на открытом воздухе дети должны интенсивно выполнять движения без перерывов. Нельзя давать играющим сильные нагрузки с последующим отдыхом, чтобы не вызвать испарину, а затем быстрое охлаждение. Зимние игры должны быть кратковременными.
Подвижные игры для детей летом
Лето это прекрасная пора для проведения подвижных игр на свежем воздухе. Можно организовывать мероприятия для детей — могут быть на природе, которые развивают, обучают, это движения на свежем воздухе в лесу или на поляне, лишь бы было, где забавно и весело подвигаться! И летом есть много возможностей для подвижных семейных игр с детьми, что благоприятствует не только физическому развитию детей, но и поддерживает доверительные отношения с родственниками. Разрешите лету и природе окунуть себя вместе с детьми в мир детства, играя и наслаждаясь игрой!
Любые детские подвижные игры будь они в помещении или на улице, например в саду — событие непростое. Именно детские подвижные игры в саду способны закалить характер, и сформулировать понятие ответственности, развить у детей сообразительность и догадливость. Стоит знать, что игра дает ребёнку настоящее удовольствие, которое оседает глубоко в душе навсегда в виде воспоминаний, особенно если она на улице.
Для детей разного возраста 5-ти или 7-ми лет разрабатываются специальные подвижные игры в детском саду для проведения их на улице или в помещении, которые берут в расчет психологические и физиологические факторы ребенка. Организационные мероприятий предполагают обязательное наличие подвижных игр, а игроками развлекательно-игровых будней будут и сказочные персонажи, и сами дети.
Подвижные игры для детей зимой
Двигательная деятельность детей в зимнее время значительно сокращается, уменьшается и время их нахождения на воздухе, что отрицательно сказывается на их самочувствии и физическом развитии. Игры зимой на воздухе оказывают благоприятное воздействие на физическое состояние детей.
В оттепель снег пластичный и хорошо лепится. В такие дни ребята сооружают снежные крепости, горки, лепят баб и снеговиков. Когда снег покрывается коркой льда, можно не только кататься на санках, коньках, лыжах, но и проводить многие игры, которые освоили летом. Это, к примеру, такие игры, как: "Пустое место", "Ловля парами", "Салка и мяч", "День и ночь" и многие другие.
Весело проходят на снеговой площадке игры с элементами силовой борьбы, например, "Перетягивание каната", "Перетяжка парами".
Более подвижные игры на воздухе следует чередовать с менее подвижными, регулировать время и количество повторений. Разумеется, последняя игра должна быть менее подвижна. Надо учитывать метеорологические условия. Наиболее благоприятная погода для проведения подвижных игр зимой на воздухе - это безветрие при температуре до -10 градусов. При температуре ниже -16 градусов проводить игры на воздухе со старшими дошкольниками не рекомендуется.
Инвентарь для игр на снеговой площадке разнообразен (мячи, флажки, отличительные повязки, клюшки, санки и пр.), хорошо, если он выкрашен в яркие цвета.
В основном рекомендуется использовать игры, знакомые детям, не требующие длительного объяснения и сложного инвентаря. Содержание игры необходимо объяснять кратко и понятно, показывая наиболее важные игровые моменты.
Литература
- Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: пособие для спец. по дошк. воспитанию / С.Н. Николаева. – М.: , 1998. – 43 с.
- Николаева С.Н. Актуальность экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – Ниж. Новгород: Академия развития, 1991. – 56 с.
- Былеева Л.В., Коротков И.М. – Подвижные игры, М: 1992 г.
- Коротков И.М. – Подвижные игры в школе, М: 2004 г.
- Коротков И.М. – Подвижные игры для детей. М: 1998 г.
- Яковлев В.Г., Ратников В.П. –Подвижные игры, Пр.: 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов по теме: «Подвижные игры в природных условиях в разные сезоны года»
В данной работе дано определение "подвижная игра", раскрыто её значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника, дана классификация подвижных игр. Определено содержание предметно-пространственн...
Консультация для педагогов «Подвижные игры в природных условиях в разные сезоны года»
Консультация для педагогов «Подвижные игры в природных условиях в разные сезоны года»...
Консультация для педагогов по теме: «Подвижные игры в природных условиях в разные сезоны года»
В данной консультации говориться о значении подвижных игр в природных условиях в разные сезоны года, о методике игр.Подвижная игра – это двигательная эмоционально окрашенная деятельность в изменя...
Консультация для педагогов по теме: «Подвижные игры в природных условиях в разные сезоны года»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11383091","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"152","width":"190"}}]]...
Консультация для педагогов по теме: «Подвижные игры в природных условиях в разные сезоны года»
Консультация для педагогов по теме: «Подвижные игры в природных условияхв разные сезоны года»...
Подвижные игры в домашних условиях Способ повысить двигательную активность детей в условиях самоизоляции
Нынешняя мировая эпидемиологическая ситуация вынуждает нас большую часть времени проводить дома. Возможно, кому-то повезло жить в частном доме и проводить время на свежем воздухе, однако этим не...
Дидактические подвижные игры с природным материалом
В данной публикации представлены пять автрских дидактических подвижных игр с природным материалом которые можно использовать как на улице, так и в помещении....