«Охрана и укрепление зрения у дошкольников».
проект (подготовительная группа) на тему
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников является стратегической задачей государства и регламентируется Законом РФ «Об образовании». Быстрое утомление зрительного анализатора вызывает резкое снижение работоспособности, что отражается на общем состоянии детей. Чрезмерные зрительные нагрузки могут так приводить к утомлению и ухудшению состояния здоровья в целом. Своевременная смена видов деятельности и обстановки, в которой проводятся занятия, содействует повышению работоспособности детей. И профилактика зрительных нарушений - актуальная тема. Болезни детей - не только медицинская, но и социально-психологическая проблема, поэтому что около 90% информации ребенок получает через органы здоровья. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_obzh.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка раздела образовательной программы по «Программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста» из раздела «Здоровье».
Тема: «Охрана и укрепление зрения у дошкольников».
Выполнила: Кардонская Галина Васильевна, воспитатель МКДОУ Калинихинского детского сада №6 «Березка», п. Калиниха, Воскресенского района, Нижегородской области.
Содержание
- Пояснительная записка образовательной программы.
- Пояснительная записка к разделу ОБЖ.
- Тема «Охрана и укрепление зрения у детей»
- Пояснительная записка
А) Актуальность
Б) Цели и задачи
В) Ожидаемые результаты
Г) Психолого-педагогическое объяснение восприятия и освоения учебного материала детьми в соответствии с возрастными особенностями.
4. планирование работы.
5. Проект занятия.
6. Самоанализ занятия.
7.Список литературы.
- Пояснительная записка образовательной программы.
Наш детский сад работает по программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией: М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Ведущая цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
- Цель работы по разделу ОБЖ –
формирование у детей правил безопасного поведения, знаний о здоровом образе жизни, осознанного, самостоятельного выполнения их.
Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:
1). Формировать объем знаний и умений о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни;
2). Учить осознанно действовать в различных ситуациях;
3). Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Принципы построения программы.
- Принцип полноты. Содержание программы реализуется по всем разделам.
- Принцип системности. Работа проводится системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня.
- Принцип сезонности. По возможности использование местных условий.
- Принцип учета условий городской и сельской местности.
- Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно.
- Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как часть комплексной программы.
- Принцип координации деятельности педагогов.
Тематические планы воспитателей и специалистов скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные темы.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Основные разделы программы становятся достоянием родителей.
Содержание основных разделов программы
Раздел 1. Ребенок и другие люди.
Раздел 2. Ребенок и природа.
Раздел 3. Ребенок дома.
Раздел 4. Здоровье ребенка.
Раздел 5. Эмоциональное благополучие ребенка.
Раздел 6. Ребенок и улица.
- Тема: «Охрана и укрепление здоровья у дошкольников», из раздела «Здоровье ребенка».
- Пояснительная записка.
А. Актуальность. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников является стратегической задачей государства и регламентируется Законом РФ «Об образовании». Быстрое утомление зрительного анализатора вызывает резкое снижение работоспособности, что отражается на общем состоянии детей. Чрезмерные зрительные нагрузки могут так приводить к утомлению и ухудшению состояния здоровья в целом. Своевременная смена видов деятельности и обстановки, в которой проводятся занятия, содействует повышению работоспособности детей. И профилактика зрительных нарушений - актуальная тема. Болезни детей - не только медицинская, но и социально-психологическая проблема, поэтому что около 90% информации ребенок получает через органы здоровья. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.
Б. Цели и задачи
Цель - создание условий для охраны, укрепления и восстаноления зрения и формирование представлений о его роли в жизни человека;
- формирование культуры здоровья, способности вести здоровый образ жизни и владеть средствами и приемами сохранения, укрепления и восстановления зрения.
Задачи: 1. Создание условий для полноценного и всестороннего развития на базе педагогических охранительных режимов, совершенствование предметно-развивающей среды.
2. Укрепление жизнеспособности детского организма путем привития культуры здоровья, расширение возможностей практической реализации потребности в здоровом образе жизни.
3. Формирование представлений о глазах и способах сохранения зрения.
4. Воспитание практических навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление зрения в повседневной жизни.
Методы обучения
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
- словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);
- наглядные (демонстрация, иллюстрация);
- практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);
- логические (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);
- диагностические (исследовательские, проблемно - поисковые, репродуктивные).
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.)
- методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и д.)
Методы преподавания (информационно - сообщающее, объяснительные, инструктивно - практические, объяснительно - побуждающие, побуждающие).
Методы учения (исполнительные, репродуктивные, продуктивно-практические, частично-поисковые, поисковые).
Средства обучения
- словесные (учебники и другие тексты);
- визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).
Сложные средства:
Аудиовизуальные (звуковой фильм, видео).
Направления работы
"Я и мои друзья" - учатся понимать свои особенности, закрепляют представления о значимости органа значимости. | "Как ухаживать за глазами" - формирование представления о бережном отношении к глазам и навыки ухода за ними. | "Создание сенсорных зон" - организация специальной среды. | "Снятие физического и психического утомления" - формирования навыков снятия напряжения. | "Использование разного рода траекторий" - прослеживание глазами по пространными ориентирам. |
В. Ожидаемые результаты.
Дети будут внимательно и осознанно относится к охране и укреплению зрения, Научатся использовать упражнения и гимнастику для снятия напряжения для глаз, что в последующей жизни им очень пригодится.
Г. Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет.
4. Перспективное планирование работы на полугодие по теме "Охрана и укрепление зрения у дошкольников".
1 квартал | |
Задачи | Формы работы |
1. Понимание и воспроизведение эмоционального состояния по глазам 2. Формирование навыков зрительной гигиены 3. Овладение простыми приемами охраны зрения 4. Знакомство с комплексом зрительной гимнастики | Занятие "Глаза могут не только смотреть" Задачи: 1. Расширять знания детей о культурно-гигиенических навыках. 2. Учить на практике применять эти знания, уметь контролировать свои дела и поступки без напоминания взрослых. 3. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей. Конкурсные рассказы: "Какие у меня глаза?", "Что выражают мои глаза?"; Конкурс рисунков: "На кого я похож?"; Работа с набором мимических схем: "Изобрази противоположное настроение"; Игры: "Помоги обиженному", "Дракон кусает свой хвост". Занятие "Дороже глаза два алмаза" Задачи: 1. Расширять знания детей о культурно - гигиенических навыках. 2. Учить детей на практике применять эти знания, уметь контролировать свои дела и поступки, без напоминания взрослых. 3. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью окружающих людей. Отгадывание загадок про глаза; Интервью "Какие у тебя глаза?"; Мини-рассказ "Как жил бы человек без глаз?"; Конкурс мудрецов "На что полезно направлять свой взор?"; Уроки Мойдодыра; Слушание рассказа "Как я метким стал"; Советы Айболита "Как отдыхают глаза?" Упражнения: "Поморгаем глазами", "Посмотрим далеко, посмотрим близко", "Расскажем, что далеко, что близко"; Обучение выполнения пальминга - упражнения по снятию напряжения. Упражнения: "Зрительная гимнастика", "Веселая неделька", "Как мы мишке помогали"; Выполнение упражнений с офтальмотренажером "Часы". |
2 квартал | |
1. Усвоение значения ухода зам глазами для сохранения и укрепления здоровья, обучение приемам самомассажа 2. Знакомство с витаминами 3. Усвоение навыков проведения зрительных гимнастик для снятия зрительного утомления 4. Усвоение элементарных способов и средств укрепления зрения; связь здоровых глаз и настроения. | Занятия "Почему у нас два глаза?" Задачи: 1. познакомить детей со строением ми функцией глаз; 2. Помочь понять, почему человек имеет два глаза" 3. Работать над совершенствованием навыков постановки опытов; 4. Воспитывать бережное отношение к органу зрения. Упражнения: "Покажи свои глазки", "Как ухаживать за своими глазами?", "Что происходит при умывании?"/ "Массаж для глаз"; Чтение произведения "Мойдодыр" и др. Задание "Полезная ягода для глаз"; Дидактические игры: "Найди продукты, в которых находится витамин А", "Чем полезна тыква для глаз?", "Какие продукты полезны нашим глазам". Конкурс наблюдательных "В каких направлениях движется глаз?"; Глазодвигательный тренинг "Быстро-быстро поморгай" Рисунки на тему: "Мое хорошее настроение", "Мое плохое настроение", "Красивые глаза". |
Используемая литература
М.А, Васильева, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. "Программа воспитания и обучения в детском саду" 2006 г.
"Методические рекомендации к программе воспитания и образования в детском саду, в подготовительной группе". 2006 г.
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, "Безопасность",
"Детство-Пресса" 2002 г.
И.Е. Подольская. "Комплексны лечебной гимнастики для детей 5-7 лет". Волгоград, изд. "Учитель" 2008 г.
В пособии представлены эффективные здоровьесберегающие методики, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья детей 5-7 лет; комплексы лечебной, корригирующей и респираторной гимнастик, утренние зарядки для профилактики нарушений осанки, упражнения на развитие разных групп мышц, а также физкультминутки, разминки, нетрадиционные способы закаливания.
А.И. Иванова "Естественно - научные наблюдения и экспериментирования в детском саду". М. ТЦ. "Сфера", 2005 г .
В пособии дано теоретическое обоснование программ, прослеживается возрастная динамика формирования представлений о человеке у детей первых семи лет жизни, приведены конспекты занятий по ознакомлению с человеком, основанные на наблюдениях, экспериментах и самостоятельной деятельности детей.
О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, "Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников", М.ТЦ "Сфера, 2002 г.
В книге представлены разработки проблемных заданий, занимательные опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. В их содержание включены дидактические игры, алгаритмы, модели и схемы, направленные на развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников.
Научно-практический журнал "Здоровье дошкольника" №2,3,4. Статьи З. Малеевой, кандидата пед. наук, Н. Добровой, Е. Кодзасовой, Н. Рогалевой тифлопедагогов.
Самоанализ занятия
Занятие "Почему у человека два глаза". В группе 20 человек, большинство детей имеют устойчивый интерес к обучению, проявляют признаки мотивационного отношения к зрению. При подготовке к занятию были учтены программные требования (активность, осознанность, системность, валеология, были учтены особенности детей 6-7 летнего возраста). С поставленными задачами большинство детей справились. У некоторых детей вызвало затруднение правильное выполнение упражнения на развитие мускулатуры глаз. Эти дети рекомендованы для индивидуальной работы вне занятий.
Выбранный ход занятия считаю логичным и наиболее оптимальным. В начале занятия было проведено уточнение знаний у детей, которые понадобились им для изучения новой темы. Была создана проблемная ситуация для изучения нового материала. Организованна работа по закреплению нового материала.
Мною были выбраны фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы. При построении занятия пользовалась принципами: актуальности, наглядности, активности, доступности, последованности, системности.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).
Большой стаж работы с детьми раннего возраста позволил нам разработать многостороннюю систему работы с детьми, родителями, медицинским персоналом ДОУ....
Семинар по охрана и укрепление физического здоровья дошкольников
Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников из опыта работы воспитателя...
Статья «Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников из опыта работы воспитателя»
laquo;Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников из опыта работы воспитателя» Цель: Освоение и последующее применение технологий в практической деятельности воспитателя....
Статья «Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников из опыта работы воспитателя»
laquo;Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников из опыта работы воспитателя» Цель: Освоение и последующее применение технологий в практической деятельности воспитателя....
Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников
Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников...
Беседа с детьми дошкольного возраста «Охрана и укрепление зрения».
Беседа с детьми дошкольного возраста «Охрана и укрепление зрения». Цель: закрепление знаний о роли глаз в жизни человека и животных. Задачи: 1. Показать детям, какую роль играют глаза в жизни че...
Консультация для родителей «Условия для охраны и укрепления зрения».
Консультация для родителей «Условия для охраны и укрепления зрения»....