здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему
логопедическая практика показывает. что в последнее время увеличивается количество детей с речевыми нарушениями и эти нарушения становятся более тяжелыми. И весьма актуальным становитсявнедрение в практику учителя-логопеда здоровьесберегающих технологий.Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности в целом. среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех. у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания. Собственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, кинезиологические упражнения для развития высших психических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация. | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями : с дизартрией,моторной , сенсорной алалией. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, дыхательной функции, артикуляционного праксиса , зачастую у этих детей страдают высшие психические процессы: внимание, память, мышление. Особенности развития детей с речевыми недостатками: -нарушение артикуляционных укладов; -нарушение дыхания и голосообразования; -нарушение общей и мелкой моторики; -повышенная утомляемость -расторможенность или заторможенность мышечного напряжения; -неустойчивость внимания; -расстройство памяти( особенно слуховой); Соответственно возникает необходимость проведения оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя Актуальность личного вклада в развитие образования.
Согласно ФГОС: одно из направлений деятельности ДОУ-сохранение и укрепление здоровья воспитаников . Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста,снижение уровня коммуникативных умений и навыков ( А.Г.Арушанова , О.С. Ушакова, Т.А.Ткаченко, Л.М. Шипицина )- все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. Теоретическое обоснование.
Этапы работы Направления работы Сопряженная деятельность. Отраженная деятельность. Самостоятельная деятельность. Этапы работы Направления работы Сопряженная деятельность. Отраженная деятельность. Самостоятельная деятельность.
Артикуляционнаая гимнастика. Главная задача: Выработать точность, силу, темп, переключаемость движений , необходимых для правильного произношения звуков.
Виды: использованием картинок символов; использование стихотворного текста; сказкотерапия ; артикуляционная гимнастик под музыку; артикуляционная гимнастика с использованием элементов биоэнергопластики ; артикуляционая гимнастика с применением компьютерных технологий.
Дыхательные упражнения. Цель-увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный длительный выдох .
Виды игр . Упражнения с использованием вертушек, султанчиков. « Плавающие кораблики». «Футбол», « Накорми животных», «Сделай фрукты полезными». Дутье в свистульку, в «волшебный пузырек» Надувание мыльных пузырей, шаров, надувных игрушек. Игры на развитие дыхания способствуют: -насыщению организма кислородом; -улучшению обменных процессов; -нормализации психо-эмоционального состояния; -повышению иммунитета.
Задачи: Тренировать,развивать ручную умелость. Развитие мелкой моторики . Эти упражнения способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Виды игр: -пальчиковая гимнастика; -пальчиковые игры : с предметами( крупами, пуговицами, прищепками ); с использованием бросового и природного материала; с использованием марблс ; -шнуровка; -пальчиковые игры со стихотворным сопровождением; -»пальчиковые шаги» с предметными картинками. - - «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А.Сухомлинский
Самомассаж . Су-Джок терапия. Задачи: Стимуляция точек соответствия всем органам и системам.
Виды деятельности: Самомассаж лицевых мышц - - самомассаж кистей и пальцев рук; - Сочетание таких упражнений как самомассаж , су-джок терапия, с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность логопедического воздействия.
Цель- активизировать различные отделы больших полушарий, что позволит развивать способности ребенка или корригировать проблемы в различных областях психики. * Эти упражнения помогают детям стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшают учебные достижения. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезиологических упражнений: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка» ,«Лягушка», «Ухо-нос » Кинезиологические упражнения.
В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях у детей пробуждается интерес к занятиям, а через интерес, через игровую деятельность улучшается состояние нервной системы, внимания, памяти, восприятия: дети учатся видеть, слышать, рассуждать; обогащается активный словарный запас, формируется словесно-логическое мышление; -формируется пространственная ориентация ; - выравниваются эмоциональные проявления; -повышается настроение детей и дети получают удовольствие от занятий.
таким образом: рассмотрев множество приемов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками дает положительные результаты: -повышение речевой активности; -развитие артикуляторной моторики; -развитие мелкой моторики; -улучшение функций дыхания; -развитие психических процессов; -повышение работоспособности,выносливости ; -увеличение уровня социальной адаптации. Выводы:
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья.2000.Т.7.№2.С.21-28. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. С.Пб:»Детство-Пресс» 2001. Евдокимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ.//Управление ДОУ.2004.№1. Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией.(текст)/ И.А.Кувшинова.-М:2009( библ-ка журнала»Логопед» вып.6)13стр. Леонова С.В.»Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов»Логопед.2004.№6.с.83. Маханева М.Д. Работа с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005.№5. 7.Формирование основ здорового образа жизни //Управление ДОУ.2006№4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требуе...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда
В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда
Я применяю в работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют развивать речевое дыхание, крупную моторику, формировать произношение, фонематический слух....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ.
Так как здоровьесберегающие образовательные технологии - это воспитание культуры здоровья детей, то цель этих технологий, становление осознанного отношения ребенка к здоровью и раз...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - логопеда
Материал для учителей-логопедов, работающих с детьми имеющими нарушения речи. В материале представлены, какие задачи преследуют здоровьесбереающие технологии, на каких принципах строятся и классификац...
Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»
Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...