"Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда".
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
В последние годы проблема оздоровительной работы в дошкольных учреждениях обсуждается достаточно широко, что обуславливает актуальность теоретической и практической ее разработки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение.
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда.
Личностно-ориентированный подход в оздоровлении детей.
Раздел 1.
- Характеристика основных здоровьесберегающих технологий.
- Массаж и самомассаж. Общая характеристика биологически активных точек.
- Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки.
- Дыхательная гимнастика.
- Зрительная гимнастика.
- Артикуляционная гимнастика.
- Пальчиковая гимнастика.
- Релаксация.
- Роль психогимнастики в оздоровлении и развитии дошкольников.
- Использование оздоровительных минуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи.
Раздел 2.
- Творческий и поэтапно-перспективный план.
- Диагностика.
- Работа с родителями.
Приложение (практический материал).
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
В ДОУ компенсирующего вида зачисляются дети с тяжелыми нарушениями речи. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим стало актуальным широкое применение здоровьесберегающих технологий. Об одной из таких технологий, которые я использую в своей практической деятельности, хотела бы рассказать – это дыхательная гимнастика.
Авторы многих коррекционных методик по устранению ТНР значительную роль отводят развитию правильного физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов, А.Г. Ипполитова, З.А. Репина, М.Е. Хватцев). Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем WYC/ каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению А.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.
Разработанные методики используются логопедами частично, и их приходится адаптировать к логопедической практике, так как тренинговые комплексы неинтересны детям, трудны для их понимания. Кроме того, не все из них соответствуют природе ребенка. В настоящее время также недостаточно разработаны вопросы положительной мотивации правильного дыхания в ходе коррекции речи, образности, формирования внимания к ощущениям в акте дыхания, использования нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания.
Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР, разработанная в нашем ДОУ, направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей с речевой патологией, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма с целью преодоления ТНР, на оптимизацию коррекционного процесса с использованием полифункционального оборудования. Нестандартное оборудование может служить различным целям, тем самым оно становится полифункциональным и включает в себя сухой бассейн, финтболы, пузырьковую колонну, светящуюся нить, подвесные конструкции, массажные коврики, фонотеку.
Оборудование условно можно разделить на два блока: релаксационный (который решает задачи опосредованного массажа и релаксации, растормаживания речевых зон, стимуляция кинестезий разных модальностей) и активационный (стимулирует двигательные функции и нервно-психические процессы, тренирует дыхательную мускулатуру, формирует темпоритмические характеристики речи). Опыт использования этого оборудования наработан в ходе инновационной деятельности нашего ДОУ. Педагогами созданы методические рекомендации по увеличению двигательной активности, формированию сенсомоторного и графомоторного опыта у детей. На наш взгляд, мы можем эффективно использовать возможности этого оборудования и в целях формирования правильного физиологического и речевого дыхания как одного из важных составляющих развитию правильной речи.
Условием реализации данной технологии является наличие физкультурного и музыкального залов с современным игровым оборудованием; уголки для развития дыхания с нестандартным оборудованием и подвесными конструкциями в групповых помещениях. Составляющие среды позволяют педагогам создавать игры и упражнения на формирование дыхательной функциональной системы. Данная технология обладает некоторыми особенностями и принципиальными отличиями, основная часть игр и упражнений проходит в специально организованной среде с использованием оборудования. Оборудование создает условия для возникновения положительных эмоций у детей во время работы над дыханием. В основе технологии лежат как традиционные, так и нетрадиционные дыхательные техники, гимнастики и упражнения. Одним из положительных моментов этого метода является тренинговый характер.
Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется в двух аспектах:
- участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию);
- использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (логотренинги, прогулки, самостоятельная деятельность, занятия).
Этапы работы.
На первом этапе создаем фундамент для формирования правильного дыхания на основе сохранных функциональных систем детского организма. Опираясь на имеющиеся у ребенка дыхательные и двигательные навыки, мы учим его направлять внимание на тот орган, который подвергается коррекции, и к самому акту дыхания; сохранять вертикаль позвоночника. Средством реализации этих задач являются упражнения и эмоционально-игровые настрои. Так, упражнения «Медвежонок в берлоге», «Страшный сон мышонка», «Заячьи бега» побуждают детей к утрированию дыхания, к регуляции его частоты и места возникновения. Упражнение «Великан» способствует релаксации и растяжению позвоночника. Игра и положительные эмоции увеличивают мотивацию детей и повышают их способность к волевому усилию.
На втором этапе становится тренировка дыхательных мышц с целью увеличения дыхательного объема и улучшения качественных характеристик движений дыхательной мускулатуры. Формирование качественных характеристик движений происходит на контрасте напряжения и расслабления. Поэтому мы помогаем детям максимально расслабляться, применяя игры типа «Медуза», «Чайка», «Отдых», а также учим чередовать напряжение и расслабление сначала крупных мышц, затем дыхательных (игры «Полоскание», «Гора» и др.). улучшить качественные характеристики движений мышц, участвующих в акте дыхания (шеи), помогают игры-упражнения «Буратино удивился», «Колобок», «Надави на бортик». Укреплению брюшных мышц способствуют упражнения «Ёжики», «Водный велосипед», «Переложи шарики ногами», «Бревнышки».
Таким образом, для развития нервно-мышечного аппарата мы используем специальные игровые упражнения с оборудованием, направленные на увеличение силы сокращений дыхательных мышц, на повышение их выносливости, что укрепляет мышечный корсет и вертикаль позвоночника, способствующие улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания.
Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое – как фундамент для формирования устной речи, нам удалось удовлетворить потребности детей в двигательной активности и различных формах деятельности, сообразной их природе; сформировать дыхание в короткие сроки и без ущерба для психофизического здоровья ребенка и педагога; вызвать и закрепить у детей тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; обеспечить комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование и просодия)………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требуе...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда
В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда
Я применяю в работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют развивать речевое дыхание, крупную моторику, формировать произношение, фонематический слух....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ.
Так как здоровьесберегающие образовательные технологии - это воспитание культуры здоровья детей, то цель этих технологий, становление осознанного отношения ребенка к здоровью и раз...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - логопеда
Материал для учителей-логопедов, работающих с детьми имеющими нарушения речи. В материале представлены, какие задачи преследуют здоровьесбереающие технологии, на каких принципах строятся и классификац...
Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»
Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...