Здоровьесберегающие технологии в детском саду.
статья (старшая группа) на тему

Жукова Яна Александровна

Статья о том как знакомить родителей с технологией БОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_detskom_sadu.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Жукова Яна Александровна

Педагог дополнительного образования, воспитатель государственного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида детский сад №26 Василеостровского района города  Санкт - Петербурга, Россия

В нашем детском саду регулярно проводятся комплексные мероприятия для детей и их родителей, которые мы назвали «Осенний марафон», посвященный неделе окружающей среды и «Весенний марафон», посвященный дню Земли.

 Марафон – современный способ работы с родителями – мы не просто привлекаем их к участию в мероприятии, а погружаем в работу детского сада. Это необходимо делать для того, чтобы лично познакомить родителей с нашей работой – слишком много негатива идет к ним через СМИ и на словах родителей не убедить в том, что мы действительно делаем полезные и важные вещи. …..

Марафон – переработанный и многократно опробованный вариант игры по станциям. Начинается мероприятие в музыкальном зале, где в игровой форме дети попадают в проблемную ситуацию. Для решения проблемы  группа детей делится на команды. Каждый присутствующий родитель попадает в команду своего ребенка в качестве полноправного участника. Команды получают маршрутный лист, на котором отмечен порядок посещения станций. Количество станций варьируется в зависимости от возраста детей и специфики группы – например, для логопедических групп мы берем 4 станции, а для обычной подготовительной группы – 6. Маршрутные листы составляются таким образом, что задействованы одновременно все станции, просто дети в процессе игры переходят от педагога к педагогу.

Элементы марафона, такие как БОС технологии, мнемотехника, экспериментирование, экологические игры – сами по себе являются современными развивающими, обучающими, здоровьесберегающими технологиями.

Станция «Кабинет БОС». В нашем детском саду организован  кабинет БОС «Здоровье», в котором дети получают сеансы дыхания на приборах ПБС. С детьми занимаются педагоги дополнительного образования, работающие в тесном контакте с воспитателями и специалистами детского сада.. Методика БОС оказывает благотворное влияние на здоровье детей и также способствует более быстрому всестороннему развитию.

Уроки здоровья – современная технология оздоровления, которая применяется для того, чтобы обучить детей навыкам здоровья.

В кабинете БОС,  дети узнают секрет оздоровительного дыхания. Оно называется диафрагмально-релаксационным. Научиться правильно дышать помогает прибор ПБС-БОС (прибор биологической связи). Для детей он превращается в сказочного героя Побосика, который помогает освоить методику диафрагмально-релаксационного дыхания и узнать о том, что такое здоровый образ жизни, здоровая окружающая среда и здоровый человек [2].

Обычно образовательно-оздоровительное мероприятие в кабинете БОС проходит в течение 30 минут. Половину времени занимают интеллектуальные мнемотехнические игры, содержание которых направлено на приобщение детей к методу БОС, как к элементу здорового образа жизни, или эксперимент, направленный на …Вторая половина – индивидуальные сеансы дыхания с помощью приборов ПБС-БОС, подключенных к компьютеру. Во время марафона мы проводим небольшую мнемотехническую игру, подходящую по теме мероприятия, небольшой эксперимент… и проводим индивидуальные сеансы дыхания. Команды проводят на станции «кабинет БОС» 15 – 20 минут. Таким образом, родители получают возможность познакомиться с разными приемами мнемотехники, с экспериментированием и поучаствовать в проведении индивидуальных сеансов дыхания.

Одна из самых эффективных форм проведения образовательно-оздоровительного мероприятия в кабинете БОС – мастер-класс. Дети, которые уже научились дышать с помощью прибора ПБС-БОС, показывают, рассказывают и помогают научиться своим родителям.

Методику БОС многие называют не просто здоровьесберегающей, но и здоровьеразвивающей – с помощью дыхания на приборе ПБС-БОС можно улучшить здоровье, развить внимание и даже улучшить поведение детей. Знакомство родителей с кабинетом БОС очень важно для того, чтобы они понимали, чем занимаются с их детьми, как можно помочь детям лучше освоить метод, стремились к тому, чтобы дети посещали детский сад и относились с пониманием к …

Когда 8 лет назад мы начинали работать в кабинете БОС, то в основном надеялись, что у наших детей улучшится здоровье. Это действительно произошло, но были и приятные неожиданности, например, наши дети, стали лучше петь.

Голос ребёнка  формируется только к 7 годам. В дошкольном возрасте голосовой аппарат ещё не сформирован и отличается хрупкостью и ранимостью. Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. Развивая у детей навык правильного пения, большое внимание уделяется дыханию, и в этой работе помогает - технология Бос.

Эта технология способствует формированию у детей плавного, спокойного вдоха (с надуванием живота) и долгого выдоха, а это как раз то, что требуется при решении задач: петь протяжно, брать дыхание в начале и между фразами. К тому же такое дыхание помогает детям расслабиться, успокоиться и добиться пения естественным голосом, без напряжения.

Дети приходят на занятие готовыми петь, а на занятии мы закрепляем навык дыхания.

Конечно, на музыкальных занятиях при работе над этим навыком используются и другие методики, но эффективность этого метода налицо, так как работа проходит в содружестве с другими педагогами.

В течение нескольких лет проводилась работа в направлении развития познавательной сферы ребенка в комплексе с методикой БОС. В течение года реализовывалось по 2 больших блока по 16 уроков в каждом в старших группах.

Занятия включали развитие познавательных процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь) и упражнения на расслабление, мгновенное снятие напряжения, глубокую релаксацию.

Релаксация - эффективный метод борьбы с нервно-психическим напряжением. Важна систематичность занятий, требуется много времени и усилий. Освоить навык релаксации непросто. Ускорить и повысить эффективность его выработки позволяет работа в комплексе с занятиями БОС.

Целью упражнений на расслабление и мгновенное снятие напряжения являлась выработка навыка релаксации, который впоследствии может использоваться детьми в повседневной жизни. Кроме того, этот навык дошкольников затем использовался педагогом БОС для достижения более быстрого расслабления. Он просил детей вспомнить то или иное упражнение и состояние. Использованы такие упражнения для мгновенной релаксации, как "Солнечный зайчик", "Звук У, Ы", "Мячики и насосики", "Снеговик", "Мороженное", "Макароны", "Мгновенное снятие напряжения", "Напряжение и расслабление" и т.п.

В конце каждого занятия проводились упражнения на глубокую релаксацию. Для этого использовалась спокойная музыка и заранее приготовленные тексты. Детям предлагалось запомнить свои ощущения. Занятия проводились в отдельном кабинете, что является необходимым условием.

В процессе работы проводилась диагностика, призванная показать динамику познавательных процессов в ходе реализации программы. Сделано 4 контрольных среза в начале и по завершению каждого блока. Результаты диагностик позволяют утверждать о положительной динамике. Так, улучшение внимания и памяти отмечены у 88 % детей первой группы, тогда как во второй группе положительная динамика познавательных процессов отмечены в 96% случаев.

Кроме того, по окончании работы было отмечено значительное улучшение поведения детей с диагнозами дефицита внимания и гиперактивности.

Далее работа проводилась с теми же группами. Реализовывались 2 программы: развитие эмоциональной сферы дошкольника и развитие познавательной сферы. Обе проводились также в тесном взаимодействии с методикой БОС.

Диагностики, проведенные в начале и по завершению первого блока (развитие эмоциональной сферы), показали значительную положительную динамику. Высокий уровень тревожности, отмеченный до проведения программы у 20% детей, снизился до 4% по окончании реализации методики. Степень благоприятности психологического климата в группах в начале курса составлял 44%, по окончании - 82%.

После проведения второго блока занятий (развитие познавательной сферы), также отмечена положительная динамика.

Следует принять во внимание, что описанная работа проводилась уже с подготовительными группами. Эффективность применяемых методик, следовательно, позволила осуществить должную подготовку детей к школе.

Технологию БОС можно признать эффективной методикой для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками.

Методику БОС многие называют не просто здоровьесберегающей, но и здоровьеразвивающей – с помощью дыхания на приборе ПБС-БОС можно улучшить здоровье, развить внимание и даже улучшить поведение детей.

Медики отмечают снижение заболеваемости детей детского сада гриппом и ОРЗ, воспитатели и педагоги дополнительного образования заметили улучшение памяти и внимания детей на занятиях. За 8 лет работы мы убедились в эффективности метода  и рекомендуем ее для работы с дошкольниками и младшими школьниками.

Последнее время все больше приходит в детский сад детей с хроническими заболеваниями и все меньше детей полностью здоровых, поэтому методика, связанная с развитием здоровья, становится все более актуальной.

Список использованных источников и литературы:

1. Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья. Питер Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород  2005.- 160с.

2. Сметанкин А., Межевалов А., Ромодин В. Будь здоров, малыш! Учебник здоровья для детей старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург. ФГУП «Детгиз – Лицей» 2005.-29с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Материал полезен педагогам  на занятиях с использованием ИКТ. Гимнастика поможет снять усталость с глаз , укрепить мышцы глаза...

Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."

Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей.Правильное дыхание играет значительную роль для сохранения и укрепления здоровья детей. Пение снимает стрессы, помогает избавиться от не...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.Здоровье – состояние физического и социального благополучия челов...

Новейшие здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к сво...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:*приобщение детей к физической культуре;*использова...