"Использование современных технологий по валеологии в ДОУ (Работа с детьми в рамках НОД. Просвещение родителей)»
статья на тему

Использование современных технологий

по валеологии в ДОУ

 (Работа с детьми в рамках НОД. Просвещение родителей)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_o._n.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Берегите здоровье друг друга,

                                                                  Мы природы малая часть,

                                                                        Вы кому-то ответили грубо –

Чью-то жизнь сократили на час.

А. Дементьев.

Термин «валеология» происходит от латинских слов «вале», что означает «быть здоровым» и «логос» - «наука». Таким образом, валеология – наука о здоровье.

Следует различать валеологию медицинскую, валеологию педагогическую. Педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит детей  с азами анатомии и строения тела человека.

Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. (Толковый словарь русского языка под ред. Ожегова С.И.)

Здоровьесберегающая технология – технология, обучающая способам, методам и приемам сохранения здоровья.

   Существует много способов, приемов, разнообразных техник, позволяющих человеку сберегать свое здоровье.

Виды здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (музыкальные этюды, физминутки, подвижные и спортивные игры, релаксация, эстетотерапия, утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна).

2. Технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, игротерапия, коммуникативные игры, цикл познавательных занятий из серии «Познай себя» или «Здоровье», самомассаж, точечный массаж).

3. Коррегирующие технологии   (арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия,  цветотерапия, технологии коррекции поведения, психогимнастика, психическое закаливание)

Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка.

Одной из форм работы по валеологии в ДОУ является организация непосредственной образовательной деятельности, которая основывается на следующих принципах:

1. Принцип единства валеологической и физкультурной деятельности.

2. Принцип непрерывности и преемственности.

3. Принцип единства индивидуализации и дифференциации.

Организация непосредственной образовательной деятельности в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели знаниями, обще учебными умениями и привычками, сохранили  и укрепили здоровье. Курс «валеология » в детском саду – первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который решает следующие задачи:

 

1. воспитание у детей сознания того, что человек – часть природы и общества;

2. установление гармонических отношений детей с живой природой и неживой природой;

3. формирование личности ребенка;

4. воспитание привычек личной гигиены;

5. закаливание ребенка и его двигательная активность;

6. профилактика и устранения вредных привычек;

7. осуществление валеологического мониторинга.

Не стоит забывать, что формирование валеологической культуры должно вестись в соответствии с принципом интеграции во все виды воспитательно-образовательного процесса в ДОУ: гимнастика, познавательная часть, релаксация, минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки, непосредственно образовательная деятельность по физическому и музыкальному развитию, словарная работа, художественное творчество. Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.

Организация НОД с детьми строится с учетом следующих методических требований.

Структура НОД:

1. Организационный момент

2. Гимнастика

3. Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее.

4. Познавательный блок.

5. Сообщение нового материала через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта и т.п.

6. Дидактическая или подвижная играна закрепление.

7. Релаксация под музыку.

Продолжительность НОД:

2- младшая группа – 15 минут;

Средняя группа – 20 минут;

Старшая группа – 25 минут;

Подготовительная к школе группа – 30 минут.

Непосредственно образовательную деятельность по валеологии можно

разделить на следующие блоки.

Знай свое тело:

Здесь дети получают элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.), кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.

Соблюдай правила гигиены:

Особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

Скажи "НЕТ” вредным привычкам:

В работе по данному блоку широко используются психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек.

Занимайся физкультурой:

Совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.

Соблюдай режим дня:

Работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также в данный блок включены знания о правильном питании, т. к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду.

 Следи за датчиком настроения:

Дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Основная цель занятий – повышение психоэмоциональной устойчивости.

Реализуя систему работы по валеологии, педагоги должны:

      - Последовательно подходить к организации непосредственной образовательной деятельности для детей с валеологической направленностью.

      -  Расширять содержание непосредственной образовательной деятельности.

     - Совершенствовать формы и методы работы с детьми в процессе непосредственной образовательной деятельности по валеологии.

Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте является одной из важнейших педагогических задач, от решения которой зависит полноценное развитие личности. Реализация данной задачи обеспечивается организацией эффективного взаимодействия в системе «педагог - ребенок - родитель».

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Совместная работа с семьей строится на принципах:

- добровольности,

- компетентности,

- современности,

- единства,

- системности и последовательности,

- преемственности

- индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье.

Вопросами здоровья в нашем учреждении  занимаются все сотрудники: педагоги, специалисты, медицинский персонал.

Работая по формированию основ здорового образа жизни, коллектив детского сада ставит перед собой следующие задачи:

-   снизить уровень заболеваемости детей;

– повысить уровень профилактической и физкультурно-оздоровительной работы;

– формировать здоровый образ жизни в семье;

– создать систему взаимосвязи и сотрудничества с родителями воспитанников.

В соответствии с содержанием программы разрабатывались план физкультурно-оздоровительных мероприятий, план образовательной деятельности с детьми, план взаимодействия с родителями.

Содержание деятельности коллектива в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:

– участие родителей в составлении программ оздоровления детей;

– анкетирование родителей;

– ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;

– целенаправленная просветительская работа;

– ознакомление с оздоровительно-профилактическими мероприятиями.

В этих целях мы используем различные формы сотрудничества:

1. информационно – аналитические (выявление интересов родителей, потребностей, запросов, уровня их педагогической грамотности) – беседы, анкетирование;

2. досуговые - совместные досуги и праздники, участие родителей и детей в выставках;

3. познавательные (просвещение родителей) - консультации, семинары, родительские собрания, встречи с врачами;

4. наглядно – информационные. Дни открытых дверей, информационные стенды для родителей, показ физкультурных занятий.

При поступлении в детский сад мы даем информацию родителям о том, какие мероприятия проводятся педагогами для сохранения и укрепления здоровья детей. Выясняем отношение пап и мам к различным формам закаливания. Проводим дни открытых дверей с демонстрацией методов и приемов работы с детьми, показываем разные виды физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Приглашаем родителей к участию в жизни группы. На информационных стендах для родителей в каждой группе есть рубрики, освещающие вопросы профилактики и оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. Наши родители охотно принимают участие в физкультурно-массовых мероприятиях.

Работа по формированию навыков здорового образа жизни проходит в тесном сотрудничестве  инструктора по физической культуре, врача, старшей медсестры, воспитателей, которые организуют деятельность ребенка и родителей, предлагая им различные формы взаимодействия.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс взаимодействия детского сада и семьи будет эффективным, если организованы психолого-педагогические условия, обеспечено сотрудничество специалистов, воспитателей и родителей, обогащены знания педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и правильно организован процесс управления деятельностью коллектива.

Безусловно, личный пример является важнейшим фактором.

Недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

Воспитать здорового ребенка – значит создать все условия для его нормального роста и разностороннего гармоничного развития.

У детей, которые постоянно видят положительный пример педагогов и родителей, постепенно пробуждается интерес к спорту, желание попробовать себя в соревнованиях. Здесь на первый план выдвигается заповедь педагога «не навреди». Спорт должен стать средством здорового отдыха детей и интересным досугом, а не борьбой за секунды и миллиметры. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес дает положительный эффект в работе.

Администрация городского округа Саранск Управление образования

МУ «Информационно -  методический центр»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Детский сад №94»

Городской    методический  центр    «Совершенствование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-оздоровительном процессе дошкольных образовательных учреждений»

«Использование современных технологий

по валеологии в ДОУ

 (Работа с детьми в рамках НОД. Просвещение родителей)»

                                    Подготовила:

                                                                          Равилова Ольга Николаевна

                                                 старший воспитатель

                                                                 I квалификационной категории

Саранск 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных, информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми.

Использование современных, информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми....

Использование современного игрового оборудования «Дусима» в работе с детьми старшего возраста.

Специалисты утверждают, что инновационные технологии в ДОУ внедрять не только можно, но и нужно....

Выступление на РМО: Мастер – класс по теме: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие ...

Материал из опыта работы "Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми с ОВЗ".

В данном материале представлен опыт работы по использованию интерактивного пола в условиях школы-интерната  для детей с ОВЗ....

Опыт работы "Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с ОНР"

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования(ФГОС ДО) речевое развитие включает в себя:владение речью как средством общения и культуры;обогащение активного...