здоровьесберегающие технологии в ДОУ в образовательной области "МУЗЫКА"
консультация на тему

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_dou.docx26.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной  работе ДОУ

(консультация-практикум для воспитателей и любознательных родителей)

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос  о состоянии здоровья детей. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью ребенка и, которые не наносят прямого или косвенного вреда. Педагоги нашего детского сада, в том числе и я -музыкальный руководитель, пытаемся комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Выстраивая НОД «Музыка», основное внимание я уделяю специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: · снятию внутренних зажимов, постановки дыхания, двигательному раскрепощению ребенка. Результатом таких педагогических приёмов работы с детьми становится их заинтересованное, доброжелательное отношение друг к другу, их открытость и готовность к восприятию всего нового.  

Основная форма музыкальной деятельности в нашем ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.    Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

Валеологические песенки - распевки.

С них я начинаю практически все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мажорного характера музыка  поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Например:  попевка «Здравствуйте!» (для малышей)

Ручки, ручки просыпайтесь, здравствуйте! Маленькие ручки наши, здравствуйте!

И ладошки наши крошки, здравствуйте! И ладошки наши крошки, здравствуйте!

Разбудите наши ножки, здравствуйте! И притопы,  и пружинки, здравствуйте!

Милые детишки наши, здравствуйте! Все друг другу улыбнёмся, здравствуйте!

Попевка «Доброе утро!»

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу) Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)

И сегодня весь день будет веселее.  (хлопают в ладоши)

 Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)

 Будем  мы красивыми,  как в саду цветочки!  (постепенно  поднимают руки вверх, "фонарики"  

 

Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)

 Будем мы красивыми, как в саду цветочки! (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")

 Разотрем ладошки сильнее, сильнее!(движения по тексту)

А теперь похлопаем  cмелее , смелее! !(движения по тексту)

 Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)

 И здоровье сбережем.  (разводят руки в стороны)

 Улыбнемся снова, будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Например: 

Упражнение «Дятел»Дети на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д…», ударяя кулачком друг о друга.

Упражнение «Ежик» После активного вдоха через нос ребята на выдохе произносят «пых-пых…», энергично работая мышцами живота.

Упражнение "Машина" (обучение постепенному выдоху воздуха)И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

"Цветок"(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

Оздоровительные и фонопедические  упражнения и игры

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Например: Упражнение"Динозаврик"

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!  Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!

 Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить! И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!" Упражнение «Вода»

 

Речевые игры

Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое  музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Например:"Дождь"

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)

Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)

Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)

Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)

А скорее догоняй! (убегают от "дождика")

Артикуляционная гимнастика.

Например: Упражнение"Хомяк" (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд)

"Лошадка" (улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка "лошадка цокает копытами")

"Покусаем язык"  (улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать кончик языка - покусывать середину языка - покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад. Во время выполнения упражнения произносить: "та-та-та");

"Чистим зубы"  (Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны верхних и нижних зубов, имитируя чистящее движение. Так же "чистим" нижние и верхние зубы с внутренней стороны).

Музыкотерапия

Ребенка необходимо подготовить к  восприятию музыки (предложить сесть поудобней, расслабиться, сосредоточиться на музыке и предварительном рассказе). Музыка, звучащая на занятиях, специально подобрана, аранжирована для детей, подобраны и инструменты, мягко звучащие, благотворно влияющие, с негромкой динамикой. В процессе слушания музыки дети могут активно двигаться, играть на детских музыкальных инструментах.

Пример:  «Весенняя песня» муз. Чайковского. Дети слушают музыкальное произведение, представляют пробуждение природы от зимнего сна. Упражнение на релаксацию «Фея сна» И.п. Дети сидят на стульях, которые стоят по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит колыбельная музыка (по выбору педагога).К детям подходит педагог с волшебной палочкой в руке – это «Фея сна». «Фея» касается плеча одного из детей палочкой – тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Затем «Фея» обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой. «Фея» смотрит: все ли спят?

Упражнение на релаксацию «Устали детки»

Наши ножки устали, они прыгали, скакали.(Садятся на ковер и поглаживают ноги).

Наши ручки устали, они хлопали, играли. (Поглаживают руки).

Реснички опускаются, глазки закрываются. (Ложатся на спину, закрывают глаза и отдыхают под музыку).

Игровой массаж

Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Например: Массаж пальцев «Дружба» (Картушина)

Педагог: Дружат в нашей группе  девочки и мальчики.     Растирание ладоней.

    Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

   Один, два, три четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.  Поочередное массирование пальцев.

Массаж ушей «На границе»

Педагог: Жу-жу-жу – я границу сторожу. Ши-ши-ши – зашуршали камыши.   Провести пальцами по краям ушных раковин.

Жу-жу-жу – я в дозоре хожу.Ши-ши-ши – спите сладко, малыши           Потянуть ушные раковины вниз, в стороны, вверх.

Пальчиковые игры. Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

 Например: Игра "Кошка"

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")

 По дорожке ходит кошка ("бегают" указат. и средним пальцами правой руки по левой руке)

С такими усами! (показывают "длинные усы")

 С такими глазами! (показывают "большие глаза")

 Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)

Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)

Ритмопластика (по А.И. Бурениной)

Основная направленность - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. Характеризуется как «свободное движение, не подчиненное законам классического танца, с использованием и совмещением танцевальных положений тела танцовщика». Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, основанной на движениях под музыку,  развивающей и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.  Кратковременные музыкально- ритмические движения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. Например Этюд «Осеннние листья» Му П.Мориа.

 Используя  в  своей  работе  новые  методики,  инновационные  технологии,  я  достигла  хороших  результатов.     Знания,  полученные из этого пособия, дали  мне  возможность  лучше  направлять  детей,  учить  их  активно  мыслить,  изобретать,  в  разумных  пределах  фантазировать.  Дети на   музыкальных  занятиях  получают  ощущение  радости  и  с  нетерпением  ждут  новых встреч. Главный  критерий  в  оценке  результатов  творческих  опытов  детей  для  меня – это  не  только  правильность  выполненных  заданий,  а  возникший    у  них  интерес  к  этому  занятию,  стремление    каждого из них к  самостоятельной  деятельности,  к  совершенствованию  своих  поисков.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА».

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА».         Интенсивное развитие совре...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области "Музыка"

В выступлении на семинаре РМО музыкальных руководителей представлена система здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья...

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи применения здоровьесберегающих технологий:обучить детей приёмам сохранения здоровья:- восстановления сил,- развития переключаемости, - снятия напряжения,- стимуляции работоспособности и мы...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ "ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ ЗДОРОВЬЯ" (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ - "ЗДОРОВЬЕ")

КОНСПЕКТ  непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий«Верные друзья здоровья»(Образовательная область – здоровье)Цель: сфо...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»....