Методическая разработка "Это я".
методическая разработка (средняя группа) на тему

Методическая разработка для детей средней группы.Цели и задачи:

Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям; воспитывать чувство гордости, что «Я - человек». Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eto_ya.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            «Это я ».

Занятие по познавательному развитию  в средней группе.

Цели и задачи:

Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям; воспитывать чувство гордости, что «Я - человек». Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.

Материалы и оборудование:

Блюдце, 3 стакана с кислой, сладким и соленым раствором, небольшой кусочек хлеба, стакан с чистой водой, 4 ватные палочки, салфетка.

2 ватные палочки, одна из которых пропитана духами, а второй соком чеснока. Завернуты в полиэтиленовый пакет, чтобы запах не улетучился.

Кубики льда, стакан с теплой водой.

Ширма и за ней предметы, с помощью которых воспитатель демонстрирует бытовые звуки (стакан с водой, стакан пустой, бумага, ключи, погремушки, ложки и т.д.)

Ход занятия:

- Ребята, мы сегодня с вами начинаем увлекательное путешествие в страну, которая называется «Человек». Вы узнайте много интересного и удивительного, неожиданного и необычного про себя и своих друзей, родных, т. е. других людей.

-  Каждый человек неповторим по своему характеру, своим взглядом на жизнь, душевным качествам, но все люди одинаковы по физическому устройству: имеют одинаковое строение тела, внешних и внутренних органов. Но кто-то часто болеет, а кто-то всегда бодр и здоров. Некоторые все время чем-то недовольны, любят только себя, а другие веселы и, чем могут, помогают другим людям...

-  Как вы думаете, почему так бывает?

(Ответы детей)

- Об этом мы узнаем на занятиях, где будем учиться любить и понимать себя, заботиться и помогать себе и другим людям. А сегодня мы узнаем о том, что каждый из вас, и вообще любой человек, - почти волшебник, который может и умеет, а если не умеет, то может научиться делать много-много разных дел, всевозможных чудес. Этого не может никакое другое существо на Земле.

-  Интересно? Тогда начинаем знакомиться со своим телом, которое помогает нам в каждую секунду.

Блок 1 - дифференциация понятий «части тела» и «органы».

-  У животных всего три части тела: голова, туловище и хвост. Давайте посмотрим, какие части тела есть у человека. Илья, подойди ко мне. Голова есть? Есть! Какая часть тела называется головой? (ответы детей.Справка: головой называется часть тела, на которой сосредоточены все органы чувств и в которой расположен головной мозг.)

-  Зачем она нужна? (ответы: чтобы думать, есть, дышать и т. д.)

-  Туловище есть? (показ туловища.) Есть! Какие органы есть на туловище и внутри? (ответы детей: руки, ноги, сердце, легкие и т.д.)

Блок 2 - волосы.

Отгадайте загадку:

Не сеют, не сажают,

Сами вырастают.(волосы)

-  Что располагается выше всего? (Педагог кладет руку на голову, перебирает волосы.) Познакомимся с их свойствами. Потрогай свои волосы... Подавите их... Подергайте... Закройте глаза, осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Почувствовали? А теперь подергайте - тихонько. Что почувствовали? (ответы детей: боль)

-  Кто догадался, зачем нам нужны волосы? (ответы детей: защищать голову, воспринимать некоторые воздействия, согревать и защищать от жарких лучей солнца.)

Блок 3 - кожа.

-  Что располагается ниже? (ответ: лоб)

-  Что внутри? (ответ: мозг)

-  Зачем нам мозг? (ответ: чтобы думать)

-  Чем сверху покрыт лоб? (ответ: кожей)

-   Кожа есть не только на лбу, но и на всех остальных частях тела. Мы изучим и её. Закройте глаза, я ложу на ладошку предмет (кубик льда). Что почувствовали?

Закрываем глаза, на другую ладошку другой предмет (стакан с теплой водой). Что почувствовали?

- Оля, закрой глаза и определи, что я сделаю.

- А теперь, каждый легонько ущипните кожу ногтями. Что почувствовали? (ответ: боль)

- Что может чувствовать кожа? (ответы детей: тепло, холод, прикосновения, боль.)

Блок 4 - глаза.

Отгадайте загадку:

Оля смотрит на кота,

На картинки-сказки.

А для этого нужны Нашей Оле  (глазки)

-  Что находиться ниже лба? (ответ: глаза). Сейчас узнаем, зачем они нужны. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (Педагог показывает книгу.Молчание.) А теперь? (Педагог берет книгу.Молчание.)

-  Откройте глаза. Вот что я делала. (Педагог повторяет свои действия). Зачем нужны глаза? (Чтобы видеть).

-  У глаз есть помощники и защитники. Посмотрите друг на друга. Поморгайте. Какой орган в этом участвует? (ответ: веки). Зачем нужно моргать?

-  Помашите рукой перед глазами своего товарища. Что сделал товарищ? Зачем нужны веки ресницы?

-  Рассмотрим, зачем нужны брови. Когда умываем лицо, капельки бегут вниз со лба. Что делаю веки? (ответ: защищают глаза от воды, пыли и т.д.)

Блок 5 - нос.

Отгадайте загадку:

Вот гора, а у горы две глубокие норы.

В этих норках воздух бродит,

То заходит, то выходит, (нос)

-  Что ниже? (ответ: нос)

-   Проверим, зачем нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы другой рукой. Зачем нужен нос? (ответ: чтобы дышать).

-   Закройте глаза (Педагог подносит ватную палочку к носу ребенка). Что почувствовали? Так зачем нам нос? (ответ: дышать и различать запахи)

Блок 6-уши.

Отгадайте загадку:

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны Нашей Оле....        (ушки)

-  Что находиться немного ниже? (Педагог указывает на уши.)

-  Проверим, зачем нам нужны уши. Плотно закройте уши ладошками, прижмите ладошки к ушам. (Педагог произносит 2-4 слова). Откройте уши. Что я только что делала? (ответ: говорили, мы видели по губам). А что я говорила? (не слышали?)

Так зачем нам уши? (ответ: чтобы слушать).

Блок 7- рот.

-  Что располагается ниже? (ответ: рот).

-   Проверим, зачем нам нужен рот. Перед вами кусочек хлеба. Съешьте его.

-  Теперь сожмите губы пальцами с скажите: мама, папа, я иду гулять.

-  И еще один опыт (Педагог раздает стаканы с растворами соленой, кислой и сладкой воды). Что почувствовали?

-  Так зачем нам рот? (ответ: чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус.)

Блок 8 - шея.

-  Что ниже? (Педагог показывает на шею.) Проверим, нужна ли она нам. Сядьте прямо и запомните, что вы видите. (Дети запоминают.) А теперь поворачивайте голову в любые стороны. (Дети выполняют). Вы видите столько же или больше? Зачем нужна шея?

Блок 9 - руки и ноги.

Отгадайте загадку:

Оля весело бежит к речке по дорожке.

А для этого нужны Нашей Оле .... (ножки)

Оля ягодки берет по две, по три штучки.

А для этого нужны

Нашей Оле  (ручки)

- Узнаем, зачем человеку руки. Дима, подойди ко мне. Убери руки назад за спину и возьми со стола книгу. Не поворачивайся. Зачем тебе руки? (ответ: чтобы братьпредметы.)

-  А теперь подходите все по группе, только без ног. Зачем нам ноги?

Подвижная игра: «Что мы делаем - не скажем, что мы делаем - покажем»

Цель: водящий показывает действия, а играющие должны догадаться, что это за действия (забивать гвозди, поднимать тяжести, вязать, вырезать, бежать, топать - идти.)

Блок 10- внутренние органы.

-  Внутри туловища есть очень много органов. Давайте послушаем, как работает сердце. Положите руку на грудь и послушайте свое сердце.

-  Есть в туловище и другие органы: желудок, кишечник, но о них мы будем говорить на других занятиях.

Физкультминутка.

У меня есть голова направо - налево, раз - два.

Повороты головы направо - налево, наклоны головы.

Она сидит на крепкой шее, Повертели - повертели.

Круговые повороты шеей.

Затем туловище идет,

Наклон назад, наклон вперед, Поворот - поворот.

Руки на поясе, наклоны, повороты.

Умелые руки есть у всех, Вверх- вниз, вниз - вверх.

Рывки руками вверх - вниз.

Ноги нам нужны, чтоб бегать, Прыгать, приседать, стоять...

Бег на месте, подскоки, приседания.

Вот какое мое тело!

С ним все сделаешь на «пять»!

Практические упражнения:

  •  Покажи где у тебя голова
  •  Дотронься до головы своего соседа, погладь ее.
  •  Вытяните шею, как гусь.
  •  Втяните голову в плечи.
  •  Погладь свой носик.
  •  Погладь носик своего соседа.
  •  Покажи свои ушки.
  •  Открой и закрой рот.
  •  Улыбнись. Подари улыбку своему соседу.

Чтение детям.

Тело человека.

Что такое наше тело?

Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться,

Прыгать, бегать, баловаться...

Наши ушки звуки слышат.

Воздухом наш носик дышит.

Ротик может рассказать.

Глазки могут увидать.

Ножки могут быстро бегать.

Ручки все умеют делать.

Пальчики хватают цепко И сжимают крепко-крепко.

Чтобы быть здоровым телу,

Надо нам зарядку делать.

Ручки мы поднимем: «Ох!»,

Сделаем глубокий вдох!

Наклонимся вправо - влево...

Гибкое какое тело!

И в ладошки вместе: «Хлоп!»

И не хмурь красивый лоб!

Потянулись - потянулись...

И друг другу улыбнулись.

Как владеем мы умело

Этим стройным, сильным телом!

(М. Ефремова)

Заключение.

  •  Скажите ребята, нашли ли мы с вами хоть один орган, который был бы не нужен человеку?
  •  А такой орган, который бы ничего не делал? Вот и молодцы, хорошо поработали.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...