Консультация для педагогов: «Различные формы и виды оздоровительных мероприятий обеспечивающих сохранение и укрепление зрения у детей».
консультация на тему
Осуществление профилактических и оздоровительных технологий в образовательном учреждении предполагает совместную деятельность администрации, медицинского персонала и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurakina_o.s.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Гимназия № 1637 (структурное подразделение дошкольного образования №2)
111401, Москва, ул. Металлургов, д.16 тел.(495)304-08-72
e-mail: gou724@newmail.ru (495)304-03-00
Куракина О.С., воспитатель
Консультация для педагогов: «Различные формы и виды оздоровительных мероприятий обеспечивающих сохранение и укрепление зрения у детей».
В последнее десятилетие специалисты отмечают, что наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. У них отмечается выраженный рост распространённости функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей. В этих условиях необходимо оптимизировать коррекционно-педагогическую работу по физическому воспитанию дошкольников с нарушениями зрения, сочетающей в себе физическое совершенство и уровень социальной компетентности, обеспечивающей становление жизненно необходимых знаний, умений, навыков и воспитание сознательного, внимательного отношения к своему здоровью.
Осуществление профилактических и оздоровительных технологий в образовательном учреждении предполагает совместную деятельность администрации, медицинского персонала и педагогов.
Задачами оптимизации коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, являются:
- определение психолого-педагогических условий проявления и развития
детской индивидуальности; - воспитание сознательного, внимательного отношения к своему здоровью, понимания и стремления к здоровому образу жизни;
- формирование физической и социальной готовности к обучению в школе;
- коррекция недостатков физических и личностных качеств детей с нарушениями зрения.
Решение этих задач требует учёта специфики содержания и организации мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости к болезням, закаливания, развития движений с учётом психофизических возможностей ребёнка.
Основными принципами организации, проведения системы профилактических и оздоровительных мероприятий в образовательных организациях можно считать:
- комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий с учётом состояния здоровья детей;
- непрерывность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;
- использование доступных технологий;
- повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счёт соблюдения в образовательной организации санитарных норм и правил.
Для правильной организации физического воспитания детей с нарушениями зрения необходимо знать особенности их психофизического и функционального развития. Чтобы эффективно организовать и целенаправленно провести коррекционно-педагогическую работу, педагог должен хорошо знать состав и структуру нарушенных зрительных функций у каждого ребёнка, диагноз заболевания и вытекающие из этих данных рекомендации специалистов. Определение физической нагрузки и нормативов, показаний и противопоказаний к использованию отдельных видов движений и упражнений, должно строиться на основе рекомендаций врачей: врача-офтальмолога, ортопеда, невролога, педиатра и других.
Физическое развитие детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Нарушение восприятия окружающего предметного мира и сложности в ориентировке в процессе передвижения, способствуют сдержанному и малоподвижному образу поведения у детей. У них преобладает тонус мышц-сгибателей, что приводит в последствие к нарушению осанки. Именно поэтому ребенок не должен более 15 минут сидеть за столом без движения. Для снятия усталости и формирования правильной осанки, им показано выполнение следующих физических упражнений: различные виды оздоровительной ходьбы с движениями рук (до 2 мин.).
Важно в дошкольном возрасте продолжать развитие кистей рук: горизонтальная и вертикальная штриховка, рисование, лепка, игра на фортепиано и струнных музыкальных инструментах. Вместе с тем целесообразно уже в среднем дошкольном возрасте вводить упражнения для кистей рук в виде ритмичного сжимания и разжимания пальцев, поочередного смыкания первого пальца с остальными на каждой руке — «пальчики здороваются», изображения пальцами силуэтов зверей («коза», «заяц», «собака»). Такие упражнения способствуют развитию точной координации мелких движений рук.
Необходимыми условиями оздоровительных мероприятий обеспечивающих сохранение и укрепление зрения у детей являются разработка специального оборудования для коррекции нарушенных двигательных функций, введение пропедевтических курсов в процессе овладения сложными видами движений, проведение специальной коррекционной гимнастики.
Специальное оборудование необходимо располагать там, где проводятся занятия по физической культуре, пропедевтическая подготовка детей к овладению основными движениями, занятия по индивидуальной коррекции, а также упражнения на тренажерах. Физкультурное оборудование для основных движений и ОРУ (гимнастические палки, мячи, обручи, скакалки, жгуты, канаты, веревки, гимнастические доски, скамейки и др.) должно иметь специальные метки в виде ярко окрашенной точки диаметром от 3 до 5 мм. С помощью таких пособий дети ориентируются при выполнении ОРУ, выполняя действие в указанном направлении, определяют место сосредоточения взора, находят место для прыжков, определяют расстояние до объекта. Такие обозначения помогают детям координировать действия рук и глаза, согласовывать движения руки и ноги, определять направления при движении и своё положение в пространстве, делая при этом зрительный анализ своих действий и товарища. Развитию зрительного восприятия у детей способствуют подводящие дорожки к снарядам. На дорожки наносят различные разметки (круги, прямоугольники, прямые и волнистые линии, плоскостное изображение стоп), что помогает детям двигаться к месту выполнения заданий уверенно, без зрительного напряжения, сохранять при этом правильную осанку и положение головы.
Особое внимание при занятиях физкультурой и спортом следует уделять соблюдению мер профилактики нарушений зрения и снижения работоспособности мышц глаза. Проведение офтальмологических пауз не требует специально созданных условий. Их можно включать как в обычные занятия, так и режимные моменты. Выполняются они без очков и напряжения зрения в течении3-4 минут. При выполнении упражнений голова должна быть неподвижна. Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.
Основным приёмом проведения офтальмологических пауз с детьми является наглядный показ действий педагога. Учитывая особенности дошкольного возраста, можно использовать сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом, которые демонстрируется на уровне глаз детей, и служат для них ориентиром при выполнении движений глазами.
Растить здорового и физически развитого ребенка главная забота каждого родителя и педагога. Методы, приемы, навыки необходимые для этого приходится совершенствовать всю жизнь. Ребенок нуждается в постоянном наблюдении со стороны взрослого, особенно в дошкольном возрасте. Родители и педагоги выступают в роли защитника и помощника при овладении ребенком необходимыми навыками и умениями для укрепления, развития и сохранения своего здоровья.
Литература:
1. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими детьми дошкольного возраста/сост.: А.В. Лазаренко. Т. П. Свиридюк. - Киев, 1984 г.
2. Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки/Т.И. Нагаева. – Ростов-Н/Д: Феникс, 2008 г.
3. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольном учреждении/сост.: Л.И. Плаксина, Л.Ю. Феоктистова. – М.: Просвещение, 1978 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ "Физическое воспитание как один из факторов сохранения психофизического и социального здоровья детей"
В презентации дается краткое описание влияния физической активности на развитие личности ребенка...
Консультация для педагогов «Народные игры в эколого — оздоровительных мероприятиях детского сада».
Отличным средством эколого – оздоровительной работы с дошкольниками являются русские народные подвижные игры. Подвижная игра как деятельность, отвечающая возрастным потребностям дошкольников, рассмат...
Эффективные формы работы с родителями по вопросам сохранения и укрепления физического здоровья детей
Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья з...
Консультация для педагогов ДОУ "Образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей"
В публикации представлены материалы консультации старшего воспитателя для педагогов ДОУ по теме "Образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей"...
«Формирование навыков сохранения и укрепление здоровья за счет использования специально подобранных упражнений для сохранения и укрепления зрения»
Профилактика зрительных наруений- актуальная тема в мире информационных технологий. Это создание условий предметно- развивющей среды в группе для укрепления и сохранения зрения у дошкольников....
Консультация для педагогов Различные формы работы с детьми по ПДД
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу выз...
Сообщение для педагогов «Развитие компонентов устной речи детей дошкольного возраста в различных формах и видах детской деятельности»
К компонентам устной речи относится: словарь детей, формирование грамматического строя речи, развитие и совершенствование звуковой культуры речи (в нее входит развитие фонематического слуха, развитие ...