картотека подвижных игр старшии дошкольныи возраст
картотека (старшая группа) на тему

Игнатьева Елена Анатольевна

Кортотека подвижных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podv.igra_st_vozr.docx66.37 КБ

Предварительный просмотр:

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Ходьба и бег

Трамвай

   Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны (один ребенок держится правой рукой, другой - левой). Воспитатель находится в одном из углов  

и держит в руке три цветных флажка –жёлтый, красный и зелёный. Воспитатель поднимает флажок зелёного цвета, и дети бегут – трамвай двигается. Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флажка: если поднят зеленый флажок, движение трамвая продолжается; если появится красный или желтый флажок, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый цвет.

   Если желающих играть много, можно устроить остановку, на которой сидят дети и ждут трамвая. Когда трамвай подъезжает к остановке, он замедляет ход и останавливается; одни пассажиры выходят из трамвая, другие входят. Воспитатель поднимает зеленый флажок: «Поехали!»

   Если детям более знаком автобус или троллейбус, можно заменить другим видом транспорта.

Ходьба и бег

Найди себе пару

   Для игры нужно приготовить флажки по количеству участников. Половина флажков одного цвета, остальные – другого. Каждый ребенок получает один флажок. По сигналу воспитателя (удар в бубен) дети разбегаются по площадке (комнате). По другому сигналу (два удара в бубен или на слова «найди пару») дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом.

   В игре должно принимать участие нечетное число детей, чтобы один остался без пары. Обращаясь к нему, все играющие говорят:

Ваня-Ваня, не зевай (Маня, Оля)

Быстро пару выбирай.

Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площадке, и игра повторяется.

Примечание. Во время бега дети должны держать свои флажки поднятыми вверх.

Ходьба и бег

У медведя во бору…(народная)

   На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов, очерчивается место для иедведя. На противоположной стороне площадки обозначается линией дом детей.

   Воспитатель назначает одного из играющих медведем. Остальные играющие – дети; они находятся дома.

   Воспитатель говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке ласа, собирая грибы, ягоды, т.е. имитируя соответствующие движения (наклон и выпрямление корпуса), и одновременно произносят хором стихи:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

   Когда играющие произносят слово «рычит», медведь с рычанием встает, а дети бегут домой. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного медведь отводит к себе. Дети возобновляют сбор грибов и ягод.

   После того как медведь поймает двух-трех играющих, назначается или выбирается новый медведь, и игра повторяется.

Ходьба и бег

Цветные автомобили

   Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они – автомобили. Каждому из играющих дается флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки). Он держит в руке три цветных флажка.

   Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети имеющие флажок этого цвета, бегут по площадке (в любом направлении); на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета и игра возобновляется.

   Воспитатель может поднимать один, два или три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей.

   Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель говорит: «Автомобили (цвет) остановились».

   Воспитатель может заменить цветовой сигнал словесным: «Выезжают синие автомобили».

        

Ходьба и бег

Пробеги тихо

   Дети делятся на группки по 5-6 человек. Они стоят за чертой на одном конце площадки. Выбирается водящий, он садится посредине площадки (или комнаты) и закрывает глаза. По сигналу воспитателя одна группка бежит мимо водящего или противоположный конец площадки до условленного места (черты). Дети должны бежать бесшумно. Если водящий услышит шум шагов, он говорит: «Стой», - и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает, где слышит шум. Если он указал правильно, дети отходят в сторону; если ошибся, они возвращаются на свои места и бегут снова. Так поочередно пробегают все группки детей.

   Выигрывает та группка, которую не услышал водящий. При повторении игры водящий меняется.

   Примечание. Эту игру лучше проводить в помещении, когда дети в тапочках или в другой мягкой обуви, и им удобнее бежать на носочках. Кроме того, на участке бесшумно бежать трудно: шуршит песок, листья.

Прыжки

Воробушки и автомобиль

   Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на стульях или скамеечках воробушки. На другом конце обозначается место для автомобиля (гараж).

   «Воробушки вылетают из гнезда», - говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек (высота их – 10-15 см.), начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны, прыгают на двух ногах.

   Раздается гудок и появляется автомобиль (назначенный ребенок.) Воробушки пугаются и улетают из гнезда ( при этом каждый занимает свое место – гнездо). Воробушки пугаются и улетают в гнезда (при этом каждый занимает свое место – гнездо). Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется с другим автомобилем.

   Детям, изображающим в игре автомобиль, можно дать руль. Воспитатель следит, чтобы дети не убегали за границы площадки.

   В игру можно ввести «клевание зернышек» - дети присаживаются на корточки и стучат пальцами о пол или землю.

Ходьба и бег

Самолеты

   Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечают флажками. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя: «К полету готовься!» - дети делают движения руками – заводят моторы. « Летите!2- говорит педагог. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную в разных направлениях по площадке.

   По сигналу воспитателя: «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются: строятся в колонны и опускаются на одно колено.

   Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее.

   Ведущими колонн надо назначать первое время более активных детей. Следует обращать внимание на легкость бега детей.

   Прыжки

Зайцы и волк

Одного из играющих выбирают волком. Остальные дети изображают зайцев.

   На одной стороне площадки зайцы устраивают себе домики (чертят кружочки). В начале игры зайцы стоят в своих домиках; волк – на другом конце площадки ( в овраге).

   Воспитатель говорит:

Зайцы скачут, скок, скок, скок,

На зеленый на лужок,

 Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают –

Не идет ли волк.

   Зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они то прыгают на двух ногах, то присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идет ли волк. Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать (коснуться). Зайцы убегают каждый в свой домик. Пойманных зайцев волк уводит в овраг.

   Как только волк уходит, воспитатель повторяет текст стихотворения, и игра возобновляется. После того, как поймано 2-3 зайца, выбирается другой волк.

        

Прыжки

Огуречик, огуречик…(народная)

   На одном конце площадки – воспитатель (ловишка), на другом – дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живет,

 Тебе хвостик отгрызет.

   При последних словах дети убегают на свои места, а воспитатель их догоняет.

Прыжки

Перепрыгнем через ручеек

   На площадке рисуется ручеек, с одного конца узкий, а дальше все шире и шире (от 10 до 40 см.)

   Группке детей предлагается перепрыгивать через ручеек вначале там, где он узкий, а затем там, где он пошире, и, наконец, где самый широкий.

   Воспитатель отмечает тех, кто сумел перепрыгнуть ручеек в самом широком месте.

Прыжки

Лиса в курятнике

   На одной стороне площадки очерчивается курятник (размер его зависит от числа играющих). В курятнике на насесте ( на скамейках) сидят куры. На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор.

   Один из играющих назначается лисой, остальные – куры. По сигналу воспитателя                                                                                                          куры спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя: «Лиса!» - куры убегают в курятник и взбиваются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные куры снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется.

    Игра кончается, когда лиса поймает 2-3 кур.

Прыжки

Птички и кошка

   Воспитатель чертит на участке большой круг ( в комнате, зале круг можно сделать с помощью шнура).Дети встают по кругу с внешней стороны. Одного ребенка назначают кошкой, он становится в центре круга; остальные дети – птички.

   Кошка «засыпает» - закрывает глаза, а птички впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна.

   Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг. Пойманных птичек кошка отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

   Игра повторяется с другой кошкой.

        

Лазание

Кролики

   На одной стороне рисуются кружки – клетки кроликов. Перед ними ставятся стульчики, к которым вертикально привязываются обручи. На противоположной стороне ставится стул – дом сторожа, на котором сидит воспитатель. Между домом и клетками кроликов – луг. Дети маленькими группками, по 3-4 человека, становятся в кружки.

 «Кролики сидят в клетках», - говорит воспитатель; дети присаживаются на корточки. Воспитатель, выполняющий роль сторожа, поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов со словами: « Погуляйте, поешьте травки!» Кролики пролезают в обручи и начинают бегать и прыгать.

    Через некоторое время воспитатель говорит: «Бегите в клетки». Кролики бегут домой, и каждый возвращается в свою клетку, пролезая снова в свой обруч.

   Кролики до тех пор находятся в клетке, пока сторож снова их не выпустит.

Метание

Охотник и зайцы

   На одной стороне площадки очерчивается место для охотника. На другой стороне обозначаются кружками места зайцев. В каждом кружке находится по 2-3 зайца.

   Охотник обходит площадку, как - бы разыскивая следы зайцев, затем возвращается к себе.

   Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». Зайцы выбегают из своих кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитателя: «Охотник» зайцы останавливаются, поворачиваются к охотнику спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот заяц, в которого охотник попал мячом, считается подстреленным, и охотник отводит его к себе.

   После трехкратного повторения игры производится подсчет подстреленных зайцев, выбирается другой охотник, и игра продолжается.

Метание

Мяч через веревку (сетку)

   Между деревьями или гимнастическими стойками натягивается веревка или сетка на уровне груди ребенка.

   По обе стороны веревки (сетки) на расстоянии 1 м от нее проводятся линии. Группки детей (по 4-6 человек с каждой стороны) становятся на линиях друг против друга.

   Один из детей, стоящих крайним, получает мяч. По сигналу воспитателя: «Начинай!»- он бросает мяч через сетку ребенку, стоящему напротив. Тот, поймав мяч, перебрасывает его стоящему напротив. Тот, поймав мяч, перебрасывает его стоящему рядом и т.д. Когда мяч дойдет до последнего играющего, воспитатель отмечает, какие ошибки были у одной и другой группы играющих. При повторении игру начинает другая группа.

                   

                  Вариант игры

   

     Все дети одной из групп получают мячи и перебрасывают их стоящим напротив.

Метание

Накинь кольцо

   Игра заключается в набрасывании колец на различные забавные фигурки, например на слона с поднятым хоботом, гуся с вытянутой шеей, зайчика с поднятой лапой и т.д.

   На расстоянии 1,5-2 м. от фигуры проводится черта- граница, с которой дети бросают кольцо. Воспитатель показывает, как надо встать, как держать кольцо в горизонтальном положении, как бросать (от себя), чтобы оно оставалось в этом положении и во время полета(у детей это получается не сразу, поэтому предварительно нужно побросать кольцо вместе с ребенком, направляя движение его руки).

        

С разнообразными движениями

Подарки

   Взявшись за руки, дети образуют хоровод. Выбирается водящий, он становится в середину хоровода, а остальные идут в правую сторону и говорят:

Принесли мы всем подарки,

 Кто захочет, тот возьмет.

 Вот вам кукла с лентой яркой,

 Конь, волчок и самолет.

   С окончанием слов дети останавливаются, а стоящий в кругу называют, какой из перечисленных подарков он желает получить. Если он назовет коня, дети изображают, как скачет конь: бегут по кругу друг за  другом, высоко поднимая ноги, руки протянуты вперед, корпус слегка отклонен назад. Если куклу – они пляшут на месте лицом к центру круга на любую плясовую мелодию. Если волчок – кружатся на месте, потом присаживаются, слегка склонившись набок, как волчок. Если самолет – подражают полету и приземлению самолета: раздвинув руки в стороны, бегут плавно друг за другом по кругу. Когда стоящий в кругу скажет: «Стоп!», замедляют ход и плавным движением опускаются на корточки.

    Изображая ту или иную игрушку, дети говорят соответствующие слова:

Лазание

Котята и щенята

   Игру можно проводить в комнате, где есть гимнастическая скамейка, или на участке.

   Играющих делят на 2 группы. Дети одной группы изображают котят, другой – щенят. Котята находятся около гимнастической стенки; щенята на другой стороне комнаты ( в будках за скамейками, за лесенкой, поставленной на ребро).

   Воспитатель предлагает котятам побегать легко, мягко. На слова воспитателя: «Щенята!» - вторая группа детей перелезает через скамейки. Они на четвереньках бегут за котятами и лают: «Ав-ав-ав!» Котята мяукая, быстро влезают на гимнастическую стенку. Воспитатель все время находится рядом.

   Щенята возвращаются в свои домики. После 2-3 повторений дети меняются ролями.

Скачет конь наш, чок, чок, чок,

 Слышен топот быстрых ног.

Кукла, кукла, попляши,

 Красной лентой помаши.

Вот как кружится волчок,

 Прожужжал и на бок лег.

Самолет летит, летит,

Смелый летчик в нем сидит.

   Стоящий в кругу ребенок выбирает какую-нибудь игрушку – одного из участников игры. Тот, кого выбрали, идет на середину круга, и игра начинается снова.

                                                                                С разнообразными движениями

Найди флажок  (Найди, где спрятано)

   

   Дети сидят вдоль стен комнаты или по одной стороне площадки. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит: «Пора!». Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первым его найдет, тот получает право прятать его при повторении игры.

   Флажок надо спрятать так, чтобы дети его не сразу нашли. Но если дети долго не могут найти флажок, воспитатель подходит к месту, где он спрятан, и предлагает детям поискать там.

   Когда флажок прячет ребенок, ему нужно помочь подыскать соответствующее место.

   Флажок можно заменить другим предметом.

        

С разнообразными движениями

Где купался, Иванушка…(народная)

   Дети садятся на скамейку. Выбирается водящий – Иванушка. Он отходит в сторонку, остальные играющие складывают ладони «чашечкой» и кладут их на колени. У воспитателя в ладонях, сложенных вместе, небольшой камушек.

   Водящий встает к играющим спиной. Дети хором произносят слова:

-Где купался, Иванушка?

- Среди белого камушка.

Белый камень у меня, у меня,

Говорите на меня, на меня…

(Последние две строки повторяются два раза.)

   В это время воспитатель поочередно касается сложенными ладонями всех детей и одному из них незаметно опускает камушек.

   С окончанием текста все ладошки должны быть закрыты. Иванушка поворачивается к играющим и старается отгадать, у кого камушек.

   Если отгадает, садится на место ребенка, у которого был камушек, а тот становится Иванушкой. Если не отгадает, - водит еще раз. Не отгадав и на следующий раз, садится на конец скамейки, а Иванушка выбирается вновь.

 Когда дети хорошо усвоят игру, они организуют ее самостоятельно, выбирая ведущего и Иванушку с помощью считалочки.

С разнообразными движениями

Из-за леса, из-за гор…(народная)

Дети становятся парами: один лошадка, другой возчик. Для игры даются вожжи или дети держатся за поясок. Воспитатель громко говорит:

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор:

            Сам на лошадке,

            Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Гоп,гоп,гоп….

Гоп,гоп,гоп….

   С окончанием текста дети продолжают бежать в том же ритме под приговаривание воспитателя «гоп, гоп…» или прищелкивают язычком до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Тпру-у…» При повторении игры дети меняются ролями. После того как все дети освоятся с игрой, воспитатель предлагает во время бега высоко поднимать колени.

   Начинать игру следует с одной парой, постепенно увеличивая число участников.

   Услышав соответствующий ответ, говорят: «Иди к нам жить».

   Остается один медведь. Он ходит вокруг собравшихся вместе животных и на их вопрос: «А ты кто?»- говорит: «А я- мишка – всех ловишка».

   По окончании его слов все бегут в условное место, и медведь их ловит. Пойманным детям медведь сам говорит, кто из них кем будет при повторении игры; остальные роли распределяются по желанию. Участникам игры хорошо надеть соответствующие шапочки.

   Медведь выбирается тем же порядком, и игра продолжается.

С разнообразными движениями

Теремок(народная)

(хороводная игра)

   Играющих может быть любое число, но не меньше 6 человек. Дети договариваются, кто будет мышкой, лягушкой, зайцем, лисой, волком и медведем. Всех животных может быть по нескольку, только медведь-ловишка должен быть один( он выбирается с помощью считалочки). Все играющие берутся за руки, идут по кругу и говорят или поют:

Стоит в поле теремок, теремок,

 Он не низок, не высок, не высок,

 Вот по полю, полю мышка бежит,

 У дверей остановилась и стучит.

Все дети- мышки вбегают в круг и говорят:

Кто-кто в теремочке живет,

 Кто, кто в невысоком живет?

Никто не отвечает и они остаются в кругу. Остальные дети снова идут по кругу ( теперь в другую сторону) и снова говорят те же слова, но вместо мышки называют лягушку.

    Каждый раз названные дети выбегают в круг и спрашивают:

Кто-кто в теремочке живет,

 Кто, кто в невысоком живет?

Им отвечают все, стоящие внутри круга:

Я мышка-норушка…

Я лягушка – квакушка….А ты кто?

        

С разнообразными движениями

Где постучали?

   Дети садятся на стульчики, расставленные по кругу. Выбирается водящий. Он выходит на середину круга и ему завязывают глаза. Остальные дети должны сидеть абсолютно тихо. Воспитатель обходит бесшумно круг позади детей, останавливается возле кого-либо из сидящих и стучит палочкой о спинку стула. Затем прячет палочку за его спиной, чтобы ее не было видно. Потом она тихо отходит в сторону и говорит: «Пора!» Стоящий в кругу должен отгадать, где постучали, подойти к тому, у кого спрятана палочка. Отгадав правильно, водящий садится на место того ребенка, у которого была палочка, а тот становится водящим.

   Если же водящий ошибся, то игра повторяется с ним же. Надо попросить детей сидеть потише, чтобы не мешать ему слушать. Если он не отгадает и во второй раз, выбирается другой водящий, и игра продолжается.

С разнообразными движениями

Сидит, сидит зайка…(народная)

   У стены на корточках сидит зайка. Охотники (10-12 человек) расположились у противоположной стены. Участвующие в игре говорят:

Сидит, сидит зайка,

Сидит зайка серый

Под кустом, под кустом.

Охотнички едут,

Едут, скачут в поле

Во пустом, во пустом.

«Вы, охотнички скачите.

 На мой хвостик поглядите:

Я не ваш,

Я ушел!»

1-3 строчки: зайка поворачивает голову из стороны в сторону и замирает прислушиваясь.

4-6 строчки: охотники скачут галопом по кругу и задерживаются в том месте, где их застает речь зайки.

7-10 строчки: Говорит один зайка, стоя во весь рост и слегка пружиня ноги в коленях. На последние строки делает прыжок, еще прыжок, и еще прыжок, поворачиваясь спиной к охотникам.

   Затем зайка убегает. Охотники ловят его, окружая сцепленными руками.

С разнообразными движениями

Стадо (народная)

     Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных сторонах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

-Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

    Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!»- все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

   Правила игры. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.

С разнообразными движениями

Тетери(народная)

   Двое играющих изображают тетерь. Они находятся в одном из углов комнаты. Остальные дети (6-8 человек) стоят в кругу посредине комнаты, держась за руки. Это чашка творогу. Текст читают хором, слегка приседая пружинно в ритм потешки.

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу,

Прилетели

Две тетери,

Поклевали,

Улетели.

   На 3-4 строчки тетери выпрыгивают из угла и подскоками приближаются к чашке творогу. На 5-6 строки тетери прыгают на двух ногах возле чашки, слегка наклонив голову внутрь круга( клюют).

   С окончанием потешки дети, изображающие чашку, поднимают руки вверх, вскрикивая: «Шу-у!»- как бы вспугивая тетерь, и тетери улетают в свой угол. Дети их ловят. Тетеря меняется местами с тем, кто ее поймал. Игра повторяется.

        

Бег, ходьба

Автомобили

   Каждый играющий получает руль (картонный, фанерный). Колонной по одному автомобили выезжают из гаража. Воспитатель поднимает зеленый флажок и говорит: « Поехали!», и все дети разбегаются по всему залу, так чтобы не задеть друг друга. Поднимает желтый флажок – дети переходят на ходьбу, красный – должны остановиться. Воспитатель отмечает самых ловких ребят, которые умело в разных направлениях выполняли ходьбу и бег.

С бегом

Ловишка (салки)

   Выбирается ловишка. По сигналу воспитателя:

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Ну скорее нас лови!

дети разбегаются по залу (площадке). Ловишка их ловит, дотрагиваясь рукой. Пойманные отходят в сторону. Когда будет поймано 2-3 детей, выбирается другой ловишка. Игра повторяется 2-3 раза.

С разнообразными движениями

Пастух и стадо

   Дети изображают стадо (коровы или овцы) и находятся в хлеву (за условной чертой). Водящий – пастух, он в шапке, за поясом хлыст, в руках рожок, и находится немного поодаль от стада. Воспитатель говорит:

Ранним -рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»,

А коровки Влад ему

Затянули: «Му-му-му!»

   На слова «ту-ру-ру-ру» пастушок играет в рожок, после слов «му-му-му» коровки мычат. Затем дети становятся на четвереньки, и стадо идет на зов пастуха. Он гонит (слегка помахивая хлыстом) их в поле (на середину зала). Через некоторое время пастух гонит стадо обратно в хлев. Зайдя за черту, дети поднимаются и выпрямляются. Выбирают другого пастуха.

С разнообразными движениями

Самолеты

   Дети становятся в насколько колонн по разным сторонам зала. Место для каждой колонны обозначается предметом (кегля, кубик, набивной мяч). Играющие изображают летчиков. По сигналу воспитателя «К полету!» дети выполняют круговые движения согнутыми руками перед грудью – заводят моторы. На следующий сигнал: «Полетели!» дети поднимают руки в стороны и бегают – «летают» в разных направлениях по всему залу. По сигналу «На посадку!» самолеты находят свое место ( у своего кубика) и строятся в колонны.

        

С бегом

Лиса и зайки

   На одной стороне площадки находится домик лисы – нора (кружок). Выбирается лиса, она идет в свой дом. Играющие изображают зайцев, их дом находится на противоположной стороне зала( за условной чертой). По сигналу воспитателя зайцы выходят на лужайку, резвятся, бегают и прыгают в разных направлениях. Воспитатель говорит: «Лиса идет на охоту!» Дети быстро бегут в свой дом, но если лиса успеет кого-либо осалить, тот считается пойманным. Когда лиса поймает 2-3 зайцев, выбирается другая лиса. Игра повторяется со всеми детьми.

С бегом

Птички и кошка

   Обозначается круг (шнур, веревка) диаметром 5-6 м. В центре водящий, он изображает кошку (шапочки кошки). Остальные дети находятся за пределами круга – они птички. Кошка засыпает, а птички влетают в круг и клюют зернышки. Кошка просыпается, потягивается и начинает ловить птичек, стараясь кого-либо запятнать. Птички спешат вылететь из круга. Тот, кого кошка коснулась в кругу, считается пойманным. Она отводит его на середину круга. Когда кошка поймает 2-3 птичек, выбирается другой водящий. Пойманные птички присоединяются ко всем играющим. Игра повторяется 2-3 раза.

Игра малой подвижности

Угадай, кто позвал

    Дети стоят в кругу, в центре – водящий. Воспитатель предлагает водящему закрыть глаза, затем дотрагивается до одного из играющих, и тот называет по имени ребенка, стоящего в центре. Если водящий правильно отгадал, то они меняются местами. Если ошибся, то вновь закрывает глаза, и игра продолжается. Через некоторое время водящего меняют.

Бег и лазание

Кот и мыши

   

На одной стороне зала рейками, положенными на стулья, или стойками с натянутым шнуром на высоте 50 см. от пола огораживается дом мышей – это их нора. На некотором расстоянии от дома мышей (на стуле или скамейке) располагается кот. Воспитатель говорит:

 

Кот мышей сторожит,

Притворился, будто спит.

Дети-мышки проползают под рейками(шнурами), поднимаются и бегают по всему залу. Воспитатель приговаривает:

Тише, мыши, не шумите

И кота не разбудите!

Дети легко, бесшумно бегают. Через 20-25сек. воспитатель восклицает: «Кот проснулся!2. Кот кричит: «мяу!» и бежит за мышами, а они прячутся в свои норки. Дети не подлезают под рейки, а вбегают в норки через неогороженное пространство. Игра повторяется. На роль кота каждый раз выбирается другой ребенок.

        

С бегом

Орел и птенчики

   Дети-птенчики находятся на ветках дерева (гимнастические скамейки), а большая птица – орел – в своем гнезде (за обозначенной линией или в кружке). По сигналу воспитателя: «Полетели!» птенчики вылетают и располагаются свободно по всему залу (площадке). На сигнал: «Орел вылетел на охоту!» все птенчики стараются как можно быстрее занять свое место на ветке дерева (скамейке). Если орлу удается кого-либо поймать (запятнать), того он помещает у себя в гнезде. Игра повторяется.

Прыжки

Не попадись

   Чертится круг (или выкладывается из шнура), дети стоят по кругу. В центре находятся двое ловишек. Дети прыгают на двух ногах в круг и обратно из круга по мере приближения водящих. Те стараются их осалить. Кто не успел прыгнуть из круга, временно выходит из игры. При повторении игры все вновь вступают в игру. Выбирают других ловишек из числа тех детей, кто не был осален.

Прыжки

Зайка серый умывается

   Играющие становятся в круг – они зайки. Дети вместе с воспитателем произносят текст:

Зайка серый умывается,

Видно в гости собирается,

Вымыл носик,

Вымыл ротик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!

   Все играющие проделывают движения в соответствии с текстом, затем они прыгают на двух ногах к центру. Воспитатель определяет количество прыжков, чтобы дети не теснились, не мешали друг другу. «Пришли в гости!» - говорит воспитатель, и зайки возвращаются в свой домик (за черту круга). Игра повторяется.

Игра малой подвижности

Найди и промолчи

   Воспитатель прячет небольшую игрушку в пределах видимости детей и просит их найти ее, но не говорить об этом громко. Надо подойти к воспитателю и сказать, где она находится, на ушко. Когда большая часть детей найдет игрушку, воспитатель прекращает игру.

        

С разнообразными движениями

Туннель

   Играющие распределяются на две равные подгруппы: одна становится парами, держась за руки, другая становится в колонну по одному. На слово «Туннель» дети, стоящие парами, поднимают руки вверх, как бы образуя туннель. Дети другой подгруппы становятся в колонну по одному перед туннелем – это поезд. По сигналу воспитателя поезд движется в туннель (дети чуть наклонившись пробегают вперед).Когда поезд два раза пройдет в туннель, играющие меняются ролями

С бегом

Перелет птиц

   

   Дети – птицы собираются на одной стороне зала (площадки), напротив гимнастических скамеек. По сигналу «Полетели!» птицы разлетаются по всему залу, расправив руки, как крылышки, и помахивая ими. По сигналу «Буря!» птицы летят к деревьям (дети забираются на гимнастическую скамейку). Когда воспитатель говорит: «Буря прошла!» птицы спокойно спускаются с деревьев, продолжают летать. Повторить 2-3 раза.

С бегом

Бездомный заяц

   

   Из числа играющих выбирают охотника, остальные – зайцы. Они находятся в норках (кружках). Количество норок (кружков) на одну меньше числа зайцев. Охотник старается поймать зайца, который остался без домика. Тот убегает. Он может спастись в любой норке – забежать в кружок. Теперь уже другой заяц остается без норки, и его ловит охотник. Если охотник поймает (коснется) зайца, то они меняются ролями. Если охотник долго не может никого поймать, то на его роль выбирают другого ребенка.

С бегом

Совушка

   Выбирается совушка, остальные дети изображают бабочек, птичек и т.д. По сигналу «День» дети бегают по всему залу, на сигнал «Ночь» все замирают, останавливаясь на том месте, где их застал сигнал. Совушка выходит из своего гнезда и тех, кто пошевелится, забирает к себе. Игра повторяется.

        

4-7 лет                                                          С бегом

Веселые козлики

(хороводная игра)

   Перед началом игры выбирают детей, которые будут исполнять роль козликов, Остальные – «ребята». Варианты распределения ролей:

  • 2 «козлика» для младшего возраста;
  • Девочки «козлики», мальчики – «ребята», и наоборот;
  • Дети делятся поровну и запоминают, кто будет «козликами», а кто – «ребятами» (для старшего возраста).

  « Ребята» встают в круг в середине зала (площадки), берутся за руки и начинают ходьбу по кругу, произнося текст:

Мы водили хоровод на лугу.

Пастушок играл на дудке – ту-ру-ру.

Пас пастух корову и козлят.

А козлята ведь всегда чуть-чуть шалят:

Стали прыгать по траве и играть,

Подбежали к нам – и ну нас бодать!

«Козлики» все это время находятся за кругом и выполняют любые движения: ходьбу, медленный бег в любом направлении, подпрыгивания.

   С окончанием слов «козлики» начинают «бодаться» - пятнать детей. Ребята которых запятнали выбывают из игры.

4-7 лет                                                          С бегом

Бусинки

Перед началом игры выбирают ведущего, который будет ловить детей – «собирать бусинки». Все дети встают за ним в колонну. По сигналу водящего начинается ходьба за ведущим (дети 4-5 лет выполняют ходьбу по кругу, Дети 5-7 лет – «змейкой» по залу или площадке), одновременно все дети произносят текст:

 

Раскатились бусинки по ковру.

Я сегодня бусинки соберу.

Насажу на ниточку по одной –

Бусики получатся для мамочки родной.

С окончанием слов все разбегаются, а ведущий их ловит. Дети, которых ведущий запятнал, выполняют ходьбу в колонне друг за другом по периметру зала (очередность построения колонны находится в зависимости от последовательности выбывания из игры).

4-7 лет                                                          С бегом

Лежебока кот проснулся

   Перед началом игры выбирают «кота». Остальные дети «птички». «Кот» садится на стул (скамейку) и делает вид, что спит. «Птички встают друг за другом.

    По сигналу взрослого «Полетели птички» ребята начинают бежать по кругу в медленном темпе. Через 10-15 секунд взрослый произносит:

Лежебока кот проснулся,

Он лениво потянулся.

   Ребенок «кот» открывает глаза, потягивается – поднимает руки вверх, опускает их через стороны и произносит:

 На охоту пора

 Начинается игра!

    После этого начинается бег с ловлей и увертыванием: «кот» ловит «птичек». Пойманная «птичка» выбывает из игры.

   Варианты игры. 1. В начале игры дети встают врассыпную и бегают врассыпную в медленном темпе.

2. для детей 5-7 лет можно поставить предметы – кубы, гимнастические скамейки – «деревья». «Птички» при приближении к ним «кота» могут «влезать высоко на ветки».

   Правило игры. Нельзя находиться на «дереве» больше трех счетов:1,2,3.

4-7 лет                                                          С бегом

Котик и курица

   Перед началом игры выбирают детей, которые будут исполнять роль котика и курицы. Они встают на противоположных сторонах зала 9площадки). Остальные дети – «цыплята» располагаются по всему пространству, где будет проводиться игра, и по сигналу взрослого начинают выполнять ходьбу с полунаклонами и выпрямлением (руки за спину) – «ищут червячков», а выбранные дети – произносить слова.

Котик:     Мама курица сидит

И цыплятам говорит:

Курица:   Ко –ко -ко, ко –ко -ко,

Не ходите далеко.

Раз, два, три, четыре, пять

(делает вид, что считает),

Может котик вас поймать.

С окончанием слов «котик», выбегает и старается поймать «цыплят». Ребенок, исполняющий роль «курицы», пытается помешать ему: разведя руки в стороны, все время передвигается лицом к ловящему, как бы отгораживая собой «цыпленка»; «цыплята» прячутся – забегают за спину «курицы». Ребенок, которого все-таки запятнали, выбывает из игры.

        

4-7 лет                                                          С бегом

Мышеловка

Играющие делятся на две равные группы. Дети образуют круг – «мышеловку», остальные дети изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо со словами.

Ах, как мыши надоели!

Развелось их просто страсть,

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут – вот напасть!

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки

Переловим всех сейчас!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают и выбегают из «мышеловки». По сигналу воспитателя «Хлоп!», дети, стоящие в кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнулась. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они садятся на скамейку. Затем меняются местами.

4-7 лет                                                          С бегом

Одуванчик

   Перед началом игры выбирают двух детей, которые будут «ловишками». Они встают на разных сторонах площадки. Остальные дети образуют круг и берутся за руки – это «одуванчик». По сигналу взрослого все дети начинают ходьбу («ловишки» идут за кругом, а остальные – по кругу) и одновременно произносят текст:

 

Одуванчик, одуванчик,

Скинул желтый сарафанчик,

Превратился в шар воздушный,

Шар воздушный – непослушный!

Мы его сорвать хотели,

А пушинки полетели!

   С окончанием слов «ловишки» дуют на «одуванчик» - и «пушинки» разлетаются, начинается бег с ловлей и увертыванием. Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.

Игра малой подвижности

Море волнуется

   Дети стоят по кругу. Произносят вслух слова и раскачивают руками вперед-назад. «Море волнуется, раз! Море волнуется,два! Море волнуется, три! Морская фигура, на месте замри!». Дети замирают в разных позах. Воспитатель рассматривает фигуры, отмечает наиболее интересные.

Игра малой подвижности

Тишина у пруда

   Дети идут друг за другом и произносят слова вместе с воспитателем:

Тишина у пруда,

Не колышется вода.

 Не шумите камыши,

Засыпайте малыши.

   На последнее слово останавливаются, приседают, наклоняют голову вниз и закрывают глаза(10 секунд).

        

Игра малой подвижности

Деревья и птицы

   Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Воспитатель произносит текст.

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем:

Крылья сложили назад.

Игра малой подвижностиИгра малой подвижности

Круг – кружочек

   

   Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова:

Круг – кружочек,

Аленький цветочек!

Раз, два, три-

Развернись-ка, Оля, ты!

   Названный ребенок поворачивается спиной в круг, берется за руки. Дети продолжают произносить слова игры. Как только спиной в круг окажутся 5-6 детей, игра прекращается.

Игра малой подвижности

Скажи и покажи

   Дети стоят перед воспитателем, произносят слова «Вот так!» и показывают движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель. Роль воспитателя может взять на себя и ребенок.

Как живешь?         Вот так!              показывают      большой палец

Как плывешь?        Вот так!              Имитируют плавание.                   

 Как идешь?            Вот так!       Ходьба на месте

Вдаль глядишь?      Вот так!            Приставляют ладонь ко лбу.

Машешь вслед.      Вот так!         Машут кистью руки.

Как шалишь?        Вот так!  Ударяют кулачками по надутым щекам.

Игра малой подвижности

Что в пакете?

   Дети стоят по кругу. Водящий садится на пятки, кладет руки на пол и ложится лицом на свои руки. Он стал «пакетом». В нем находится сюрприз. Внезапно «пакет» встает на колени, поднимает руки вверх – «пакет открыт». Если он говорит, что в нем котенок – все мяукают, и т.д.

        

Игра малой подвижности

Гимнастика

   Дети становятся в круг. Воспитатель медленно читает стихотворение, дети выполняют упражнения в соответствии с текстом:

Мы топаем ногами,

Мы хлопает руками,

         Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы за руки берем

И бегаем кругом.

Игра малой подвижности

Воздушный шар

   Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу воспитателя.

Мы в магазин ходили,

Шар себе купили.

(взявшись за руки, идти по кругу)

Будем шар надувать.

Надувайся шар, надувайся большой

Да не лопайся.

(Остановившись, идти маленькими шагами назад – надуваем шар)

Он летел, летел, летел,

(Повернувшись идти в другую сторону.)

За веточку задел и…. лопнул!

(Остановиться, положить руки на пояс, присесть, произнося: «Ш-ш-ш-ш».

3-5 лет                                                         С бегом

Зайка

(хороводная игра)

   Дети водят хоровод. В центре сидит ребенок, изображающий зайца, и держится за «лапку». Дети приговаривают:

А у зайчика серого

Лапочка болит.

И больною лапкою

Он не шевелит.

Мы с ребятками пойдем,

Подорожник мы найдем,

К лапочке приложим,

Зайчику поможем.

   Ведущий указывает на ребенка, который должен сорвать лист подорожника и приложить к лапке зайца после слов:

Будет заюшка скакать

И с ребятками играть.

«Зайка» скачет к кому-либо из детей. Выбранный ребенок выбегает из круга, «зайка» его догоняет.  Дети делают «ворота», стараются отгородить убегающего ребенка от «зайки».

3-5 лет                                                         С бегом

На пенечке я сижу

(хороводная игра)

   Дети идут по кругу, водящий сидит в центре и говорит:

На пенечке я сижу,

 На лужочек я гляжу.

Там цветочки разные:

Желтые и красные,

Белые да синие,

Очень все красивые.

Я цветы не буду рвать…

Дети.   Будешь с нами ты играть?

Ведущий.    Да!

Дети разбегаются, а ведущий их салит.

        

3-5 лет             С бегом

Петух Петя

(хороводная игра)

Дети идут по кругу, взявшись за руки, и приговаривают:

Петух Петя, попляши,

Твои шпоры хороши.

Мы тебе похлопаем (хлопают),

Ножками потопаем (топают).

Ты скорее попляши,

К курочке своей спеши.

   Под эти слова петух пляшет. Дети делают «избу» с «воротами». Если «петушок» не успевает выбежать из «избы», то он должен громко прокукарекать, только тогда его выпускают.

3-5 лет                С бегом

Рябинка

(хороводная игра)

   Дети, взявшись за руки, ходят по кругу вокруг девочки, которая изображает рябинку, и говорят:

Всех мы за руки возьмем

И к рябинке подойдем,

Ты, рябинка красная, подскажи,

Что ребятам делать – покажи.

   Девочка – рябинка показывает различные движения, имитирующие шелест листьев, раскачивание ветвей от ветра, рост растений, полет насекомых и т.д. и приговаривает: «Делай этак и вот так!». Дети повторяют эти движения.

   Можно показывать различные танцевальные движения.

3-5 лет                     С бегом

Возле речки голубой

(хороводная игра)

   Водящий стоит в кругу, закрыв глаза. Дети стоят вокруг него и говорят:

Возле речки голубой

Притаился зверь лесной.

Ты, Ванюша, постарайся

И узнай, кто там такой.

   Дети изображают какого-нибудь зверя. Водящий открывает глаза и старается угадать, кого показывают дети. Водящий выбирает на свое место ребенка, которому, по его мнению, лучше всех удалось изобразить животное.

3-5 лет                                                         С бегом

На лесной опушке собрались зверушки

(хороводная игра)

   Дети водят хоровод:

На лесной опушке

Собрались зверушки.

Весь лесной народ

Дружно водит хоровод.

Вы, лисички, выходите,

С нами вместе попляшите!

Таким же образом выбираются все зверушки, которые участвуют в хороводе.

        

Грушка

(хороводная игра)

   Дети встают к круг близко друг к другу, грушка - в серединке.

Мы посадим грушку,

Вот, вот.

Пускай наша грушка

Растет, растет.

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Вырастай ты, грушка,

Вот такой вышины.

(Поднимают руки вверх)

Вырастай ты, грушка,

Вот такой толщины.

(Расширяют круг, делая несколько шагов назад).

Вырастай ты, грушка,

Вырастай в добрый час.

Потанцуй ты, (имя ребенка),

Покрутись ты для нас.

(Названный ребенок танцует)

А мы эту грушку

Все щупать будем.

(идут к центру, дотрагиваясь до «грушки».)

От нашего (имя ребенка)

Убегать будем.

(«грушка» ловит убегающих детей).

Паучок (колпачок, кабачок)

(хороводная игра)

   Дети стоят по кругу, взявшись за руки, паучок приседает в центре.

Паучок, паучок,

Тоненькие ножки,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

(Идут по кругу)

На ноги поставили,

(подбегают к водящему, поднимают его)

Танцевать заставили.

(Водящий закрывает глаза и кружится, дети хлопают в ладоши)

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

(Водящий, не открывая глаз, выбирает кого-то из играющих, и они меняются местами)

Молчанка

(хороводная игра)

   Играющие выбирают водящего, встают в круг.

Кони,кони, мои кони.

Мы сидели на балконе,

Чай пили, чашки мыли,

По-турецки говорили:

(Дети идут по кругу, водящий стоит в центре.)

Чаби, челяби,

Челяби –чаби –чаби,

Прилетели журавли

И сказали всем: « Замри!

А кто первым отомрет,

Тот получит шишкой в лоб.

 Не смеяться, не болтать,

А солдатиком стоять!»

(С последними словами дети останавливаются и не двигаются. Водящий старается их рассмешить.)

Узнай по голосу

(хороводная игра)

   Дети стоят в кругу, водящий с закрытыми глазами – в центре.

Поиграй – ка с нами, Ваня,

Выходи скорей вперед

(дети двигаются по кругу)

И с закрытыми глазами

Догадайся, кто поет.

(Воспитатель указывает на одного из детей, который нараспев произносит)

Эту песенку свою

Для тебя дружок пою.

Ты глаза не открывай,

Кто я, ну-ка, отгадай!

(Водящий называет имя ребенка).

        

        

Гимнастика пробуждения «Утро в лесу»

Природа спит

Дети лежат на спине, глаза закрыты, тело расслаблено. Звучит фонограмма пения птиц.

Трава начинает шевелиться.

Дети поднимают руки вверх за голову, шевелят пальцами, одновременно растягивая позвоночник.

Цветы расправляют стебельки

Руки разведены в стороны, движения рук вверх перед грудью и вниз в стороны.

Растения наливаются силой

Прогнуть грудной отдел позвоночника.

Кузнечики разминают ноги.

Поджать ногу, сгибая в колене.

Жуки шевелят лапками.

Движения в воздухе руками и ногами.

Сонная гусеница переворачивается.

Повороты со спины на живот и обратно, руки вытянуты вверх.

Гимнастика пробуждения «Медвежата проснулись»

Медвежата все проснулись,

Хорошенько потянулись,

С боку на бок повернулись

И на место все вернулись.

Сели на велосипеды

Наши мишки непоседы!

На животик повернулись

И в водичку окунулись

Ножками болтаем дружно

Ведь расти большими нужно!

А теперь с кроваток встали

Солнышко рукой достали.

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР

ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Игры с бегом.

 «Ловишки парами».

Выбирают водящего. По сигналу воспи тателя дети разбегаются. Водящий ловит, дотрагиваясь рукой до убегающего. Пойманный становится в пару с водящим. Они берутся за руки и ловят других детей. Пойманные также образуют пару и участвуют в ловле. Игра заканчивается, когда все дети будут пойманы. Ребенок, пойманный последним, становится водящим.

                                «Ловишки - перебежки».                                                                                                                 Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На середине площадки находится ловишка. После слов: «Раз, два, три. Беги!» — дети перебегают на другую сторойу площадки. Тот, до кого ловишка дотронулся, считается пойманным и отходит в сторону. После 2—3 перебежек подсчитываете^ число пойманных. Выбирают нового ловишку, и игра продолжается.

«Ловишка, бери ленту». 

Играющие встают в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки, берут цветную ленту и закладывают сзади за пояс или за ворот. Ловишка встает в центр круга. По сигналу воспитателя «Беги!» дети разбегаются по площадке. Ловишка догоняет их, стараясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя" «Раз, два, три. В круг скорей беги!» дети собираются в круг. Ловишка подсчитывает количество лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.

«Быстро в домик». 

Гимнастические скамейки — домики — рас положены на одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «Идите гулять». Дети спрыгивают со скамеек и разбегаются по площадке. По сигналу воспитателя «Быстро в домик!» они должны быстро встать на скамейку. Игра повторяется 4—5 раз.

«Спящая лиса».

Выбирают лису. Она уходит в угол площадки (нору) и крепко засыпает (закрывает глаза). На противополож ной стороне площадки, за чертой — дом зайцев. Они резвятся на площадке, бегая в разных направлениях. Через некоторое время воспитатель говорит: «Лиса проснулась!» Все дети, спасаясь от лисы, бегут в свой дом. Лиса догоняет их, стараясь дотронуться рукой. Пойманных лиса отводит в нору. Когда в норе окажется 2—3 ребенка, выбирается новая лиса. Игра повторяется со все ми детьми. В конце воспитатель отмечает самую ловкую лису.

Игры на ориентировку в пространстве

«Найди свое место». 

Воспитатель распределяет детей на три подгруппы. Каждая строится у какого-либо физкультурного по собия (или дерева). Воспитатель предлагает детям-назвать этот предмет и запомнить его. По сигналу дети разбегаются по пло щадке и бегают 0,5—I мин. По команде «Найди свое место!» они должны построиться в прежнем месте. Подгруппа, построившаяся первой, выигрывает. Игра повторяется 3—4 раза.

«Найди себе пару». 

Дети встают в пары, взявшись за руки, и идут по площадке. По сигналу воспитателя дети разбегаются по всей площадке. По другому сигналу они должны быстро найти своего товарища. Воспитатель отмечает наиболее быстрых. Игра повторяется 3—4 раза.

«Не задень!» 

Дети произвольно располагают на площадке различные предметы: мячи, кегли, кубики, чурбачки и т. п. По условиям игры они могут бегать по площадке в любом направ лении, но не сталкиваться и не задевать предметы. Ребенок, задевший предмет, ставит его на место и продолжает играть. Через 2 мин дети по сигналу воспитателя останавливаются. Воспитатель называет победителей (кто ни разу не нарушил правила). Игра повторяется. Ее можно усложнить, увеличивая число предметов и уменьшая площадку.

«Сокол и голуби».

 На противоположных сторонах площадки линиями обозначают домики голубей. Между домиками находится сокол (водящий). Все дети — голуби. Они стоят за линией на одной стороне площадки. Сокол кричит: «Голуби, летите!» Голуби перелетают (перебегают) из одного домика в другой, стараясь не попасться соколу. Тот, до кого сокол дотронулся рукой, отходит в сторону. Когда будет поймано 3 голубя, выбирают нового сокола.

«Синие, красные, желтые».                                                                                                                                                        Дети берут ленты трех (или двух) цветов, повязывают их друг другу на руку (или заправляют конец ленты сзади под резинку спортивных брюк). Затем все выстра иваются вдоль линии по одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «Приготовились!», и все принимают положение высокого старта. Сигналом для начала бега является название цвета ленты, например «Желтые!» По этому сигналу бегут дети только с желтой лентой, Остальные должны остаться на месте. Добежав до про тивоположной стороны площадки, дети остаются там. Затем воспитатель называет другой цвет, потом третий. При повторении дети бегут в противоположном направлении. И так меняются 3—4 раза.

Игры с прыжками

«Волк во рву».

         Поперек площадки двумя линиями (или шну рами) обозначается ров (ширина 80 см). Во рву — волк. Дети стоят у края площадки — это козы. Воспитатель говорит: «Коз-ыв поле!» Дети бегут на противоположный край площадки , по пути перепрыгивая ров. Волк бегает, не выходя за пределы рва, и ловит тех коз, которые не смогли перепрыгнуть (коснулись земли в пределах рва). Козы резвятся в поле. Через некоторое время воспитатель говорит: «Козы, домой!» Дети вновь перепрыгивают  ров, и игра продолжается.                                                                                                                                                                      

«Лиса в курятнике».

На одной стороне площадки ставят гимнастические скамейки — это насест для кур. На противопо ложной стороне находится нора лисы. Один из играющих на значается лисой, остальные — куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, ходят и бегают по площадке (двору), клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя «Лиса!» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу, не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные куры снова спрыгивают с насеста, и игра возобнов ляется. Игра заканчивается, когда лиса поймает двух-трех кур. Можно ее повторить с другой лисой.

«На одной ножке по дорожке».

 Дети встают по краю площадки. Воспитатель предлагает им допрыгать до середины площадки на правой ноге (3—4 м). Обратно дети бегут. Затем прыгают на другой ноге.

«Зайцы и волк».

 Одного из играющих выбирают волком. Остальные — зайцы. На одной стороне площадки зайцы устра ивают домики (чертят кружки). В начале игры зайцы стоят в своих домиках, волк — на другом конце площадки (в овраге). По сигналу воспитателя зайцы выпрыгивают из домиков и раз бегаются по площадке. Они то прыгают на двух ногах, то при саживаются, щиплют травку. По сигналу «Волк!», волк выбегает из оврага и ловит зайцев (стараясь коснуться их). Зайцы убегают каждый в свой домик. Пойманных зайцев волк отводит в овраг. Игра возобновляется. После того, как поймано 2—3 зайца, выбирается другой волк.

«Бездомный заяц». 

Дети-зайцы делают из скакалок, сложенных кольцом, домики. По сигналу воспитателя зайцы выбегают из домиков, скачут друг за другом, прыгают на одной ноге. Зайцы спешат занять любой домик, но одному домика не хватает. Он становится «бездомным зайцем». Теперь он выступает в роли ведущего, произнося:

Зайцы в поле побежали,

По полянке поскакали

Дети выбегают и  резвятся на площадке. Игра продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека - подвижные игры (старший дошкольный возраст)

В картотеке подобраны подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста. В каждой игре указаны задачи, описание, правила. Картотеку можно оформить в виде карточек, что очень удобно в работе с дет...

Картотека подвижных игр (старший дошкольный возраст)

Картотека подвижных игр будет полезна для  работы воспитателя...

Физическое развитие. Картотека подвижных игр. Старший дошкольный возраст.

Физическое развитие. Картотека подвижных игр. Старший дошкольный возраст....

Картотека подвижных игр старшего дошкольного возраста

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышле...

Картотека подвижных игр старший дошкольный возраст / рекомендованные программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/

Картотека подвижных игр старший дошкольный возраст/ рекомендованные программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/...

Методическая разработка: "Картотека подвижных игр". Старший дошкольный возраст

Цель подвижных игр — это:Развитие координации движений. Повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье. Развитие навыков общения. Умение оценивать ситуацию ...