"Методическая разработка комплекса оздоровительных мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни у детей 5-6 лет"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников (5-6 лет) | 44.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Итоговая аттестационная работа (проект)
ТЕМА
Методическая разработка комплекса оздоровительных мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни у детей 5-6 лет (старшая группа)
Автор проекта:
Ишмакова Татьяна Аркадьевна, воспитатель, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - Джалильский детский сад № 7 «Ляйсан» общеразвивающего вида Сармановского муниципального района
Республики Татарстан
Научный руководитель: Сафина Р.Н., к.п.н., доц.
Казань, 16.02 - 27.02 2015г.
Введение.
Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.
Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Здоровье - это радостное отношение к трудностям.
Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья.
Процесс формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по следующим направлениям:
1. Формирование знаний о здоровье и его значимости.
2. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.
3. Организация оздоровительной работы.
4. Профилактика вредных для здоровья привычек.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Так, одной из задач ФГОС является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия). В ФГОС обозначена роль организации деятельности дошкольника средствами физической культуры, направленной на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
Постановка проблемы:
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.
Как показывают исследования уровень физического развития ребенка, уходящего в школу недостаточный:
- Дисгармоничное развитие имеют до 19% детей
- Уровень развития двигательных способностей ниже нормы имеют – 17%
- Тонко моторные действия недостаточно развиты у 20% будущих первоклассников.
Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как «Закон об образовании РФ», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает.
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Цель проекта:
Изучить теоретически, обосновать методически и разработать для практической реализации комплекс оздоровительных мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни у детей 5-6 лет.
Задачи проекта:
1. Сбор необходимого научно - методического материала.
2. Анализ содержания нормативно правовых документов.
3. Разработка плана мероприятий.
4. Подбор методических диагностик для определения эффективности проекта.
Целевая группа проекта: Воспитанники 5 - 6 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - Джалильский детский сад № 7 «Ляйсан» общеразвивающего вида Сармановского муниципального района Республики Татарстан.
Срок реализации проекта: 2015 – 2016 учебный год.
Место реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - Джалильский детский сад № 7 «Ляйсан» общеразвивающего вида Сармановского муниципального района
Республики Татарстан.
Этапы реализации проекта:
1. Организационно вводный 16.02 – 27.02 2015 год
Сбор необходимого научно - методического материала; анализ содержания нормативно правовых документов; разработка плана мероприятий.
2. Основной 2015 – 2016 учебный год
Реализация содержания проекта: подбор методик, консультации, беседы, закаливание, проведение занятий, развлечений, послесоновые гимнастики, дидактические игры.
3. Заключительный июнь 2016 год
Подведение итогов, определение эффективности проекта; корректировка целей и задач проекта.
Основное содержание проекта
План мероприятий по реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
I Организационно вводный этап | ||||
1. | Изучение и анализ нормативно - правовых документов | МБДОУ №7 «Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | 16.02 – 27.02 2015 год | Ишмакова Т.А. |
2. | Сбор и изучение научно-методической литературы по проблеме | МБДОУ №7 «Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | 16.02 – 27.02 2015 год | Воспитатель Ишмакова Т.А. |
3. | Исследование состояния здоровья; диагностика физической подготовлен-ности детей | МБДОУ №7 «Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | 16.02 – 27.02 2015 год | Воспитатель Ишмакова Т.А Мед.работник Физ.инструктор |
4. | Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников:
«Здоровье нас и наших детей» | МБДОУ №7 «Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | 16.02 – 27.02 2015 год | Воспитатель Ишмакова Т.А |
5. | Разработка плана мероприятий совместной деятельности детей и родителей. | МБДОУ №7 «Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | 16.02 – 27.02 2015 год | Воспитатель Ишмакова Т.А. |
6. | Обозначение сроков реализации | МБДОУ №7 «Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | 26.02 -27.02.2015 год | Воспитатель Ишмакова Т.А. |
II Основной этап | ||||
9. | Оформление папки-передвижки: «Сказка о вирусятах» | МБДОУ №7«Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | Сентябрь 2015г. | Воспитатель Ишмакова Т.А. |
10. | Выступление на педагогическом совете «Особенности работы по повышению здорового образа жизни дошкольников» | МБДОУ №7«Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | Октябрь 2015г. | Воспитатель Ишмакова Т.А. |
11. | Физкультурно-оздоровительный досуг: «Краски осени» | МБДОУ №7«Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | Октябрь 2015г | Физ.инструктор |
12. | ООД ««Питаться нужно не только вкусно, но и полезно!» | МБДОУ №7«Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | Ноябрь 2015г. | Воспитатель Ишмакова Т.А. |
13. | Оформление стенда: «Игры, которые лечат» | МБДОУ №7«Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | Ноябрь 2015г | Физ.инструктор Мед.работник |
14. | Консультация для родителей: «Воспитание основ здорового образа жизни» | МБДОУ №7 «Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | Декабрь 2015г. | Воспитатель Ишмакова Т.А. |
15. | «Формирование здорового образа жизни» - картотека подвижных игр. | МБДОУ №7 «Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | Декабрь 2015г. | Физ.инструктор |
16. | Родительское собрание «Задачи и средства физического воспитания детей » | МБДОУ №7 «Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | Январь 2016г. | Воспитатель Ишмакова Т.А. |
17. | Музыкальное развлечение: «Будьте здоровы!» | МБДОУ №7 «Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | Январь 2016г. | Муз. Руководитель Физ.инструктор |
18. | Показ презентации к консультации для родителей: «Растим детей здоровыми» | МБДОУ №7 «Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | Февраль 2016г. | Воспитатель: Ишмакова Т.А. |
19. | ООД «Как победить грипп?» | МБДОУ №7 «Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | Февраль 2016г. | Воспитатель Ишмакова Т.А. |
20. | Творческая презентация для родителей по теме: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» | МБДОУ №7 «Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | Март 2016г. | Физ.инструктор |
21. | Фотоконкурс «В здоровом теле – здоровый дух» | МБДОУ №7 «Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | Март 2016г. | Воспитатель Ишмакова Т.А. |
22. | Комплекс оздоровительно-го самомассажа «Весеннее пробуждение медвежат» | МБДОУ №7 «Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | Апрель 2016г. | Физ.инструктор Мед.работник |
23. | Дыхательная, послесоновая гимнастика в игровой форме: «На зарядку становись!» | МБДОУ №7 «Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | Апрель 2016г. | Воспитатель Ишмакова Т.А. |
24. | Картотека дидактических игр по формированию здорового образа жизни у детей 5-6 лет. | МБДОУ №7 «Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | Май 2016г. | Воспитатель Ишмакова Т.А. |
25. | Фотоколлаж «Виды спорта» | МБДОУ №7 «Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | Май 2016г. | Физ.инструктор |
III Заключительный этап | ||||
26. | Итоговое проведение диагностики сформированности навыков здорового образа жизни у детей 6 лет. | МБДОУ №7 «Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | Июнь 2016г. | Воспитатель Ишмакова Т.А |
27. | Трансляция результатов реализации проекта:
| МБДОУ №7 «Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | Июнь2016г. | Воспитатель Ишмакова Т.А |
28. | Корректировка целей и задач нового проекта. | МБДОУ №7 «Ляйсан» п.Джалиль Сармановский район | Июнь 2016г. | Воспитатель Ишмакова Т.А |
Ресурсы
Условия | Необходимо | Имеется | Источники | Сроки |
Нормативно-правовые:
| + + + | Интернет ресурсы. | 16.02 – 27.02.2015 г. | |
Материально-технические:
|
+ + + | |||
Кадровые:
| + + + + + + | |||
Научно-методические:
|
+ + | + | Интернет ресурсы. Руководство | 16.02 – 27.02.2015 г. |
Информационные:
| + + + + | |||
Мотивационные:
| + + + | Воспитатели ДОУ Физ.инструктор Мед.работник Руководство | 2015-2016 учебный год | |
Организационные:
| + + | Воспитатели ДОУ | 2015-2016 учебный год | |
Финансовые:
| + + | Средства воспитателей | 2015-2016 учебный год |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Сформированность у воспитанников 5 – 6 лет навыков здорового образа жизни.
2. Увеличение количества детей с высоким уровнем физической подготовленности.
3. Снижение заболеваемости до 12 пропущенных дней одним ребенком в год.
4. Сформированность у родителей положительного отношения к совместной деятельности по формированию навыков к здоровому образу жизни у детей.
5. Сформированность компетенций педагогов к проектированию методической разработки комплекса оздоровительных мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни детей.
Критерии эффективности проекта (методы диагностики):
- Диагностика физической подготовленности (автор Стрельцов В. П.)
- Методика "Что я знаю о своём организме" (автор С.Е. Шукшина)
- Методика "Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений" (автор А.Д. Кошелева).
- Методика "Изучение социальных эмоций" (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
Литература:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 1.09 2013 года. ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об Образовании в Российской Федерации
2. Конвенция по правам ребёнка.
3. Основная образовательная программа МБДОУ в соответствии с ФГОС ДО Тула, 2014.
4.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 15 мая 2013 г. N 26)
5. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. - М.: Т.Ц. Сфера, 2005
6. Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа. - Волгоград: Учитель, 2007 .
7. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008 .
8. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников .- Волгоград: Учитель, 2009 .
9.Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010 .
10.Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье. - М.: Школьная Пресса, 2008
11. Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет. - Волгоград: Учитель, 2008.
Дополнительная литература:
- Баль Л.В. «Букварь здоровья» /Л.В. Баль, В.В. Ветрова, М., 2008
- Бабенкова Е.А. «Игры, которые лечат», М.,2005
- Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание здорового образа жизни у малышей». – М., 2008
- «Диалоги о воспитании». Книга для родителей. /Под ред. В.Н.Столетова; Сост. О.Г.Свердлова. – 3-е изд. доп., - М.: Педагогика, 1985. – 288 с., ил.
- Картушина М.Ю. «Зеленый огонек здоровья», М., 2006
- «Мудрость воспитания». Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бид – Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1989. – 304 с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решенияЗдоровый образ жизни – это поведение человека, направленн...
Теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ...
Методическая разработка на тему: «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного в соответствии с ФГОС ДО»
Методическая разработка на тему:«Формирование навыков здорового образа жизни и основбезопасности жизнедеятельности у детей дошкольногов соответствии с ФГОС ДО»...
Система по формированию навыков здорового образа жизни детей в старшей группе
Познакомить детей с режимом дня, его значением в жизни человека.-подвести детей к пониманию необходимости беречь время, организовывать свою деятельность в течение дня-Формирование интереса физической ...
Методическая разработка по формированию навыка здорового образа жизни "Веселый зуб, грустный зуб"
Методическая разработка по формированию навыка здорового образа жизни "Веселый зуб, грустный зуб"...
Методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий, как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста: игровой стретчинг, ритмопластика, дыхательная гимнастика....
Система по формированию навыков здорового образа жизни детей в старшей группе
Система по формированию навыков здорового образа жизни детей в старшей группе...