Статья "Использование пальчиковых игр для развития коммуникативной деятельности детей раннего возраста. "
статья (младшая группа) на тему
Использование пальчиковых игр у детей раннего возраста для развития коммуникации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_palchikovyh_igr_dlya_razvitiya_detey_mladshego_vozrasta.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование пальчиковых игр для развития коммуникативной деятельности детей раннего возраста.
«Сорока-ворона кашу варила, деток кормила…», « Идет коза рогатая» - слова, знакомые каждому с самого раннего детства. Нам их читали заботливые мамы и бабушки. Пальчиковые игры интуитивно использовались нашими предками для забав взрослых с малышамии передавались из поколения в поколение. И только в 19 веке, благодаря наблюдениям немецкого педагога Фридриха Фрёбеля, они обрели статус самостоятельной развивающей методики, которая вошла в систему дошкольного обучения.
Оказалось, что детские пальчиковые игры имеются у различных народностей с незапамятных времен и использовались на интуитивном уровне. К 20-му веку к ним было подведено научное обоснование, а к 21-му столетию простейшие упражнения были расширены и дополнены демонстрацией картинок, музыкальным сопровождением, телесными движениями, что позволяло максимально задействовать всех анализаторные системы ребенка.
Наши малыши неспроста стараются дотянуться до всего своими ручками- поймать за хвост пробегающего мимо кота, залезть в суп или стащить со стола красивую скатерть. Все это все познание нового мира, новых вещей.
Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют определенные функции: органов движения и органов познания. Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Через миллионы нервных окончаний поступает к мозгу тактильная информация, обрабатывается и откладывается в виде приобретенного опыта, используемого в нужный момент.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. Любые приемы – постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья – несут ребенку только здоровье.Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если для его пальчиков свернуть бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.
Учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев оказывает стимулирующее влияние на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, что приводит к улучшению внимания, памяти, слуха, зрения у детей дошкольного возраста.
Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.
Тренировке тонких движений пальцев рук в детском саду можно уделить 1,5—2 минуты на утренней гимнастике или 2—3 минуты на фронтальных занятиях.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает
К любым занятиям существуют особые требования, и к пальчиковым играм тоже:
-должны учитывать возрастные особенности ребёнка
-последовательность (от простого к сложному.)
-играть можно только на положительном эмоциональном фоне и по желанию ребенка.
-необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой. Например, в возрасте 3-5 лет пальчиковые игры должны длиться не более 15 минут.
Рекомендации:
-не проводить игру холодными руками.
-если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи, сначала рассказать о них, используя картинки или игрушки.
-пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводить как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
-детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
-использовать максимально выразительную мимику.
-делать в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
- выбрав две-три игры, постепенно заменять их новыми.
- не заставлять ребенка одновременно с движениями повторять текст – первое время для него это будет непосильной задачей, которая может отбить у него интерес к игре.
-проводить занятия весело, «не замечать», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощрять успехи.
Эти простые рекомендации помогут вам найти общий язык в процессе игры с вашим малышом. А интересная и увлекательная игра поднимет настроение не только ребенку, но и вам.
По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой, веселые стихи, которые помогут вашим детям стать добрее. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.
Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Малыши выполняют упражнения для одной руки, трех-четырехлетние дети задействуют все пальцы, а после четырех лет в игру вводятся различные предметы — шарики, кубики и т. п.
Игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Условно пальчиковые игры можно разделить таким образом:
1.По активности участников:
а) сидячие, выполняемые за столом или сидя на полу (например, «Человечек» — имитация ходьбы указательным и средним пальцами, когда остальные сжаты в кулачок);
б) активные, в которых помимо пальцев задействованы верхние и нижние конечности, голова, туловище.(Игра «Ножки»:Большие ноги (дети осуществляют ходьбу на месте) шли по дороге (идут, можно по кругу). Маленькие ножки (встают на носочки) бежали по дорожке (бегут).Быстро наша крошка (останавливаются) хлопает в ладошки (хлопают в ладоши). Рученьки устали (потряхивают кистями), на коленки упали (приседают, руки кладут на колени ладонями вниз).
2.По сопровождению:
а) с музыкой;
б) без музыки.
Независимо от того, сопровождается ли игра музыкой, она всегда сложена в стихотворной форме. Это позволяет ей быть интересной (дети лучше воспринимают информацию), лучше запомниться, подскажет, какие движения нужно выполнить.
3.По возрасту:
а) с рождения до года детям полезно ежедневно поглаживать, массировать и целовать пальчики, стимулировать центр маленькой ладошки;
б) количество раз каждый родитель определяет для себя сам, а вот время не должно быть меньше 2-х минут;
в) с года до 2-х лет важно дать малышам возможность перебирать пальчиками предметы разного размера (например, крупы, пуговицы), ткани различной фактуры и цвета, учить их манипулированию со шнурками, пальчиковому рисованию). С 2-х до 3-х лет ребенок уже может самостоятельно повторить движения руками, собрать несложную крупную мозаику.
4. с 3-х лет детская рука развивается посредством лепки и аппликации.
Разделение по возрасту не является жестко фиксированным. Каждый последующий возрастной этап включает в себя предыдущий, дополняет и усложняет его.
4По содержанию:
а) массаж;
б) игры с пальцами потешки («Сорока Белобока», «Коза Рогатая», «Семья» и др.);
в) игры со счетными палочками. «Звери-строители» — перед детьми кладутся спички — «бревна». Им рассказывают, что зверушки задумали построить теремок, но так, чтобы использовать при переноске бревен только 2 пальца: мизинец и большой (большой и средний, два средних пальца обеих рук и т.д.);
г) игры с бумагой или пластилином (оригами, лепка, аппликация);
д) пальчиковый театр;
е) пальчиковая гимнастика («Мы писали», «Паровоз» и пр.).
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Многочисленные исследования показали: чем активнее малыш действует пальчиками, тем раньше и лучше он начинает говорить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Речевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей раннего возраста"
Разработка содержит систему работы по развитию речи детей раннего возраста...
Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста в процессе организации режимных моментов
Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Каждый из детей проходит свой путь ,проживает свою единственную жизнь. И как она с...
Программа саморазвития воспитателя II группы раннего возраста Шеиной Валентины Анатольевны на 2015-2016 год тема «Развитие конструктивной деятельности детей раннего возраста средствами игровых приемов»
Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и ст...
Анализ предметно - развивающей среды для развития коммуникативных навыков детей раннего возраста.
Анализ предметно - развивающей среды для развития коммуникативных навыков детей раннего возраста. В помощь воспитателям....
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ»
Мои педагогические исследования....
Использование пальчиковых игр для развития коммуникативной деятельности детей раннего возраста.
пальчиковые игры...
Развитие коммуникативных способностей детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
Развиваем коммуникативные способности ребенка через игровую деятельность....