"Коррекция психо- эмоционального состояния ребёнка средствами музыкального воспитания"
статья на тему

Нагорнова Татьяна Фёдоровна

В статье говорится о том, что средствами музыкального искусства можно помочь детям преодолеть замкнутость, даже агрессию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_psiho.docx24.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья « Коррекция психо- эмоционального состояния ребёнка средствами музыкального воспитания».

Выполнила музыкальный руководитель Нагорнова Татьяна Фёдоровна.

Москва 2015 год.

«Коррекция психо- эмоционального состояния ребёнка средствами музыкального воспитания»

В наш динамичный век, когда ТV и компьютеры про-никли во все сферы нашей жизни, не секрет, что дети с раннего возраста стали воспринимать мир исключи-тельно  глазами.  Слуховое же восприятие значитель-но отстаёт в своём развитии.

Часто ли ребёнок вслушивается в шум дождя, пение птиц, журчание ручья? Дети, проживающие в боль-ших городах, чаще всего практически  лишены этого.

Не секрет, что в последние годы, к сожалению, пос-тоянно увеличивается  количество  так называемых «сложных детей» в физическом и психоэмоциональ-ном плане.

Ещё в конце XIX, начале XX века начался этап экспе-риментальных физиологических исследований в этой области. Учёные доказали, что под воздействием му-зыки у ребёнка изменяется тонус мышц,  ускоряется или замедляется частота сердечных сокращений, сни-жается давление. Во время слушания музыки  у детей меняется электрическая активность мозга, улучшается память.

Эти исследования открывают широкие возможности для музыкального руководителя не только в эстети-ческом воспитании ребёнка, но и возможности физи-ческой, и даже психической коррекции его психоэмо-ционального состояния.

Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр положительно развиваются психические процес-сы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

На протяжении нескольких лет мною отбирался и ана-лизировался  материал и  методические приёмы, кото-рые дают наиболее ощутимые результаты в музыкаль-ном воспитании, в коррекции недостатков, свойствен-ных детям с речевыми изменениями и, так называе-мыми «пограничными изменениями личности» (чрез-мерная инфантильность, неуверенность в себе, из-лишняя застенчивость или гиперактивность, повы-шенная агрессивность). Таким образом, как музыкаль-ный руководитель, я пытаюсь одновременно решать как общие задачи музыкального воспитания, так и за-дачи коррекционного плана.

Общие задачи музыкального воспитания включают:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке путём знакомства с разнообразными произведениями.
  2. Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности.
  3. Содействовать формированию музыкального вкуса.
  4. Развивать творческую активность во всех доступ-ных детям видах музыкальной деятельности.

Коррекционные задачи:

  1. Укрепление и тренировка двигательного аппара-та: развитие свободы движений, улучшение ори-ентировки в пространстве, координации движе-ний.
  2. Оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки.
  3. Нормализация «пограничных» состояний психи-ки: излишняя зажатость, неуверенность при пос-торонних или наоборот излишняя гиперактив-ность, перевозбуждение.
  4. Исправление и корректировка речевых недостат-ков: невнятное произношение, «проглатывание» окончания слов.

Накопленный опыт позволяет выбирать и использо-вать наиболее эффективные приёмы и разнообразный материал в работе по всем видам музыкальной де-ятельности для музыкального развития и коррекции детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями и воздей-ствием на формирование личности ребёнка, поэтому музыкальное развитие должно осуществляться  ес-тественно и непринуждённо. Помочь детям  почуст-вовать красоту и силу воздействия музыки - задача сложная. Но ещё сложнее осуществлять музыкальное обучение с детьми, имеющими речевые нарушения, принимая во внимание особенности этих детей и учи-тывая коррекционные задачи.

В силу того, что музыка воспринимается прежде всего эмоционально, я считаю, что она имеет огромное зна-чение в развитии чувств ребёнка.

Музыкальное восприятие- это сложный процесс поз-нания, переживания и оценки музыкального произве-дения, его художественного образа. Поэтому целью и задачей своих занятий я поставила развитие музы-кального восприятия у  детей на основе синтеза ис-кусств, введение дошкольников в мир музыки и тан-ца, формирование художественной культуры, приоб-щение к прекрасному миру искусств. Это первый  и потому важный шаг в будущем становлении ребёнка, его мировоззрений и характера его личности. А от ха-рактера его личности  в конечном счёте зависит вся его дальнейшая  жизнь. Все наши победы и достиже-ния,  все наши неудачи и промахи закладываются в детстве нашими родителями и нашими педагогами. Осознание  этой  ответственности  помогает мне рас-ширять представление у детей о музыке как виде ис-кусства, не забывая о коррекционной роли в работе  с детьми.

   Пение так же играет важную роль  в музыкальном и личностном развитии ребёнка. В пении дети проявля-ют активность, своё отношение к музыке. У большин-ства детей отсутствует культура пения: неточная ин-тонация, скандирование, плохое произношение.

    В работе над дикцией полезно проговаривать текст шёпотом в разных темпах. Это вносит игровой эле-мент и улучшает дикцию.

   Проблема постановки певческого голоса у ребёнка одна из наиболее сложных в практике музыкального руководителя. В своей работе я использую новые под-ходы, которые позволяют по иному взглянуть на пос-тановку и развития детского голоса у дошкольников.

Суть нового подхода во взгляде на регистровое строе-ние голоса, на приоритетное использование в пении фальцетного регистра и на естественные границы это-го регистра, а также на связь разработки всего звуча-щего диапазона голоса с развитием певческого фаль-цета.

При этом решаются следующие задачи:

1 Совершенствовать голосовой аппарат у детей, опи-раясь на диапазон звучания.

2 Прививать детям культуру исполнения, вырази-ельное исполнение в зависимости от содержания песни.

3 Формировать навыки самостоятельного пения (со-    ло) и пения без сопровождения.

   Пение очень полезно для детей, так как развивает дыхание, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное про-изношение, «проглатывание» окончания слов.

     В музыкальном воспитании детей большое значение имеют музыкально- ритмические движения. Основой их является музыка, а танцевальные движе-ния, сюжетно- образные движения используются как средство более глубокого его восприятия и понима-ния.

   Свою работу я строю на сочетании музыкально- ритмических заданий с ритмическими упражнениями. Дети постепенно накапливают музыкально- двигате-льный опыт, соотношение движения с музыкой разно-го характера, воплощение  в свободных выразитель-ных движениях  музыкально- художественных обра-зов. Большое внимание уделяю работе над вырази-тельными жестами, мимикой, над инсценированием песен, сказок.

     Музыкально- ритмические навыки и навыки выра-зительных движений, приобретённых в упражнениях позволяют детям полнее и качественнее проявлять се-бя в танцах. Музыкально- ритмические движения ока-зывают коррекционное воздействие не детей.   Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориен-тировку в пространстве, координацию движений.

   Результатом моей педагогической деятельности яв-ляются постоянный и устойчивый интерес детей к различным видам музыкальной деятельности, закла-дываются основы музыкальной и эстетической куль-туры.

   В своей работе опираюсь на утверждение  В. Су-хомлинского:  «Музыкальное воспитание- это не вос-питание музыканта. Это воспитание человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА»

laquo;Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств,влияющих на психическое здоровье ребенка».Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств чел...

Консультация "ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА".

Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств,влияющих на психическое здоровье ребенка....

«ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА»

Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка....

Влияние музыкального творчества на психо - эмоциональное состояние ребенка

Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка....

Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкального воспитания

В статье рассматривается такое понятие как эмоциональная сфера, какие факторы будут способствовать  успешному развитию эмоциональной сферы дошкольников, а так же  даны рекомендации музыкальн...

Консультация для родителей "Влияние музыкального творчества на психо-эмоциональное состояние ребёнка"

Как музыкальное творчество влияет на психо-эмоциональное состояние ребёнка....