Массаж рук.
консультация на тему
Консультация будет интересна и полезна для педагогов-психологов, учителей-логопедов, воспитателей всех возрастных групп. В консультации описаны приемы массажа и самомассажа рук и пальчиков, а также, массаж с помощью грецких орехов, карандашей, иглбола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
massazh_ladoney_i_paltsev_ruk_dlya_detey_ot_0_do_2h_let.docx | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №65 комбинированного вида, Красносельского района, города Санкт - Петербурга
Массаж рук.
Составитель:
Педагог - психолог
Васильева
Жанна Николаевна
Массаж позволяет активизировать
и синхронизировать работу
обоих полушарий мозга,
В.А. Сухомлинский утверждал,
что «Ум ребёнка находится
на кончиках его пальцев».
Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Для развития речи, внимания и мелкой моторики. Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, малыши лучше усваивают такие понятия, как «выше», «ниже», «лево», «право», разучивают счет, да и просто улучшается настроение. Благодаря такому массажу активизируется "мануальный интеллект", находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях.
Регулярное повторение упражнений оказывает благотворное влияние на речь, повышает подвижность и гибкость кистей рук, что помогает успешно овладевать навыками письма.
Упражнения улучшают циркуляцию крови.
Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами:
мизинец — с сердцем,
безымянный — с печенью,
средний — с кишечником и позвоночником,
указательный — с желудком,
большой — с головным мозгом.
Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам:
от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.
Очень полезен в таких играх массажный мяч - Иглбол. Кроме своих стандартных функций игрового предмета-помощника мячик массирует кончики пальцев ребенка закругленными атравматичными шипиками, развивая тактильные ощущения.
В технику массажа входят следующие приемы:
- поглаживание, разминание, спиралевидные движения по каждому пальцу от кончика
до основания;
- похлопывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;
- поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и предплечья от пальцев
до локтя;
- вращение пальцев (отдельно каждого), круговые повороты кисти, отведение-приведение
кистивправо, влево;
- поворот руки ладонью вверх - ладонью вниз;
- поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев.
Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 3 лет
1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца.
Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому
суставчику.
2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.
3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.
4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые
движения в центре ладони.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 3 лет
1. «Сорока-белобока»
Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил...» и т. д.
Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: «Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил, Тебе нет ничего».
2. «Ладушки-хлопушки»
Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.
Ладушки-ладушки, Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,Хлопали немножко.
3. «Ладушки»
Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами
Ладушки, ладушки!
(Покажите малышу ладони.)
Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.(Хлопайте в ладоши.)
Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели! Шу —полетели!
На головку сели.
(Поднимите руки вверх, затем опустите их «домиком»на голову.)
4. «Домик»
Это домик.(Обе ладони приставьте друг к другу.)
Это крыша.(Соедините ладони и переплетите пальцы.)
А труба ещё повыше.(Поднимите все пальцы вверх,не расцепляя их.)
5. «Прятки»
В прятки пальчики играются, Открываются,(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)
Закрываются.(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)
6. «Зайчики»
Поставьте все пальцы одной руки на стол.
Вышли зайки на лужок, Встали в маленький кружок. Раз зайка, два зайка, три зайка, Четыре зайка, пять...(Пересчитайте заек.)
Будем лапками стучать.(Стучите всеми пальцами по столувместе или вразнобой.)
Постучали, постучали И устали. Сели отдыхать.(Согните пальцы в кулак.)
7. «Здравствуй, пальчик»
Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.Здравствуй, пальчик дорогой, Вот и встретились с тобой.
Массажот 3 до 7 лет
С помощью карандаша
Могут применяться разные карандаши: 3 и 6-гранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий, либо длинный карандаши:
- перекатывать между ладонями;
- катать по тыльной стороне руки;
- раскатывать одной или двумя руками по поверхности стола;
- удерживать одним пальцем руки;
- раскачивать, обхватив двумя пальцами (указательным и средним).
Массаж с помощью грецких орехов
С помощью грецких орехов можно массировать запястье, кисти рук ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны.
Упражнения:
- прятать орех в плотно сжатой ладони (сначала в одной руке, потом в другой);
- кончиками пальцев одной руки ввинчивать орех в середину ладони другой руки;
- прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья;
- скатывать орех с тыльной стороны кисти рук (как с горки);
- прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно;
- раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями;
- удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.
Массаж пуговицами
Пуговицы можно засыпать в коробку или большую миску. Желательно, чтобы пуговиц было много.
Сначала совместно с ребенком опустите руки в коробку (миску), затем выполните упражнения:
- проведите ладонями по поверхности пуговиц;
- зажмите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
- погрузите руки глубоко в пуговичное "море" и поплавайте в нем;
- перетирайте пуговицы между ладонями;
- пересыпайте их из ладошки в ладошку (сначала одной, затем другой рукой, затем обеими руками),
- захватите "щепотку" пуговиц и отпустите.
Благодаря такому массажу активизируется "мануальный интеллект", находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях.
Комплексы по самомассажу и массажу
Растирание ладоней
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть.
«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь,Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим -И огонь себе добудем.
«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Раскатаем колобок,Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,Будем няне (маме) помогать.
Растирание пальцев
«Крепко пальчики сожмём,После резко разожмём» -
Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз).
«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:«Зажигалку зажигаю,Искры, пламя выбиваю!»
«Мельница» - сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Закружилась мельница,Быстро мука мелется.
«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,Острый кончик получили.
«Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.
Ножик должен острым быть,Будем мы его точить.
Раз, два, три, четыре,Острый ножик наточили.
«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,И терпения набраться.
«Сильным я родился,А ну, стена, подвинься!»
Опереться руками о стену. Нажать сильнее, расслабить кисти.
«Вот все пальцы на виду!Бух! – теперь их не найду»
Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.
«Ручкой ручку поддержу,Сильно ею потрясу»
Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.
Комплексы по самомассажу и массажу
Растирание предплечья
«Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю «двигаем браслет», прокручивая его влево-вправо,- (по 2 раза на каждой руке).
Мы браслеты надеваем,
Крутим, крутим, продвигаем,
Влево-вправо, влево-вправо,
На другой руке сначала.
«Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.
Мы пружинку нарисуем
Длинную и крепкую.
Мы возьмём её растянем,
А потом обратно стянем.
«Гуси» - пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю.
Гуси травушку щипали,
Громко, весело кричали:
Га-га-га, га-га-га,
Очень сочная трава.
«Человечки» - указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – «маршируют, прыгают, бегут».
Для маршировки:
Человечки на двух ножках
Маршируют по дорожке,
Левой-правой, левой-правой
Человечки ходят браво.
Для прыжков:
Человечки на двух ножках
Стали прыгать по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок,
Всё быстрее: скок -поскок.
Для бега:
Человечки на двух ножках
Стали бегать по дорожке,
Побежали, побежали,
Вдруг споткнулись и упали.
Иглбол со стихами
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем.(катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
* * *
«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать.(катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
* * *
Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока.(катаем между ладошек)
«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка.(прижимаем ладошки к себе)
пальцы сначала на левой, потом на правой руке.
В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение
несколько раз.
Список литературы:
1. "Пальчиковые игры и упражнения для детей - пальчиковая массажная гимнастика
с иглболом", источник: http://doshvozrast.ru/igra/igrapalchik02.htm
2. "Пальчиковая массажная гимнастика с ИГЛБОЛОМ",
источник: : http://malyshlandia.ru/
3. "Рекомендация по проведению самомассажа с детьми старшего дошкольного возраста",
источник: сайт для воспитателей детских садов "Дошколенок.ру"
4. Центр детской нейропсихологии и логопедии: "Логопедический массаж рук детям",
источник: www.npsy4kids.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии Данный материал может быть использован при проведении консультаций с родителями, педагогами. Слайды использузуются при проведении самомассажа с детьми Что такое массаж, знают многие. Слово массаж происходит от ар
Что такое массаж, знают многие. Слово массаж происходит от арабского слова масс – касаться. Благоприятное воздействие массажа на организм переоценить невозможно. Массаж является одни...
Адаптированный японский массаж и массаж дарами природы в коррекции речевых нарушений у детей.
В материале для родителей раскрывается роль осязательных ощущений в механизме формирования речи, описывается методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями и технология лечебного массажа с дарам...
Картотека по массажу биологически активных зон (аурикулотерапия - массаж ушей)
Картотека по массажу биологически активных зон (аурикулотерапия - массаж ушей)...
Закаливающие процедуры в дошкольном возрасте. Методика Босоножье, комплексы упражнений: закаливающие дыхание, дыхательная гимнастика, точечный массаж, массаж волшебных точек ушей.
Комплексы закаливающих процедур...
Значение массажа и его влияние на развитие, и формирование детского организма. Комплексы массажа с предметами и без.
Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируется и совершенствуеются все системы его организма. Дошкольный возраст ...
Памятка для родителей " Аурикулярный массаж" ( Массаж ушных раковин)
Массаж ушных раковин – аурикулярный массаж – показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию вниман...
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.
При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....