Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в детском саду
статья на тему
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_detskom_sadu.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в детском саду или проект “Здоровый коллектив”
Дмитриева Татьяна Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 160 (МБДОУ №160).
Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования.
Наш детский сад № 160 посещают дети с задержкой психического развития и дети с общим недоразвитием речи, поэтому работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников является приоритетным направлением в нашем детском саду.
В начале года был проведен мониторинг индивидуальных медицинских карт, дневников развития детей, результатов медико-психолого-педагогической комиссии; проведены беседы с родителями. Это дало нам следующие результаты:
По результатам медицинских карт:
60% всех детей имеют неврологические заболевания;
46% - дети с нарушением осанки;
27% - невралгии;
76 - патологии ЧСС.
Анализ бесед с родителями и наблюдения:
36% - нарушение сна;
41% - конфликтность;
50% - высокая возбудимость.
Анализ индивидуальных маршрутов детей:
76% - нарушение эмоционально-волевой сферы;
65% - нарушение ориентировки в пространстве;
89% - нарушение связной речи;
49% - нарушение мелкой моторики.
Из заключений ПМПК:
93% - просодическая сторона речи;
99% - артикуляционная моторика;
98% - звукопроизношение.
Неутешительные результаты заставили задуматься нас о сохранении и укреплении здоровья наших воспитанников. Мы проанализировали нормативные документы, тематическую литературу, деятельность коллег из Перми и Санкт-Петербурга. И пришли к выводу, что необходимо создать проект “Здоровый коллектив”, в рамках которого дети улучшили бы свое физическое и психическое здоровье, а педагоги и родители – свое эмоциональное состояние.
Особенностью данного проекта является то, что помимо традиционных здоровьесберегающих технологий педагоги применяют в практике и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии – детскую йогу. Почему именно йогу? Потому что, детская йога – это направление оздоровительного фитнеса, позволяющее эффективно решать коррекционно - развивающие задачи, а именно:
развивать физические навыки;
поддерживать интерес к физическим упражнениям;
учить управлять своими эмоциями и настроением;
интегрировать различные виды деятельности;
учить концентрироваться и сосредотачиваться;
снимать мышечное и эмоциональное напряжение.
То есть все то, что нарушено у наших детей.
Каждый педагог использовал элементы детской йоги на своих занятиях. Инструктор по физической культуре – в непосредственно-образовательной деятельности, воспитатели – в режимных моментах, учитель-логопед и учитель-дефектолог – в театрализованной деятельности.
Работа проходила в три этапа.
I этап – подготовительный (с сентября 2013 года)
Задачи: познакомить детей с оздоровительной системой упражнений,
обучить простым, базовым упражнениям,
в игровой форме научить детей ощущать свое тело,
научить детей расслабляться.
II этап – основной (c ноября 2013 года)
Задачи: научить детей контролировать себя,
точно выполнять упражнения,
прислушиваться к своему телу во время выполнения упражнений,
интегрировать с разными видами деятельности (с НОД, с фонетической гимнастикой, с театрализованной деятельностью).
III этап – заключительный (май 2014 года)
Цель данного этапа: закрепление полученных знаний, умений, совершенствование и стабилизация навыка выполнения упражнений.
Мы пришли к выводу, что йога полезна не только детям, но и педагогам. И было решено создать группу для сотрудников детского сада, а позднее и для родителей, которые тоже нуждались в психологической разгрузке.
Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и уметь принимать своего ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях!
К концу года мы (педагоги и родители) увидели результаты, которые нас очень порадовали! У наших деток улучшился сон, аппетит; дети стали менее агрессивными; стали реже болеть. Теперь они следят за своей осанкой; знают, что занятия спортом и йогой, в частности, делают их сильнее, здоровее и красивее. Мы планируем и дальше заниматься в данном направлении, дополняя уже имеющийся опыт.
Педагогами нашего дошкольного учреждения были так же проведены мастер-классы по применению практик йоги. Нетрадиционные формы работы с детьми и их родителями заинтересовали специалистов по коррекционной педагогике г. Ижевска и нас пригласили поучаствовать с данным проектом в конкурсе “Здоровые города”, где мы заняли призовое место.
Проект “Здоровый коллектив” может быть рекомендован для внедрения в дошкольные образовательные учреждения разного типа.
Литература:
- Федеральный закон от 26 декабря 2012 года об образовании в Российской Федерации// ФЗ 273 РФ - 2012
- Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно – педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР// Творческий Центр «Сфера», 2008 с. 14 - 15
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильева М. //«Мозаика-Синтез» 2005 с. 64-66
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Материал полезен педагогам на занятиях с использованием ИКТ. Гимнастика поможет снять усталость с глаз , укрепить мышцы глаза...
Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."
Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...
Здоровьесберегающие технологии в детском саду.
Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей.Правильное дыхание играет значительную роль для сохранения и укрепления здоровья детей. Пение снимает стрессы, помогает избавиться от не...
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.Здоровье – состояние физического и социального благополучия челов...
Новейшие здоровьесберегающие технологии в детском саду
Здровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к сво...
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...
Здоровьесберегающие технологии в детском саду.
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:*приобщение детей к физической культуре;*использова...