Проект "Чистюля"
проект (младшая группа) на тему

Педагогический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx405.61 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Сергей\Рабочий стол\92791706_2989575_00.jpg

Тип проекта:     исследовательско - творческий

Вид проекта: групповой

Руководитель проекта: Кладеева А. А.

Участники проекта: все дети, воспитатель, родители.

Возраст детей: 3-4 года

По продолжительности: средней продолжительности

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА: Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Развитие культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания;
  2. Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
  3. Формирование навыков поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
  4. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
  5. Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
  6. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. D:\картинки\детские картинки-блестяшки анимашки\643a4319379c.png

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. У детей старшего дошкольного возраста, 5—7 лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.

При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, то и ребенок считает естественным его обязательность. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков.

Их воспитанию приходится уделять специальное внимание.
Прежде всего следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо        вытереть        руки.
Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.
Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка соответствующие навыки не сформированы, то выполнение их требует от него больших усилий. Нередко возникают малоприятные и для родителей, и для него «переговоры»: «Ваня, ты забыл вымыть руки». — «Они у меня чистые». — «Все равно перед обедом надо вымыть». — «Я их недавно мыл»...
 
После ночного сна и утренней гимнастики ребенку полезнее всего принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под струями воды. Температура воды (как при всех общих водных процедурах) вначале должна быть близкой к температуре тела. К концу приема душа ее можно снизить на 2° по сравнению с началом, потом опять повысить и снова снизить. Если же душа в квартире нет, детей с 3—4 лет следует приучать по утрам мыться до пояса.

Необходимо, чтобы после душа или умывания ребенок вытерся насухо.
Раз в неделю ребенка моют особенно тщательно (в этот день моют и голову с мылом). Если ребенок ежедневно не принимает душ или ванну, то его надо купать 2 раза в неделю. В дошкольном возрасте дети должны и могут усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные.
Ноги надо мыть не только перед ночным сном (даже если нельзя было принять общую водную процедуру), но и перед дневным. Особенно важно это правило соблюдать        летом.
К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет — правильно чистить зубы (сверху вниз — вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот теплой водой надо и после еды.
Волосы следует причесывать не реже двух раз в день (и своей собственной расческой!). А всегда ли у вашего ребенка в кармашке чистый носовой платок? Умеет ли он сам замечать непорядки в одежде — развязался шнурок, расстегнулась пуговка — и сразу их устранять? Вытирает ли он ноги, входя в помещение?

Привычку быть чистым и опрятным воспитать у ребенка, в общем, несложно. Здесь важна прежде всего ваша последовательность. Если вы обращаете внимание на то, что руки у малыша грязные, и моете их, если вы всегда вытираете ему лицо, когда он измазался едой, если не позволяете ходить ему с грязным носом, малыш через какое-то время начинает ощущать необходимость привести себя в порядок. И пока он не приведет себя в порядок — сам или с помощью взрослого, он испытывает своеобразное        неудобство.
Порой родители жалуются, что малыш сопротивляется попыткам взрослых содержать его в чистоте. О том, чтобы он сам привыкал выполнять гигиенические процедуры, речь здесь и не идет. Но с чего бы это малышу не нравилось умываться и купаться? Скорее всего ему не раз причиняли неприятные ощущения, а то и боль, когда купали и умывали.


Надо стараться, чтобы купание и умывание были приятны малышу. Если в глаза ему попадает мыло, если на него воду льют такой сильной струей, что он захлебывается, если вода слишком холодна или слишком горяча, то не удивительно, что один лишь вид ванночки будет вызывать плач. Если же вода ласкает, если взрослые бережны, ничего, кроме приятных ощущений, купание вызвать не может.
То же и с умыванием. Вода должна быть комнатной температуры, рукава малышу нужно засучить, чтобы вода туда не заливалась (это не очень приятно). Постепенно предоставляйте ребенку все большую самостоятельность в умывании. Естественно, вы покажете, как правильно мыть руки и лицо, как правильно        намыливать их, как вытереться        после        умывания.

А почему малыш не любит сморкаться? Возможно, ему однажды сделали больно, сильно сжав нос? Между тем почти с самого начала второго года можно приучить ребенка к носовому платку, и если вы всегда вытираете ему грязный нос, после 2 лет он сам будет просить сделать это. В кармане него всегда должен быть чистый носовой платок!
Ребенок будет становиться старше, и вы получите большую возможность взывать к его собственной сознательности. Он должен понять, что умываться надо не только утром и вечером или перед едой, но и всякий раз, когда измазался. «Посмотри, какие у тебя ручки грязные, ты испачкал их глиной», «Нет, я книжку тебе дать не могу, у тебя грязные руки — надо их вымыть, а то ты испачкаешь книжку».
Так же тщательно следите за чистотой и опрятностью одежды ребенка. На третьем году жизни это должно стать и заботой самого малыша. Даже если он еще не в состоянии заметить непорядок в одежде, он должен привыкать устранять его— самостоятельно или с вашей помощью. Запачкалось платье у девочки— предложите принести чистое и переодеться с вашей помощью. Расстегнулась пуговица— пусть застегнет Что касается мокрых штанишек, то ваша задача номер один не допускать, чтобы ребенок привыкал к тому, что они мокрые. Напротив, надо постараться, чтобы это стало ему неприятным. Тогда у него будет достаточно серьезная побудительная причина стремиться к опрятности. Намоченные штаны вы смените немедленно и обратите на это внимание малыша (разумеется, без тени упрека или хотя        бы        вышучивания).

ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Чистота и здоровье»;
  2. Составление картотеки дидактических игр по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков;
  3. Картотека  художественно-словесного материала по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков;
  4. Оформление паспорта здоровья группы;
  5. Мониторинг и итоговое диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков;
  6. Оформление стенда «Детский сад день за днем» с непосредственным творческим участием детей;
  7. Открытое мероприятие  «Мы красивые, чистые, аккуратные!» (занятие с элементами театрализованной деятельности);
  8. Презентация «Итоги проекта Чистюля».

Предполагаемые результаты:

дети научатся самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем (вначале под контролем взрослого) ;

при небольшой помощи взрослых правильно надевать и снимать одежду, обувь; самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами -носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком; усваивать порядок одевания и раздевания, аккуратно складывать снятую одежду и обувь.

Этапы проекта:

1. Подготовительный: сбор литературы по данной теме; постановка цели, поиск формы реализации проекта, разработка содержания; приобрести наглядный материал, изготовить дидактические игры по теме; подготовить материалы для работы с родителями.

2. Основной: организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности. Работа над частями проекта.

Мероприятия по реализации проекта.

Познание:

Образовательная ситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться»

Цель.

• Закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий одевания.

• Обучение элементарному самоконтролю по предметно - схематической модели последовательности одевания на прогулку.

• Формирование гуманных способов поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить) .

Беседы «Когда надо мыть руки? », «От чего болят зубы? », «Что значит быть здоровым? », «Друзья Мойдодыра».

Алгоритмы «Мытья рук», «Последовательность одевания на улицу», «Как чистить зубы».

Тема «Много полотенец привезли в магазин»

Цель: находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько? », используя слова один, много; сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения.

Проблемная ситуация «Кукла испачкалась, как сделать ее чистой? », «Почему Хрюшу не приглашают в гости? »

Тема: Учим куклу Дашу мыть руки

Образовательная ситуация «Каждая ножка - в свой домик»

Цель:

• учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку - кусочек ярко окрашенной ткани или вышивку;

• отыскивать отверстия для каждой ноги; просовывать поочередно ноги в отверстия; надевать колготки с носка, предварительно собрав их в «гармошку», чтобы пятка оказалась на месте; подтягивать колготки так, чтобы резинка оказалась на поясе) .

• фиксировать внимание ребенка на последовательности действий и способах контроля. Вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию.

Эксперименты: с мылом, тонет – не тонет, разноцветная водичка.

Коммуникация:

Рассматривание сюж. картин, рассматривание принадлежностей личной гигиены.

Д/У. " Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол".

Цель : Закрепить последовательность действий.

Тема «Умываться любят все»

Задачи.

Образовательные: закреплять знания детей в умывании; в знании предметов туалета и их назначении; закрепить знания о свойствах воды

Воспитательные: воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными, уважительно относиться к своему телу.

Развивающие: вызывать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их соблюдению; развивать наблюдательность, любознательность, речь, память.

Ситуативная беседа "Как вести себя за столом" Цель: Формирование столового этикета.

Беседа с детьми " Кто опрятен тот приятен". Цель: закрепить культурно гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными.

Чтение художественной литературы:

Писатели - детям

«Башмаки» А. Барто;

«Наступили холода» А. Барто;

«Научу обуваться я братца» Е. Благинина;

«В рукавичках маленьких. » 3. Александрова;

«Где мой пальчик» Н. Саконская

К. Чуковский. «Мойдодыр» и другие

Фольклор: «Водичка, водичка», «Моем носик, моем щечки».

Театрализованная деятельность

Сказка на фланелеграфе «Мойдодыр», «Девочка чумазая».

Социализация:

Сюжетно ролевые игры " В гости кукла к нам пришла", " Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол".

Дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик»

Цель:

• знакомить с назначением и способами использования шкафчика для одежды;

• формировать умение ориентироваться в предметном пространстве;

• обогащать и активизировать словарь детей за счет слов: шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить, повесить.

Дидактическая игра «Научим куклу Катю раздеваться»

Цель.

• Помочь детям запомнить последовательность раздевания.

• Учить аккуратно вешать и складывать одежду.

Продолжать воспитывать бережное отношение к кукле.

Игры и упражнения, направленные на формирование навыка одевания и раздевания.

• «Коля в гостях у детей»

Цель: рассматривание одежды мальчика (брюки, рубашка, носки, ботинки) : называть предметы одежды и их наиболее яркие признаки.

• «Теплая шапочка куклы Кати»

Цель: расширение детских представлений о предметах одежды и их назначении: на улице холодно, дети стали носить теплые шапочки с завязочками, чтобы не поддувало и было тепло. Развитие умения рассматривать предмет, вычленяя части, назначение каждой части. На основе простейшего сенсорного анализа выделение качества ткани (толстая, пушистая, мягкая) .

• «Чья одежда? »

Цель: рассматривание предметов одежды на картинках и определение одежды для Кати и для Коли.

• «Катя просыпается»

Цель: одевать куклу после сна; обогащать словарь за счет слов: надеть, завязать пояс, застегнуть, поправить бантик.

• «Подбери правильно»

Цель: уточнять и закреплять знания предметов зимней (демисезонной) одежды.

• «Кукла Катя не боится мороза»

Цель: узнавать и называть предметы зимней верхней одежды и обуви; определять и называть некоторые характеристики предметов зимней одежды и обуви.

• «Катя и Маша идут на праздник»

Цель: учить детей сравнению по цвету; называть наиболее яркие признаки.)

Труд: самообслуживание, умывание.

"Убери со стола"

Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.

"Вымой посуду"

Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.

"Подготовь постель ко сну"

Цель: формировать у детей самостоятельные действия: учить ребенка расстилать свою постель.

Безопасность:

Ситуативная беседа " Как вести себя за столом".

Беседа «Нужно быть осторожным»

Цель: рассказать детям о том, что при использовании мыла, зубной щетки, пасты нужно быть осторожным.

Музыка:

Прослушивание песенок о культуре гигиенических навыков

Художественное творчество:

Лепка

Тема «Мыло для Петрушки»

Цель: продолжить учить детей основным правилам лепки, побуждать фантазировать, создать условия для положительно отношения к предметам гигиены

Рисование

Тема: «Красивое полотенце»

Цель: продолжить учить детей рисовать прямые горизонтальные линии, выбирать различные краски, создать условия для положительно отношения к предметам гигиены.

Аппликация

Тема «Разноцветные мыльные пузыри»

Цель: закрепить понятие круг, большой и маленький, учить пользоваться аккуратно клеем.

Физическая культура:

Подвижная игра «Мыльный пузырь»

Эстафета «Кто быстрее оденет куклу Катю»

Сюжетные комплексы о. р. у.

Здоровье:

«Путешествие в страну Здоровья».

Беседы: «От чего можно заболеть», «Болезнь грязных рук».

Цель: информировать детей о последствии несоблюдения ежедневной гигиены.

Работа с родителями:

Консультации

*«Как правильно одевать ребёнка на прогулку »

*«Как привить детям культурно – гигиенические навыки »

Памятка для родителей

«Внешний вид малышей: о чём не стоит беспокоится »

Наглядная информация на тему:

«Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».

Папки-передвижки:

«Здоровые зубы с раннего возраста»

3. Итоговый Выставка детских рисунков по теме проекта.

Развлечение «Приключение мыльного пузыря».

Подведение итогов проекта.