Картотека оздоровительной работы
картотека (старшая группа) на тему

Третьякова Мария Александровна

Игры на снятие мышечного напряжения, гимнастика побуждения, физкультминутки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_ozdorovitelnoy_raboty.docx44.85 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2» с. Помоздино

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Картотека по оздоровительной работе с детьми.

Гимнастика после сна.

 Физкультминутки.

Игры и упражнения на снятие мышечных напряжений.

Составитель:

Третьякова Мария Александровна,

воспитатель.

с. Помоздино, 2014.

Гимнастика после сна.

Возраст: средняя, старшая и подготовительная к школе группы.

Комплекс № 1 «Маленькие волшебники»

 

1. Потягивание. И. п.- из позиции лежа на спине.

v На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по полу, а левая рука - вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, руки и ноги максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: "ид-д-да-а-а".

v Правая нога тянется пяточкой вперед по полу, а правая рука - вверх, вдоль туловища - вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится "пин-гал-ла-а".

v Обе ноги тянутся пяточками вперед по полу, обе руки - вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести "су-шум-м-м-на".

2. Массаж живота. И. п. - лежа на животе.

Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.

3. Массаж грудной области. И. п. - сидя по-турецки.

Поглаживание области грудной клетки со словами: "Я милая, чудесная, прекрасная".

4. Массаж шеи. И. п. - сидя по-турецки.

Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.

v Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.

v Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.


5. Массаж ушных раковин. И. п. - сидя по-турецки. Ребенок лепит ушки для милого слона.

v Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.

v Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону).

v Нажимает на мочки ушей ("вешает на них красивые сережки").

6. Массаж головы.

v Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.

v Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.

v "Догонялки": сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, "бегает" по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.

7. Массаж лица. Лепит красивое лицо.

v Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой.

v С усилием, надавливая, рисует желаемый красивый изгиб бровей, от переносицы к вискам.

v Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.

8. Массаж шейных позвонков. Буратино своим длинным любопытным носом рисует солнышко, морковку, дерево. Мягкие движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

9. Массаж рук.

v«Моют» кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.

v «Капельки». Встряхивают кистями рук (кисти в расслабленном состоянии) сверху вниз, словно обрызгивая друг друга.

v «Птичка». Манипуляция руками в свободном парении - в зависимости от фантазии ребенка.

10. Массаж ног. И. п. - сидя по-турецки.

v Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку. То же - с правой ногой.

v Поглаживает, растирает голени и бедра. "Надевает" воображаемый чулок, затем "снимает его и сбрасывает", встряхивая руки.

 

11. «ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ».

Массажные коврики (Дорожка контрастная, Дорожка массажная, Следочки), кубики для перешагивания, кегли, обруч для подлезания и т.д. (3-4 раза).

 

Комплекс № 2 «Делай так»

 

1. «ЧАСИКИ»

Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 4—6 раз.

v То же, но стоя, ноги вместе, перекатываясь на носки - на пятки.

v То же, выполняя повороты туловища в стороны без отрыва стоп от пола.

 

2. «ТРУБАЧ»

Стоя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить

«п-ф-ф-ф» Повторить 3—5 раз.

v То же, но поднимаясь на носки.

 

3. «КАША КИПИТ»

Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот— выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.

 

4. «НАСОС»

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону.

 

5. «РЕГУЛИРОВЩИК»

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5—6 раз.

 

6. «ЛЫЖНИК»

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5—2 минут. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

 

7. «ГУСИ ЛЕТЯТ»

Медленная ходьба в течение 1—2 минут. Поднимать руки в стороны — вдох, руки вниз—выдох, произносить «г-у-у-у-у».

 

8. «СЕМАФОР»

Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны—вдох, медленно опускать вниз—длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3—4раза.

 

9. «ВЕСЁЛЫЕ ЛАПКИ»

И.п.- сидя, пятки на полу, носки тянем на себя. Попеременное движение стопами вверх/вниз.

10. «ПОСТРОИМ МОСТИК»

И.п. то же. Пальчиками ноги коснуться пола, при этом средний отдел стопы касаться пола не должен. Вернуться в и.п.

11. «ЛЯГУШКА» 
И.п. сидя. Перекаты с пятки на носок, с подтягиванием пяток вверх. Выполняется одновременно двумя стопами, в медленном темпе.

12. «БРАТЬЯ-БЛИЗНЕЦЫ» 
И.п. то же. Пятки на полу, носки приподняты. Максимально широко расставить пальчики, затем расслабить их. На правой стопе пальчики работают – на левой расслаблены, и наоборот.

Комплекс № 3 «Утята»

 

1. "Утята шагают к реке"

И.п. - сидя согнув ноги, руки в упоре сзади. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

Повторить 8-12 раз.

 

2"Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку"

И.п. - то же

1-2 - поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп. 3-4 - и.п.

Повторить 8-12 раз.

 

3. "Утята встретили на тропинке гусеницу"

И.п. - то же.

Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.

Повторить 8-12 раз.

 

4. "Утка крякает"

И.п. - то же

1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны ("клюв открылся"), произнести "кря-кря"

3-4 - и.п. То же, но носками ног.

Повторить 8-12 раз пятками, затем носками.

 

5. "Утята учатся плавать"

И.п. - сидя руки в упоре сзади, носки натянуть

1 - согнутую правую стопу - вперед

2 - разгибая правую стопу, согнутую левую стопу - вперед.

Повторить 8-12 раз.

 

6. «ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ».

Массажные коврики (Дорожка контрастная, Дорожка массажная, Следочки), кубики для перешагивания, кегли, обруч для подлезания и т.д. (3-4 раза).

 

Комплекс № 4 «Ералаш»

 

1. "Бревнышко". Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

2. "Колобок". Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

3. "Письмо в воздухе". И.п. - лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе "прописывают" буквы, цифры, а также целые слова.

4. "Рисование". И.п. – сидя. Обе руки (одновременно) сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.

5. "Кулачки". И.п. - сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Одна рука сжимается в кулак, большой палец наружу. Разжимается. Сжимается в кулак, большой палец внутрь. Разжимается. Другая рука при этом неподвижна. Меняем руки. То же двумя руками вместе. Затем смещаются фазы движения (одна рука сжимается, другая одновременно разжимается).

6. "Камень, ножницы, бумага". И.п. - сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Поочередно каждой рукой выполняются движения кулак - ребро - ладонь. После освоения то же упражнение выполняется навесу, руки согнуты в локтях.

7. "Локоть-колено". И.п. - лежа на спине, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой. Правая рука и правая нога сгибаются, локоть касается колена. Возвращаемся в и.п. То же повторяем левой рукой и левой ногой. Затем упражнение делается встречно левой ногой и правой рукой и наоборот.

8. "Топотушки". Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит расслабившись с закрытыми глазами.

9. "Шаг на месте". Ребенок марширует на месте, высоко поднимая колени. Руки висят вдоль тела.

10. "Ладошки танцуют". И.п. - стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая вниз. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней.


11. "Руки-ноги". И.п. - стоя на четвереньках. Ребенок выпрямляет и приподнимает над полом одну ногу, отводит ее сначала в одну, потом в другую сторону. Остальные части тела при этом неподвижны. То же с закрытыми глазами. После освоения одновременно с ногой вытягивается вперед разноименная рука. Затем одноименная.


12. "Оловянный солдатик". И.п. - стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем равновесие. Затем сменяем ногу.

Физкультминутки.

А в лесу растёт черника 
А в лесу растёт черника, 
Земляника, голубика. 
Чтобы ягоду сорвать, 
Надо глубже приседать. (Приседания.) 
Нагулялся я в лесу. 
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.) 
Аист 
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то 
правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. 
Следить за спиной.) 
— Аист, аист длинноногий, 
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.) 
— Топай правою ногою, 
Топай левою ногою, 
Снова — правою ногою, 
Снова — левою ногою. 
После — правою ногою, 
После — левою ногою. 
И тогда придешь домой. 
А над морем — мы с тобою! 
Над волнами чайки кружат, 
Полетим за ними дружно. 
Брызги пены, шум прибоя, 
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.) 
Мы теперь плывём по морю 
И резвимся на просторе. 
Веселее загребай 
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.) 
А сейчас мы с вами, дети 
А сейчас мы с вами, дети, 
Улетаем на ракете. 
На носки поднимись, 
А потом руки вниз. 
Раз, два, три, четыре — 
Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.) 
А теперь на месте шаг 
А теперь на месте шаг. 
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) 
Плечи выше поднимаем, 
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) 
Руки перед грудью ставим 
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) 
Десять раз подпрыгнуть нужно, 
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) 
Мы колени поднимаем — 
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) 
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) 
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) 
А часы идут, идут 
Тик-так, тик-так, 
В доме кто умеет так? 
Это маятник в часах, 
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) 
А в часах сидит кукушка, 
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) 
Прокукует птичка время, 
Снова спрячется за дверью, (Приседания.) 
Стрелки движутся по кругу. 
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) 
Повернёмся мы с тобой 
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) 
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) 
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) 
А бывает, что спешат, 
Словно убежать хотят! (Бег на месте.) 
Если их не заведут, 
То они совсем встают. (Дети останавливаются.) 
Бабочка 
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) 
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) 
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) 
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) 
Солнце утром лишь проснется, 
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.) 
Бегут, бегут со двора 
Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.) 
Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.) 
Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.) 
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.) 
Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.) 
Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.) 
Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.) 
Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.) 
Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.) 
Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.) 
Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.) 

Белки 
Белки прыгают по веткам. 
Прыг да скок, прыг да скок! 
Забираются нередко 
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.) 
Будем в классики играть 
Будем в классики играть, 
На одной ноге скакать. 
А теперь ещё немножко 
На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.) 
Будем прыгать и скакать! 
Раз, два, три, четыре, пять! 
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) 
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) 
Раз, два, три. 
Наклонился левый бок. 
Раз, два, три. 
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) 
И дотянемся до тучки. 
Сядем на дорожку, (Присели на пол.) 
Разомнем мы ножки. 
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) 
Раз, два, три! 
Согнем левую ножку, 
Раз, два, три. 
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) 
И немного подержали. 
Головою покачали (Движения головой.) 
И все дружно вместе встали. (Встали.) 
Будем прыгать, как лягушка 
Будем прыгать, как лягушка, 
Чемпионка-попрыгушка. 
За прыжком — другой прыжок, 
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.) 
Ванька-встанька 
Ванька-встанька, (Прыжки на месте) 
Приседай-ка. (Приседания.) 
Непослушный ты какой! 
Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.) 
Вверх рука и вниз рука 
Вверх рука и вниз рука. 
Потянули их слегка. 
Быстро поменяли руки! 
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) 
Приседание с хлопками: 
Вниз — хлопок и вверх — хлопок. 
Ноги, руки разминаем, 
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) 
Крутим-вертим головой, 
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.) 
Весёлые гуси 
(Музыкальная физкультминутка) 
(Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.) 
Жили у бабуси 
Два весёлых гуся: 
Один серый, 
Другой белый, 
Два весёлых гуся. 
Вытянули шеи — 
У кого длиннее! 
Один серый, другой белый, 
У кого длиннее! 
Мыли гуси лапки 
В луже у канавки. 
Один серый, другой белый, 
Спрятались в канавке. 
Вот кричит бабуся: 
Ой, пропали гуси! 
Один серый, 
Другой белый — 
Гуси мои, гуси! 
Выходили гуси, 
Кланялись бабусе — 
Один серый, другой белый, 
Кланялись бабусе. 
Весёлые прыжки 
Раз, два — стоит ракета. 
Три, четыре — самолёт. 
Раз, два — хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.) 
А потом на каждый счёт. 
Раз, два, три, четыре — 
Руки выше, плечи шире. 
Раз, два, три, четыре — 
И на месте походили. (Ходьба на месте.) 
Ветер 
Ветер дует нам в лицо, 
Закачалось деревцо. 
Ветер тише, тише, тише. 
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище 
то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, 
на «выше, выше» — выпрямляются.) 
Ветер веет над полями 
Ветер веет над полями, 
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) 
Облако плывет над нами, 
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.) 
Ветер пыль над полем носит. 
Наклоняются колосья — 
Вправо-влево, взад-вперёд, 
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) 
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) 
Там немного отдохнём. (Дети садятся.) 
Ветер тихо клен качает 
Ветер тихо клен качает, 
Вправо, влево наклоняет: 
Раз — наклон и два — наклон, 
Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.) 
Вечером 
Вечером девочка Мила (Шагаем на месте.) 
В садике клумбу разбила, (Прыжки на месте.) 
Брат ее мальчик Иван (Приседания.) 
Тоже разбил... стакан! (Хлопаем в ладоши.) 
Видишь, бабочка летает 
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.) 
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.) 
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.) 
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.) 
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.) 
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.) 
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.) 
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.) 
(Г. Виеру) 
Вместе по лесу идём 
Вместе по лесу идём, 
Не спешим, не отстаём. 
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.) 
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.) 
Вот ромашка, василёк, 
Медуница, кашка, клевер. 
Расстилается ковёр 
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.) 
К небу ручки протянули, 
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.) 
Отдохнуть мы все успели 
И на место снова сели. (Дети садятся.) 
Во дворе растёт подсолнух 
Во дворе растёт подсолнух, 
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.) 
Рядом с ним второй, похожий, 
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.) 
Вертим ручками по кругу. 
Не задень случайно друга! 
Несколько кругов вперёд, 
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.) 
Отдохнули мы чудесно, 
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.) 
Во дворе стоит сосна 
Во дворе стоит сосна, 
К небу тянется она. 
Тополь вырос рядом с ней, 
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.) 
Ветер сильный налетал, 
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.) 
Ветки гнутся взад-вперёд, 
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.) 
Будем вместе приседать — 
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.) 
Мы размялись от души 
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.) 
Вот летит большая птица 
Вот летит большая птица, 
Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.) 
Наконец, она садится 
На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.) 
Вот под елочкой 
Вот под елочкой зеленой (Встали.) 
Скачут весело вороны: (Прыгаем.) 
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.) 
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.) 
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.) 
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.) 
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.) 
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.) 
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.) 
В понедельник 
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.) 
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.) 
В среду долго умывался, (Умываемся.) 
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) 
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.) 
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.) 
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.) 
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.) 
Вы достать хотите крышу 
Потянитесь вверх повыше — 
Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.) 
Раз, два, три, 
Корпус влево поверни. 
И руками помогай, 
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.) 
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.) 
И на место снова сядем. (Дети садятся.) 
Выполняем упражненье 
Выполняем упражненье, 
Быстро делаем движенья. 
Надо плечи нам размять, 
Раз-два-три-четыре-пять. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) 
Выросли деревья в поле 
Выросли деревья в поле. 
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.) 
Каждое старается, 
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.) 
Вот подул весёлый ветер, 
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.) 
Даже толстые стволы 
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.) 
Вправо-влево, взад-вперёд — 
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) 
Он их вертит, он их крутит. 
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.) 
Вышел зайчик 
Вышел зайчик погулять. 
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.) 
Вот он скачет вниз по склону, 
Забегает в лес зелёный. 
И несётся меж стволов, 
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.) 
Зайка маленький устал. 
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.) 
Замер зайчик средь травы 
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.) 
Вышел клоун 
Вышел клоун на арену, Поклонился всем со сцены, Вправо, влево и вперед... Поклонился всем как мог. (Поклоны.) 
Физкультминутка. Вышли мышки 
Вышли мышки как-то раз (Ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне.) 
Поглядеть, который час. (Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.) 
Раз, два, три, четыре (Хлопки над головой в ладоши.) 
Мышки дернули за гири. (Руки вверх и приседание с опусканием рук "дернули за гири".) 
Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой.) 
Убежали мышки вон. (Бег на месте или к своему месту.) 
Вышли уточки на луг 
Вышли уточки на луг, 
Кря-кря-кря! (Шагаем.) 
Пролетел веселый жук, 
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) 
Гуси шеи выгибают, 
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) 
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) 
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.) 
Шарик тоже зарычал, 
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) 
Зашептал в воде камыш, 
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.) 
И опять настала тишь, 
Ш-ш-ш. (Присели.) 
Головой качает слон 
Раз, два, три — вперёд наклон, 
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.) 
Головой качает слон — 
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.) 
Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.) 
Головою три кивка 
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.) 
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.) 
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.) 
Головою три кивка. (Движения головой.) 
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.) 
Пять - руками помахать, (Махи руками.) 
Шесть — на место сесть опять. (Присели.) 
Гриша шел 
Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.) 
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.) 
Раз-грибок, (Наклоны вперед.) 
Два - грибок, (Наклоны вперед.) 
Три - грибок, (Наклоны вперед.) 
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети 
имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. 
Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.) 
Хватит спать
Вот и утро! Хватит спать! 
Перед тем, как вылетать, 
Надо крылышки размять. 
Вверх крыло, вниз крыло, 
А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.) 
Крылья в стороны разводим, 
А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.) 
Вправо-влево наклонились, 
И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево-вправо, вперёд-назад.) 
По команде приседаем — 
Раз-два-три-четыре-пять. 
Упражненье выполняем. 
Чур, друзья, не отставать! (Приседания.) 
Хомка-хомка, хомячок 
Хомка-хомка, хомячок, 
Полосатенький бочок. 
Хомка раненько встает, 
Щеки моет, шейку трет. 
Подметает хомка хату 
И выходит на зарядку. 
Раз, два, три, четыре, пять! 
Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.) 
Цапля ходит по воде 
Цапля ходит по воде 
И мечтает о еде. 
Ноги выше поднимай 
Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.) 
Чтоб поймать еду в водице, 
Надо цапле наклониться. 
Ну-ка тоже наклонись, 
До носочка дотянись. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.) 
Часы 
Тик-так, тик-так — 
Все часы идут вот так: 
Тик-так. (Наклоните голов то к одному, то к другому плечу.) 
Смотри скорей, который час: 
Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.) 
Налево — раз, направо — раз, 
Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.) 
Тик-так, тик-так. 
Чтоб совсем проснуться 
Чтоб совсем проснуться, 
Нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.) 
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) 
Спину тоже разминаем, 
Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.) 
Поворот за поворотом, 
То к окну, а то к стене. 
Выполняем упражненье, 
Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.) 
Отдохнули мы чудесно, 
И пора на место сесть нам. (Дети садятся.) 
Чтобы сильным стать и ловким 
Чтобы сильным стать и ловким, (Сгибание-разгибаниерук к плечам в стороны.) 
Приступаем к тренировке. (Шагаем на месте.) 
Носом вдох, а выдох ртом. (Руки на поясе, вдох-выдох.) 
Дышим глубже, (Руки вверх-вдох; руки вниз-выдох.) 
А потом шаг на месте, не спеша. (Шагаем на месте.) 
Как погода хороша! (Прыжки на месте.) 
Не боимся мы пороши, (Шагаем на месте.) 
Ловим снег — хлопок в ладоши. (Хлопаем в ладоши.) 
Руки в стороны, по швам, (Руки в стороны.) 
Хватит снега нам и вам. (Хлопаем в ладоши.) 
Мы теперь метатели, (Изображаем метание левой рукой.) 
Бьем по неприятелю. (Изображаем метание правой рукой.) 
Размахнись рукой - бросок! (Изображаем метание левой (правой) рукой. 
Прямо в цель летит снежок. (Хлопаем в ладоши.) 
Что там чудится в тумане? 
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.) 
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.) 
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.) 
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.) 
Мы по берегу гуляем, 
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.) 
Ищем ракушки в песке (Наклоны.) 
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.) 
Чтоб побольше их собрать, — 
Надо чаще приседать. (Приседания.) 
Шеей крутим осторожно 
Шеей крутим осторожно — 
Голова кружиться может. 
Влево смотрим — раз, два, три. 
Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.) 
Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.) 
И на место вновь вернёмся. (Дети садятся.) 
Это лёгкая забава 
Это лёгкая забава — 
Повороты влево-вправо. 
Нам известно всем давно — 
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) 
Приседаем быстро, ловко. 
Здесь видна уже сноровка. 
Чтобы мышцы развивать, 
Надо много приседать. (Приседания.) 
А теперь ходьба на месте, 
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.) 

Игры и упражнения на снятие мышечных напряжений.

  1. Игра «Штанга»

Ребенок имитирует поднятие тяжёлой штанги. Потом бросает ее. Отдыхает.

  1. Игра «Замри»

Детям предлагается «заснуть» в разных позах. Ведущий ходит между фигурами.

Ведущий: На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит:

Тот, как вкопанный, сидит,

Тот, не двигаясь, идет,

Тот, стоит, раскрывши рот.

  1. Игра «Сосулька»

Ведущий читает стихотворение. При произношении первой и второй строчки дети держат руки над головой. При произношении третьей и четвертой строчки нужно уронить расслабленные руки и присесть.

Ведущий:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

  1. Игра «Шалтай-болтай».

Шалтай-болтай      Поворачивает туловище вправо-влево,

Сидел на стене          руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы.

Шалтай-болтай

Свалился во сне.     Резко наклонить корпус вниз.

  1. Игра «Винт».

И.п. пятки и носки вместе. Корпус поворачивает влево, вправо. Одновременно с этими руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.

Этюд сопровождается музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» (отрывок).

  1. Игра «Игра в снежки».

Зима. Дети в саду играют в снежки. Этюд сопровождается музыкой Г. Струве «Веселая горка». Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.

  1. Игра «Качели»

Дети имитируют качание на качелях. Выразительные движения:

  1. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Тяжесть тела переносится с одной ноги на другую.
  2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.

  1. Игра «Петрушка прыгает».

 Играющие изображают Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.

Выразительные движения: ноги согнуты в коленях, корпус тела слегка наклонен вперед, руки висят вдоль тела, голова наклонена вниз.

  1. Игра «Спать хочется».

Мальчик попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе со взрослыми встретить Новый год. Ему позволили, но, чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но в конце концов, засыпает.

Выразительные движения: зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.

Этюд выполняется всеми участниками группы одновременно.

  1.  Игра «Конкурс лентяев».

Ведущий читает стихотворение В. Викторова «Конкурс лентяев»:

Хоть и жарко

Хоть и зной,

Занят весь

Народ лесной.

Лишь барсук –

Лентяй изрядный

Садко спит

В норе прохладной,

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Все не слезть ему с кровати.

Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или коврик и под музыку Д.Кабалевского «Лентяй» стараются расслабиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие к опыту работы "Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми"

Методическое пособие представлено в мультимедийном формате, состоит из двух частей:1.Теоретическая: текстовый файл – теоретическое обоснование, методические рекомендации по организации утренней гимнас...

Картотека бесед по оздоровительной работе в ДОУ.

Беседы по оздоровителной работе для воспитателей....

Использование картотеки оздоровительных мероприятий в работе с детьми раннего возраста.

Предствлена картотека с  разнообразными формами работы по физическому развитию детей раннего возраста...

Картотека бесед о здоровье в системе оздоровительной работы в ДОУ

Картотека бесед о здоровье в  системе  оздоровительной  работы в ДОУ...

Картотека бесед по оздоровительной работе.

Я хочу здоровым быть —Буду с лыжами дружить. Подружусь с закалкой,С обручем, скакалкой,С теннисной ракеткой.Буду сильным, крепким!...

Картотека бесед по оздоровительной работе в старшей группе 17.11.2020 г.

Картотека бесед по оздоровительной работе в старшей группе 17.11.2020 г....

Картотека " Коррекционно- оздоровительная работа".

материалдля детей дошкольного возраста....