Картотека прогулок "Времена года"
картотека (подготовительная группа) на тему
В картотеке используются карточки на каждую прогулку, в которых прописаны наблюдения за живой и неживой природой, дидактические и подвижные игры, а также труд детей на групповом участке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_progulok_po_vremenam_goda.doc | 191 КБ |
Предварительный просмотр:
Карточка № 1 Наблюдение. Расширять представление о поведение птиц летом. Птицы купаются в лужах, в песке. Кормят своих детенышей (носят корм в клюве). Утки с утятами плавают в водоемах. Д/Игра Помоги Медвежонку найти и исправить ошибку. Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовывается Медвежонку (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная. П/Игра “Кот и воробьи” Цель- развить ловкость, быстроту, реакцию. Ход игры: Выбирается водящий (кот) . Кот спит, воробьи (остальные дети) прыгают вокруг и машут крыльями. Кот проснулся- воробьи разлетелись в разные стороны. Кот догоняет, кого поймал, тот становится водящим. Труд. Протереть влажной тряпочкой скамейку от пыли | Карточка № 2 Наблюдение. Наблюдаем за птицами прилетающими на участок детского сада. Обратить внимание детей на то как передвигаются птицы: ходят, прыгают, летают. Как клюют корм, пьют воду из лужицы. С/Ролевая игра “Кондитер” . Дети готовят из песка различные пирожные и украшают их камушками и веточками. Цель: объяснить детям кто такой кондитер и в чем заключается его работа. П/Игра “Стоп!” Цель: Упражнять в принятии правильной осанки. Игроки выстраиваются на линии. Напротив детей стоит водящий и говорит: “Быстро шагай, смотри, не зевай… стоп!” Дети идут, а по команде останавливаются, и принимают правильную осанку. Кто не успел правильно встать, отправляется на исходную позицию. Труд. Подмести веранду. |
Карточка № 3 Наблюдение. Закреплять желание наблюдать за насекомыми. Расширять представления о насекомых. Бабочки порхают с цветка на цветок, кузнечики трещат в траве, пчелы собирают мед. Д/Игра “Кто где живет” Дети рассказывают по картинкам какое животное , где живет. П/Игра “Жмурки” Проводится на ровном, свободном от препятствий месте. Цель: Развиваем координацию, слух, воображение. Водящему завязываются глаза. Дети встают в круг и начинают по очереди хлопать. До кого первого водящий дойдет, тот водит. Труд. Собрать на участке сухие веточки и камни. | Карточка № 4 Закреплять представления о деревьях. Показать изменения происходящие с деревьями летом . вместо цветов появились ягоды(ранетка , черемуха) . Обратить внимание на разную форму листьев. С/Ролевая игра. “Капитан и пассажиры” Цель: Рассказать кто такой капитан и какие обязанности он выполняет на корабле. Выбираем капитана и отправляемся в путешествие по реке. П/Игра. “Ручеек” Цель; проявляем самостоятельность в выборе пары. Дети встают по два в колонну и поднимают руки вверх. Ведущий проходит между парами и выбирает себе одного ребенка в пару. Встают в конце колонны. Оставшийся без пары идет в перед колонны и все повторяется. Труд Поливаем цветочки. |
Карточка № 5 Формировать бережное отношение к природе. Рассказать детям о том, что из-за загрязнения водоемов и вырубки лесов погибают птицы и животные. Д/Игра “ Найди и назови” Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета. Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д. П/Игра ”Кто быстрее забьет гвоздь в землю” Цель : Упражнять в согласованности действий в команде, развивать ловкость, быстроту, точность движений. У каждой команды есть деревянный молоточек и палочка. По сигналу игрок бежит к палочке и ударяет один раз по ней молоточком. Возвращается назад и передает молоток следующему. Выигрывает команда первая забившая палочку в землю. Труд Моем столик и скамеечки/ | Карточка № 6 Наблюдение. Формировать понятия о травянистых растениях- сорняках. В огороде выпалывают траву(сорняки) вырывая ее с корнем. Сорняки мешают расти культурным растениям- овощам, зелени, цветам. С/Ролевая игра “Садим огород” Показать детям как делать грядки, как садить некоторые семена. Вспомнить какие овощи растут в огороде. П/Игра “Длинная дорожка” Цель: Развивать двигательное творчество, навыки равновесия, упражнять в основных видах движений. Дети встаю парами в колонну, перед каждой шеренгой параллельно расстилается дорожка из клеенки. Перед детьми ставится задача преодолеть дорожку как можно быстрее с помощью бега, прыжков, ползания. Движения называет воспитатель. Труд. Пропалываем сорняки на клумбах. |
Карточка № 7 Наблюдение . Учить различать некоторые садовые и полевые цветы по цвету и форме .На клумбе много разных красивых растений, они цветут. У всех растений- одуванчика, ромашки, колокольчика, цветы разной формы и цвета. Д/Игра “Составление геометрических фигур” Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом. Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см) П/игра “Жил у бабушки козел” Цель: Упражнять в беге, хотьбе, ползании; развивать реакцию на сигнал. Дети стоят в кругу, воспитатель говорит”жил у бабушки козлик. У него были ножки вот такие(выставляют ноги вперед) , копытца были вот здесь(приседают показывают) ит.д.(рожки, хвостик ). Захотелось козлику погулять, и пошел он по горам, по долам(встают на четвереньки и расходятся по всей площадке). Зовет бабушка козлика домой.”Иди козлик домой, а то волк съест”” Воспитатель изображает волка и предлагает детям убежать от него. Труд. Подмести веранду | Карточка № 8 Наблюдение. Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце . Светит ярко солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. В солнечную погоду нельзя долго находиться на солнце- можно обгореть. Лучше гулять в тени деревьев и кустарников. Д\Игра . “Выйди, выйди солнышко” Дети рассказывают стихотворение , сопровождая слова движением рук. П\Игра “Пустое место” Цель- развить быстроту, ловкость. Ход игры. Играющие встают в круг, выбирают водящего. Он пробегая мимо игроков пятнает одного из них и продолжает бежать дальше. Запятнанный бежит в противоположную сторону. Кто первый добежит до свободного места тот его занимает. Труд. Поливаем цветы. |
Карточка № 9 Наблюдение. Продолжать учить отличать насекомых от других живых существ. Насекомые маленькие, живут в траве, в земле, в коре деревьев, питаются травой , листьями и нектаром. С\Р игра “ Следопыт” Считалкой выбирается водящий. Водящий зажмуривает крепко глаза, а дети прячут какой-нибудь предмет(заранее выбранный). Водящий начинает искать , а дети говорят холодно или жарко, в зависимости где находится водящий ближе или дальше к предмету. П\Игра “Самая толстая компания” Игра с хитростью. Понадобятся два обруча. Дети делятся на две команды. По сигналу обе команды пытаются влезть каждая в свой обруч не догадываясь о подвохе Побеждает та команда у которой в кольце оказалось меньше игроков . Труд. Моем уличные игрушки | Карточка № 10 Наблюдение. Небо. Показать что летом небо бывает разное. Небо бывает голубым и безоблачным, серым. Иногда по небу плывут облака. Небо затянуто тучами значит будет дождь. После дождя появляется радуга Д\Игра. “Запоминалка.” На стол выкладываются несколько предметов. Ребенок несколько секунд смотрит на стол пытаясь запомнить предметы, затем отворачивается и называет то, что запомнил. Цель: тренируем зрительную память. П Игра. “День-ночь” Считалкой выбирается смотрящий.Смотрящий говорит : “день…день” дети ходят, прыгают, бегают, смотрящий говорит:”ночь” дети замирают. Проиграл тот, кто пошевелился. Труд. Подметаем веранду. |
Карточка № 11 Наблюдение. Показать особенности ветреной погоды летом. Дует теплый ветерок. Дует ветер – качаются ветки и деревья. Дует ветер- шумит листва. Дует сильный ветер- ветки ломаются и падают на землю. Д\Игра “Путаница” Выбирается ведущий-“бабушка” и отворачивается. Остальные дети встают в круг и берутся за руки. Начинают запутываться(можно перешагивать через сцепленные руки, подлезать под них, перекидывать руки через голову, но расцеплять руки нельзя) Когда дети запутались, они кричат:”Бабушка распутай нас” Задача ведущего распутать путаницу. Цель: развиваем логическое мышление П\Игра “У медведя во бору” Выбирается водящий, отворачивается. Дети проговаривают стишок:”У медведя во бору грибы , ягоды беру, а медведь не спит, все на нас рычит”. После этих слов дети разбегаются, а ведущий-медведь ловит. Кого поймает, тот медведь Труд. Пропалываем сорняки на клумбах | Карточка № 12 Наблюдение. Показать свойства воды. Вода нагревается на солнце и становится теплой. Водой поливают растения, птицы пьют воду из луж Когда вода чистая, она прозрачная. Вода льется, ее можно переливать из одного сосуда в другой. С\Р игра “Магазин посуды” Детям раздаются деньги, и объясняются правила, что купить можно только один предмет, правильно называя попросить его у продавца. Выбирается продавец к которому обращаются дети с просьбой:”Продайте мне пожалуйста стакан(тарелку , чайник и т.д.)”В конце игры сделать обобщающий вывод о том, что дети купили в магазине. Кто изготавливает посуду. П\Игра “Гуси-лебеди” Выбирается ведущий-волк, встает на середину поля. Дети встают в одну линию на расстояние в 5-10 шагов от волка и проговаривают стишок:”Гуси-гуси, га га га, есть хотите? Да да да . Ну летите же домой. Серый волк под горой, зубы точит, воду пьет, нам прохода не дает. Ну летите как хотите, только крылья берегите”После слов все дети бегут на другую сторону, а волк ловит. Пойманный становится волком. Труд. Помыть уличные игрушки. |
Карточка № 13 Наблюдение. Показать , что летний дождь может быть разным. Летом идет теплый дождь. После дождя на небе появляется радуга. Деревья, дома и земля после дождя – мокрые. Дождь прошел -появились лужи. По теплым лужам можно ходить босиком. Д\Игра. “Четвертый лишний”На столик выкладывается набор: три –посуда +одна одежда; три одежда + одна игрушка и т.п. Почему этот предмет лишний? Как одним словом называется эта группа предметов? П\Игра “Бумажные снежки” Две команды бросают друг в друга бумажные комочки, пока взрослый не скажет:”Стоп!” Дети бросившие снежки после слова “Стоп” Выходят из команды. Выигрывает та команда где детей осталось больше.. Труд. Собрать все бумажные комочки | Карточка № 14 Наблюдение. Показать свойства песка. Утром песок поливают, чтобы он был влажный и воздух на участке был свежий. Сухой песок рассыпается, а из влажного можно лепить куличики .На влажном песке можно рисовать, а если наступить , то останется след. С\Р Игра “В автобусе” Выбирается кондуктор и водитель автобуса, остальные дети пассажиры .Дети берутся за руки, впереди встают водитель и кондуктор .По команде воспитателя:”зеленый свет” дети идут в перед, на команду красный свет дети должны остановиться. Воспитатель говорит :”вот в автобус входит старушка. Что мы должны сделать?” и присоединяется к детям. Ребенок ответивший:”уступить место” заслуживает похвалу. П\Игра. “Хлопки” Все идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, все должны принять позу “аиста”- встать на одну ногу. Если хлопнет два раза- присесть, если три раза- снова пойти по кругу. Очередность команд можно менять. Труд Убираем отцветшие цветы и засохшие листья. |
Карточка № 15 Наблюдение. Расширять представления о кустарниках. Показать, что на кустарниках созревают ягоды. Летом на кустарниках созревают ягоды- малина смородина. Д\Игра “Что какое” Что может быть холодным(горячим, красным, мягким и т.д) Пусть дети назовут как можно больше предметов подходящих под определение. П\Игра “Кроме одного” Дети стоят лицом к ведущему взрослому и повторяют движения, которые показывает ведущий. Потом показывается одно запрещенное движение, которое повторять нельзя. Взрослый продолжает показывать движения и среди них показывает запрещенное. Тот ребенок , который повторил запрещенное движение выходит из игры. Труд. Подметаем веранду, протираем скамейку. | Карточка № 16 Наблюдение. Наблюдаем за муравьями. Трудятся неутомимые муровьишки, таскают в свой дом палочки, былинки да соломинки. В муравейнике как в большом доме, имеются и спаленки, и детские, и множество коридорчиков . С\Р игра.”Строители” Рассказать детям о профессии строитель. Показать, как построить домик из песка, камней, сухих веточек. Предложить детям построить самим домики. П\Игра Дети делятся на две команды . У капитанов команды по палке. “Оседлав” палку, участники скачут до ориентира, объезжают его и передают палку следующему участнику. Побеждает команда, справившаяся с заданием первой. Труд. Собираем на участке камни и сухие веточки |
Карточка № 17 Наблюдение. Обратить внимание детей на деревья, посаженные весной на участке. Рассказать как нужно садить деревья, что бы они лучше прижились Рассказать, что деревья растут очень долго, поэтому нужно бережно относиться к ним. Д\Игра “На ощупь” Подобрать несколько предметов из разных материалов- из стекла, дерева, меха и т.д. Дети по очереди смотрят и трогают все предметы, а потом закрывают глаза , опускают руку в мешочек и по прикосновению к предметам определяют , что из какого материала. П\Игра “Не задень” Дети расставляют произвольно предметы на площадке. По команде они начинают бегать, но так что бы не столкнуться и не задеть за предметы. Ребенок, который задел предмет выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний игрок. Он- победитель. Труд. Моем столик и скамеечки. | Карточка № 18 Наблюдение. Наблюдаем за птицами. У многих птиц птенцы уже подросли и пытаются летать. В небе стаи птиц, это взрослые птицы учат птенцов. Д\Игра “Лишнее” Из набора слов одно не подходит к остальным (кошка, мышка, собака, утюг) Пусть малыш скажет какое слово лишнее. П\Игра. “Кошка и воробьи” Начертить на песке круг. В центре круга- кошка. Дети- воробьи. Они прыгают за кругом, дразнятся, запрыгивают в круг., когда их кошка не видит, и стараются , что бы она их не поймала. Как только кошка поймает трех воробьев, роль кошки переходит к другому ребенку. Труд. Пропалываем грядку. Рыхлим маленькими грабельками. |
Карточка № 19 Наблюдение. Расширять представление о деревьях. Показать чем отличаются лиственные деревья от хвойных. Показать , что на некоторых деревьях вместо цветочков, появились ягодки. С\Р игра “Регулировщик” Напомнить детям кто такой регулировщик. Показать несколько запрещающих и разрешающих движений, затем выбрать регулировщика, а остальные дети пешеходы и водители. П\Игра “Пчелы и медведь”Дети бегают(летают )по площадке, машут “крылышками”. Время от времени ведущий говорит:”Пчелки, пчелки, в улей летите, мед от медведя берегите!”Как только пчелки услышат эти слова, они должны быстро убежать от медведя и залететь в улей (круг). Медведь догоняет пчелок . После того как пчелы залетели в улей, они поворачиваются к медведю и сердито на него жужжат. Игра повторяется. Труд. Подметаем веранду, моем уличные игрушки. | Карточка № 20 Наблюдение. Наблюдаем за трудом садовника. Утром садовник поливает цветы, что бы они не завяли, поливает дорожки и песок, что бы прибить пыль. После полива на улице дышится легко. Еще садовник подстригает газоны газонокосилкой. Д\Игра. “Собери цветок ” раздать детям по кружочку- сердцевине и рассыпать по площадке лепестки, затем объясняете, что каждому нужно собрать цветок такого же цвета как сердцевина. Игра начинается по команде:”Раз, два, три, цветочек собери.” П\Игра . Предметов, расставленных на площадке, должно быть меньше чем играющих детей на 1. По вашей команде дети начинают бегать по площадке. Как только вы скажете:”Стоп!”, каждый ребенок должен схватить одну игрушку. Тот кому не хватит игрушки, выходит из игры. Перед тем как продолжить игру, вы должны убрать один предмет. Игра продолжается до тех пор пока не останется один ребенок. Труд. Собираем листочки и цветы для гербария. |
Карточка №1( весна) Наблюдение. Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят, все кругом сверкает, снег искриться на солнце и начал таять. Д/Игра «Когда это бывает» - воспитатель описывает природное явление, дети отвечают, к какому времени года оно относится. Цель – закрепить представления о сезонных изменениях в природе. П/Игра «Пустое место» Цель – развить быстроту, ловкость. Ход игры. Играющие встают в круг, выбирают водящего. Он пробегая мимо игроков пятнает одного из них и продолжает бежать дальше. Запятнанный бежит в противоположенную сторону. Кто первый добежит до свободного места тот его и занимает. С.Р. Игра Путешествие на корабле Труд. Очистить дорожку от снега. | Карточка №2( весна) Наблюдение. Солнце греет все сильнее, от солнечных лучей нагреваются скамейки, рукава шубы, стволы деревьев. Солнышко трудиться, греет, зовет весну. Весна идет, тепло несет. Д/Игра «Отгадай-ка» - дети описывают предложенный предмет. Цель – научить описывать предложенный предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет. П/Игра «Веснянка» Цель – координация речи с движением. Солнышко, солнышко, золотое донышко Гори, гори ясно, чтобы не погасло (хоровод) Пробежал в саду ручей, прилетели сто грачей (бегут, «летят») А сугробы тают, тают (приседают) А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх). С.Р. Игра Путешествие на корабле Труд. Собрать выносной материал, игрушки. |
Карточка №3( весна) Наблюдение. Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Небо стало синем-синем. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет! Д/Игра «Какое небо» - дети наблюдают за небом и описывают его. Цель – развитие речи, учить наблюдать изменения происшедшие на небе. П/Игра «Догонялки в лабиринте» Цель – учить бегать друг за другом, делая осторожные повороты, по заранее сделанному лабиринту. С.Р. Игра Путешествие на корабле Труд. Собрать выносной материал, очищать его от снега. | Карточка №4( весна) Ветер станов Наблюдение. ится все теплее (ласковее), сравнить его с зимним, холодным ветром. Облака плывут тем быстрее чем сильнее ветер. Д/Игра Нарисовать палочкой на снегу облака, и описать облачко словами. П/Игра «Иголочка, ниточка, узелок». Цель – научит ходить и бегать, меняя направления в колонне по одному играть дружно. Ход игры. Дети двигаются в колоне, не расцепляя рук, делают повороты, перепрыгивают ч/з препятствия. С.Р. Игра Путешествие на корабле Труд Очистить друг у друга одежду от снега. |
Карточка №5( весна) Наблюдение. Наблюдать за ростом сосулек. Почему растут сосульки? Предложить послушать капель. В морозную погоду капели нет. Д/Игра «Где звенит капель» дети наблюдают за капелью, определяют где она находиться. Цель – развивать слух, учить ориентироваться в пространстве. П/Игра «Зайка серый умывается» Цель – выслушивать текст и выполнять движения в соответствии с ним. Зайка серый умывается, видно в гости собирается. Вымыл носик, вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо. С.Р. Игра Угощение для кукол (булочная) Труд. Накормить птиц. Собрать выносной материал. | Карточка №6( весна) Наблюдение. Днем становится теплее и по двору текут ручейки. Понаблюдать как вода с возвышенных мест течет в низ. Д/Игра «Что бывает короткое – длинное» - дети рассуждают о величине предметов. Цель – уточнить представления о величине предметов, развивать быстроту мышления. П/Игра «Веснянка» Цель – координация речи с движением. Солнышко, солнышко, золотое донышко Гори, гори ясно, чтобы не погасло (хоровод) Пробежал в саду ручей, прилетели сто грачей (бегут, «летят») А сугробы тают, тают (приседают) А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх). С.Р. Игра Угощение для кукол (булочная) Труд. С помощью лопатки сделать «дорожку» ручейку. |
Карточка №7( весна) Наблюдение. Продолжать наблюдение за снегом. Сравнить цвет снега (серый, грязный) с тем каким он был зимой. Д/Игра «Придумай предложение» - дети составляют предложение со словом «снег» из 2-3 слов. П/Игра «Перебежки» Цель – упражнять в быстроте и ловкости. Ход игры. Водящий в середине площадки. Игроки перебегают из одного «дома» в другой. Водящий ловит игроков. С.Р. Игра Угощение для кукол (булочная) Труд. Рыхление снега лопатками. | Карточка №8( весна) Наблюдение. Установить связь между солнечным светом, теплом и снеготаянием. Посмотреть на какой стороне крыши снег таят раньше (на солнечной или в тени). Д/Игра «Когда это бывает» - дается описательный рассказ одного из времен года (весна), дети его называют. Цель – закрепит знания детей о временах года, развитие речи. П/Игра «Зайка беленький сидит» Цель – приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с ним. Зайка беленький сидит и ушами шевелит, Вот так, вот так, он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть, Хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать, Скок, скок, скок, надо зайке поскакать. Кто-то зайку испугал, зайка прыг – и ускакал. Труд. Кормление птиц. |
Карточка №9( весна) Наблюдение. Обратить внимание, что вокруг деревьев протаяли воронки, на буграх появились первые проталины. Показать места, где снег тает быстрее. Почему? Д/Игра «Назови одним словом» - дети подбирают обобщающие слова к предложенным примерам на тему «Одежда». Цель – закрепит обобщающие слова. П/Игра «Поезд» цель – научить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами. Сначала держась за руки, затем не держась. Приучать начинать движение и останавливаться по сигналу. Ход игры. Дети встают в колонну, держась друг за друга, и двигаются по команде. С.Р. Игра Угощение для кукол (булочная) Труд. Кормление птиц. Рыхление снега лопатками. | Карточка №10( весна) Наблюдение. Днем становится теплее, по двору текут ручейки. Понаблюдать, как вода течет с возвышенных мест вниз. Пройти по течению ручейков. Обратить внимание, что вода стекает в особые места (приемники) ч/з решетки на улице. Затем течет по трубам и попадает в реку. Д/Игра «Какой ручей» - дети составляют предложения, описывая ручей. Цель – развивать умения подбирать относительные прилагательные. П/Игра «Ручейки у озера». Цель – научить бегать друг за другом небольшими группами, становиться в круг. Ход игры. Дети делятся на команды, по сигналу «ручейки!» бегут друг за другом, по сигналу «озеро!» становятся в круг. Труд. Измерит лопаткой или палочкой глубину лужи в разных местах. |
Карточка №11( весна) Наблюдение. Обратить внимание как сугробы оседают, из под сугробов текут струйки воды и с каждым днем их становиться все больше, образуются лужи, которые утром стягивает тонкий ледок. Д/Игра «Что бывает высоким и низким»- дети рассуждают о величине предметов. Цель – уточнить представления о величине предметов, научить классифицировать предметы по определенному признаку, развивать быстроту мышления. П/Игра «Ручейки у озера». Цель – научить бегать друг за другом небольшими группами, становиться в круг. Ход игры. Дети делятся на команды, по сигналу «ручейки!» бегут друг за другом, по сигналу «озеро!» становятся в круг. С.Р. Игра Магазин Труд. Сделать запруды | Карточка №12( весна) Наблюдение. Почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают? Какая вода в лужах? Почему по лужам нельзя ходить? Обратить внимание на то, что в лужах отражаются небо, облака и т.д. Д/Игра «Хорошо – плохо» - дети рассуждают на заданную тему. Цель – развинтить логическое мышление и системный анализ. П/Игра «Гуси-лебеди». Цель – научить бегущего уворачиваться, развивать навыки пространственной ориентации. Ход игры: Гуси, гуси! – Га-га-га! Есть хотите? – Да, да, да! Хлеба с маслом? – Нет! А чего же вам? – Конфет!!! - Серый волк под горой не пускает нас домой! Раз, два, три – домой беги! (Гуси бегут, волк догоняет) С.Р. Игра Магазин Труд. Набрать на участке камешки, веточки, палочки (можно запускать в плавание по луже отмечая: тонут или плывут, плывут или застревают. |
Карточка №13( весна) Наблюдение. Послушать голоса птиц, рассказать что птичкам стало тепло, но земля еще не оттаяла полностью, им нечего есть, нет травинок, нет червячков, нет мошек. Предложить покормить птиц. Д/Игра «Угадай по описанию» - цель научить составлять описательный рассказ, развивать связную речь. П/Игра «Птички раз! Птички два!» цель – учить детей выполнять движения по счету. Ход игры. Сколько у птичек лапок, глаз, крыльев? Птички, раз! Птички, два! Скок, скок, скок! (выставляют по очереди ноги, скаут на обеих ногах) Птички, раз! Птички, два! Хлоп! Хлоп! Хлоп! (поднимают руки, хлопают в ладоши) Птички, раз! Птички, два! Все, улетели! (закр. глаза, бегают) С.Р. Игра Магазин Труд. Покормить птиц, покрошить для них хлеб. | Карточка №14( весна) Наблюдение. Обратить внимание на то, что после зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу дерева к сучьям, наполняя собой почки, а они надуваются готовые вот-вот лопнуть. Д/Игра «Найди дерево» воспитатель называет дерево, дети его находят. Цель – закрепить названия деревьев. П/Игра «Мы веселые ребята» Цель – научить ходить и бегать врассыпную на ограниченной площади. Развивать быстроту и ловкость. Ход игры: Мы веселые ребята, любим, бегать и играть. Раз, два, три, четыре, пять – ну попробуй нас догнать. (ловишка ловит детей) С.Р. Игра Магазин Труд. Кормить птиц, собирать старую листву. |
Карточка №15( весна) Наблюдение. Рассмотреть почки на ветках: у тополя они длинные, клейкие, душистые, а у березы – круглые, мелкие. Объяснить детям что одни деревья просыпаются раньше, другие позже. Рассказать о целебных свойствах березовых и сосновых почек. Д/Игра «Рассмотри и опиши» - дети рассматривают и описывают предложенные воспитателем растения. Цель – закрепить знания детей об изменениях в природе весной. П/Игра «Кошки-мышки». Цель – научить имитировать звуки, издаваемые мышками, кошками, бегать легко как мышки. Ход игры. Выбирают кошку, остальные мышки. На скамейке у дорожки, улеглась и дремлет кошка (мышки бегают и пищат) Кошка глазки открывает и мышат всех догоняет: Мяу! Мяу! (мышки убегают) Труд. Очищать землю от старой листвы. | Карточка №16( весна) Наблюдение. Рассмотреть вблизи появившиеся листочки, на березе – сморщенные, клейкие, гармошечкой, темно-зеленые. На тополе – блестящие, клейкие, темно-зеленые. Потрогать листочки, найти сходство и отличие. Д/Игра «Какой-листок»- дети описывают предложенный воспитателем лист дерева. Цель – употребить в речи относительные прилагательные. П/Игра «Салочки-выручалочки». Цель – приучить быстро бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом. Ход игры. Салочка нас не догонит, салочке нас не поймать. Мы умеем быстро бегать, и друг друга выручать! Дети с последними словами убегают. Кого осалили должен остановиться. С.Р. Игра Магазин Труд. Посадить деревце или кустарник. |
Карточка №17( весна) Наблюдение. Обратить внимание на проталины, там уже появилась зеленая травка. Предложить провести ладошкой по травке – она мягкая. Д/Игра «Какое небо» - дети рассматривают небо, описывают его. Цель – научить подбирать относительные прилагательные. П/Игра «Летает, плавает, бегает». Воспитатель называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы. С.Р. Игра Путешествие на корабле Труд. Очищать грабельками участок от прошлогодней травы. | Карточка №18( весна) Наблюдение. Обратить внимание на цветущую вербу с пушистыми, словно махровыми сережками. Цветущая верба служит верным признаком прихода весны. Полюбоваться цветением черемухи и сирени. Д/Игра «Найди дерево» - научить детей распознавать деревья по признакам. П/Игра «У медведя во бору» Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая): У медведя во бору… Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем". С.Р. Игра Путешествие на корабле Труд. Смастерить из песка вазу для цветов. |
Карточка №19( весна) Наблюдение. Показать детям как на свежей зеленой травке ярко желтеют одуванчики – первые весенние цветы. Рассмотреть части растения: стебель, листья, цветок. Д/Игра «Когда это бывает?» воспитатель описывает время года, дети определяют его. Цель – закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках, развить связную речь, внимание. П/Игра «Поймай воробушка» Дети становятся в круг, выбирают "воробья" и "кошку". "Воробей" в кругу, "кошка" — за кругом. Она пытается вбежать в круг, поймать "воробья". Дети не пускают. С.Р. Игра Путешествие на корабле Труд. Сбор выносного материала. | Карточка №20( весна) Наблюдение. Обратить внимание на то что взрослые отчищают газоны. Почему они это делают? Какими орудиями пользуются? Д/Игра «Кому, что нужно для работы». Цель – закрепить знания о том, что людям в работе помогают разные вещи, воспитывать интерес к труду взрослых, желание трудиться. П/Игра «Запрещенное движение». Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: "Руки вверх!". Тот, кто выполняет "запрещенное" движение, становится в конец колонны. Таким образом более внимательные дети окажутся в начале колонны, и они считаются победителями. С.Р. Игра Путешествие на корабле Труд. Помочь дворнику убрать территорию. |
Карточка №21( весна) Наблюдение. Рассмотреть семена разных цветов. . Наблюдать за трудом взрослых во время высаживания рассады и посева семян в огороде и на цветочные клумбы. Спросить, для чего нужны цветы Д/Игра «Загадай, мы отгадаем». Цель – закрепить знания о растениях, цветущих в саду и огороде, назвать их признаки. П/Игра «Солнышко и дождик». Цель научить детей ходить и бегать в рассыпную не наталкиваясь друг на друга, приучить их действовать по сигналу. Ход игры. На сигнал «Солнышко!» дети бегают по площадке, на сигнал «Дождик!» прячутся в домики. С.Р. Игра Путешествие на корабле Труд. Помочь воспитателю рыхлить землю при посадке, делать бороздки. | Карточка №22( весна) Экскурсия в парк (школьный двор) Наблюдение.
|
Карточка №1 (зима) Наблюдение. Расширять представления о птицах, голубях воронах, воробьях, синицах. Тело птиц покрыто перьями, поэтому им не холодно. Похолодало – птицы нахохлились Д/Игра «Слепи снежок большой и маленький» Дети по команде воспитателя лепят снежки разной величины. П/Игра «Два Мороза» На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Дети начинают перебегать из одного «города» в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удаётся поймать, считается замороженным. Труд. Подкормка птиц. Повесить кормушки, подкармливать птиц ежедневно | Карточка №2 (зима) Наблюдение. Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по двум-трем характерным признакам: воробьи маленькие, серенькие или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей. Д/Игра «Летает - не летает» Ведущий произносит слова. Если он называет летающий предмет, игроки "летают". Если назван нелетающий предмет, то игроки молчат и не поднимают руки. П/Игра «Летает, плавает, бегает». Воспитатель называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Труд. Чистить кормушки, насыпать корм |
Карточка №3 (зима) Наблюдение. Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по двум-трем характерным признакам: воробьи маленькие, серенькие или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей. С/Р Игра. «Магазин игрушек». Дети с помощью формочек делают различные игрушки из снега, распределяют роли продавцов покупателей. П/Игра. «Снежные мишени» Сделать из снега мишени. Показать детям, как лепить снежки и бросать их по мишеням. Труд. Убрать снег с «прилавков» оставшийся от снежных игрушек. Чистить кормушки, насыпать корм | Карточка №4 (зима) Наблюдение. Формировать желание помогать птицам в зимний период. Наблюдать, как птицы прилетают на кормушку, если человек подкармливает их зернышками и крошками. Д/Игра «Стань птицей». Предложить «стать птицами», выполняя задания: — ходим важно, как голубь, прыгаем, как воробей, полетели, как синички на кормушку, сели, посмотрели вокруг, взяли зернышко, полетели, сели на ветку, смотрим по сторонам. Труд. Почистить лопатками от снега скамеечки. Чистить кормушки, насыпать корм |
Карточка №5 (зима) Наблюдение. Обратить внимание на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, снег сверкает на солнце, небо голубое). Отметить какое солнце (тусклое, яркое, закрыто тучами). Вспомнить какое оно было вчера. Д/Игра «Что сначала, что потом» - дети называют по порядку времена года. Цель – закрепить знания детей о временах года. П/Игра «Поймай хвост». Цель – научить бегать в колоне, держась правой рукой за плечо впереди стоящего. Ход игры - дети встают колонной, голова пытается поймать хвост. Труд. Чистить кормушки, насыпать корм. Постройка горки | Карточка №6 (зима) Наблюдение. В ветреную погоду понаблюдать за низко и быстро плывущими облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Обратить внимание на то, как ветер поднимает с земли и переносит снег в другое место. Объяснить что это метель. Д/Игра «Какой ветер?» - ответить на вопрос подбирая относительные прилагательные. Цель – расширять словарный запас. П/Игра «Снежные мишени» Сделать из снега мишени. Показать детям, как лепить снежки и бросать их по мишеням. Труд. Чистить кормушки, насыпать корм |
Карточка №7 (зима) Наблюдение. Полюбоваться спокойно падающими снежинками, сугробами блестящими на солнце. Рассмотреть снежинку на рукаве пальто. Спросить, почему снежинки на руке тают. Познакомит со свойствами снега: легкий, холодный, белый. В теплую погоду или оттепель снег липкий, из него можно лепить, в холодную погоду сыпучий лепить нельзя. С/Р Игра. «Магазин игрушек». Дети с помощью формочек делают различные игрушки из снега, распределяют роли продавцов покупателей. П/Игра. «Цепи кованные». Цель – воспитывать выносливость, умение концентрировать всю силу и энергию для защиты команды. Труд. Чистить кормушки, насыпать корм. Собрать снег лопатой. | Карточка №8 (зима) Наблюдение. Познакомить детей со свойством воды превращения в лед. Закрепить знания о свойствах льда (твердый, хрупкий, гладкий, скользкий). Д/Игра «Какой лед?» - дети дают описание льда. Цель научить детей подбирать относительные прилагательные, расширять их словарный запас.
Труд. Чистить кормушки, насыпать корм |
Карточка №9 (зима) Наблюдение. Обратить внимание детей на работу дворника. Лопата у него широкая, зачем? Предложить детям помочь отчистить тротуар, участок площадки от снега. Д/Игра «Кому, что нужно для работы» - дети рассуждают на тему «Профессии». Цель – закрепить знания что в работе помогают разные вещи, орудия труда. Воспитывать интерес к труду и желание трудиться. П/Игра «Цепи кованные». Цель – воспитывать выносливость, умение концентрировать всю силу и энергию для защиты команды Труд. Чистить кормушки, насыпать корм. Отчистить тротуар или участок площадки от снега. | Карточка №10 (зима) Наблюдение. Обратить внимание на стоящий вблизи или проезжающий поблизости транспорт. Вспомнить какой еще транспорт дети видели на дорогах города. Вспомнить предназначение разных видов наземного транспорта. Д/Игра «Угадай по описанию» Цель учить детей составлять описательный рассказ по теме транспорт. П/Игра «Поймай хвост». Цель – научить бегать в колоне, держась правой рукой за плечо впереди стоящего. Ход игры - дети встают колонной, голова пытается поймать хвост. Труд. Чистить кормушки, насыпать корм. Отчистить тротуар или участок площадки от снега. |
Карточка №11 (зима) Наблюдение. Отметить, что деревья сбросили листву на зиму. Объяснить что в морозные дни ветки деревьев и кустов очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать по стволу. С/Р Игра. «Кондитерская». Дети делают пирожные из снега. П/Игра. «Дорожки». Цель – учить детей бегать дуг за другом, делая сложные повороты, сохранять равновесие, не мешать дуг другу и не толкать впереди бегущего. Ход игры: На площадке рисуются разные извилистые линии, дети бегают по ним. Труд. Чистить кормушки, насыпать корм. Сгрести снег к стволам кустиков на участке. | Карточка №12 (зима) Наблюдение. Закрепить знания детей о назначении зимних построек. Познакомить с названием каждой постройки и с их предназначением. Повторить правила поведения на прогулке. Д/Игра «Прокати слово с горки». – воспитатель предлагает детям протяжно произносить односложные слова, например, «дом», «ком». Цель – упражнять голосовые связки.
Труд. Чистить кормушки, насыпать корм. «Ремонт» снежных построек. |
Карточка №13 (зима) Наблюдение. На свежевыпавшем снегу показать детям следы птиц, собак, кошек. Спросить, кто еще может оставить следы. Д/Игра «Чьи следы?» - воспитатель рисует на снегу следы птиц, животных или человека, дети отгадывают чей след. П/Игра «Казаки-разбойники». Цель – учить детей ориентироваться на местности. Ход игры. Дети делятся на две команды: «Казаки» и «разбойники». «Казаки» убегают, прячутся, а «разбойники» их ищут по следам и нарисованным стрелкам. Труд. Чистить кормушки, насыпать корм. Собирать выносной материал, отчищать его от снега. | Карточка №14 (зима) Наблюдение. Показать детям гуляющую рядом собаку. Спросить холодно ли ей. Закрепить названия частей тела животного, вспомнить, как называются детеныши. Воспитывать доброе отношение к животным. Д/Игра «Назови собачку» - дети придумывают клички для собаки. Цель – активизировать в речи детей клички животных. П/Игра «Лохматый пес». Цель – научить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать стараясь не попадаться ловящему. Труд. Чистить кормушки, насыпать корм. Собирать выносной материал, отчищать его от снега. |
Карточка №15 (зима) Наблюдение. Обратить внимание на одежду прохожих, детей. Уточнить какая это одежда, по сезону, теплая или нет. Почему? Закрепить названия частей одежды. С/Игра «Магазин одежды» - дети рисуют на снегу одежду и продают в магазине. П/Игра «Дорожки». Цель – учить детей бегать дуг за другом, делая сложные повороты, сохранять равновесие, не мешать дуг другу и не толкать впереди бегущего. Ход игры: На площадке рисуются разные извилистые линии, дети бегают по ним. Труд. Чистить кормушки, насыпать корм. Отчистить одежду друг друга от снега. | Карточка №16 (зима) Наблюдение. Дать детям понятие воздуха. Воздух окружает нас повсюду. Предложить детям определить есть ли у воздуха, цвет, вкус, запах. Обратить внимание на то что воздух перемещается с помощью ветра. Зимой воздух холодный. Д/Игра ««Угадай по описанию» Цель учить детей составлять описательный рассказ по теме погода. П/Игра «Догонялки в лабиринте». Цель – научить бегать друг за другом делая острожные повороты. Ход игры. Дети бегаю по заре сделанному лабиринту. Метание снежков в снежную корзину. Труд. Чистить кормушки, насыпать корм. Собирать выносной материал, отчищать его от снега. |
Карточка №17 (зима) Наблюдение. Рассмотреть сугробы. Где быстрее растут сугробы: на открытой местности, около деревьев. Спросить детей как появляются сугробы, где они выше. Д/Игра «Какой сугроб?» - дети дают описание сугробов. Цель научить детей подбирать относительные прилагательные, расширять их словарный запас. П/Игра «Дорожки». Цель – учить детей бегать дуг за другом, делая сложные повороты, сохранять равновесие, не мешать дуг другу и не толкать впереди бегущего. Ход игры: На площадке рисуются разные извилистые линии, дети бегают по ним. Труд. Чистить кормушки, насыпать корм. Отчистить тротуар или участок площадки от снега. | Карточка №18 (зима) Наблюдение. Рассмотреть с детьми сосульки. Какие они. Сосульки быстро растут в теплую солнечную погоду. Спросить детей из чего образуются сосульки. Сосулек больше с солнечной стороны зданий. Д/Игра «Какая сосулька?» - дети дают описание сосулек. Цель научить детей подбирать относительные прилагательные, расширять их словарный запас. П/Игра «Поймай хвост». Цель – научить бегать в колоне, держась правой рукой за плечо впереди стоящего. Ход игры - дети встают колонной, голова пытается поймать хвост. Труд. Чистить кормушки, насыпать корм. Собирать выносной материал, отчищать его от снега. |
Карточка №19 (зима) Наблюдение. Опыт превращение воды в лед. Заморозить воду в больших и маленьких формочках, Определить где быстрее она замерзнет. Изготовить цветной лед из окрашенной воды. С/Р Игра. «Магазин драгоценностей». Игра в магазин с замороженными цветными льдинками. П/Игра. «Казаки-разбойники». Цель – учить детей ориентироваться на местности. Ход игры. Дети делятся на две команды: «Казаки» и «разбойники». «Казаки» убегают, прячутся, а «разбойники» их ищут по следам и нарисованным стрелкам. Труд. Чистить кормушки, насыпать корм. Отчистить одежду друг друга от снега. | Карточка №20 (зима) Наблюдение. Наблюдение за снегопадом и вьюгой. Отметить в какую погоду летят мелкие снежинки, а в какую «хлопья», когда идет снежная крупа. Обратить внимание детей на изморозь на деревьях. В какую погоду они наряжаются Д/Игра «Когда это бывает? – дается описательный рассказ одного из времен года, дети его называют. Цель – закрепить знания детей о временах года и их характерных признаках.
Труд. Чистить кормушки, насыпать корм. Отчистить тротуар или участок площадки от снега. |
Карточка №21 (зима) Наблюдение. Обратить внимание детей на изморозь на деревьях. В какую погоду они наряжаются. Спросить когда дети чаще видят изморозь утром, днем, или вечером. Почему? Д/Игра «Что сначала что потом?» - дети отвечают на вопросы «Из чего вырастает дерево?», «Что с ним может быть потом?». Цель – развивать логическое мышление, фантазию. Учить говорить полным предложением. П/Игра «Догонялки в лабиринте». Цель – научить бегать друг за другом делая острожные повороты. Ход игры. Дети бегаю по заре сделанному лабиринту. Метание снежков в снежную корзину. Труд. Чистить кормушки, насыпать корм. Отчистить тротуар или участок площадки от снега. | Карточка №22 (зима) Наблюдение. Посмотреть, как убирает снег трактор. Для чего он убирает снег с дороги? Кто управляет им? Какие части есть у трактора. Д/Игра «Угадай по описанию» Цель учить детей составлять описательный рассказ по теме транспорт. П/Игра «Дорожки». Цель – учить детей бегать дуг за другом, делая сложные повороты, сохранять равновесие, не мешать дуг другу и не толкать впереди бегущего. Ход игры: На площадке рисуются разные извилистые линии, дети бегают по ним. Труд. Чистить кормушки, насыпать корм. Отчистить одежду друг друга от снега. |
Карточка № 1 Наблюдение. Обратить внимание на осенние цветы растущие на клумбах, узнать какие из цветов знакомы детям, познакомить с новыми. Закрепить понятие «цвет», «высота», «длина». Д/Игра «Какой цветок?» - описать предложенный цветок. Развивать умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас. П/Игра «Вейся венок». Цель – научить детей водить хоровод. Воспитатель рассказывает что на полянке выросли цветы (дети). Подул ветерок, цветы начали шалить и разбежались по поляне. Приходит девочка и говорит : «Вейся, венок! Завивайся, венок!» дети должны образовать круг. Все вместе водят хоровод и поют любую песенку. Игра повторяется 2-3 раза. Труд. Собрать семена растений. | Карточка № 2 Наблюдение. Помочь выделить основные части растений, предложить провести им пальцами и назвать: «Стебель, листья, цветок». Объяснить что одни цветы растут только одно лето, поэтому их называют однолетними, но есть и многолетние цветы, их корни зимуют в почве. С/Ролевая игра «Путешествие на корабле» Наблюдение. Обратить внимание на осенние цветы растущие на клумбах, узнать какие из цветов знакомы детям, познакомить с новыми. Закрепить понятие «цвет», «высота», «длина». П/Игра «Вейся венок». Цель – научить детей водить хоровод. Воспитатель рассказывает что на полянке выросли цветы (дети). Подул ветерок, цветы начали шалить и разбежались по поляне. Приходит девочка и говорит : «Вейся, венок! Завивайся, венок!» дети должны образовать круг. Все вместе водят хоровод и поют любую песенку. Игра повторяется 2-3 раза. Труд. Собрать семена растений. Помести беседку. |
Карточка № 3 Наблюдение. Напомнить детям, что наступила осень. Всю землю покрыли листья все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Обратить внимание детей как листья падают к земле. Уточнить что листья легкие, поэтому летят медленно. Д/Игра «Найди самый красивый листок» - дети выбирают из предложенных наиболее понравившейся. Цель – закрепить названия цвета, учить составлять предложения. П/Игра «Поймай цветок» Цель – развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше. Ход игры – дети пытаются поймать листок висящий на веточке или летящий по воздуху. Труд. Собрать букет из листьев. | Карточка № 4 Наблюдение. Предложить детям посмотреть вокруг и сказать, что нам подарила осень. (Солнышко, небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды и т.п..) Назвать 3-4 плода, их величину и цвет. С/Ролевая игра «Путешествие на корабле» П/Игра Наблюдение. Напомнить детям, что наступила осень. Всю землю покрыли листья все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Обратить внимание детей как листья падают к земле. Уточнить что листья легкие, поэтому летят медленно. Д/Игра «Найди самый красивый листок» - дети выбирают Как-то вечером на грядке Репа, свекла, редька, лук Поиграть решили в прятки, Но сначала встали в круг (Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре водящий с завяз. глазами) Рассчитались четко тут же: Раз, два, три, четыре, пять. (останавливаются, крутят водящего) Прячься лучше, прячься глубже, Ну а ты иди искать (приседают, водящий ищет) Труд. Собрать красивые листья для поделок. |
Карточка № 5 Наблюдение. Поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет как летом. Подставить ладошки солнечным лучам, поиграть с солнечным зайчиком. Д/Игра «Ласковые слова» - образовать суще. Предложить детям посмотреть вокруг и сказать, что нам подарила осень. (Солнышко, небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды и т.п..) Назвать 3-4 плода, их величину и цвет. ствительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. . Предложить детям посмотреть вокруг и сказать, что нам подарила осень. (Солнышко, небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды и т.п..) Назвать 3-4 плода, их величину и цвет. П/Игра «Где вы были?» Ножки, ножки, где вы были? За грибами в лес ходили (ходят на месте) Как вы, ручки, работали? Мы грибочки собирали (приседают, собирают грибы) А вы глазки помогали? Мы смотрели, да искали (Смотрят из-под руки, поворачиваются влево, вправо) Труд. Сбор природного материала для поделок. Д/Игра «Какой цветок?» - описать предложенный цветок. Развивать умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас. П/Игра «Вейся венок». Цель – научить детей водить хоровод. Воспитатель рассказывает что на полянке выросли цветы (дети). Подул ветерок, цветы начали шалить и разбежались по поляне. Приходит девочка и говорит : «Вейся, венок! Завивайся, венок!» дети должны образовать круг. Все вместе водят хоровод и поют любую песенку. Игра повторяется 2-3 раза. | Карточка № 6 Наблюдение. Обратить внимание на то как освещается участок: где солнца больше утром, днем, вечером. С/Ролевая игра «Кондитерская» П/Игра Как-то вечером на грядке Репа, свекла, редька, лук Поиграть решили в прятки, Но сначала встали в круг (Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре водящий с завяз. глазами) Рассчитались четко тут же: Раз, два, три, четыре, пять. (останавливаются, крутят водящего) Прячься лучше, прячься глубже, Ну а ты иди искать (приседают, водящий ищет) Труд. Помети участки освещенные солнцем |
Карточка № 7 Наблюдение. Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое, теплое или серое, низкое, хмурое). Отметить что небо покрыто серыми, низкими, тяжелыми облаками. Найти самые темные облака на небе. Пояснить что такие облака называются тучами. Что сделали тучи? (закрыли солнце) Д/Игра «Какое небо?» дети рассматривают небо и описывают его. Цель – научить подбирать относительные прилагательные. П/Игра «Пузырь» Цель – научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать согласовывать свои движения с произносимыми словами. Ход игры – дети встают в круг и со словами: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся. ПУХ» увеличивают его, на последние слова разрывают круг и приседают. Труд. Помети участки освещенные солнцем | Карточка № 8 Наблюдение. Послушать как шуршат на ветру листья, понаблюдать как в ветреную погоду движутся облака . обратить внимание на то что ветер стал холоднее. Определить слабый или сильный ветер по тому как он воздействует на растения. С/Ролевая игра «Путешествие на корабле» П/Игра «Море волнуется» Цель развивать фантазию, умение выразить в движении задуманный образ. Ход игры – после слов Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри!» дети замирают в задуманном образе, водящий пытается отгадать. Труд. Собрать разлетевшиеся от ветра листья |
Карточка № 9 Наблюдение. Познакомить с наиболее типичными особенностями осени. Отметить какая погода (дождливая, пасмурная), что часто идут дожди, холодные моросящие, на земле образовались лужи. Д/Игра «Придумай предложение» Дети составляют предложения со словом «дождь». Цель – научить составлять предложения с заданным словом. П/Игра «Удочка» Цель – научиться перепрыгивать через скакалку. Ход игры – водящий в центре круга ведет скакалку, дети должны перепрыгивать через нее, кто не успел – становиться водящим. Труд. Собрать семена ноготков. | Карточка № 10 Наблюдение. Познакомить с наиболее типичными особенностями осени. В дождливую погоду предложить посмотреть на землю: она стала темной, уплотненной, липкой, мокрой. С/Ролевая игра «Поварята» Изготовление «еды» из мокрого песка и угощение друзей. П/Игра «Поймай грибок» Цель упражнять в беге врассыпную с уворачиванием, развивать навыки пространственной ориентации. Ход игры: Меж еловых мягких лап, дождик кап, кап, кап. Где сучок давно засох, серый мох, мох, мох. Где листок к листку прилип, вырос гриб, гриб, гриб. Воспитатель: «Кто нашел его друзья?» Дети: «Это Я, Я, Я!» Дети «грибники» стоят в парах лицом друг к другу, взявшись за руки, и ловят «грибы» (заключить в свой круг) Труд. Собрать и разложить по коробочкам природный материал. |
Карточка № 11 Наблюдение. Обратить внимание на одежду людей (плащи, куртки, сапоги, в руках зонты). Почему люди так одеты. Уточнить название и назначение предметов одежды. Д/Игра «Сравни» - дети сравнивают и описывают веточки разных деревьев. Цель – учить составлять описательный рассказ. П/Игра «Поймай грибок» Цель упражнять в беге врассыпную с уворачиванием, развивать навыки пространственной ориентации. Ход игры: Меж еловых мягких лап, дождик кап, кап, кап. Где сучок давно засох, серый мох, мох, мох. Где листок к листку прилип, вырос гриб, гриб, гриб. Воспитатель: «Кто нашел его друзья?» Дети: «Это Я, Я, Я!» Дети «грибники» стоят в парах лицом друг к другу, взявшись за руки, и ловят «грибы» (заключить в свой круг) Труд. Собрать разлетевшиеся от ветра листья | Карточка № 12 Наблюдение. Обратить внимание детей на дворника. Спросить, для чего нужна профессия дворник. Цель – познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркнуть значимость труда для всех. С/Ролевая игра «Дворники» Обыграть стишок: Встает дворник на заре, Крыльцо чистит на дворе. Дворник мусор убирает И дорожки разметает. (В. Степанов) П/Игра «Удочка» Цель – научиться перепрыгивать через скакалку. Ход игры – водящий в центре круга ведет скакалку, дети должны перепрыгивать через нее, кто не успел – становиться водящим. Труд. Сделать из сухой травы веник. |
Карточка № 13 Наблюдение. Спросить, для чего нужна профессия дворник, какие орудия труда используются в его работе. Показать орудия труда дворника, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. Д/Игра «Что делает?» - описать работу дворника. Цель – научить подбирать глаголы к существительному «дворник» П/Игра «По ровненькой дорожке» Цель – научить ходить в колонне по одному, выполнять движения в соответствии с текстом. Ход игры: По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке Шагают наши ножки, раз – два, раз – два. («пружинка» на двух ногах с продвижением вперед) Ой камни, ой камни, бух упали в яму. (присесть на корточки) Раз – два, раз – два, вылезли из ямы (поднимаются) Труд. Собрать крупный мусор | Карточка № 14 Наблюдение. Уточнить изменения в неживой природе, происходящие на земле. Обратить внимание на торчащие былинки, которые остались от однолетней травы. Отцвели цветы. Отметить, как нарушают красоту увядшие цветы. С/Ролевая игра «Путешествие на корабле» П/Игра «Мы веселые ребята». Цель – научить детей ходить и бегать в рассыпную на ограниченной площади. Развить быстроту, ловкость. Ход игры; Мы веселые ребята, Любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три – лови! Ловишка ловит детей. Труд. Собрать семена цветов. |
Карточка № 15 Наблюдение. Обратить внимание на белый налет который покрыл всю поверхность земли и травы, - это иней. От солнца он тает, почва становиться твердой. Осенью часто стелется туман, это охлажденные капельки воды повисли в воздухе. Д/Игра «Наоборот» - подобрать противоположенные по значению слова к заданным. Цель – научить подбирать антонимы к словам. П/Игра «Мой веселый звонкий мяч». Цель – научить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова. Ход игры: Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой!
Труд. Убрать сухую траву грабельками. | Карточка № 16 Наблюдение. Научить различать характерные признаки внешнего вида животных. Выйдя на прогулку можно встретить проходящих мимо домашних животных (кошку, собаку). Закрепить названия частей тела, обратить внимание что шерсть стала гуще. Летняя шерсть линяет, и животное покрывается более густой и теплой шерстью. С/Ролевая игра «Хозяева и питомцы» Дети «хозяева» ухаживают за детьми «кошечками и собачками» П/Игра «Мыши водят хоровод». Цель – научить детей двигаться в соответствии с текстом, менять направление движения, ориентироваться в пространстве. Ход игры – выбирается водящий «кот Васька», остальные «мыши». «Мыши» не слушаются, бегают, пищат, «кот» ловит «мышей». Тише мыши, не шумите, кота Ваську не будите! Вот проснется Васька кот, разобьет ваш хоровод! Вот проснулся Васька кот, разбежался хоровод! Труд. Помести беседку. |
Карточка № 17 Наблюдение. Попросить найти общие признаки и отличия между кошкой и собакой. Выяснить, бояться ли дети животных или нет. Можно ли близко подходить к ним, почему? Почему нельзя дразнить собак. Д/Игра «Назови собачку (кошку)» - подобрать кличку для животного. Цель – активизировать в речи клички животных. П/Игра «Кока и мышки». Цель – научить имитировать звуки издаваемые мышками, бегать легко, как мышки. Ход игры – выбирают «кошку», остальные дети «мышки». На скамейке у дорожки Улеглась и дремлет кошка («мышки» выбегают из домика, бегают пищат) Кока глазки открывает И мышат всех догоняет: «Мяу! Мяу!» Труд. Собрать мусор | Карточка № 18 Наблюдение. Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, скворцов, белобоких сорок, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти больше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. С/Ролевая игра «Путешествие на корабле» П/Игра «Поезд» цель – научить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами. Сначала держась за руки, затем не держась. Приучать начинать движение и останавливаться по сигналу. Ход игры. Дети встают в колонну, держась друг за друга, и двигаются по команде. Труд. Покормить птиц. |
Карточка № 19 Наблюдение. Вспомнить что есть зимующие и перелетные птицы. Обратить внимание на подготовку птиц к отлету. Первую очередь улетают молодые птицы, а более выносливые остаются. Д/Игра «Кто как поет» - дети произносят звукоподражательные слова, передающие звуки различных птиц. Цель – закрепить звукопроизношение голосов птиц.
П/Игра «Перелет птиц» Цель – научить детей бегать в рассыпную не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу. Ход игры – дети «птицы» собираются на одной в беседке. По сигналу «ПОЛЕТЕЛИ!» «птицы разлетаются по всей площадке. По сигналу «БУРЯ!» - летят в беседку. Труд. Покормить птиц. | Карточка № 20 Наблюдение. Рассмотреть стоящий по близости автомобиль. Определить цвет, посчитать колеса. Объяснить для чего нужно запасное колесо. Спросить, зачем нужны фары. Посчитать сколько дверей и зачем такое количество. Вспомнить, какой общественный транспорт знают дети. С/Ролевая игра «Шоферы» П/Игра «Поезд» цель – научить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами. Сначала держась за руки, затем не держась. Приучать начинать движение и останавливаться по сигналу. Ход игры. Дети встают в колонну, держась друг за друга, и двигаются по команде. Труд. Очистить дорожки для автомобилей. |
Карточка № 21 Наблюдение. Понаблюдать, как кружатся первые снежинки, как затягиваются лужицы очень непрочной ледяной коркой. Обратить внимание на то, что иногда идет дождь со снегом, а иногда и град. Почему тает первый снег? Д/Игра «Когда это бывает» - дается описательный рассказ одного из времен года (осень), дети его называют. Цель – закрепит знания детей о временах года, развитие речи. П/Игра «Летает, плавает, бегает». Воспитатель называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы. Труд. Очистить дорожку от снега | Карточка № 22 Наблюдение. Рассказать детям о поздней осени, определить отличия ранней осени от поздней. Ноябрь – последний месяц осени, скоро настанет зима. Закрепить знание признаков поздней осени. С/Ролевая игра «Путешествие на корабле» П/Игра «Иголочка, ниточка, узелок». Цель – научит ходить и бегать, меняя направления в колонне по одному играть дружно. Ход игры. Дети двигаются в колоне, не расцепляя рук, делают повороты, перепрыгивают ч/з препятствия. Труд. Очистить дорожку от снега |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека "Времена года".
Стихи, пословицы, поговорки, загадки о временах года....
Картотека Времена года
Картотека "Времена года" содержит практический материал о каждом месяце года. В данной картотеке имеются стихи, загадки, пословицы, поговорки, а также краткая характеристика каждого ме...
Картотека "Времена года"
Картотека включает стихи, пословицы, поговорки о временах года....
Картотека "Времена года".
Картотека для работы с дошкольниками "Времена года"....
КАРТОТЕКА "ВРЕМЕНА ГОДА - ВEСНА"
КАРТОТЕКА "ВРЕМЕНА ГОДА - ВEСНА"...
Картотека "Символ года"
quot;Символ года"...
Картотека "Времена года"
Полезный материал для педагогов ДОУ....