Подвижные игры для дошкольников.
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МЫШИ И КОТ
Цель игры. Приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.
Описание игры. Дети сидят на скамейках или стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает.
ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКАХ
Цель игры. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
Описание игры. Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя "Птички, в гнездышки!" дети возвращаются на свои места.
II вариант. Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на участке это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточки.
ПОЕЗД
цель: учить детей двигаться в колонне друг за другом, имитируя движение поезда, с ускорением и замедлением темпа по сигналу, учить детей действовать согласованно, крепко держась друг за друга.
у од игры: дети строятся в 3-4 колонны на одной стороне площадки, первый стоящий в колонне - паровоз, остальные - вагоны, воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться колоннами по всей площадке сначала медленно, затем быстрее и переходят на бег. "Поезда приехали на станцию",- говорит воспитатель, дети замедляют темп и свободно расходятся, воспитатель вновь дает гудок, движение поездов возобновляется.
ПОЕЗД (Усложненный вариант)
Цель игры» Учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить свое место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.
Описание игры» Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый - паровоз, остальные вагоны. Воспитатель дает гудок - и поезд начинает двигаться вперед сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя "Поезд подъезжает к станции" дети постепенно замедляют движение - поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой поляне. По сигналу дети снова собираются в колонну - и поезд начинает двигаться.
П вариант. Первое время дети строятся в колонну в любом порядке, а к концу года уже запоминают свое место в колонне - находят свой вагон.
Ш вариант. Поезд может двигаться, то ускоряя, то замедляя движение, делать остановки по сигналу. Сигналом, кроме слов воспитателя, может служить красный флажок, который он поднимает.
IV вариант. При повторении игры целесообразно внести изменения в ее сюжет. Например, можно предложить детям на остановках поиграть в мяч, ловить бабочек (подпрыгивать, делая хлопки над собой), собирать шишки, желуди и т.п.
ДОГОНИТЕ МЕНЯ
Цель игры, Учить детей действовать по сигналу быстро, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.
Описание игры» Дети сидят на стульях или на скамейках по одной стороне площадки или комнаты. Воспитатель предлагает им догнать его и бежит в противоположную сторону. Дети бегут за воспитателем, стараясь поймать его. Когда они подбегают к нему, воспитатель останавливается и говорит: "Убегайте, убегайте, догоню!" Дети бегом возвращаются на свои места.
I вариант. Вначале игру целесообразно проводить с небольшой группой детей (4-6), затем количество играющих увеличивается до 10-12 человек.
П вариант. Воспитатель может менять направления, убегая от детей.
Ш вариант. Игра "Бегите ко мне", тогда дети бегают только в одном направлении, до воспитателя, и возвращаются обратно на свои места.
НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ
Цель игры. Учить детей действовать по сигналу быстро, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.
Описание игры. Воспитатель раздает детям флажки трех-четырех цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты, возле флагов определенных цветов. После слов воспитателя "Идите гулять" дети расходятся по площадке или по комнате в разные стороны. Когда воспитатель скажет: "Найди свой цвет", дети собираются у флага соответствующего цвета.
П вариант. Вместо флажков каждому ребенку можно дать квадратики, кружочки разного цвета, по которым они будут находить свой флаг.
С КОЧКИ НА КОЧКУ (I вариант)
Цель игры. Развивать согласованность движений рук и ног, приучать ходить и бегать свободно, небольшими группами, всей группой, в колонне по одному, парами, по кругу, врассыпную; приучать детей менять движения по сигналу воспитателя; развивать чувство равновесия, ловкость, смелость, ориентировку в пространстве.
Описание игры» Дети стоят в одной стороне зала. Воспитатель раскладывает на полу обручи на небольшом расстоянии (20 см) один от другого. По сигналу воспитателя малыши переходят на другую сторону зала, переступая из обруча в обруч.
Вместо обручей можно использовать небольшие фанерные кружки диаметром 30-35 см. если упражнение проводится на участке, то можно начертить на земле небольшие кружки. Когда дети научатся хорошо перешагивать, можно предложить им перебираться на другую сторону, перебегая из кружка в кружок.
Для повышения интереса детей к упражнению на противоположной стороне зала можно положить погремушки, пестрые игрушки.
С КОЧКИ НА КОЧКУ (П вариант)
Цель игры. Совершенствовать умения детей действовать с различными предметами (мячами, шарами, обручами); продолжать развивать умения прокатывать мячи и бросать их в определенном направлении двумя руками и одной рукой; учить попадать в цель, развивать глазомер, координацию Движений, ловкость.
Описание игры. На площадке воспитатель чертит небольшие кружки диаметром 30-35 см. Расстояние между кружками примерно 25-30 см. Это кочки на болоте, по которым нужно перебраться на другую сторону. Вызванный воспитателем ребенок подходит к кружкам и начинает прыгать на двух ногах из одного кружка в другой, продвигаясь вперед. Перебравшись таким образом на другую сторону площадки, он шагом возвращается обратно. Затем упражнение выполняет следующий.
При проведении этого упражнения в помещении можно использовать кружки из картона или плоские обручи из фанеры того же диаметра. Вначале дети выполняют упражнение по очереди, а затем можно
дать задание перепрыгивать с кочки на кочку
сразу 2-3 детям.
"ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ"
В этой игре дети в соответствии с текстом, который произносит взрослый, выполняют различные движения: и шагают, и прыгают, и приседают.
По ровненькой дорожке, Дети шагают.
По ровненькой дорожке Шагают наши ножки Раз, два, раз, два...
По камешкам, по камешкам, Играющие прыгают. По камешкам, по камешкам, В яму бух!
По ровненькой дорожке, Все приседают на
корточки
По ровненькой дорожке, и немного отдыхают,
затем
Устали наши ножки, продолжают идти.
Устали наши ножки, Вот наш дом, Все бегут к «дому»
Здесь мы живем.
С окончанием текста малыши бегут в "дом" (заранее договариваются, где будет дом - на скамейке, за проведенной чертой и т.д.).
НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА
Цель игры. Учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться: от ловящего, быть осторожным и внимательным; приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.
Описание игры. Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стульями на высоте 35-40 см веревкой. эto их дом. На противоположной стороне площадки или комнаты сидит большая птица. Наседка выходит из дома и отправляется на поиски корма, она зовет цыплят: "Ко-ко-ко-ко". По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу "Большая птица!" цыплята быстро убегают.
П вариант. Когда цыплята возвращаются в дом, убегая от большой птицы, воспитатель может приподнять веревку повыше, чтобы дети не задевали за нее.
КРОЛИКИ
Цель игры. Учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, пролезать под ножками стульев, развивать ловкость, уверенность.
Описание игры. В одной стороне комнаты полукругом расставлены стулья, сиденьями внутрь полукруга, Это клетки кроликов. На противоположной стороне - дом сторожа. Посередине находится лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Дети (по 2-3) становятся сзади стульев, по указанию воспитателя они присаживаются на корточки - кролики сидят в клетках. Воспитатель-сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим проползают под стулом, а затем прыгают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу воспитателя "Бегите в клетки!" кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.
П вариант. Вместо стульев можно использовать дуги для подлезания или положенные на сиденья стульев палки, рейки.
ПОЙМАЙ КОМАРА
Цель игры. Совершенствовать умения детей действовать с различными предметами (мячами, шарами, обручами); продолжать развивать умения прокатывать мячи и бросать их в определенном направлении двумя руками и одной рукой; учить попадать в цель, развивать глазомер, координацию движении, ловкость.
Описание игры. Дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру круга. Воспитатель находится в середине круга. Б руках у него прут длиной 1-1,5 м с привязанным на шнуре комаром из бумаги или материи. Воспитатель кружит шнур немного выше голов играющих - комар пролетает над головой; дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Тот, кто поймает комара, говорит: "Я поймал".
Надо следить, чтобы дети не уменьшали круг при подпрыгивании. Вращая прут, воспитатель то опускает, то поднимает его, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.
ВОРОБУШКИ И КОТ
Цель игры. Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.
Описание игры. Дети становятся на невысокие скамеечки или кубики (высотой 10-12 см), положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки на крыше. В другой стороне, подальше от детей, сидит кот, он спит. "Воробушки вылетают на дорогу", - говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, кубиков, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот, он потягивается, произносит "мяу-мяу" и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом.
П вариант. Первое время, когда в роли кота выступает воспитатель, кот не ловит воробушков, а только пугает, делая вид, что ловит их. Когда же на роль кота будет выбран ребенок, он может ловить детей.
КТО ДАЛЬШЕ БРОСИТ МЕШОЧЕК
Цель игры. Совершенствовать умения детей действовать с различными предметами (мячами, шарами, обручами); продолжать развивать умения прокатывать мячи и бросать их в определенном направлении двумя руками и одной рукой; учить попадать в цель, развивать глазомер, координацию движений ловкость.
Описание игры. Дети стоят на одной стороне зала или площадки за начерченной линией или положенной веревкой. Все получают мешочки и по сигналу воспитателя бросают их вдаль. Каждый должен заметить, куда упал его мешочек. По сигналу воспитателя дети бегут к своим мешочкам и останавливаются возле них; двумя руками они поднимают мешочки вверх над головой. Воспитатель отмечает тех, кто бросил мешочек дальше всех. После этого малыши возвращаются обратно за линию.
Дети бросают мешочки по указанию воспитателя правой и левой рукой. Количество играющих может быть разным, но не более 10-12 человек. Вес мешочка 150г.
БЕРЕГИ ПРЕДМЕТ
Цель игры. Учить детей действовать по сигналу быстро, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.
Описание игры. Дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит кубик (или погремушка). Воспитатель находится в кругу, он старается взять предмет то у одного, то у другого ребенка. Играющий, к которому приближается воспитатель, приседает, закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Как только воспитатель отходит, малыш встает, оставляя кубик на прежнем месте.
П вариант. Можно выбрать на роль водящего кого-нибудь из детей. Воспитатель в этом случае подсказывает, как играть, и сам вместе с детьми становится в круг.
ПОПАДИ В КРУГ
Цель игры. Совершенствовать умения детей действовать с различными предметами (мячами, шарами, обручами); продолжать развивать умения прокатывать мячи и бросать их в определенном направлении двумя руками и одной рукой; учить попадать в цель, развивать глазомер, координацию движений, ловкость.
Описание игры. Дети стоят по кругу на расстоянии 2-3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга (из веревки или начерченного на полу, земле, диаметром 1-1,5 м). В руках у них мешочки с песком, по сигналу воспитателя они бросают мешочки в круг, по сигналу же подходят, поднимают мешочки и возвращаются на свои места.
Воспитатель по своему усмотрению может увеличивать или уменьшать расстояние, с которого дети бросают мешочки. Мешочки надо бросать правой и левой рукой.
СБЕЙ КЕГЛЮ
Цель игры. Совершенствовать умения детей действовать с различными предметами (мячами, шарами, обручами); продолжать развивать умения прокатывать мячи и бросать их в определенном направлении двумя руками и одной рукой; учить попадать в цель, развивать глазомер, координацию движений, ловкость.
Описание игры. На полу или земле чертят линию или кладут веревочку. На расстоянии 1-1,5 м от нее ставят 2-3 большие кегли (расстояние между кеглями 15-20 см).
Дети по очереди подходят к обозначенному месту, берут в руки лежащие рядом мячи и катят их, стараясь сбить кеглю. Прокатив 3 мяча, ребенок бежит, собирает их и передает следующему играющему.
Для выполнения упражнения сначала надо дать мячи диаметром 15-20 см. Затем, когда дети научатся прокатывать мяч энергично, попадать в кегли, им можно дать мячи меньшего размера и увеличить расстояние для их прокатывания.
Бегите ко мне
Воспитатель собирает детей около себя, напротив (на расстоянии 8 - 10 м) ставит флажок или другой предмет и предлагает детям отойти к флажку. По сигналу «Бегите ко мне» дети бегут к воспитателю.
Правила: стараться не наталкиваться друг на друга.
Догони мяч
Дети стоят в шеренгу на расстоянии 1 шага друг от друга, в руках по мячу (диаметр 10-12 см). По сигналу дети катят мячи прямо двумя руками, догоняют их и становятся на другой стороне площадки.
Правила: катить мяч всем вместе по сигналу.
Найди свой домик
Каждый ребенок выбирает себе домик (обруч, кубик, мяч, флажок). По сигналу дети бегают по площадке в разных направлениях. На сигнал «Найди свой домик» занимают домики.
Правила: бегать легко, в разных направлениях, не наталкиваться, не подбегать к домику до сигнала.
Найди свой цвет
В разных концах площадки воспитатель расставляет кегли разного цвета. Играющие в равном количестве располагаются вокруг них. На первый условный сигнал все разбегаются по площадке врассыпную. На другой сигнал «Найди свой цвет!» каждый должен подбежать к той кегле, возле которой стоял до начала игры.
Варианты: можно дать детям флажки такого же цвета, как и кегли.
Мой веселый звонкий мяч
Дети стоят на одной стороне площадки, в руках у них мячи. Они хором повторяют за воспитателем стихи:
Разноцветный мячик
По дорожке скачет,
По дорожке, по тропинке,
От березки до осинки.
От осинки - поворот,
Покатился в огород.
Играющие выполняют упражнения с мячом (поднимают вверх; подбрасывают и ловят после отскока; передают из рук в руки за спиной и др.). По окончании стихов катят по полу на другую сторону площадки.
Правила: катить мяч прямо; дождаться остановки мяча; отметить детей, у которых мяч докатился до «огорода».
Поезд
Дети стоят друг за другом. Одной рукой они держатся за шнур. Ребенок, стоящий первым, дает гудок, «поезд» трогается. Вначале роль вожатого выполняет воспитатель, позднее можно назначить кого-нибудь из детей.
Правила: двигаться по сигналу дружно, не отставать.
Варианты: сделать несколько «поездов», которые могут двигаться по очереди; на пути движения «поезда» поставить какое-либо препятствие: доску, горку, флажки.
Мыши в кладовой
Дети-мышки находятся за чертой на одной стороне площадки - это их дом. Перед домом натянута веревка (резинка). В стороне - кошка (ребенок). По сигналу «Кошка спит» мыши бегут в кладовую, подползая под резинку. В кладовой тихо бегают, прохаживаются, ищут крошки. По сигналу «Кошка проснулась» убегают из кладовой.
Правила: подползать под резинку, не задевая ее; убегать по сигналу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры для дошкольников
подвижные игры в стихотворной форме для дошколят...
Подвижные игры для дошкольников
Предлагаю картотеку подвижных игр и народных игр для детей старшего дошкольного возраста....
Подвижные игры для дошкольников на свежем воздухе
В материалах рассказвыается о пользе игр с детьми на свежем воздухе и примеры игр....
Сюжетные подвижные игры для дошкольников по теме «Дикие животные»
Подвижная игра - сложная эмоциональная деятельность детей, основанная на движении и наличии правил; это игра, в основе которой лежат разнообразные движения (ходьба, бег, метание, лазание, ползан...
Подвижные игры для дошкольников в подготовительной группе
Игры с окончанием на -АН...
Подвижная игра для дошкольников старшей группы «От Москвы и до Берлина»
Подвижная игра для дошкольников старшей (подготовительной) группы «От Москвы и до Берлина» (бег с препятствиями по пересеченной местности)...
Подвижные игры для дошкольников (статья)
Подвижные игры для детей дошкольного возраста....