Проект "Чистюли".
проект (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект «Смешарики-чистюльки»
(вторая младшая группа)
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Воспитатель: Муханова Татьяна Сергеевна (реализация).
Дети: Воспитанники второй младшей группы «Смешарики», родители воспитанников группы, медсестра, машинист по стирке белья.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА: Развитие культурно-гигиенических навыков ребёнка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста посредствам познавательно-исследовательской деятельности.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Познание», «Здоровье», «Социализация», «Труд».
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Посредством дидактической и сюжетно-ролевой игры закреплять культурно-гигиенические навыки;
2. Формировать привычку следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
3. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
4. Расширять круг наблюдения детей за трудом взрослых, а именно работой сотрудников ДОУ.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 2 недели.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 этап – подготовительный (4 дня)
2 этап – основной (7 дней)
3 этап – заключительный (3 дня)
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ С ДЕТЬМИ:
Знания детей о предметах быта, об элементарных представлениях сохранении своего здоровья.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ С РОДИТЕЛЯМИ:
Активное участие в совместной проектной деятельности.
ФОРМЫ ПРОЕКТА: чтение художественной литературы, дидактические игры, беседы, экскурсия, наблюдения.
МЕТОДЫ ПРОЕКТА: анкетирование, наблюдения.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.
Но не менее важно помочь ребёнку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.
Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребёнок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребёнок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.
Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них например, прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намёка, напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребёнка соответствующие навыки не сформированы, то выполнение их требует от него больших усилий.
Привычку быть чистым и опрятным воспитать у ребёнка, в общем, несложно. Здесь важна, прежде всего, ваша последовательность. Если вы обращаете внимание на то, что руки у малыша грязные, и моете их, если вы всегда вытираете ему лицо, когда он измазался едой, если не позволяете ходить ему с грязным носом, малыш через какое-то время начинает ощущать необходимость привести себя в порядок. И пока он не приведет себя в порядок — сам или с помощью взрослого, он испытывает своеобразное неудобство.
Постепенно предоставляйте ребёнку все большую самостоятельность в умывании. Естественно, вы покажете, как правильно мыть руки и лицо, как правильно намыливать их, как вытереться после умывания.
ПЛАН – СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1. Подготовительный этап:
-Чтение и просмотр иллюстраций книги К. Чуйковского «Мойдодыр»;
-Игра «Умой куклу Машу» (дети умывают, причёсывают, переодевают куклу Машу).
-Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо? » (изображение в виде картинок положительных гигиенических навыков и отрицательных).
-Дидактическая игра «Предметы умывания».
-Дидактическая игра «Азбука здоровья».
2. Основной этап:
Рассказ медсестры «Важность соблюдения гигиенических норм»;
Работа с родителями – нарисовать микроб;
Просмотр книги о микробах;
Беседа «Где живут микробы? »;
Экскурсия в прачечную «Чистота – залог здоровья».
3. Заключительный этап:
Выставка рисунков Микроб»;
Презентация «Итоги проекта «Смешарики – Чистюльки».
КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.
РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ.
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня.
Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.
Воспитатель подводит итог высказываниям детей.
Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.
Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.
Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.
АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ.
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: иллюстрации.
Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.
ТАНЯ ПРОСТУДИЛАСЬ.
Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться.
Материал: носовой платок.
Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?
И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:
- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т. д.
ВЫМОЕМ КУКЛУ.
Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.
Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.
Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.
ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ.
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание); формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т. д), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.
ПОДБЕРИ КАРТИНКИ.
Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни.
Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены.
Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами).
ИГРА "ВЫМОЙ РУКИ".
Цель: учить ребёнка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребёнку движения руками под струёй воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребёнка.
ИГРА "МЫЛЬНЫЕ ПЕРЧАТКИ".
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребёнка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребёнку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребёнка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые! " Далее взрослый помогает ребёнку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама …
(взрослый называет имя ребёнка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребёнка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребёнка.
ИГРА "УМЫВАЛОЧКА".
Цель: учить ребёнка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия: взрослый приводит ребёнка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребёнку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, понемножку.
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребёнок, посмотри на себя в зеркало! "
ИГРА "ФОНТАНЧИКИ".
Цель: учить ребёнка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход занятия: взрослый подводит ребёнка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберём водичку в рот, пусть фонтанчик оживёт! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребёнку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребёнка.
ИГРА-ЭТЮД «МАЛЬЧИК ПЕТЯ».
Педагог:
Мальчик Петя поздно встал - просыпаться тяжко. Умываться он не стал - он ведь замарашка. Педагог просит детей высказать своё отношение к поведению Пети.
Спрашивает: «Есть ли среди вас такие замарашки?» Дети высказываются; затем с помощью движений и мимики изображают Петю.
(Выразительные движения: капризная гримаса на лице, брови опущены и сдвинуты, голова наклонена вниз, рассматривает свои руки.)