Пальчиковая гимнастика для малышей
методическая разработка (младшая группа) на тему
Пальчиковая гимнастика для малышей 2-3 лет
Мой Мизинчик, где ты был? | Пальчики сжаты в кулачки, разжимаем мизинчик на левой руке |
С Безымянным щи варил, | Разжимаем безымянный пальчик |
А со Средним кашу ел, | Разжимаем средний пальчик |
С Указательным запел. | Разжимаем указательный пальчик |
А Большой меня встречал | Разжимаем большой пальчик |
Указательный на правой | Разжимаем одноименные пальчики на правой руке |
Раз-два-три-четыре пять! | Сжимаем и разжимаем кулачки |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika_dlya_malyshey.docx | 44.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика для малышей
Раз, два, три, четыре, пять. |
|
Этот пальчик дедушка, |
|
Раз, два, три, четыре, пять. | Разгибаем пальчики, |
- Пальчик-мальчик! Где ты был? |
|
Ну-ка, братцы, за работу! | Сгибать и разгибать все пальцы одновременно. Затем собрать в кулак и разгибать, поочередно начиная с большого пальца. |
Раз, два, три, четыре, пять |
|
Мягкой кисточкой покрашу | В роли кисточки кисть руки. |
Можно пальчики считать, |
|
Сидит белка на тележке, | Загибаем все пальчики, начиная с мизинчика. |
Этот пальчик соловей, | Разгибать пальчики собранные в кулак, начиная с мизинчика. |
Мизинчик здоровается - тихо, | Разгибаем пальчики, начиная с мизинца. Или разминать другой рукой. |
1,2,3,4,5. |
|
Наша Маша варила кашу. | Чертим пальчиком другой руки круги по ладошке. |
Будем пальчики считать! | Показать пальчики, затем разгибаем пальчики. |
Большой палец встал один. | Разгибаем пальчики, начиная с большого. |
Пальчиковая гимнастика для малышей 2-3 лет
Мой Мизинчик, где ты был? | Пальчики сжаты в кулачки, разжимаем мизинчик на левой руке |
С Безымянным щи варил, | Разжимаем безымянный пальчик |
А со Средним кашу ел, | Разжимаем средний пальчик |
С Указательным запел. | Разжимаем указательный пальчик |
А Большой меня встречал | Разжимаем большой пальчик |
Указательный на правой | Разжимаем одноименные пальчики на правой руке |
Раз-два-три-четыре пять! | Сжимаем и разжимаем кулачки |
Большой пальчик хочет спать, | Выполняем пальчиковую гимнастику сначала с одной ручкой, а потом с другой. Пальчики разжаты, зажимаем в кулачок большой пальчик. |
Указательный - играть, | Зажимаем в кулачок указательный пальчик. |
Средний пальчик задремал, | Зажимаем в кулачок средний пальчик. |
Безымянный уж устал. | Зажимаем в кулачок безымянный пальчик. |
Мизинчик всем кричит - "Ура!" | Зажимаем в кулачок мизинчик. |
В детский сад идти пора! | Сжимаем и разжимаем кулачок. |
Ивану-большаку - дрова рубить, | Берём правой рукой большой пальчик и слегка его потряхиваем. |
Ваське-указке - воду носить, | Слегка потряхиваем указательный пальчик |
Мишке-среднему - печку топить, | Слегка потряхиваем средний пальчик |
Гришке-сиротке - кашу варить, | Потряхиваем безымянный пальчик |
А крошке-Тимошке - песенки петь. | Слегка потряхиваем мизинчик |
Песни петь и плясать, | Хлопаем в ладоши |
Сидит белка на тележке, | Пальчики сжаты в кулачки, ударяем кулак о кулак |
Продает она орешки: | |
Лисичке-сестричке, | Разгибаем большой пальчик |
Воробью, синичке, | Разгибаем указательный и средний пальчики |
Мишке толстопятому | Разгибаем безымянный пальчик |
И заиньке усатому. | Разгибаем мизинчик |
Раз, два, три, четыре, пять! | Пальчики сжаты в кулачки, разгибаем каждый пальчик, начиная с большого |
Вышли пальчики гулять! | Сжимаем и разжимаем кулачки. |
Раз, два, три, четыре, пять! | Загибаем каждый пальчик, начиная с большого |
В домик спрятались опять. | Ударяем кулак о кулак |
Раз, два, три, четыре, пять! | Ударяем кулак о кулак |
Вышли пальчики гулять! | Сжимаем и разжимаем кулачки |
Этот пальчик - гриб нашел, | Сгибаем и разгибаем большой пальчик |
Этот пальчик - чистит стол, | Сгибаем и разгибаем указательный пальчик |
Этот - резал, | Сгибаем и разгибаем средний пальчик |
Этот - ел. | Сгибаем и разгибаем безымянный пальчик |
Ну, а этот лишь глядел! | Сгибаем и разгибаем мизинчик |
Стала Маша гостей собирать. | Манящие движения кистей рук |
Иван, приходи. | Сжимаем правой рукой подушечку большого пальца левой руки |
Степан, приди. | Сжимаем подушечку указательного пальца левой руки |
Андрей, приди. | Сжимаем подушечку среднего пальца левой руки |
Матвей, приди. | Сжимаем подушечку безымянного пальца левой руки |
И Егорушка, | Сжимаем подушечку мизинчика левой руки |
Ну, пожалуйста! | Потряхиваем мизинчик. |
Стала Маша гостей угощать. | Хлопаем в ладоши. |
Ивану блин. | Сжимаем подушечку большого пальца левой руки и хлопаем по раскрытой ладошке. |
Степану блин. | Сжимаем подушечку указательного пальца левой руки и хлопаем по раскрытой ладошке. |
Андрею блин. | Сжимаем подушечку среднего пальца левой руки и хлопаем по раскрытой ладошке. |
Матвею блин. | Сжимаем подушечку безымянного пальца левой руки и хлопаем по раскрытой ладошке. |
А Егорушке мятный пряничек! | Потряхиваем мизинчик и гладим раскрытую ладошку. |
Стала Маша гостей провожать. | Хлопаем в ладоши. |
Прощай, Иван! | Загибаем по очереди пальцы на левой руке. Так же играем с пальчиками правой руки. |
Прощай, Степан! | |
Прощай, Андрей! | |
Прощай, Матвей! | |
До свидания, друг Егорушка! |
Дружно пальцы встали в ряд | Показываем ладони пальчиками вверх |
Десять крепеньких ребят. | Сжимаем и разжимаем кулачки. |
Эти два – всему указки | Показываем указательные пальчики. |
Эти – два середнячка | Показываем средние пальчики. |
Ну, а эти безымянны | Показываем безымянные пальчики. |
Два мизинца-коротышки | Показываем мизинчики. |
Пальцы главные средь них | Показываем большие пальчики, а остальные сжимаем в кулачки. |
На моей руке пять пальцев, | Сжимаем и разжимаем кулачки. |
Чтоб играть и чтоб пилить, | Попеременно ударяем кулак о кулак, и ладонь о ладонь. |
Раз, два, три, четыре, пять! | Разжимаем пальчики на обеих руках, начиная с большого. |
Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”, | Соединяем большие пальцы рук. |
Два щенка: “Ав-ав!”, | Соединяем указательные пальцы рук. |
Два жеребенка: “Иго-го!”, | Соединяем средние пальцы рук. |
Два тигренка: “Р-р-р!”, | Соединяем безымянные пальцы рук. |
Два быка: “Му!”. | Соединяем мизинцы. |
Смотри, какие рога. |
|
В гости к пальчику большому | Последовательно соединяем каждый пальчик с большим пальцем. |
Указательный и средний, | Слегка постучать подушечкой каждого пальца по столу. |
Вместе пальчики-друзья, | Сжимаем и разжимаем кулачки. |
Один, два, три, четыре, пять, | Последовательно загибаем пальчики в кулачки, начиная с большого пальца. |
Будем пальчики считать! | Последовательно разгибаем пальчики, начиная с мизинца. |
Крепкие, дружные, | Сжимаем и разжимаем кулачки. |
На другой руке опять: | Последовательно загибаем пальчики в кулачки, начиная с большого пальца. |
Один, два, три, четыре, пять! | Соединяем безымянные пальцы рук. |
Пальчики быстрые, | Соединяем мизинцы. |
Дыхательная гимнастика
У малышей 2—3 лет слабые дыхательные мышцы, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Упражнения на дыхание укрепляют дыхательную мускулатуру, развивают подвижность грудной клетки, способствуют углублению дыхания и устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Они способствуют полноценному физическому развитию детей, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы. Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики и повторно на прогулке, на физкультурных занятиях, а также включаться в комплексы гимнастики после дневного сна.
Игровые упражнения дыхательной гимнастики
Греем руки Исходная позиция: стоя или сидя, руки согнуты в локтях, ладошками к лицу. Вдох. Длительный выдох на руки. Повторить 4—5 раз.
Рубим дрова Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки опушены. Руки поднять вверх — вдох. Наклониться вперед (имитация рубки дров) — выдох. Повторить 3 раза.
Каша кипит Исходная позиция: сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие — вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот — выдох. При выдохе громко произносить: «Ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.
Раздуваем костер Исходная позиция: сидя или стоя, руки опущены. Набрать воздух через нос — вдох. Медленно выдыхать через нос — выдох. Повторить 3—4 раза.
Часики идут Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед и назад произносить: «Тик-так». Повторить 8—10 раз. Указание: «Соблюдать устойчивое положение».
Трубач играет на трубе Исходная позиция: сидя или стоя, кисти рук сжаты в трубочку, руки подняты. Вдох. Медленный выдох, громко произнося: «П-ф-ф-ф-ф». Повторить 4—5 раз. Указание: «Соблюдать устойчивое положение». Звонкий петушок Исходная позиция: встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки через стороны — вдох; выдыхая хлопать руками по бедрам, произнося: «Ку-ка-ре-ку».
Веселый паровозик в пути Ходьба по комнате, выполняя попеременные движения руками (руки согнуты в локтях) и приговаривая: «Чух-чух-чух». Продолжительность 20—30 секунд.
Вырасти большой Исходная позиция: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки, хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, Опустить руки, опуститься на всю ступню — выдох. Произнести: «У-х-х-х»! Повторить 4—5 раз. Темп умеренный. Указание: «Соблюдать устойчивое положение».
Гуси летят Медленная ходьба по комнате. На вдох — руки поднять в стороны; на выдох — опустить, произнося длительное: «Г-у-у v». Продолжительность 60 секунд.
Бросим мячик Исходная позиция: стоя, мяч в опущенных руках. Поднять руки вверх — вдох. Бросить мяч от груди вперед. При выдохе произносить длительное: «У-х-х-х». Повторить 5-6 раз.
Игры на развитие физиологического дыхания
Чья птичка дальше улетит Цель. Развивать длительный плавный выдох. Материал. Фигурки птичек, вырезанные из тонкой яркой бумаги разных цветов. Одновременно играть могут несколько детей (по количеству птичек). Птичек ставят на край стола. Если играют несколько детей, можно поставить столы в ряд. Педагог предлагает малышам подойти к столу. Ребенок садится напротив птички, которая ему больше нравится. По сигналу воспитателя: «Птички полетели!» дети дуют на птичек. По окончании игры взрослый и дети определяют, чья птичка дальше улетела. Игра повторяется с следующей группой детей. Указание: «Продвигать птичку можно только одним выдохом, руками помогать себе нельзя. Дуть несколько раз нельзя».
Одуванчики Цель. Развивать длительный плавный выдох. Материал. Одуванчики. Игру лучше проводить на прогулке. Воспитатель дает в руку малышу сорванный одуванчик. Если играют несколько детей, одуванчик дают каждому малышу. По команде педагога: «Дуйте!» дети делают вдох и длительный один выдох, сдувая пушинки с одуванчика. После выдоха подводятся итоги — чей одуванчик облетел сильнее. Вновь звучит команда педагога, дети снова выполняют выдох. Подводятся итоги. Играют до тех пор, пока у всех детей с одуванчиков не облетят пушинки.
Надуй игрушку (воздушный шарик) Цель. Развивать длительный плавный выдох. Материал. Надувные маленькие игрушки или воздушные шарики. Педагог предлагает каждому ребенку взять игрушку (шарик), которая больше всего понравилась. Дети надувают игрушки (шарики), делая вдох через нос и медленный выдох через рот.
Куда плывет кораблик Цель. Развивать длительный плавный выдох. Материал. Кораблики, сделанные из тонкой яркой бумаги. Таз (ванночка) с водой. Игру можно проводят в группе или на прогулке. Кораблик ставят на воду. Педагог предлагает малышу подойти к тазу. Ребенок встает напротив кораблика. По сигналу педагога: «Плыви!» ребенок дует на кораблик — вдох. Затем делает один длительный выдох. Взрослый ставит кораблик на прежнее место и снова предлагает подуть на него. |
Комплексы ежедневной утренней гимнастики для детей 2—3 лет
Гимнастика проводится ежедневно утром, до завтрака, в хорошо проветренной комнате. Летом гимнастику можно проводить на детской площадке или на открытой террасе.
Занятие длится не более 4 минут.
Ребенок должен быть одет в свободную одежду, на ногах — носочки. Если занятие проводится на улице, то на ногах у ребенка должны быть кожаные тапочки (чешки) или матерчатые туфельки.
Для детей 2 и 3 лет ежедневная утренняя гимнастика проводится в виде подвижной сюжетной игры, сопровождающейся стихами. В этом возрасте ребенок выполняет движения, повторяя их за взрослым.
Примерно через 8-10 дней комплекс утренней гимнастики меняется, как только ребенок его освоит. Предлагаем чередовать следующие комплексы: «Бабочка», «Цветок», «Зайчики», «Котенок», «Птички».
Комплекс «Бабочка»
Бабочка проснулась, | Исходная позиция: ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, ладони обращены внутрь. Голову держим прямо, глазки открыли. |
Сладко потянулась, | Подняли руки вверх — вдох. |
Солнцу улыбнулась, | Опустили руки вниз — выдох и улыбаемся. |
Крылышки расправила, | Согнули руки в локтях на уровне плеч, пальцы прикасаются к плечам. |
Раз, два,
| Приведение согнутых в локтях рук перед грудью с приближением локтей. Отведение согнутых в локтях рук назад. |
Раз, два,
| Приведение согнутых в локтях рук перед грудью с приближением локтей. Отведение согнутых в локтях рук назад. |
Платьишко поправила, Раз, два, | Наклон вправо и выпрямиться. |
Раз, два, | Наклон влево и выпрямиться. |
Полетела на цветок | Ходьба, переходящая в бег. |
И легко порхая, Весело дрожит. | Машем руками, вытянутыми в стороны, как крылышками, и бегаем. |
На лужайке бабочка | Приседаем на корточки, обхватываем голени руками и слегка наклоняем голову вперед. |
Аппетитно уплетала | Встаем, заложив руки за спину. |
Да росою запивала | Приседаем на корточки, обхватываем голени руками и слегка наклоняем голову вперед. |
Отраженьем любовалась | Встаем, заложив руки за спину. |
Ах, красивая какая, | Руки разводим в стороны и качаем головой вправо и влево. |
Крылышки свои расправив, | Машем руками, вытянутыми в стороны, как крылышками, и бегаем. |
Тише… (Тссс.) |
|
Я в руки взял большой сачок И долго поджидал. | Маршируем на месте |
Но вот прыжок, Но вот скачок — Я бабочку поймал. | Прыгаем и тянемся вверх руками, при этом сжимаем и разжимаем кисть. |
Еще прыжок, Еще скачок — Еще одну поймал, | Прыгаем и тянемся вверх руками, при этом сжимаем и разжимаем кисть. |
Затем на крылышки подул, Немножко погрустил, | Ладони перед лицом открыты. Дуем на ладошки. |
Потом взглянул, Потом вздохнул, А после — отпустил... | И снова побежали. Машем руками. |
А теперь идем умываться и завтракать. |
Комплекс «Цветок»
Наш подсолнух | Исходная позиция: ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, ладони обращены внутрь. Голову держим прямо, глазки открыли. Подняли руки вверх — вдох. |
Одуванчик | Опустили руки в стороны, затем подносим ладони к лицу и дуем. |
Роза, роза-чаровница, | Сжимаем кисть в кулак, согнули руки в локтях, подносим кисть к носу и делаем глубокий вдох, затем производим выдох и опускаем руку. (Повторить со второй рукой). |
Там, где поле, там, где рожь, | Маршируем на месте. |
Вот — ржаные стебельки, | Наклон вправо и выпрямиться. Руки завели назад. |
Вот — цветочки васильки. | Наклон влево и выпрямиться. Руки завели назад. |
Мы по полю идем — | Маршируем на месте. |
Динь-дон, дили-дон — | Наклон влево, наклон вправо. Выпрямиться. |
Если я сорву цветок, | Приседаем с вытягиванием руки перед собой и дотрагиваемся до пола, затем выпрямляемся. |
Если все — и я, и ты, | Приседаем с вытягиванием руки перед собой и дотрагиваемся до пола, затем выпрямляемся и вытягиваем руки в стороны. |
Хоровод ведем, ведем, На головку надеваем. | Сгибаем руки в локтях, поднимаем их перед грудью и вращаем кисти одной руки вокруг кисти другой. Затем движение «надеваем на голову». |
У собачьей старой будки | Маршируем на месте. |
«Сколько жить на свете буду — | Побежали. |
А теперь идем умываться и завтракать! |
Комплекс «Птички»
Птички могут веселиться Целый день, Целый день. | Машем руками, вытянутыми в стороны, как крыльями, и бегаем. |
И на солнышке резвиться, Им не лень, Им не лень. | Остановились. Ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, ладони обращены внутрь. Голову держим прямо, глазки открыли. |
Петь веселые частушки: Чик-чирик, Чик-чирик. | Повернули голову налево, затем — направо. |
Чтобы слышали кукушки, И кулик, И кулик. | Подняли руки вверх — вдох. Опустили руки вниз — выдох. И улыбаемся. |
Птички любят с облаками Полетать, Полетать. | Подняли руки в стороны, вверх и отвели назад. |
С неба крылышками маме Помахать, Помахать. | Подняли руки в стороны, вверх и отвели назад. |
Как устанут наши птички Петь, летать, Петь, летать, | Наклон вправо и влево, выпрямиться. |
Сядут сладенькой пшенички Поклевать, Поклевать. | Приседаем на корточки, обхватываем голени руками и слегка наклоняем голову вперед. |
Клю, клю, клю, Клю, клю, клю! Как я зернышки люблю. | Выпрямляем голову и стучим кулачками по полу. |
Поклевали, и взлетели До небес, До небес. А затем стремглав помчались Прямо в лес, Прямо в лес. | Прыгаем и тянемся руками вверх. |
Птички могут веселиться До утра, До утра. | Руки разводим в стороны и качаем головой вправо и влево. |
Только, чу! Крадется кошка… Разлетайся, детвора! | Машем руками, вытянутыми в стороны, как крыльями, и бежим. |
А теперь идем умываться и завтракать. |
Комплекс «Котята»
Раньше всех проснулся кот, | Исходная позиция: ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, ладони обращены внутрь. Голову держим прямо, глазки открыли. |
Спинку выпятил горбом, | Подняли руки вверх, потянулись — вдох. Опустили руки вниз — выдох и улыбаемся. |
Днем и ночью черный кот Возле норки мышку ждет. | Маршируем на месте. |
Он не спит и не гуляет — Всё сидит и наблюдает, | Приседаем на корточки, обхватываем голени руками и слегка наклоняем голову вперед. |
С норки глаз своих не сводит. Только мышка не выходит, Потому что не живет В этой норке третий год. | Погрозили пальчиком правой руки, затем левой руки, и встали. |
Изворотливый и гибкий | Наклон вправо и выпрямиться. |
По порядку, без ошибки | Наклон влево и выпрямиться. |
По душе коту работа, | Наклон вправо и выпрямиться. |
Что уж больно неохота | Наклон влево и выпрямиться. |
Кот сегодня на охоте: Ловит птичек на болоте. Ушки он свои прижал, Притаившись полежал, | Приседаем на корточки, обхватываем голени руками и слегка наклоняем голову вперед. |
Прыг туда, да прыг сюда. Улетели птички... Да! Промахнулся, как назло, Зато птичкам повезло. | Прыгаем и тянемся вверх руками, при этом сжимаем и разжимаем кисть. |
По двору ходила кошка, Замарала кошка ножки. Не пускают кошку в дом — Ножки пачкают кругом! | Маршируем на месте. |
Все ее четыре пятки Оставляют отпечатки! | Выставляем вперед правую ножку. И приставляем обратно. |
Как тут бедной кошке быть? Нужно ножки ей помыть! | Выставляем вперед левую ножку. И приставляем обратно. |
| Потянулись, опустили руки. |
А теперь идем умываться и завтракать! |
Комплекс «Зайки»
Утром на лужайке | Исходная позиция: ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, ладони обращены внутрь. Голову держим прямо. Глаза открыли. |
Здравствуй, солнце красное! | Подняли руки вверх — потянулись, вдох. |
Здравствуй, небо ясное! | Опустили руки через стороны и завели назад — выдох, и улыбаемся. |
Здравствуй, елка! | Правую руку в сторону. |
Здравствуй, пень! | Левую руку в сторону. |
Здравствуй, здравствуй, | Наклонились вперед. И выпрямились. |
Зайчики по лесу шли, Раз, два, Раз, два. | Маршируем на месте. |
Зайца нового нашли. Раз, два, Раз, два. | Маршируем на месте. |
Ни один не поленился, | Выполняем наклон вперед. |
«Здравствуй!» «Здравствуй, милый друг ушастый!» | Наклон вправо, наклон влево, наклон вперед. Выпрямились. |
Заяц новый им кивал, | Поставили руки на пояс. |
В обе щеки целовал: «Был я очень одинок!» | Поворот головы и наклон вправо, влево. |
Чмок! Чмок! Чмок! | Поворот головы и наклон вправо, влево. Выпрямились. |
Зайцы в поле ловко | Приседаем на корточки, обхватываем голени руками и слегка наклоняем голову вперед. |
Ать! Ать! Ать! Ать! | Выполняем движения сидя — касаемся руками пола и поднимаем их вверх, сжимаем и разжимаем кулачки (как будто дергаем морковь). |
| Встаем. |
Прыгают зайчишки, | Прыгаем, руки на поясе. |
Чутко ушками прядут… Ой, медведи к нам идут! | Прыгаем, и руки на макушке. |
Мы не будем убегать! Прячемся под ели, | Приседаем на корточки, обхватываем голени руками и слегка наклоняем голову вперед. |
Как медведи все прошли, Зайки встали И… ушли. | Встаем и медленно маршируем. |
А теперь идем умываться и завтракать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая гимнастика для малышей.
Игры с пальчиками для детей 2-3 лет....
Пальчиковая гимнастика для малышей
В картотеке представлен комплекс упражнений для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика для малышей
В этой статье дан материал для проведения пальчиковой гимнастики для малышей....
Пальчиковая гимнастика для малышей в картинках
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев р...
Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"
Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....