Программа "Непоседы"
методическая разработка на тему
Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_neposedy.doc | 660 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №34 «Дюймовочка»
ПРОГРАММА «Непоседы»
по организации группы
кратковременного пребывания детей от 2 до 4 лет, не посещающих дошкольное учреждение
(физкультурно-оздоровительная направленность)
составители:
Зам. зав. по ВМР Е.В. Путинцева
Воспитатель С.З. Ибрагимова
г. Нижневартовск, 2014г.
Содержание
Информационная карта | 3 | |
Пояснительная записка | 4 | |
1. | Содержание программы | |
1.1. | Содержание физкультурно-оздоровительной работы с детьми в соответствии с разделами программы | 10 |
1.2. | Этапы реализации физкультурно-оздоровительной работы в группе кратковременного пребывания детей от 2 до 4 лет | 10 |
1.3. | Перспективный план работы в группе кратковременного пребывания детей от 2 до 4 лет «Непоседы» | 14 |
1.4. | Мониторинг реализации программы | 17 |
2. | Механизм реализации программы «Непоседы» | |
3. | Условия реализации программы | 32 |
3.1. | Кадровое обеспечение | |
3.2. | Материально-техническое обеспечение | |
3.3. | Финансовое обеспечение | |
4. | Контроль за реализацией программы | 34 |
Список литературы | 23 | |
Приложение |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Наименование дополнительной платной услуги | Программа «Непоседы» по организации группы кратковременного пребывания детей от 2 до 4 лет, не посещающих дошкольное учреждение (физкультурно-оздоровительная направленность) |
Основание для разработки программы | Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, разработанная под руководством В.Т. Кудрявцева |
Заказчик программы | Родители (законные представители) |
Организация исполнитель | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 «Дюймовочка» |
Целевые группы | Дети от 2 до 4 лет не посещающие дошкольное учреждение и их родители |
Составители программы | Зам.зав. по ВМР Путинцева Е.В. Воспитатель Ибрагимова С.З. |
Цель программы | Способствовать сохранению, укреплению здоровья детей дошкольного возраста от 2 до 4 лет, формированию ценностного отношения к собственному здоровью путем внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий |
Задачи программы | 1. Сохранение и укрепление здоровья, обеспечение физического и психического благополучия детей. 2. Развитие физических качеств. 3. Организация рациональной двигательной активности детей в течение времени пребывания детей. 4. Формирование и развитие ценностного отношения к своему здоровью и позитивных мотивов к ведению здорового образа жизни. 5. Формирование оптимальных условий для эмоционального благополучия детей, проявления любознательности, творческой активности и самостоятельности. 6. Педагогическое просвещение родителей, популяризация знаний о здоровом образе жизни, вовлечение семьи в совместную спортивно-оздоровительную деятельность. |
Ожидаемые результаты |
3. Сформировано ценностное отношение к своему здоровью и позитивных мотивов к ведению здорового образа жизни. 4.Сформировано психоэмоциональное благополучие детей. 5. Повышена компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровья детей. |
Сроки реализации программы | 1 год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Каждое дошкольное образовательное учреждение, ступившее на путь развития, в своей деятельности осуществляет, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Эта линия задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического и физического развития ребёнка, использование или не использование которых может иметь серьёзные последствия? С психолого-педагогической точки зрения – это ранний и младший дошкольный возраст от одного года до четырех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее развитие.
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Актуальность. Проблема здоровья в современном обществе очень актуальна и значима. На ранних этапах развития личности основные механизмы социализации и жизнеосуществления базируется на психофизиологических возможностях детского организма интегрироваться в контекст определённой социальной ситуации развития.
В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важных направлений деятельности дошкольных учреждений. Особенно данные проблемы актуальны для северных территорий.
Статистический анализ состояния здоровья детей г. Нижневартовска подтверждает, что количество здоровых детей с каждым годом снижается.
Первопричинами снижения уровня практически здоровых детей в городе являются суровые климатические условия, низкая двигательная активность детей в семье. В последнее время наблюдается ослабление многих функций современной семьи, которые имеют прямое отношение к здоровью детей и их развитию.
Практически во всех дошкольных учреждениях физическое развитие и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением. В дошкольном учреждении закладываются основы здорового образа жизни, поскольку созданы условия соответствующие требованиям СанПиН, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития детей.
Новизна. Сложившаяся в дошкольном учреждении система оздоровительной работы в активизации процесса оздоровления детей от 2 до 4 лет, не посещающих дошкольные учреждения ведется через внедрение здоровьесберегающих технологий в совместную деятельность.
Это позволяет добиться максимальных результатов по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, сформировать у них основы представлений и практических умений ЗОЖ и главное, сформировать и развить внутренние мотивы детей к пониманию ценности здоровья, стремлению выполнять гигиенические процедуры, физические упражнения, вести подвижный образ жизни.
Все вышесказанное явилось основой для разработки программы «Непоседы» в рамках организации на базе дошкольного учреждения группы кратковременного пребывания детей от 2 до 4 лет не посещающих дошкольное учреждение по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Оздоровительная работа с детьми от 2 до 4 лет строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых подходов к оздоровлению малышей, разнообразием педагогических услуг.
Общеизвестно, что в дошкольном детстве потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор.
В связи с этим решением проблемы может стать:
- включение детей в комплекс оздоровительных мероприятий с участием профильных специалистов с использованием нетрадиционного оборудования и современных технических средств;
- внедрение здоровьсберегающих технологий, а именно, особых форм двигательной активности детей, которые имеют оздоровительную направленность.
В программе рассматриваются представления о ребенке как о целостном духовно-телесном организме. Ребенок - целостный организм, который является посредником и преобразователем значимых для него природных, социальных и экологических связей. Формирование двигательной сферы в игре способно выработать у него осмысленное отношение к собственному телу, его состояниям и возможностям. Именно такой подход обеспечит воспитание у ребенка ценностного отношения к движению, как способу существования живого, а также осмысленное отношение к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому.
Теоретическое обоснование. Методологической основой программы «Непоседы» является программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, разработанная под руководством В.Т. Кудрявцева, доктора психологических наук, директора института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. В этой программе на основе комплексного междисциплинарного подхода к проблеме нашли своё продолжение и развитие идеи ведущих российских физиологов А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, психологов А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, педагогов П.С. Лесгафта, Ю.Ф. Змановского, М.И. Чистяковой, Л.Н. Волошиной, З.И. Бересневой.
Основные направления организации оздоровительной работы в группе кратковременного пребывания детей от 2 до 4 лет:
1) Социально-психологическое: направленно на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни и получение комплекса теоретических знаний.
2) Двигательное – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала.
3) Оздоровительное – развитие компенсанаторных функций, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.
Основные принципы программы «Непоседы».
- Принцип научности – использование научно обоснованных и апробированных программ, технологий и методик проводимые мероприятия направленных на укрепление здоровья, основаны на научные и практически апробированные методики.
- Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности
- Принцип последовательности и системности, который обозначает последовательную линейную логику разворачивания содержания образования и движение от частного к сложному.
4. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
5. Принцип прочности – повторение. Прочность знаний дополняется гибкостью и практичностью.
Отличительной особенностью программы «Непоседы» является то, что в ней выделено 2 раздела, включающие в себя организацию оздоровительной работы по трем основным направлениям. Это позволяет педагогу использовать дифференцированный подход к обучению дошкольников с учетом уровня физической подготовленности и распределять нагрузку для детей в соответствии индивидуальных и возрастных особенностей; применять разнообразные методики, направленные на физическое образование. В физкультурно-оздоровительную работу включены воспитанники и их родители (законные представители).
Цель программы: способствовать сохранению, укреплению здоровья детей младшего дошкольного возраста, формированию ценностного отношения к собственному здоровью путем внедрения в деятельность здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
- Сохранение и укрепление здоровья, обеспечение физического и психического благополучия детей.
- Развитие физических качеств.
- Организация рациональной двигательной активности детей в течение дня.
- Формирование и развитие ценностного отношения к своему здоровью и позитивных мотивов к ведению здорового образа жизни.
- Формирование оптимальных условий для эмоционального благополучия детей, проявления любознательности, творческой активности и самостоятельности.
- Педагогическое просвещение родителей, популяризация знаний о здоровом образе жизни, вовлечение семьи в совместную спортивно-оздоровительную деятельность.
Ожидаемые результаты.
- Сохранено и укреплено здоровье младших дошкольников.
- Развиты физические качества.
3. Сформировано ценностное отношение к своему здоровью и позитивных мотивов к ведению здорового образа жизни.
4.Сформировано психоэмоциональное благополучие детей.
5. Повышена компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровья детей.
Периодичность проведения занятий.
Группу кратковременного пребывания дети посещают:
Понедельник | Среда |
с 13.00 до 18.00 |
Один раз в месяц для детей проводятся развлечения оздоровительной направленности.
С целью просвещения родителей, повышению их психолого-педагогической компетентности создан родительский уголок «Мамина копилка».
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основы отечественной системы физического воспитания детей дошкольного возраста – теоретические, естественнонаучные, методические, организационные связаны с педагогической деятельностью П.Ф. Лесгафта, А.В. Запорожца, К.Д. Ушинского, Ю.Ф. Змановского и т.д.
В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития ребенка является приоритетным направлением в дошкольных учреждениях. Учитывая особенности младшего возрастного периода, теория и методика физического воспитания определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации совместной деятельности.
Физическое воспитание содержит большие возможности для всестороннего развития ребенка. Оно помогает ему раскрыть свои двигательные способности, мобилизовать психические и физические силы. Благодаря физическим упражнениям, воздействующим на развитие мозга, эндокринной, дыхательной систем, значительно оздоравливается организм ребенка, формируются психофизические качества, культура чувств, нравственные и интеллектуальнее особенности личности, культура жеста.
Физическая культура приводит к телесной гармонии ребенка, воспитывает эстетическое чувство от ощущения телесного здоровья, без которого немыслим творческий процесс оздоровления организма. Физическая культура как творческая деятельность содействует развитию у малышей восприятия, ощущений, наглядно-действенного мышления, а в дальнейшем и воображения, т.е. желание придумать новое, а затем практически реализовать свой замысел.
Забота о физической культуре маленького ребенка должна быть направлена на полное раскрытие индивидуальных физических и духовных сил, гармоничного развития и познания радости творчества.
Принятый в России Федеральный Закон «Об образовании» дает возможность дошкольным учреждениям выбирать общеобразовательные программы, самостоятельно разрабатывать стратегию и тактику построения системы работы по физическому воспитанию.
В программе предусмотрено валеологическое просвещение дошкольников посредством формирования у них представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и элементарных средствах его укрепления. В соответствии с содержанием программы определены задачи для детей младшего возраста.
Программа включает 2 раздела, имеет четкую структуру, позволяющую реализовать задачи в группе кратковременного пребывания детей от 2 до 4 лет.
- Образовательная деятельность с воспитанниками реализуется в совместной деятельности, при организации режимных моментов и направлена на охрану здоровья воспитанников и формирование представлений о здоровом образе жизни
- Работа с семьей направлена на информирование родителей о содержании работы ДОУ, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. Предполагается ведение поиска путей сотрудничества, планируется проведений традиционных и нетрадиционных форм по привлечению родителей к проблемам физического воспитания и оздоровления детей, организацию клубов по интересам, совместное участие в спортивных мероприятий и др.
Каждый раздел программы включает в себя основные направления деятельности дошкольного учреждения в период реализации программы с целью систематизации и решения широкого спектра задач физкультурно-оздоровительной работы:
1) Социально-психологическое, направленного на формирования потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого нестандартного оборудования, использование новых форм работы и получение комплекса теоретических знаний. С этой целью предполагается внедрение новых технологий.
2) Двигательное – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Педагогический процесс выстраивается таким образом, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, «необыденной» действительности.
3) Оздоровительное – направлено на развитие компенсанаторных функций, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.
1.1. Содержание физкультурно-оздоровительной работы с детьми в соответствии с разделами программы
Направления | Содержание | Образовательная деят-ть с воспитанниками | Работа с семьей |
Социально-психологическое направление | 1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; 2. Воспитание культурно-гигиенических навыков; 3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. 4. Формирование и развитие ценностного отношения к своему здоровью и позитивных мотивов к ведению здорового образа жизни. 5. Педагогическое просвещение родителей, популяризация знаний о здоровом образе жизни. | - Совместная деятельность образовательная область «Физическое развитие» согласно тематическому плану. - Беседы по формированию здорового образа жизни согласно тематическому плану. - Игровые обучающие ситуации согласно тематическому плану. - Театрализованные игры. - Выставки детских работ по формированию основ здорового образа жизни. | Консультации Индивидуальные беседы Родительские собрания, памятки, анкетирование, опросники по вопросам здорового образа жизни. |
Двигательное | 1. Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) 2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) 3. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. 4.Организация рациональной двигательной активности детей в течение дня. 5. Вовлечение семьи в совместную спортивно-оздоровительную деятельность. | - Совместная деятельность по физической культуре. - Развитие мелкой моторики. - Подвижные игры. - Физические упражнения. - Физ.минутки. - Физкультурный досуг. - Дни здоровья. | Памятки. Анкетирование. Проведение семейных праздников, развлечений, акций, с совместным участием родителей и детей. |
Оздоровительное | 1.Сохранение и укрепление здоровья, обеспечение физического и психического благополучия детей. 2.Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма 3. Профилактика заболеваемости. 4. Улучшение физической и умственной работоспособности 5.Формирование оптимальных условий для эмоционального благополучия детей, проявления любознательности, творческой активности и самостоятельности. 6. Педагогическое просвещение родителей, популяризация знаний о здоровом образе жизни. | Соблюдение температурного режима. Соблюдение режима в группе кратковременного пребывания. Закаливание: «солевые дорожки». Профилактика зрения, плоскостопия, осанки, дыхательная гимнастика. Босохождение. Чесночная терапия. Обеззараживание воздуха с использованием аппарата «Дезар» | Памятки Анкетирование Родительские собрания по профилактике заболеваемости; профилактике нарушений осанки, плоскостопия, зрения и т.д. |
1.2. Этапы реализации физкультурно-оздоровительной работы в группе кратковременного пребывания детей от 2 до 4 лет
Этапы | Содержание | Сроки | Ответственные |
Подготовительный | - Информирование родителей о реализации программы «Непоседы» | Сентябрь | Зам.зав. по ВМР Воспитатель |
- Исследование состояния инновационных образовательных процессов в ДОУ. - Создание системы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей. - Изучение новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей. -Подбор новых более эффективных форм для работы педагогу. - Составление перспективного планирования работы по физическому воспитанию и формированию основ здорового образа жизни. | Январь – май | ||
Диагностический | Разработка диагностического инструментария оценки результативности. Методика проведения диагностики по физическому воспитанию Г. Лескова, М. Ноткина. Формула В.И. Усакова «Темпы прироста» Методика проведения диагностики «Человек и его здоровье» Е.В. Гончарова | Сентябрь
| Воспитатель |
Основной | - Апробация системы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни в рамках программы. Проведение совместной деятельности, бесед, игр по приобщению детей к здоровому образу жизни. - Вовлечение родителей в единую творческую деятельность. - Разработка и проведение с родителями серии семинаров-практикумов, консультаций, ролевых и деловых игр, мастер-классов по обучению использования в работе инновационных технологий, методик в области «Физическое развитие». Проведение Недели здоровья. Проведение спортивного праздника, посвященного 7 апреля – Всемирному дню здоровья «Спортивная семья». - Реализация новых методов и форм работы с детьми, родителями по физическому развитию и оздоровлению детей. - Апробация системы работы по профилактике заболеваемости. - Организация встреч родителей с медицинскими работниками. - Выставки детского творчества по формированию основ здорового образа жизни. - Систематическое проведение оздоровительных мероприятий. - Пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми, пособиями, детской художественной литературой и т.д. | Октябрь-май В течение года Апрель В течение года 1 раз в квартал 1 раз в квартал К началу учебного года | Зам.зав. по ВМР Творческая группа. Воспитатель группы кратковременного пребывания детей |
Итоговый | - Обмен инновационным опытом. - Обобщение результатов инновационной деятельности. -Трансляция результатов реализации программы «Непоседы». - Организация самоанализа деятельности. - Создание пакета методических рекомендаций по профилактике заболеваемости детей. | Май | Зам.зав. по ВМР Воспитатель |
- Перспективный план работы в группе кратковременного пребывания детей от 2 до 4 лет «Непоседы»
Неделя | Непосредственно образовательная деятельность (занятие) | ||||
Физкультурно-оздоровительное направление:
| Социально-личностное направление: | Художественно-эстетическое направление: | Познавательно-речевое направление:
| Работа с родителями «Мамина копилка» | |
Сентябрь | |||||
1 | Пальчиковая гимнастика Игровая гимнастика с мячом Ходьба по массажным дорожкам (профилактика плоскостопия) | Приветствие «Солнышко»
| Музыкальная загадка. «Автобус» Музыкальное игровое упражнение: «Автобус» Рисование по показу педагога пальчиками | Чтение «Игрушки» А.Барто (чтение художественной литературы) Жестовые игры | «Особенности дошкольного возраста от 2 до 4 лет» «Как родители могут помочь сохранить здоровье своему ребенку» |
2 | Приветствие «Пойдем в гости к зайчику и лисичку» (сюжетное занятие) Сюрпризный момент Ходьба по дорожке Прыжки на двух ногах Прокатывание мяча двумя руками П/и Лисичка догоняет ребят Игра м/п Найдем зайку пальчиковая гимнастика | Приветствие Игра-инсценировка «Мишка-топотыжка знакомится с ребятами», Имитация движений медвежат «Веселые медвежата»
| Театральная деятельность «Петушок – золотой гребешок» Лепка шариков по показу педагога (развитие мелкой моторики) |
Артикуляционная гимнастика Чтение стихов А. Барто (чтение художественной литературы) | |
3 | Приветствие Игровая гимнастика с колокольчиком Подвижные игры с колокольчиком Хождение босиком по ребристым дорожкам | «В гости к Петушку» Приветствие. Пальчиковые игры Игры с песком «Здравствуй песок» (на снятие психофизического напряжения) | Музыкальная игра «Все умеем мы ходить» Танцевальное упражнение – имитация «Едем на автобусе» Рисование «Украсим колокольчик» Сюрпризный момент Игры с колокольчиками Рисование пальчиками Звукоподражание (динь-динь) | Чтение рассказа Л.Славиной «Таня и братик» (коммуникация) Обыгрывание потешки «Петушок, Петушок» Задания с крупой (фасоль, манка) – развитие мелкой моторики | |
4 | Игровое занятие, построено на подвижных играх. Сюрпризный момент Зайка серенький сидит Лисичка догоняет ребят Волк и зайцы Зайцы в огороде Игра м/п Тишина Приветствие
| Игры с ладошками «Ладушки» | Театральная деятельность «Волк и козлята» Лепка «Испечем оладушки» Сюрпризный момент Лепка, украшение «оладьев» горохом, гречкой | Игры с крупой, развитие мелкой моторики (пересыпание, перетирание, рисование на крупе) Артикуляционная гимнастика Игра «Угостим животных» | |
Октябрь | |||||
5 | Игровая гимнастика с мячом Игра Птички в гнездышках Пальчиковая гимнастика Игры на профилактику заболеваний дыхательной системы, осанки
| Приветствие. Игровая ситуация «Мы знакомимся» (социализация)
| Пение потешки «Петушок» Музыкальная игра «Ходим, ходим, стоп» Песенки-звукоподражание. «Петушок, курочка, цыплята» Рисование ватными палочками «Травка для Петушка» | Чтение и заучивание потешки «Петушок и его семья» (чтение художественной литературы)
| «Эмоциональная привязанность ребенка к матери» |
6 | «В гости к Маше» Сюрпризный момент Прыжки на двух ногах Прокатывание мяча двумя руками Ползание на четвереньках П/и Догони мяч Игра м/п Тишина Игры с мячом
| Приветствие
Игра «Как зовут твою куклу» Игра с песком «Песочный детский сад» (на развитие дружеских отношений между детьми) | Театральная деятельность «Маша и медведь» Аппликация «Мячики для кукол» Украшение кругов шариками пластилина | Рассказ «Осень в гости к нам пришла» (коммуникация) Артикуляционная гимнастика Чередование предметов-заместителей по цвету (мозаика) | |
7 | Подвижные игры «Игры с погремушками» Пальчиковая гимнастика «Угостим зайчиков фруктами» Игровое задание «Кто быстрее соберет фрукты в корзину» | Приветствие Сюрпризный момент Игровой момент: превращение в зайчиков | Приветствие. Песенка-игра. «Собери фрукты» Песенки звукоподражание, имитация движений лесных животных (медвежата, зайчики, лисички, волк) Рисование пальчиками «Следы лесных животных»
| Рассматривание картинки «Фрукты», описание (Коммуникация) Развивающая игра «Посылка от обезьянки» -классификация Развитие внимание, памяти развивающая игра «Что лишнее?» (фрукты, овощ) | |
8 | Приветствие Игровое занятие, построено на подвижных играх Поезд Солнышко и дождик Ходьба босиком по массажным дорожкам Пальчиковая гимнастика «Овощной салат» | Сюрпризный момент (путешествие в огород) | Театральная деятельность «Теремок» Лепка «Соберем овощи в корзинку»
| Артикуляционная гимнастика Беседа «Овощи на зиму» Раскладывание однородных предметов на две группы | |
Ноябрь | |||||
9 | Подвижная игра: «Паровозик» Игровая гимнастика «Дружно в лес пойдем» Пальчиковая гимнастика | Приветствие Сюрпризный момент Игра «Найди грибок»
| Музыкальные упражнения в соответствии с текстом Слушание: «Мы едем» Рисование «Спрячем грибок в травке» | Игровая ситуация «Расскажи, что нашел»
| «Организация зрительного режима в вечернее время и в выходные дни у детей» |
10 | Приветствие «Путешествие в лес на поезде» (сюжетное) Сюрпризный момент Ходьба по доске Прыжки на двух ногах Прокатывание мяча П/и Лесные жучки Игра м/п Заблудились мы в лесу Гимнастика для глаз | Игра «Зайки на лужайке» Имитация движений животных | Театральная деятельность «Глупый гусенок» Аппликация «Накормим зайку морковкой» | Беседа «Заяц и волк – лесные жители» Звукоподражание | |
11 | Приветствие Разминка. «Гусята и Утята» Отработка основных видов движений Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика
| Игра «Мы утята и гусята» Игры с песком «Необыкновенные следы» | Слушание и пение потешки «Как у наших у ворот» | Игровое упражнение с игрушками и зерном (рассыпание зерна на лист бумаги) Чтение рассказа К. Ушинского «Гуси» (коммуникация) Чтение потешки «Пастушок и коровка» (чтение художественной литературы) | |
12 | Приветствие Игровое, построено на подвижных играх Приветствие Найди свой домик Курица и цыплята Лошадки Угадай кто позвал
Пальчиковая гимнастика |
| Веселый танец цыплят Лепка прямыми движениями рук | Беседа «Как живут домашние животные», имитация повадков животных Звукоподражание Развивающая игра «Найди ошибки» - развитие внимания (познание) Артикуляционная гимнастика | |
Декабрь | |||||
13 | Приветствие Музыкальная разминка. Подвижные игры Игра «Рыбки и щука»
Пальчиковая гимнастика
| Приветствие. Игра с движениями «Море». | Рисование «Рыбки в аквариуме» | Сюрпризный момент Игры с водой Развивающая игра «Найди такой же» - цвет, размер, форма (познание) Рассматривание игрушки – рыбки | «Развитие тактильных ощущений» |
14 | Приветствие «Цветные автомобили» (сюжетное занятие) Ходьба по дорожке Прыжки на двух ногах П/и Светофор и цветные автомобили Игра м/п Собери светофор Пальчиковая гимнастика | Сюжетные игры с транспортом Игра «Автомобиль» | Лепка колес к машине | Жестовые игры Звукоподражание (машина) Настольно-печатная игра «Почини машину» - составление из частей
| |
15 | Приветствие Игровая гимнастика с мячом
Закаливающие процедуры
Пальчиковая гимнастика
Дыхательная гимнастика | Игры в центре воды и песка | Рисование «Светофор» | Чтение стихотворения «Светофор» Развивающая игра «Разноцветный светофор» - форма, цвет | |
16 | Приветствие Игровое занятие, построено на основных упражнениях Сюрпризный момент В гости к кукле по дорожке Зайка прыг, зайка скок Лошадки Угадай кто позвал Пальчиковая гимнастика | Жестовые игры Игра «Дед Мороз» | Лепка «Шарики для елки» | Дидактическая игра «Оденем кукол на праздник» - величина Артикуляционная гиманстика | |
Январь | |||||
17 | Приветствие
Подвижные игры Упражнения на профилактику нарушений осанки Пальчиковая гимнастика
| Игровая ситуация «Приготовим обед»
| Музыкальная разминка Игры-хороводы Разукрашивание тарелочки кусочками ваты и манкой Угощение (конфеты) | Дидактическая игра «Разноцветная посуда» - обобщение, цвет | «Развивающие игрушки для детей младшего дошкольного возраста» |
18 | Приветствие «На помощь Колобку» (сюжетное) Сюрпризный момент Ходьба на четвереньках Перешагивание через препятствия П/и Веселая карусель Игра м/п Зайка серый умывается Пальчиковая гимнастика | Сюрпризный момент Имитация катание кома из снега (колобки) | Театральная деятельность «Колобок» | Дидактическая игра «Что катится» - форма артикуляционная гимнастика | |
19 | Приветствие Подвижные игры Малоподвижные игры Игра: Зайка серый умывается Ходьба по солевым дорожкам Упражнения на профилактику плоскостопия | Игровые движения: сели – встали Игровая ситуация: покормим зайку | Танец медвежат Игра на колокольчиках | Дидактическая игра «Поможем лисичке» - классификация Жестовые игры | |
Февраль | |||||
20 | Приветствие Закрепление основных видов движения, общеукрепляющих упражнений Задание на развитие мелкой моторики «Подарок для доктора» чередование предметов по форме Пальчиковая гимнастика: покрутим руль | Сюрприз от Айболита (витамины Игра-инсценировка «Айболит»
| Рисование «Колеса для машины Айболита» Музыкальная разминка «Едем на машине» Игровые упражнения (под музыку бегают, без музыки стоят) | Игровая ситуация «У доктора» Музыкальная загадка о машинах (звукоподражание) Артикуляционная гимнастика Развитие мелкой моторики «Разноцветные витаминки» работа с крупой | «Значение артикуляционной гимнастики» |
21 | Приветствие «Мой веселый звонкий мяч» (сюжетное) Приветствие Прыжки на двух ногах с продвижением вперед Игра Поймай мяч Проползание в обруч П/и Мой веселый звонкий мяч Игра м/п Найди флажок Пальчиковая гимнастика | Игровая ситуация «Катя простудилась» | Игровые упражнения (под музыку бегают, без музыки стоят) | Описание действий детьми «Кукла делает зарядку» Сенсорика: соберем бусинки в стаканчик (разделяют большие и маленькие бусинки) Игровая ситуация: кому нужны витамины | |
22 | Приветствие Профилактика плоскостопия Игровая гимнастика: марш с мячом, прыжки Игра «Мы большие» Пальчиковая гимнастика | Игры с песком «Победитель» (на снятие стресса) | Песенка-игра «Где же ручки» Рисование пальцами «Подарим папе рубашку» | Игра «Кто быстрее соберет пирамидку» Артикуляционная гимнастика | |
23 | Приветствие «Смелые, умелые» (сюжетное) Ходьба по группе. Кто больше соберет мячей Метание «Прогоним волка» П/и «Волк и козлята» Ходьба парами Гимнастика для глаз | Игровые упражнения под музыку | Театральная деятельность «Волок и козлята» Музыкальная разминка Лепка: раскатывание пластилина прямыми движениями, соединение частей | Сюрпризный момент Дидактическая игра «Найди такую же» обобщение, классификация по форме, цвету
| |
Март | |||||
24 | Приветствие Дыхательная гимнастика, подвижные игры Закаливающие процедуры (босохождение по массажным дорожкам)
| Сюрпризный момент Игра-инсценировка «Девочка Маша и зайка длинное ушко» | Рисование пальчиками «Нарядное платье для мамы»
| Задание на развитие мелкой моторики «Подарок для мамы» чередование предметов по форме Жестовая игра «Я пеку» | «Своими руками» (изготовление массажных дорожек из бросового материала) |
25 | Приветствие «В гостях у кукол» (сюжетное) Ходьба по мешочкам (наполнены крупами) Игровое упражнение «Беги ко мне» Собери шишки для кукол П/и «Кот и мыши» Игра м/п «Поезд» Пальчиковая игра | Сюрпризный момент Сюжетная игра «Семья» | Театральная деятельность «Петушок и его семья» Песенка – игра «Я пеку» Рисование пальчиками «Накроем стол» | Задание на соотнесение предметов по величине «Найди свой домик» | |
26 | Приветствие Упражнения на профилактику плоскостопия Подвижные игры | Игровые упражнения в песке: погружение рук в песок Игровая ситуация «Маша в гостях» | Пение «Ладушки» Игра с ладошками | Дидактическая игра «Ждем кукол на чай» соотнесение предметов по количеству | |
27 | Приветствие Игровое занятие, построено на общеразвивающих упражнениях Игра «Делай как я» Игровые движения «Часики» П/и Солнышко и тучка
Закаливающие процедуры Ходьба по следам | Игровая ситуация «Катин дом» Игры с ладошками | Лепка «Вишенки для торта» | Развивающая игра «Матрешки» величина Жестовые игры (показ животных) Звукоподражание | |
Апрель | |||||
28 | Приветствие Игровая гимнастика «Передай мяч» Игра с движениями «Вышли мыши» Отработка основных видов движения Дыхательные упражнения Пальчиковая гимнастика | Сюрпризный момент «Мышка»
| Игра с подражанием «Приходите мыши» Игры на музыкальных инструментах «Что звучит: раз, два говори» | Загадка «Мышка» Задание на развитие зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики Артикуляционная гимнастика | «Детские страхи» |
29 | Приветствие «У солнышка в гостях» (сюжетное) Перепрыгивание через «льдинки» Ручейки и озера П/и «Солнышко и дождик» Игра м/п «Найди игрушку» Пальчиковая гимнастика | Сюрпризный момент «Солнечные лучики» | Слушание сказки «Тили бом» Рисование пальчиками «Лучики солнышка» | Жестовые игры Игровая ситуация «Осторожно пожар» | |
30 | Приветствие Разминка для рук Подвижные игры Малоподвижные игры Закаливающие процедуры (босохождение по солевым дорожкам) | Сюрпризный момент «В гости к игрушкам»
| Музыкальное упражнение: Передай мяч Рисование на готовых шаблонах (тычкование) | Игровая ситуация «Мишка нахмурился» Игра «Найди игрушку» Развивающая игра «Цветные вкадыши» | |
31 | Приветствие Игровое занятие, построено на подвижных играх Трамвай Волк и зайцы Веселые ребята По ровненькой дорожке Дыхательные упражнения Пальчиковая гимнастика | Сюрпризный момент «Неваляшка» Имитация движения – неваляшки | Музыкальное упражнение: Передай платочек Лепка «Неваляшка» раскатывание пластилина круговыми движениями | Игра-инсценировка «Купим Тане новый мяч» Лепка «Неваляшка» Дидактическая игра «Что в мешочке» качество предметов – форма
| |
Май | |||||
32 | Приветствие Подвижные игры Игры-хороводы Малоподвижная игра «На полянке» Упражнения на профилактику нарушений осанки Пальчиковая гимнастика | Сюрпризный момент «Приходите на лужок» Пальчиковая гимнастика Игра с подражанием «Улитка»
| Музыкальная игра «Угадай, кто поет» (насекомые, корова, поросенок, котенок, щенок) Рисование пальчиками «Солнечная полянка» | Игровая ситуация «Приходите на лужок» сравнение величины способом наложения. Артикуляционная гимнастика | «Подвижные игры, как средство развития физических качеств ребенка» |
33 | Приветствие «Прогулка» (сюжетное занятие) Ходьба по ребристой доске Метание мягких мячей Упражнение «Мы большие, маленькие» (приседание, подпрыгивание) П/и «Солнышко и дождик» П/и «По тропинке мы пойдём…» | Сюрпризный момент «Воздушный шарик» Игра инсценировка «Ветер по небу гуляет…» | Лепка «Пушистые облака» раскатывание пластилина круговыми движениями Игра на музыкальных инструментах | Дидактическая игра «Найди предмет» сравнение предметов по цвету Жестовые игры Артикуляционная гимнастика | |
34 | Приветствие Игра «В лес на поезде» Игровая гимнастика «Мой веселый, звонкий мячом» Подвижные игры Игры на профилактику плоскостопия Звукоподражание Пальчиковая гимнастика | Игры с песком «Отпечатки» (на развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизации интереса)
| Песенка-игра «Ладошки»
Пластилинопластика «Это пальчик дедушка…»
| Сюрпризный момент Развивающая игра «Собери узор» расположение | |
35 | Приветствие Пальчиковые игры Игровые упражнения: «Принеси не урони» «Кто вперед» «Поменяй предмет» П/игра «Зайка скок» Ходьба по массажным дорожкам (профилактика плоскостопия) | Театральная деятельность «Зайка» Обыгрывание ситуации «Покормим зайку» | Музыкальное упражнение: Передай зайчонка Лепка «Морковка для заиньки» раскатывание пластилина прямыми движениями рук | Задание: чередование по цвету «разноцветные платочки» Развивающая игра «Собери зайчика» разрезная картинка | |
36 | Приветствие Игровая гимнастика «Хлопаем-шлепаем» Пальчиковые игры Игры на дыхание Закрепление общеразвивающих упражнений Закаливающие процедуры (босохождение по массажным дорожкам) | Сюрпризный момент «Приходите на полянку» Звукоподражание «Жук»
| Музыкальная загадка «Жук» Имитация «Бабочка» Рисование ватными палочками «Божья коровка» | Жестовые игры «Кто летает» Работа с природным материалом. Выкладывание по контуру «Бабочка» из камешков (на развитие мелкой моторики рук) |
1.4. Выявление уровня освоения программы
Критерии | Показатели | инструментарий | Сроки | Ожидаемый результат |
| ||||
Развития физических качеств | Количество воспитанников с высоким, средним, низким уровнем развития физических качеств, | Методика Н.А. Ноткиной, Г.Лесковой Формула В.И.Усакова «Темпы прироста» | Сентябрь Май | Ежегодное повышение уровня развития физических качеств и двигательных навыков на 2%.
|
Усвоения основных двигательных навыков | Количество воспитанников с высоким уровнем усвоения двигательных навыков | Сентябрь Май | ||
Заболеваемость | общая заболеваемость, простудная заболеваемость, заболеваемость детей в случаях на 1 ребенка, заболеваемость в днях на 1 ребенка, индекс здоровья. | Расчет формулы заболеваемости, формула индекса здоровья | Ежемесячно 1 раз в квартал | Снижена заболеваемость. Ежегодное увеличение индекса здоровья на 0,2%, |
Уровень сформированности представлений и практических умений | Количество воспитанников с высоким уровнем усвоения задач по ЗОЖ | Методика проведения диагностики «Человек и его здоровье», Е.В. Гончарова | Сентябрь Май | Сформировано ценностное отношение к своему здоровью и позитивных мотивов к ведению здорового образа жизни. Сформировано психоэмоциональное благополучие детей. |
2.Работа с родителями. | ||||
Повышение компетентности | Использование здоровьесберегающих технологий в домашних условиях. Выпуск брошюр, плакатов. | Анкетирование опрос Индивидуальная беседа | Апрель | До 70% повышена компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровья детей. |
Вовлечение родителей в совместные мероприятия | Участие родителей в совместных спортивных праздниках и соревнованиях | Наблюдение Факт участия Бланки контроля | Апрель | До 45% семей вовлечены в совместную спортивно- оздоровительную деятельность. |
2. Механизм реализации программы
группа | Представления | Практические умения |
Группы общеразвивающей направленности от 2 до 4 лет |
«Физическое развитие» | |
Узнавать и называть процессы умывания, одевания, еды, ухода за внешним видом. Знать предметы и действия гигиенических процессов, правила поведения за столом | соблюдать последовательность при выполнении КГН, проявлять самостоятельность Вежливо обращаться за помощью к взрослому.
| |
Формировать первичные представления о физических упражнениях, подвижных играх. | согласовывать свои действия с движениями других, соблюдать предложенный темп; -учить реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним; -учить самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, принимать активное участие в подвижных играх |
Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие виды деятельности:
- физкультурно-оздоровительная деятельность (подвижные игры и упражнения, имитации, гимнастики - пальчиковые игры и игры с язычком (артикуляционная гимнастика), дыхательная; закаливающие процедуры; упражнения на профилактику осанки, плоскостопия;
- действия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками;
- сенсорное развитие;
- изобразительная деятельность (лепка, рисование);
- слушание музыки;
- чтение художественной литературы;
- игры с песком.
Структура совместной работы с детьми от 2 до 4 лет функционирует 2 раза в неделю по 5 часов в день. Встречи включают в себя:
1. Приветствие;
2. Совместную деятельность педагога с детьми - дидактические, театрализованные игры, беседа, чтение, рассказывание, рассматривание иллюстраций, заучивание наизусть, игры с песком, музыкально-дидактические игры, подвижные игры, формирование навыков самообслуживания, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика) и т.д.;
3. Индивидуальную работу;
- Работу с родителями.
Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематической и планомерной работы.
В организации совместной деятельности введены традиции приветствия и прощания. Традиции являются структурным элементом системы личностно-социального развития дошкольников и направлены на формирование личностно значимых нравственных ориентиров у детей, преодоление личностной незрелости, агрессивности, повышенной невротичности, развивает навыки эффективного взаимодействия друг с другом. Каждое занятие начинается с игры «Солнышко», где дети вместе с педагогом садятся в круг, берутся за руки и здороваются по очереди друг с другом, называя свое имя, позже – имя и фамилию. Цель приветствия состоит в том, чтобы способствовать психическому и личностному росту ребенка; развитию навыков социального поведения; улучшению эмоционального фона, повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах при организации совместной деятельности с малышами:
- Обсуждение содержания игры и отрабатывание необходимых жестов, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Выполнение упражнения вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменять их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
- Не принуждать. Попытаться разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Стимулировать детей и поощрять их успехи.
3. Условия реализации программы
3.1. Кадровое обеспечение программы.
Заведующий ДОУ:
- общее руководство по внедрению и реализации программы «Непоседы»;
- ежемесячный анализ реализации программы;
- контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.
Заместитель заведующего по ВМР:
- нормативно – правовое, программно – методическое обеспечение реализации программы «Непоседы»;
- контроль за реализацией программы «Непоседы».
Старшая медицинская сестра:
- обследование детей по скрининг – программе и выявление патологии;
- составление списков часто и длительно болеющих детей;
- определение оценки показателей физического развития, критериев здоровья.
Воспитатель:
- определение показателей двигательной подготовленности детей;
- дыхательная гимнастика, физкультурные упражнения;
- закаливание (солевые дорожки, босохождение).
- внедрение здоровьесберегающих технологий;
- пропаганда ЗОЖ;
- пропаганда методов оздоровления в коллективе детей, среди родителей
- гимнастики направленные на профилактику зрения, плоскостопия, осанки, дыхания, мелкой моторики.
Заместитель заведующего по АХР:
- обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ;
- создание материально – технических условий;
- контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно – гигиенических условий при реализации программы «Непоседы».
Младший обслуживающий персонал:
- соблюдение санитарно – гигиенического режима;
- помощь педагогу в организации физкультурно – оздоровительных мероприятий.
3.2. Материально-техническое и методическое обеспечение программы:
Помещение | Оборудование | Методическое обеспечение |
Физкультурный зал | спортивный комплекс; сухой бассейн. ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажёры для стоп, нестандартное оборудование, мячи, обручи, мешочки с песком, магнитофон. атрибуты для подвижных и спортивных игр. центр воды и песка | Методическая литература. Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна. Картотеки подвижных, спортивных игр. Картотеки игр направленных на профилактику плоскостопия, зрения, осанки, дыхания, мелкой моторики. Методические рекомендации в соответствии с возрастом детей. Материалы по профилактике различных заболеваний, рекомендаций по закаливанию и др. Картотеки театрализованных игр Комплекс игр направленных на снятие психоэмоциональное напряжение |
3.3. Финансовое обеспечение.
№ | мероприятия | Источники финансирования мероприятий (тыс. руб.) | |
Бюджет | внебюджет | ||
1 | Мероприятия, направленные на модернизацию физического воспитания | 11 | 17 |
Приобретение учебно-методического материала (дидактические игры, пособия) | 3 | 3 | |
Приобретение учебно-методического оборудования | 5 | 5 | |
Улучшение материально-технической базы (детская мебель, ковры и др.) | 3 | 4 | |
Приобретение современного технического оборудования (ТСО) | 0 | 5 | |
итого | 28 |
4. Контроль за реализацией программы «Непоседы» по организации группы
кратковременного пребывания детей от 2 до 4 лет, не посещающих дошкольное учреждение (физкультурно-оздоровительная направленность).
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации, который необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, а также используется для стимулирования успешной деятельности.
Контроль позволяет выявить проблемы и скорректировать образовательную деятельность в группе кратковременного пребывания детей от 2 до 4 лет.
№ | Мероприятия контроля | Сроки | Ответственные |
1 | Тематический контроль «Готовность образовательного учреждения к новому учебному году» | Сентябрь (1 неделя) | Административный аппарат, комиссия ДОУ |
2 | Тематический контроль «Состояние работы по реализации программы по организации группы кратковременного пребывания детей от 2 до 4 лет «Непоседы». | Октябрь (4 неделя) | Зам.зав. по ВМР |
3 | Предупредительный контроль качества предоставления дополнительных услуг в условиях консультативного пункта. | Ноябрь (2 неделя) | Зам.зав. по ВМР |
4 | Инспекционный (тематический) контроль за соблюдением требований к организации образовательного процесса, соответствие учебного плана реализуемой программы, СанПиНа в группе кратковременного пребывания детей от 2 до 4лет. | Февраль (1,2 неделя) | Заведующий ДОУ Зам.зав. по ВМР |
5 | Контроль за состоянием программно-методического обеспечения ДОУ в соответствии с реализуемой программой | Май (2 неделя) | Заведующий ДОУ Зам.зав. по ВМР Зам.зав. по АХР |
Список литературы.
- Бабаева И.Т., А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. Программа «Детство», – СПб.: ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011
- Дергунская В.А. Диагностика культур здоровья дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005
- Шилкова И.К., Большев А.С. Здоровьеформирующее физическое развитие. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2001
- Чупаха И.Б., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Ставрополь: 2001
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр Академия, 2001
- Чупаха И.Б., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровый ребенок в здоровом социуме.- М.: Ставрополь: 1999
- Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2003
- Иванков Ч.Т. Теоретические основ физического воспитания. – М.: 2000
- Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. - М.: Академия, 2002
- Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: ЛИНКА ПРЕСС, 2000
- Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. - СПб, 1993
- Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду. - М.: Просвещение, 1991
- Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М.: 2000
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. - М.: ТЦ Сфера, 2004
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: 1995
- Лескова Г., Ноткина Н.А. Методика проведения диагностики по физическому воспитанию
- Формула Усакова В.И. Темпы прироста.
- Гончарова Е.В. Методика проведения диагностики Человек и его здоровье.
- Потапчук А.А. Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. - СПб Речь, 2001
- Волошина Л.Н. Играйте на здоровье. М.: АРКТИ, 2004
- Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. - М.: ФиС, 1953
- Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. - М.: АРКТИ, 2002
- Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: НЦ ЭНАС, 2004
- Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2004