Формы и факторы способствующие оздоровительной деятельности в дошкольной образовательной организации
методическая разработка на тему
Проблема здоровья является наиболее актуальной в нашем обществе. Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно заставляет обратить на себя внимание здоровье будущего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_faktory_po_ozdorovleniyu.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и факторы способствующие оздоровительной деятельности
в дошкольной образовательной организации
Проблема здоровья является наиболее актуальной в нашем обществе. Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно заставляет обратить на себя внимание здоровье будущего поколения. Дошкольное детство - короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, так как развитие идёт бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребёнка. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребёнку.
Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду.
Поэтому ДОО должна оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка - это основа формирования личности. Исходя из принципа «здоровый ребёнок - успешный ребёнок» ДОО решает задачи, содержание которых направлено на укрепление здоровья детей и выделяет следующие формы, которые способствуют оздоровительной деятельности в образовательном учреждении:
- Медико - профилактическая, направленная на профилактику заболеваемости, которая включает множество различных мероприятий, осуществляемых медицинской службой ДОО - от контроля за выполнением требований СаНПиН по организации здоровьесберегающих педагогических условий и множества различных профилактических мероприятий, способствующих повышению резистентности организма
- Физкультурно - оздоровительная, которую осуществляют педагоги в виде занятий по физическому воспитанию, гимнастики, физкультминуток, динамических пауз, дней здоровья
- Информационно - просветительской работой с родителями и персоналом, беседами с детьми о ценности здорового образа жизни
- Коррекционной, исправляющей уже имеющиеся недостатки и нарушения физического и психического развития
- Спортивно - досуговой, организованной администрацией детского сада в виде дополнительных спортивных соревнований и развлечений, позволяющих приобщать детей к спорту и активному образу жизни.
Все эти виды деятельности реализуются с помощью различных технологии, методик и программ, к сожалению, часто спонтанно отобранных. Поэтому эффект их воздействия зависит прежде всего от профессионализма педагога, от логичности и адресности определённых целей использования того или другого набора технологии, от системности и места их в педагогическом процессе. Основными направлениями по физическому развитию детей выделяют: физическую культуру и здоровье.
Понятие «среда» трактуется современными философами как система, включающая взаимосвязи предметного и личностного характера, т.е. (это то, что нас окружает) пространство, в котором формируется и укрепляется психологическое и физическое здоровье. Через среду воспитание адаптирует к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.
Образовательный процесс можно представить в единстве трех факторов:
- Специально – организованной деятельности;
- Предметно – пространственной развивающей среды;
- Эмоционально и нравственно обоснованного личностного взаимодействия взрослых и детей (духовное пространство ДОО).
Осознавая значимость среды в становлении и оздоровлении личности ребёнка, определяются и требования к ее организации:
- она должна предоставить ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.
- должна быть целесообразной, удобной, информированной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром.
Среди множества предметов окружения можно выделить ряд факторов влияющих на здоровье ребенка. Первый фактор - предметная среда, которая определяется состоянием здания детского сада и его санитарно - технического оборудования, организацией питания, наличием и оснащением медицинского кабинета и дополнительных оздоровительных компонентов; наличием и оборудованием спортивно- оздоровительного и учебно - воспитательной инфраструктуры.
Следующим фактором влияющим на здоровье ребёнка является коррекционно – развивающая среда, которая характеризуется режимами функционирования, несоответствием средств и форм организации сохранения здоровья. Сюда относят образовательные программы, которые используют как для развития здоровья ребёнка, так и для его несоответствия определённым нормам. Коммуникативная среда, определяется степенью межличностных отношений между всеми субъектами образовательного процесса: педагогами, родителями, детьми и состоянием нервно - психического здоровья. Для обеспечения здоровья детей работа выстраивается по следующим блокам: медицинское обслуживание, рациональное питание, физкультурно – оздоровительные мероприятия и создание комфортной среды.
Таким образом, здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, дошкольной образовательной организации, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально – экономической и экологической ситуации в стране. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребёнка. Работа по укреплению здоровья детей будет эффективна, если будут учтены все факторы (предметная среда, коммуникативная, коррекционно – развивающая) влияющие на её сохранение и укрепление в образовательном процессе ДОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций.
Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций....
Консультация для воспитателей "Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций"
Современная модель образования ставит перед дошкольными образовательными учреждениями качественно новые задачи в области воспитания, образования и сохранения здоровья детей. Решить эти задачи должны п...
Консультация для родителей "Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций"
Современная модель образования ставит перед дошкольными образовательными учреждениями качественно новые задачи в области воспитания, образования и сохранения здоровья детей. Решить эти задачи должны п...
Консультация для воспитателей "Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций" консультация
для воспитателей...
Консультация "Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций"
Современная модель образования ставит перед дошкольными образовательными учреждениями качественно новые задачи в области воспитания, образования и сохранения здоровья детей....
Консультация для воспитателей "Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций"
Современная модель образования ставит перед дошкольными образовательными учреждениями качественно новые задачи в области воспитания, образования и сохранения здоровья детей. Решить эти задачи должны п...