Педагогические ситуации по приобщению старших дошкольников к здоровому образу жизни
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Целенаправленная и систематически спланированная работа с дошкольниками по формированию культуры здоровья, способствует становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения.
Предложенные практические педагогические ситуации помогают перенести накопленный опыт у ребенка в реальность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Куликова И.Н.
Педагогические ситуации по приобщению старших дошкольников
к здоровому образу жизни
Формирование представлений о здоровье, его ценностях, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья идёт не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной и индивидуальной деятельности педагога и ребёнка в течение режима дня.
Целенаправленная и систематически спланированная работа с дошкольниками по формированию культуры здоровья, способствует становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения.
В ходе непосредственно образовательной деятельности создаются игровые и воображаемые ситуации, где дети встречаются с полюбившимся героем мальчиком - Стобедом, которого они обучают, развивают и воспитывают. Другие персонажи (Айболит, Витаминка, Гантелька, Мойдодыр, Фея здоровья) позволяют ощутить «Эффект присутствия» в определённом месте для разыгрывания ситуаций. Дети с нетерпением ждут встреч с полюбившимися персонажами.
Предложенные практические педагогические ситуации помогают перенести накопленный опыт у ребенка в реальность.
Ситуации для детей старшего дошкольного возраста.
Цели:
направить воспитательно-образовательный процесс на формирование у детей самостоятельности в принятии правильных решений и ответственности за них.
Задачи:
научить ребенка не допускать возникновения «опасных» ситуаций для их жизни здоровья, дать возможность проявить себя в умении выходить из нее;
уметь распознавать опасности, вырабатывать у детей стереотип поведения, при котором ребенок может избежать этой опасности или выйти из нее, не причинив большого вреда для себя и своего здоровья.
ЗАБОЧУСЬ О СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ
1. Таня и Вова гуляли в саду. Около яблони на земле лежали спелые
ароматные яблоки. Дети собрали полную корзину фруктов. Вова протянул руку и сказал: «Я хочу съесть вот это яблоко ». Что ему ответила Таня?
Вывод: Нельзя есть грязные немытые фрукты, может заболеть живот.
2. Ваня гулял на улице и пришел испачканный. «Я устал, хочу отдохнуть,
полежать», - сказал Ваня маме и отправился в спальню. Но мама его
остановила. Что мама сказала Ване?
Вывод: после прогулки необходимо тщательно вымыть руки, лицо или тело
с мылом, чтобы микробы не попали в организм.
3. Серёжа очень любил сладости и не любил чистить зубы. И вот однажды у него сильно разболелся зуб. Почему это случилось? Кто теперь поможет мальчику?
Вывод: нужно чистить зубы два раза в день, полоскать рот после еды. Нельзя есть много сладостей. Регулярно проходить осмотр у врача стоматолога.
4. Оля любит смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры. Делает это часто и подолгу. После этого у нее появилось покраснение и неприятное ощущение в глазах. Как вы думаете, почему это случилось и что можно посоветовать Оле?
Вывод: нельзя подолгу смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, от этого может испортиться зрение, будет болеть голова.
5. Петя и Саша решили помериться своими силами: кто быстрее и выше залезет на дерево, спрыгнет с высоты. Как вы думает, что может с ними произойти? Можно ли прыгать с высоты?
Вывод: нельзя залезать на высокие предметы и деревья и прыгать с высоты. Можно повредить руки или ноги, удариться головой.
6. На прогулке в детском саду ребята играли с зеркальцами в «солнечных зайчиков». Миша часто ловил «солнечных зайчиков» глазами. После прогулки у него воспалились глаза и стали слезиться. Почему это произошло? Что нужно делать, чтобы уберечь глаза от солнца?
Вывод: нельзя смотреть на солнце незащищенными глазами. Можно потерять зрение. В солнечную погоду необходимо носить солнцезащитные очки.
ОКАЗАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ПОМОЩИ
1. Лена и Валя играли в песочнице, строили гараж, лепили куличики. К ним подошел Вова, выхватил у Лены совок и стал сыпать песок на постройки. А потом обсыпал песком Валю. Песок попал Вале в глаза и рот. Валя заплакала. Пришлось врачу промыть Вале рот, глаза и закапать глазные капли.
Вывод: нельзя обсыпаться песком. Если песок попал в глаза или в рот, то их следует промыть немедленно водой и при необходимости обратиться к врачу.
2. Сережа очень любил собирать разноцветные стеклышки и выкладывать из них узоры. Часто стекла были из битых бутылок с острыми краями. Однажды он нашел новое стеклышко, положил его в карман, а потом захотел показать Саше. Засунул руку в карман и порезался. Кровь шла очень сильно, пришлось сделать перевязку.
Вывод: нельзя играть с битым стеклом и острыми предметами. Можно порезаться, пораниться.
3. Летом Таня любила гулять без панамки. У всех детей были головные уборы. Стояла жаркая погода. Вечером у Тани поднялась температура, сильно болела голова. Пришел врач и сказал, отчего заболела Таня. Как вы думаете, что он ей сказал?
Вывод: нельзя летом ходить без головного убора, можно получить солнечный и тепловой удар.
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИУМЕ И ПРИРОДЕ
1. Подружки Наташа и Таня пошли в рощу собрать красивые цветы. Девочки так увлеклись сбором цветов, что не заметили, как зашли далеко в чащу. Они стали кричать и звать на помощь.
Объясните поступок девочек и скажите, чего не должно быть?
Вывод: детям одним и без разрешения взрослых нельзя никуда ходить.
2. На прогулке ребята увидели большой красивый куст с ягодами. Они захотели попробовать эти ягоды на вкус, но Коля сказал…
Что сказал Коля своим друзьям?
Вывод: нельзя есть незнакомые ягоды, пробовать на вкус незнакомые растения, незрелые плоды, ими можно отравиться.
3. Дети гуляли на поляне. Вокруг летало много разных насекомых. Таня рассматривала жучков, паучков, а смелый Саша решил удивить всех и поймать осу или шмеля. Как вы думаете, что произойдет с Сашей, если ему удастся поймать этих насекомых? Какую первую помощь надо оказать при укусах насекомых?
Вывод: Нельзя ловить и брать руками насекомых, они могут быть ядовитыми. Если произошел укус появиться боль, отек, слабость, тошнота, головокружение и даже обморок. Необходимо приложить к месту укуса холод, сообщить взрослому, обратиться к врачу.
4. Ребята катались на роликах. Рома ехал быстро, был невнимателен и не заметил открытого люка, возле которого не было ограждения. У мальчика был сильный испуг и перелом ноги. Расскажите правила катания на роликах, велосипедах, самокатах.
Вывод: недопустимо выезжать на автодорогу; выбирать ровные, безопасные и малолюдные места. Даже закрытые люки, лучше объезжать во избежание несчастных случаев.
5. Аня стояла на балконе и увидела во дворе Свету. Она захотела ее позвать к себе в гости. Поставила стул к перилам балкона и перегнулась вниз. Что могло произойти с Аней?
Вывод: детям нельзя высовываться с балконов и открытых окон. Можно вывалиться и разбиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Использование здоровьесберегающих технологий, способствующих укреплению здоровья детей и приобщения их к здоровому образу жизни»
Матариал для проведения педагогического совета в детском саду по здоровьесберегающим технологиях....
«Научись беречь здоровье». Конспект занятия с детьми старшего возраста по приобщению их к здоровому образу жизни
«Научись беречь здоровье». Конспект занятия с детьми старшего возраста по приобщению их к здоровому образу жизниЦель: формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, мерах...
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?...
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?
Наша работа будет эффективна при вашей поддержке, родители!Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкульт...
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое здоровый образ жизни?
Что такое здоровый образ жизни?...
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?
Разработала: воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской областиСнегирева Татьяна Ивановна...
Консультация для родителей на тему: " Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни".
Все родители желают видеть своих детей здоровыми, энергичными, красивыми, спортивными. Путей к физическому совершенствованию много. Один из них= воспитание в семье....