материал для родительского клуба
консультация на тему
Информация предназначена логопедам и воспитателям для выступления на родительских собраниях. В нём собран материал по оздоровлению детей в домашних условиях посредством игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИГРАЕМ – ЗДОРОВЬЕ УКРЕПЛЯЕМ»
Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. В современной медицине его принято определять как такое состояние организма, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Для детей дошкольного возраста возможность посещать ДОУ, овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой, — показатели нормального функционального состояния их организма, состояния уравновешенности с внешней средой. Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии и ослабленным здоровьем весьма тревожит всю общественность. Общероссийская проблема детского здоровья весьма актуальна и для дошкольников нашего города. Данные анализа состояния здоровья воспитанников свидетельствуют об уменьшении из года в год количества здоровых детей, поступающих в дошкольные учреждения.
Важнейшими особенностями воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях является организация всех режимных моментов соответственно возрасту детей (питание, сон, бодрствование) и формирование предметной среды с целью проведения развивающих физических упражнений и закаливающих процедур. Формирование умения с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становится приоритетным направлением работы с детьми. Но начинаться и закрепляться эта работа должна прежде всего в семье.
Первым и основным видом деятельности ребенка раннего возраста является совместная игра с членами семьи в домашних условиях и с детьми в коллективе. Игра для дошкольника является важным фактором в развитии продуктивных видов деятельности: двигательных умений, логического мышления, становления произвольного внимания, развития смысловой памяти, тренируется воля, личностные отношения, формируются нравственность и внутренняя оценка ситуации, поступка. Дети учатся умению подчиняться общим правилам игры, строить свои отношения со сверстниками и с незнакомыми взрослыми, что способствует формированию психологической готовности к школьному обучению.
И, конечно, есть игры, направленные непосредственно на сохранение и поддержание детского здоровья. Их можно и нужно проводить не только в ДОУ, но и дома.
К ним относятся:
- дыхательная гимнастика
- гимнастика пробуждения после сна - «Пробудки»
- оздоровительное дорожки
- массаж
- упражнения по профилактике плоскостопия
- для формирования правильной осанки
- пальчиковая гимнастика
- гимнастики для профилактики нарушений зрения
- аквапроцедуры
Неотъемлемая часть оздоровительного режима — дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Она включается в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна. Ребёнок учится технике дыхания: глубокий вдох через нос с закрытым ртом, продолжительный выдох через рот. Упражнения проводятся в игровой форме: «Упрямый ослик», «Плакса», «Веселая пчелка», «Часики»... Детям, имеющим заболевания органов дыхания, предлагают надувать по два воздушных шарика ежедневно.
Особой популярностью пользуются мимические разминки, стимулирующие развитие мимических мышц: « Лошадки », « Спать хочется », «Вкусное варенье»,
«Слоники», «Облака».
Особое место в режиме дня занимает гимнастика для мышц глаз, способствующая снятию их статического напряжения, улучшению кровообращения. Эти комплексы проводятся по нескольку раз в день перед серьезной зрительной работой и после нее.
Упражнения по развитию мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений помогают вовлечь ребенка в активное речевое общение.
Одним из немаловажных факторов в процессе оздоровления детей является обучение детей умению расслабляться. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи. Упражнения по релаксации помогают создать спокойное настроение, радостную и свободную обстановку.
Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинается с расслабления наиболее знакомых, крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Сначала вызывается расслабление мышц рук, потом остальных. Еще больше помогает сопоставление напряженности мышц рук с их расслаблением. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.
Научиться произвольному расслаблению мышц, эмоционально успокоиться помогут упражнения, рекомендованные многими авторами (И.Г. Выгодская, Н.В. Берковская и др.).
Расслабление мышц рук
Упражнение «Кулачки»: Для расслабления мышц рук детям предлагается с силой сжать кулачки и подержат их в таком состоянии, затем разжать их (расслабиться) дать почувствовать это состояние.
Руки на столе,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем —
Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Упражнение «Олени». Дети поднимают над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами. Степень напряженности мышц каждого ребенка проверяется, затем обращается его внимание на то, как неприятно это напряжение, поэтому нужно расслабить руки.
Посмотрите: мы — олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немного лени...
Руки не напряжены
И рассла-бле-ны...
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.
Расслабление мышц шеи
Упражнение «Любопытная Варвара». Дети поднимают голову, затем опускают, поворачивают вправо, ощущая напряжение и расслабление шейных мышц. Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо.
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена
И расслаблена...
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена...
А теперь посмотрит вниз
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.
Расслабление по представлению
Упражнение «Волшебный сон». Когда дети в достаточной мере научатся общему мышечному расслаблению, появится возможность перейти к снятию эмоциональной напряженности внушение. Дети находятся в позе покоя, внимательно слушают взрослого про себя повторяют «особые» команды. Взрослый говорит тихим голосом, медленно, с длительными паузами.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Шея не напряжена
И расслаблена.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться!Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.
Самомассаж кистей и пальцев рук
(по Йосиро Цуцуми, модифицированный)
Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»), стихами.
- Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.
Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.
- Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками. Вертеть их в
руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять»,состязаясь в меткости.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево — как хочу.
Сверху — левой, снизу - правой
Я его катаю, браво.
- Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
- Массаж грецкими орехами (каштанами).
Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
- Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.
Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
Пальчиковый тренинг
«Щелчки» — каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.
«Кус-кус» — бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
Котенок
Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудьпокатится,
За него котеноксхватится. Прыг-скок! Цап-царап! Не уйдешь из наших лап!
В. Берестов
«Узелки» — перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, гласные звуки.
«Прогулка» — с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.
Кто идет?
Идет собака, кот идет,
И дождь идет, и град...
Еще часы идут вперед,
Хоть на столе стоят.
Л.Г. Парамонова
На прогулку мы пойдем,
И в футбол играть начнем.
И с хорошей тренировкой,
Каждый станет сильным, ловким
«Лыжники» — «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и
средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе,
Кто помог мне в этом?..
(Лыжи.)
Кто по лесу быстро мчится,
Провалиться не боится?
(Лыжник.)
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги,
И по большим снегам беги. (Лыжи.)
«Волшебные превращения веревочки» — из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных.
«Музыканты» — нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на один звук.
Слоги:
ша-шо-шу-ши-ше;
шко-шка-шку-шки-шке;
аш-ош-уш-иш-еш;
шта-што-шту-шти-ште.
Чистоговорки:
ша-ша-ша — в доме у нас Маша;
шо-шо-шо — Маша ведет себя хорошо;
шу-шу-шу — на руках ее ношу;
ши-ши-ши — калоши у Маши очень хороши.
Стихотворение:
Кто потерял много игрушек
Маша шла, шла, шла
И игрушки нашла:
Кошку, матрешку, шишку, мартышку,
Мишку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, катушку, лягушку.
«Мой веселый мяч-прыгун» — прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно», одновременно рассказывая стихи.
Трудно мячик мне вести
Прямо по дорожке —
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.
«Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).
Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
Правильное речевое дыхание — основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
- выполнять упражнения каждый день по 3—6 мин, в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
— заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот;
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2—3 с.
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания
«Задуй упрямую свечу» — в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
«Паровоз» — ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Пастушок» — подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
«Гуси летят» — медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8—10 раз).
«Кто громче» — выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.
«Аист» — стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6— 7 раз).
«Маятник» — сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 с), наклониться вперед — выдох, возвратиться в исходное положение — вдох. Повторить 3— 4 раза.
«Охота» — закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.).
«Шарик» — представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1—5 медленно выдохнуть.
«Каша» — вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
«Ворона» — сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх — вдох, медленно опустить руки — выдох. Произнести: кар!
«Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
«Греем руки» — вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
«Пилка дров» — встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.
«Дровосек» — встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6—8 раз.
«Сбор урожая» — встать прямо, поднять руки вверх, чтобы 1 достать яблоки, — вдох (пауза 3 с). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз — выдох. Повторить 3—4 раза.
«Комарик» — сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.
«Сыграем на гармошке» — встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 с). Наклон в левую сторону — медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение — вдох (пауза 3 с). Наклон в правую сторону — медленно выдохнуть. Повторить 3—4 раза.
«Трубач» — поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту – ту – ту» (10 – 15 с)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский клуб на тему: «День матери – особый праздник»
Родительский клуб на тему: «День матери – особый праздник» Конкурс чтецов «Мама, мамочка моя!» и мастер-класс для родителей по изготовлению «куклы - утешницы»...
Родительский клуб, посвященный Дню Матери.
День Матери - замечательный праздник. Именно этому празднику мы и решили посвятить наш родительский клуб....

Сценарий праздничной встречи родительского клуба посвященной дню матери
- оптимизация детско-родительских отношений; - сплочение родительского коллектива....

Родительский клуб, посвященный Дню Матери.
Этот материал будет полезен воспитателям при проведении родительских клубов....

Сценарий праздника в родительском клубе, посвященного Дню матери «Мамочка милая, мама моя!»
Разработка предназначена для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений....

Сценарий детско-родительского клуба на «День Матери».
-Вовлечение родителей в совместную культурно - досуговую деятельность. Обеспечение атмосферы доброжелательности, комфортности в общении. Родитель – ребенок, родитель – пе...
Родительский клуб "День Матери"
Любите Маму, пока она смеётся…И теплотой горят её глаза…И голос её в душу вашу льётся…Святой водою, чистой как слеза…Любите Маму — ведь она одна на свете…Кто л...