Программа кружка "Здоровое питание"
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Дашковский детский сад комбинированного вида «Колобок»
Программа кружковой работы
с детьми старшего возраста
«Здоровое питание»
Разработала: воспитатель Асташенок А. Н.
п. Большевик
2013 год
Пояснительная записка |
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым».
Ж.-Ж. Руссо
Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков - актуальная проблема современного общества. Ее решение включает в себя множество аспектов: социальный, экономический, экологический, политический и т.д. Однако, по единодушному мнению специалистов, одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. Главной задачей воспитания мы считаем сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек.
Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве.
Реализация программы кружка «Здоровое питание» в детском саду является удачным тому примером. Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка есть кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу.
Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания.
Следовательно, формировать правильное представление о питании необходимо начинать не только у детей младшего школьного возраста, но и у их родителей.
Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, море продукты. Это приводит к дисбалансу в организме.
В увлекательной игровой форме дети должны знакомиться с гигиеной питания, узнавать о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой, получать представления о правилах этикета. Культура питания – это основа здорового образа жизни.
Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
В ходе реализации Программы, используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности, распространенными при этом являются игровые методики, ситуационные, образно-ролевые игры.
Содержание
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год – дети старшей группы;
2 год – дети подготовительной группы.
Программа состоит из 5 разделов:
- Разнообразие питания:
1. «Самые полезные продукты»,
2. «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»,
3. «Где найти витамины весной»,
4. «Фрукты – полезные продукты»,
5. «Царица огородов - капуста»,
Гигиена питания:
«Как правильно есть»;
- Режим питания:
«Удивительные превращения пирожка»;
- Рацион питания:
1. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»,-
2. «Плох обед, если хлеба нет»,
3. «Полдник. Время есть булочки»,
4. «Пора ужинать»,
5. «Если хочется пить»;
- Культура питания:
1. «На вкус и цвет товарищей нет»,
2. «День рождения»
Знания, умения, навыки, которые формирует программа у дошкольников
У детей в старшей группе:
- знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;
- навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни;
- умение определять полезные продукты питания.
У детей подготовительной группы:
- знание о структуре ежедневного рациона питания;
- навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
- умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.
Цели: формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи:
- формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
- формирование у дошкольников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- информирование детей о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
- развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков у детей, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания
Перспективный план
работы с детьми
№ п/п | Тема занятия | Цели занятия | Форма проведения занятия |
1. |
Правильное питание – залог здоровья
| Уточнение и закрепление знания детей о правильном питании | Анкетирование родителей |
2. |
«Если хочешь быть здоровым». | Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку. | Сюжетно - ролевая игра «Идем в магазин». Игра – соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы». |
3. | «Фрукты - полезные продукты».
| Научить детей выбирать полезные продукты. | Динамическая игра «Поезд». |
4. |
«Как правильно есть» (гигиена питания) | Сформировать у детей представление об основных принципах гигиены питания. | Игра – обсуждение «Законы питания» (обсуждение стихотворения Чуковского «Барабек»). |
5. |
«Удивительные превращения пирожка». | Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима. | Игра «Помоги Кубику и Бусинке». Д/и «Доскажи пословицу». |
6. |
«Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной». | Сформировать представление о завтраке, как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака. | Игра «Отгадай-ка».
Игра «Угадай сказку».
Игра «Поварята». |
7. |
«Плох обед, коли хлеба нет». | Формировать представление об обеде, как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре. | Венок из пословиц.
Игра «Угадай-ка».
Игра «Секреты обеда». |
8. |
«Полдник, время есть булочки».
| Познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значимости молока и молочных продуктов. | Игра – демонстрация «Это удивительное молоко». Кроссворд «Молочные продукты». |
9. |
«Пора ужинать». | Формировать представление об ужине, как обязательном компоненте рациона питания, его составе. | Игра «Объяснялки» (объяснение смысла пословиц) Игра – демонстрация «Как приготовить бутерброд». |
10. |
«На вкус и цвет товарищей нет». | Познакомить детей с разнообразием различных вкусовых свойств различных продуктов и привить практические навыки распознания вкусовых качеств наиболее употребляемых продуктов. | Практическая работа «Определи вкус продукта». Игра «Приготовь блюдо». |
11. |
Если хочешь пить. | Сформировать представление о значимости жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков. | Игра – демонстрация «Из чего готовят соки?» Игра «Праздник чая». |
12. |
Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания. | Игра «Мой день». Презентация полезных продуктов. |
13. |
Где найти витамины весной? | Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека. | Игра «Отгадай название». Д/и «Морские продукты». Игра «Вкусные истории». |
14. |
Царица огородов - капуста | Познакомить с разнообразием видов капусты и ее полезными свойствами. | Игра «Зайчата и крольчата» |
15. |
Каждому овощу свое время. | Познакомить с разнообразием овощей и их полезными свойствами. | Сказка «Вершки, корешки». Игра «Какие овощи выросли на огороде». Конкурс поделок из овощей. |
16. |
Заключительное занятие. День рождения.
| Подведение итогов, умение детей делать самостоятельно выводы. | Игра «Доскажи словечко». Игра «Правильно – неправильно». |
Литература
1. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998
2. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997
3. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987
4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004
5. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
6. Климович Ю. П. Учимся правильно питаться. – Волгоград: Учитель – 2007г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 304.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Дашковский детский сад комбинированного вида «Колобок»
Принято
на совете педагогов «Утверждаю»
Протокол №____ Зав. МДОУ «Колобок»
Панчугова Н. Е.____________
кружковой работы
с детьми старшего возраста
«Здоровое питание»
Разработала: воспитатель Асташенок А. Н.
п. Большевик
2013 год
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым».
Ж.-Ж. Руссо
Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков - актуальная проблема современного общества. Ее решение включает в себя множество аспектов: социальный, экономический, экологический, политический и т.д. Однако, по единодушному мнению специалистов, одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. Главной задачей воспитания мы считаем сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек.
Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве.
Реализация программы кружка «Здоровое питание» в детском саду является удачным тому примером. Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка есть кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу.
Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания.
Следовательно, формировать правильное представление о питании необходимо начинать не только у детей младшего школьного возраста, но и у их родителей.
Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, море продукты. Это приводит к дисбалансу в организме.
В увлекательной игровой форме дети должны знакомиться с гигиеной питания, узнавать о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой, получать представления о правилах этикета. Культура питания – это основа здорового образа жизни.
Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
В ходе реализации Программы, используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности, распространенными при этом являются игровые методики, ситуационные, образно-ролевые игры.
Содержание
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год – дети старшей группы;
2 год – дети подготовительной группы.
Программа состоит из 5 разделов:
- Разнообразие питания:
1. «Самые полезные продукты»,
2. «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»,
3. «Где найти витамины весной»,
4. «Фрукты – полезные продукты»,
5. «Царица огородов - капуста»,
Гигиена питания:
«Как правильно есть»;
- Режим питания:
«Удивительные превращения пирожка»;
- Рацион питания:
1. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»,-
2. «Плох обед, если хлеба нет»,
3. «Полдник. Время есть булочки»,
4. «Пора ужинать»,
5. «Если хочется пить»;
- Культура питания:
1. «На вкус и цвет товарищей нет»,
2. «День рождения»
Знания, умения, навыки, которые формирует программа у дошкольников
У детей в старшей группе:
- знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;
- навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни;
- умение определять полезные продукты питания.
У детей подготовительной группы:
- знание о структуре ежедневного рациона питания;
- навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
- умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.
Цели: формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи:
- формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
- формирование у дошкольников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- информирование детей о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
- развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков у детей, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания
Перспективный план
работы с детьми
№ п/п | Тема занятия | Цели занятия | Форма проведения занятия |
1. | Правильное питание – залог здоровья | Уточнение и закрепление знания детей о правильном питании | Анкетирование родителей |
2. | «Если хочешь быть здоровым». | Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку. | Сюжетно - ролевая игра «Идем в магазин». Игра – соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы». |
3. | «Фрукты - полезные продукты». | Научить детей выбирать полезные продукты. | Динамическая игра «Поезд». |
4. | «Как правильно есть» (гигиена питания) | Сформировать у детей представление об основных принципах гигиены питания. | Игра – обсуждение «Законы питания» (обсуждение стихотворения Чуковского «Барабек»). |
5. | «Удивительные превращения пирожка». | Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима. | Игра «Помоги Кубику и Бусинке». Д/и «Доскажи пословицу». |
6. | «Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной». | Сформировать представление о завтраке, как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака. | Игра «Отгадай-ка». Игра «Угадай сказку». Игра «Поварята». |
7. | «Плох обед, коли хлеба нет». | Формировать представление об обеде, как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре. | Венок из пословиц. Игра «Угадай-ка». Игра «Секреты обеда». |
8. | «Полдник, время есть булочки». | Познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значимости молока и молочных продуктов. | Игра – демонстрация «Это удивительное молоко». Кроссворд «Молочные продукты». |
9. | «Пора ужинать». | Формировать представление об ужине, как обязательном компоненте рациона питания, его составе. | Игра «Объяснялки» (объяснение смысла пословиц) Игра – демонстрация «Как приготовить бутерброд». |
10. | «На вкус и цвет товарищей нет». | Познакомить детей с разнообразием различных вкусовых свойств различных продуктов и привить практические навыки распознания вкусовых качеств наиболее употребляемых продуктов. | Практическая работа «Определи вкус продукта». Игра «Приготовь блюдо». |
11. | Если хочешь пить. | Сформировать представление о значимости жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков. | Игра – демонстрация «Из чего готовят соки?» Игра «Праздник чая». |
12. | Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания. | Игра «Мой день». Презентация полезных продуктов. |
13. | Где найти витамины весной? | Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека. | Игра «Отгадай название». Д/и «Морские продукты». Игра «Вкусные истории». |
14. | Царица огородов - капуста | Познакомить с разнообразием видов капусты и ее полезными свойствами. | Игра «Зайчата и крольчата» |
15. | Каждому овощу свое время. | Познакомить с разнообразием овощей и их полезными свойствами. | Сказка «Вершки, корешки». Игра «Какие овощи выросли на огороде». Конкурс поделок из овощей. |
16. | Заключительное занятие. День рождения. | Подведение итогов, умение детей делать самостоятельно выводы. | Игра «Доскажи словечко». Игра «Правильно – неправильно». |
1. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998
2. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997
3. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987
4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004
5. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
6. Климович Ю. П. Учимся правильно питаться. – Волгоград: Учитель – 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по питанию «НоТ: Учёт по питанию в ДДУ»
Деятельность образовательного учреждения сегодня сложно представить без использования вычислительной техники. Мы разрабатываем и внедряем программные продукты серии НоТ для образовательных учр...
Программа по питанию «НоТ: Учёт по питанию в ДДУ»
Используя нашу программу «НоТ: Учёт по питанию в ДДУ» Вы получаете следующие преимущества:· значительное уменьшение времени составления ежедневног...
Программа "Правильное питание - здоровый малыш"
То, что правильное питание залог здоровья, знает каждый из нас....
Сценарий развлечения "На улице Сезам" по программе "Здоровое питание" для детей подготовительной группы
Развлечение "На улице Сезам" для детей 6-7 лет по программе "Здоровое питание"...
Программа "Здорое питание"
Ознакомление с программой...
Выступление на педсовете "Реализация программы "Здоровое питание"
Выступление на педсовете "Реализация программы "Здоровое питание"...