Диагностика отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни
тест на тему
Предварительный просмотр:
Диагностика отношения ребенка к здоровью
и здоровому образу жизни
Цель - изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни. Для достижения обозначенной цели используется методика «Неоконченные предложения». Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.
- Здоровый человек - это...
- Мое здоровье...
- Иногда я болею, потому что...
- Когда я болею, мне помогают...
- Когда у человека что-то болит, то он...
- Я хочу, чтобы я всегда был здоровым, потому что...
- Когда я думаю о здоровье, то представляю себе...
- Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется...
- Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал...
- Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то...
- Когда мои друзья болеют, то я...
- Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю...
Между предложениями можно сделать паузу, если ребенок устанет или начнет отвлекаться. Результаты этого своеобразного опроса оформляются в таблицу, согласно критериям: осознание ценности здоровья проявляется у ребенка четко - 3 балла, не проявляется - 1 балл, проявляется избирательно - 2 балла.
Вопросы по разделу «Здоровый человек»
Цель - изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека.
Вопросы для собеседования:
- Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек»? Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?
- Как, по-твоему, быть здоровым - это хорошо или плохо? Почему?
- А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь.
- Какие советы ты мне дашь, чтобы не заболеть?
- Знаешь ли ты, что такое микробы? А как защититься от них?
- Как ты думаешь, опасно ли быть неряхой и грязнулей? Что может случиться с таким ребенком?
- Ты считаешь себя здоровым ребенком? Почему ты так думаешь?
- Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему ты так считаешь?
- Делаете ли вы дома утреннюю зарядку? Гимнастику для глаз? Обливаетесь ли вы водой? Как ты думаешь, это вредно или полезно? Почему?
10.Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье?
11. Знаешь ли ты, когда человеку бывает больно? Почему так происходит, как ты
думаешь?
«Человеческий организм»
Цель - определить уровень знаний детей о человеческом организме.
Вопросы для собеседования:
1.Скажи, пожалуйста, знаешь ли ты, из чего состоит твое тело? (Задание: из элементов дидактической игры «Собери человека» собрать фигуру человека. По ходу игры можно задавать ребенку вопросы: «Что ты сейчас делаешь?», «Как называется эта часть человеческого тела?», «Для чего она нужна человеку?» и др.).
2.Расскажи, что у тебя спрятано под кожей?
3.А как ты думаешь, мог бы человек жить без скелета? Нет? Почему?
4.Зачем человеку мышцы?
5.Что произойдет, если сердце человека перестанет работать?
6.Зачем организму человека нужна кровь?
7.Если бы ты перестал дышать, что бы с тобой произошло?
8.Для чего человеку нужна пища? Расскажи, что с ней происходит, когда она попадает в рот?
9.А где у тебя находится мозг? Зачем он тебе?
10.Скажи, пожалуйста, как ты думаешь, чем человек отличается от животного?
11.А что есть общего у человека, животного и у растения? (Можно использовать наглядность).
12.А как ты думаешь, все ли люди устроены одинаково или каждый по-разному?
Уровни знаний детей
Высокий. Ребенок владеет элементарными знаниями о строении человеческого организма, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы. Практически по всем направлениям дает адекватные, однозначные и исчерпывающие ответы, часто проявляя валеологическую эрудированность. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку демонстрировать использование валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных задач. У ребенка чувствуется желание вести здоровый образ жизни. Его представления носят в общем целостный характер.
Средний. Ребенок отчасти владеет валеологическими знаниями, какие-то темы позволяют ему быть более активным в общении с воспитателем, он относительно уверенно отвечает на вопросы по теме беседы (но на все и иногда допускает ошибки). Это позволяет сделать вывод о валеологической избирательности ребенка, о разрозненности его представлений. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку демонстрировать валеологические знания, однако особенного желания вести здоровый образ жизни у него не наблюдается.
Низкий. Ребенок слабо владеет валеологическими знаниями, какие-то разделы позволяют ему быть активным в общении с воспитателем, но чаще всего активность ребенка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору. На большую часть вопросов ребенок дает неадекватные ответы, допускает множество ошибок, затрудняется отвечать или не отвечает совсем. Развернутость конкретных ответов подчеркивает избирательность ребенка и обнаруживает у него разрозненность валеологических представлений. У ребенка не сформирована валеологическая компетентность, он не подготовлен к решению конкретных валеологических задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для родителей " Как сформировать у ребенка стремление к здоровому образу жизни "
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возрастаНадо отметить, что в настоящее время отмечается низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. ...
Консультация для родителей "Формирование у ребенка представления о здоровом образе жизни"
Данный материал может быть полезен педагогам и специалистам ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников...
Статья "Роль семьи и общества в формировании у ребенка представлений о здоровом образе жизни"
Статья о здоровом образе жизни...
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА И ЕГО ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
Особенности развития организма детей в разные возрастные периоды. Что должны знать родители о физическом развитии ребенка. На какие отклонения в развитии нужно обращать внимание....
Роль семьи и общества в формировании у ребенка представлений о здоровом образе жизни
Как заложить привычку к ЗОЖ в семье....
Консультация "Формирование у ребенка представления о здоровом образе жизни"
Обеспечение здоровья подрастающего поколения - одна из актуальных задач современного общества....
Воспитание у ребенка потребности к здоровому образу жизни. Консультация для родителей.
Фундамент здоровья создается в дошкольном детстве. Не создав его, трудно будет сформировать его в будущем. Об это должны помнить родители каждого ребенка....